Социальная ответственность бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 08:14, курсовая работа

Описание

«Понятие «корпоративной социальной ответственности» сформировалось на Западе сравнительно недавно, около 20 лет назад. До этого периода существовали разрозненные стандарты в различных областях корпоративного управления, касающиеся политики взаимоотношений с работниками, корпоративной этики, подходов к охране окружающей среды. В сфере социальной политики компаний стандарты и правила не были выработаны вообще, преобладал «случайный» подход: работа по обращениям, ответ на просьбы местных властей или требования профсоюзов.

Работа состоит из  1 файл

39.doc

— 632.00 Кб (Скачать документ)

     До  тех пор, пока уровень развития общедоступной социальной сферы остается неудовлетворительным, массовый отказ предприятий НГХК, которые, как правило, расположены вне крупных городов, в малоосвоенных или труднодоступных районах от содержания собственной социальной базы чреват ухудшением обеспеченности населения услугами социальной инфраструктуры, резким ростом социальной напряженности. Это относится в первую очередь к объектам, обеспечивающим удовлетворение первоочередных потребностей работников: жилому фонду и здравоохранению.

     Когда спад в экономике закончился, получила развитие новая социальная политика предприятий по отношению к своим  работникам. Ее основные элементы: обеспечение роста денежных доходов работников, которые окажутся достаточными для оплаты возросшей стоимости услуг социальной инфраструктуры, а также использование механизмов внутрифирменного социального страхования. Эти изменения означают передачу социальных объектов на баланс местных администраций, т.е. их муниципализацию.

     В этом случае возможно применение механизмов прямой и налоговой поддержки  предприятий, содержащих на своем балансе  учреждения социальной сферы, либо их муниципализация с включением необходимых для их финансирования затрат в местные бюджеты. Отказ от принципов натурального хозяйства, характерных для дореформенного периода, в сочетании с развитием отраслевого разделения труда может стать одним из дополнительных факторов роста производства профильной для отрасли продукции.

     Следует отметить наряду с региональной, отраслевую специфику. Так, в Татарстане предприятия  машиностроения и других отраслей, в наибольшей степени испытавшие последствия кризиса 90-х гг., передали свою социальную инфраструктуру на муниципальный баланс, что позволило им сократить постоянные расходы и снизить точку безубыточности. Корпорации НГХК, в частности, ОАО «Татнефть» избавились от оказания работникам бытовых и частично жилищно-коммунальных услуг, но сохранили другие социальные учреждения. Корпорации оказывают социальные услуги не только своим работникам и членам их семей, но и другим жителям региона через посредство благотворительных организаций.

     Организации благотворительности, созданные в  России в конце XIX — начале XX веков, стали возрождаться в конце 90-х гг. Так, бюджет благотворительного фонда CAF в 2000 г. на 15%, в 2001 г. - на 50%, в 2002 г. - уже более, чем на 70% состоял из российских взносов. «Татнефть» создала благотворительный фонд «Милосердие». Заинтересованность российских компаний в благотворительной деятельности связана прежде всего с улучшением ее имиджа. Однако ни благотворительность (тем более за государственный счет, ни участие в содержании социальной инфраструктуры не могут считаться основным направлением развития социальной ответственности крупных компаний.

     Третьей важной сферой социальной ответственности  корпораций является их участие в  обсуждении и принятии решений, связывающих  проведение промышленной политики с  решением социальных задач. Правительство РФ в 1999-2003 гг. решало важные, но преимущественно краткосрочные, а не стратегические задачи, связанные с коренной модернизацией не только экономики, но и общества на основе объединения усилий государства и бизнеса. Весьма важно использование для этой цели с помощью однократного дополнительного налогообложения или реинвестиции на длительный срок (7-10 лет) капиталов владельцев частных компаний НГХК, полученных ими в результате недоплаты за присвоенные в ходе приватизации активы (в т.ч. лицензии на использование природных ресурсов) и последующие налоговые «оптимизации». Речь идет, прежде всего, о крупных инвестиционных проектах по развитию региональной инфраструктуры (дороги, морские и речные порты, терминалы, логистические центры, современные складские комплексы, образовательные и здравоохранительные центры). Они весьма капиталоемки, не обещают быстрой окупаемости, но определяют перспективы социального развития регионов, особенно удаленных от экономических центров. Привлечения частных инвестиций, в частности из НГХК, в эти проекты возможно, если государство гарантирует политические риски (например, налоговую амнистию) и субсидирование кредитных ставок.

