Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 19:32, курсовая работа
В наше время в постоянно меняющейся обстановке перехода к рынку, управлению предприятия необходимо постоянно проводить анализ деятельности предприятия для принятия управленческих решений. Для принятия решений и анализа нужна исходная информация, которую извлекают из ряда экономических показателей - одним из которых является себестоимость. Этот показатель является одним из самых важных.
Для того, чтобы выдержать острую конкуренцию и завоевать доверие покупателей организации необходимо выгодно выделяться на фоне организаций того же типа. Себестоимость является базисом определения цен на продукцию. Систематическое снижение себестои5мости продукции - одно из главных условий повышения эффективности производства. Она оказ5ывает непосредственное влияние на величину прибыли, уровень рентабельности.
Индекс
Линда используется в качестве определения
границы олигополии. В первом случае
нарушение границы произошло при к=5, следовательно,
в 2005 году на данном рынке жесткую олигополию
образуют четыре первых субъекта. Во
втором случае нарушение границы произошло
при к=4, следовательно, в 2006 году на
данном рынке жесткую олигополию образуют
три первых субъекта.
4. Коэффициент Холла-Тайдмана (HT). Рассчитывается на основе сопоставления рангов предприятий на рынке и их рыночных долей следующим образом:
где HT – коэффициент Холла-Тайдмана;
R – ранг фирмы на рынке (по убывающей, самая крупная
фирма имеет ранг 1);
– доля продаж i-ой фирмы на рынке.
Максимальное
значение показателя равно единице
(в условиях монополии). Минимальное
значение равно 1/n
(n — число фирм в отрасли). По экономическому
смыслу данный показатель сходен с индексом
Герфиндаля-Гиршмана, но в отличие от указанного,
позволяет учитывать соотношения размеров
фирм - крупных продавцов, что помогает
осуществить более глубокий анализ рыночной
структуры отрасли.
1/[2×(1×0,5959)+(2×0,359)+(3×
1/[2×(1×0,6089)+(2×0,3481)+(3×
Коэффициент
Холла-Тайдмана показывает, что на данном
высококонцентрированном рынке
в 2006 году произошло увеличение концентрации,
что привело к еще большему
ослаблению конкуренции и усилению рыночной
власти отдельных предприятий.
5. Коэффициент энтропии (E). Коэффициент энтропии служит для измерения степени неопределенности на рынке и позволяет более глубоко исследовать уровень и динамику концентрации: чем больше величина E, тем больше экономическая неопределенность и тем ниже уровень концентрации продавцов на рынке.
В курсовой работе предполагается два варианта расчета значения E. Первый относительный показатель представляет собой сумму долей продаж предприятий, действующих на рынке, взвешенных по натуральному логарифму обратной ей величины:
где – коэффициент энтропии;
– доля продаж i-ой фирмы на рассматриваемом рынке;
n – количество хозяйствующих субъектов (фирм) на рынке.
По второму варианту расчета используются не обратные величины, а доли значений признака, взвешенные по натуральному логарифму.
Результаты
(абсолютные значения), полученные при
различных методиках расчета, экономического
смысла ситуации на рынке не меняют и рассчитываются
как для анализа тенденций, происходящих
на одном и том же товарном рынке за определенный
период времени, так и для сопоставительного
анализа различных типов рынков.
E2 2005=100× [(0,5959×ln0,5959)
+ (0,359×ln0,359)+(0,01703×ln0,
E2 2006=100× [(0,6089×ln 0,6089) + (0,3481×ln 0,3481)+( 0,0166×ln 0,0166)+ +(0,0118×ln 0,0118)+( 0,0114×ln 0,0114)+( 0,0033×ln 0,0033)] = - 85,9695
В
данном примере (за два года) результаты
коэффициента энтропии полученные при
двух вариантах расчета показывают,
что на рынке снижается экономическая
неопределенность, и тем самым
растет уровень концентрации продавцов
на рынке.
6.
Чем более неравномерно
где - среднеквадратическое отклонение, определяемое по формуле:
где
– средняя арифметическая из удельных
весов совокупности фирм в объеме
продаж на данном рынке или
продукция данной отрасли, определяемая
по формуле:
Чем ниже коэффициент вариации, тем выше степень равномерности распределения объема производства или продаж между предприятиями и ниже уровень концентрации. При большем отклонении от средней величины крайних значений ряда вариация выше и, следовательно, выше уровень концентрации.
q2005=1/7=0,143
q2006=1/6=0,167
V2005=0,21/0,143×100 = 146,85
V2006=0,25/0,167×100 =149,70
При
анализе условий формирования конкурентной
среды важное место занимает коэффициент
вариации. Чем выше коэффициент, тем
ниже степень равномерности
V2005 – низкий коэффициент концентрации, высокая степень равномерности распределения объема производства или продаж между фирмами;
V2006–высокий
коэффициент концентрации, низкая степень
равномерности распределения объема производства
или продаж между фирмами.
7. Дисперсия логарифмов рыночных долей характеризует степень равномерности распределения объемов продаж между фирмами (степень неравенства размеров фирм, действующих на рынке):
где - доля продаж i-ой фирмы на рынке;
- средняя доля фирмы на рынке, равная 1/n;
n - количество хозяйствующих субъектов (фирм) на рынке.
Показатель
дисперсии характеризует
σ20052=1/7×[(ln0,5959-
σ2006
2 = 1/6 × [(ln0,6089-ln0,167)2
+ (ln0,3481-ln0,167)2 + (ln0,0166-ln0,167)2
+ (ln0,0118-ln0,167)2+(ln0,0114-
Дисперсия
логарифмов рыночных долей характеризует
степень равномерности объемов продаж
между фирмами. Показатель характеризует
возможную рыночную власть. В течение
2х лет произошло увеличение концентрации
на рынке, следовательно, в 2006г. рынок более
концентрированный и более неравномерный,
конкуренция слабая, сильнее власть крупных
фирм на рынке.
8. Коэффициент относительной концентрации (k) основывается на сопоставлении числа крупнейших предприятий на рынке и контролируемой ими доли реализации товара:
где - коэффициент относительной концентрации;
β - доля крупнейших предприятий рынка в общем числе предприятий, %;
α - доля продаж данных предприятий в общем объеме реализуемой продукции, %.
Суть приведенной формулы: о воздействии крупнейшей фирмы на рынок можно говорить тогда, когда объем ее продаж составляет, по крайней мере, 20% совокупного выпуска.
При k = 1 между долями существует линейная зависимость: 1/30 фирм выпускает 30%, а 1/10-50% совокупного объема реализованной продукции.
При k > 1 концентрация отсутствует, рынок является конкурентным.
При
k < 1 наблюдается высокая степень концентрации
на рынке, рыночная власть фирм велика.
α2005=3/7×100=42,86%
α2006=3/6×100=50%
β2005=((2193,3+1321,7+62,
β2006=((2376,8+1358,5+64,
2005=
2006=
Коэффициент относительной концентрации на данном рынке показывает, что на протяжении двух лет данный рынок обладал высоким уровнем концентрации, преобладала высокая рыночная власть крупных фирм (при k < 1 наблюдается высокая степень концентрации на рынке, рыночная власть фирм велика.)
9.
Коэффициент Джини
(G). Характеризует уровень концентрации
на рынке. Чем выше коэффициент Джини,
тем больше неравномерность распределения
рыночных долей между продавцами и, следовательно,
при прочих равных условиях, выше уровень
концентрации.