     Целесообразно создание в регионах на законодательной  основе экспертно-консультационных советов из представителей власти, объединений предпринимателей и потребителей для выработки рекомендаций в отношении готовящихся нормативных актов, оценки их целесообразности и эффективности, а также хода их реализации. Некоммерческие объединения предпринимателей и потребителей, наряду с профсоюзами, получили бы право аккредитовать и оплачивать труд независимых экспертов, которые смогут предлагать отмену, приостановку действия или изменение местных и федеральных законов15.

     Необходимо  принятие закона о лоббистской деятельности. Компания как социальный институт может и должна защищать свои интересы перед органами власти и в средствах массовой информации. Наилучшим способом для этого является создание отраслевых и региональных ассоциаций (союзов) предпринимателей - некоммерческих организаций, зарегистрированных в установленном порядке. Они выполняют лоббистские функции, подготавливая аналитическую информацию для законодателей, разрабатывая свои предложения об изменении или принятии федеральных и региональных законов, информируя общественность о своих успехах и проблемах. В ряде стран, например в Японии, нормативные акты готовятся при обязательном согласовании с соответствующими ассоциациями работодателей, потребителей, профсоюзами, экологическими организациям и т.д.

     В то же время недопустимо прямое участие  корпораций в политической борьбе. В США по мнению американских политологов  оно привело к замене демократического принципа «один человек - один голос» правилом «один доллар - один голос»16.

     Важной  функцией корпорации как социального института является формирование бизнес-элиты как общественно-структурного образования, способного сформулировать стратегию развития региона и страны в целом, консолидироваться и осознать свою ответственность как общественной группы. Сплоченная элита через свои ассоциации и на основе неформального личного общения формирует этику бизнеса, закрывая каналы для вхождения в нее чужеродных лиц, связанных с криминальными группировками и неспособных согласовать свои частные и социальные интересы. С помощью целенаправленного сбора и анализа информации, а также привлечения своих членов в состав экспертных комиссий и на работу в государственные органы бизнес-элита оказывает большое влияние на законодательство и принятие управленческих решений на региональном и национальном уровне, способствует улучшению делового климата.

     Сказанное выше позволяет нам обобщить опыт государственной корпорации «Татнефть».

     К числу слагаемых социальной ответственности  корпораций отнесено формирование эффективного рынка труда, предоставление социальных услуг работникам и жителям региона, благотворительная деятельность, участие в политической жизни и формировании управленческой элиты, развитие предпринимательской культуры и делового климата.

     Первый  принцип, которому должна следовать социальная ответственность компании – это, как ни странно, принцип взаимодополняемости и целостности впечатления, создаваемого усилиями маркетологов, PR-менеджеров и работников группы социальной ответственности.

     Мы рассмотрели типичное заблуждение - социальная активность и социальная ответственность для многих руководителей тождественно равна благотворительности. Опасность подобного тривиального подхода к социальной ответственности трудно переоценить. Сама по себе благотворительность в современных общественных отношениях, несмотря на популярность, далеко не однозначна. Современные PR-отношения компаний и общества могут и должны учитывать мнение, имеющее хоть небольшую группу сторонников в среде потенциальных потребителей. Поэтому отношение людей к благотворительной деятельности, основные события которой не получают огласки, приравнивает такие вложения средств к ряду «подачек». При этом получатели помощи заочно осуждаются, поскольку посетители страницы сайта (в нашем случае) могут приписать им роли удачливых попрошаек у «кормушки» компании.

      Если  раньше социальная ответственность  полностью лежала на плечах государства  и необходимые расходы закладывались  в себестоимость продукции и  в зарплату работников, то сейчас, в  связи с переходом к рыночной экономике и появлением частной собственности, ответственность в значительной мере переходит к предпринимателям. Сегодня все глубже и полнее становится понимание того, что бизнес обязан быть социально ответственным.

2.2. Приоритетный ряд слагаемых ответственности в химической промышленности

      Если  рассматривать  направления социальных инвестиций в разрезе от дельных  отраслей промышленности, то касательно предприятий топливного комплекса  можно отметить, что их львиная  доля направляется на развитие персонала (37%) и ресурсосбережение (36%). Здесь сосуществуют как значительные «внутренние», так «внешние» инвестиции, что обусловлено спецификой деятельности (отдаленность месторождений, территориальная разнесенность и т.п.)

      Похожая структура социальных инвестиций наблюдается и в цветной металлургии. Вместе с тем здесь заметно большее внимание уделяется охране здоровья работников в связи с потенциально вредным для здоровья производством.

      На  предприятиях по производству потребительских  товаров и услуг имеются две основные статьи социальных расходов — развитие персонала (47%) и инвестирование в развитие местного сообщества (20%). Максимальная среди отраслей доля социальных инвестиций в развитие местного сообщества вполне объяснима, и связана с необходимостью позиционирования на местных потребительских рынках, а также с выходом данных хозяйственных структур за пределы своих технологических особенностей и необходимостью задачи построения «своего» рынка.

      На  предприятиях химической промышленности основными статьями социальных расходов являются «внутренние» инвестиции (54%) и ресурсосбережение (35%). Из «внутренних» инвестиций на развитие персонала приходится 43% и на охрану здоровья - 11%. Спецификой отрасли можно считать достаточно низкие инвестиции в охрану здоровья, несмотря на потенциальную опасность производства.

      Социальная  ответственность бизнеса наглядно проявляется в его активном участии  в финансировании социальной сферы, дополняющем социальные затраты  государства. Попробуем выстроить  приоритетный ряд такой ответственности. Речь идет в первую очередь об обеспечении выпуска качественной конкурентоспособной продукции, развитии производства, укреплении финансовой устойчивости предприятия, а также о своевременной выплате достойной заработной платы персоналу. Задача сводится, наряду с этим, к обеспечению охраны и безопасных условий труда работников, решению экологических задач.

      К обязательным предметам заботы бизнеса  относятся также поддержание  уровня занятости, участие в программах переквалификации кадров при ликвидации рабочих мест, софинансирование систем профессиональной подготовки кадров и повышения их квалификации, осуществление социальной поддержки наемных работников (льготные кредиты и ссуды, семейные пособия и т. д.). Ответственность бизнеса проявляется в своевременном и полном отчислении страховых платежей по программам пенсионного, медицинского и социального страхования, развитии и софинансировании объектов социальной сферы, корпоративного профессионального пенсионного страховании, в софинансировании добровольных видов страхования работающих. Сюда же относятся благотворительная деятельность и адресная поддержка беднейших слоев населения.

      Схема взаимоотношений бизнеса и общества становится если не понятной и прозрачной, то, по крайней мере, прямо или косвенно регламентированной. Участие бизнеса в жизни общества либо жестко регулируется в рамках действующего коммерческого, налогового, трудового и экологического законодательств, либо осуществляется самостоятельно под воздействием специально созданных стимулов и льгот. В первом случае, государство устанавливает «коридор взаимодействия» бизнеса и общества, в котором государственные механизмы наравне с гражданскими структурами создают необходимые условия для участия бизнеса в жизни общества. Во втором случае, государство под давлением гражданских инициатив создает эффективные механизмы стимулирования бизнеса для осуществления вклада в общественное развитие.

      Таким образом, достигается работоспособная конструкция управления обществом, в которой четко закреплены роли отдельных сторон, меры их участия и взаимодействия.

      За  последние годы тема КСО в России обрела огромную популярность. Чем объясняется столь пристальный интерес к этой теме? Столь бурная публичная дискуссия вокруг темы КСО, скорее всего, является отражением различных, не всегда согласованных взглядов на общественное устройство и то, как должен функционировать общественный договор в стране. Из-за этого непонимания возникает неопределенность в распределении ролей и сфер ответственности между обществом, бизнесом и государством. Как следствие, появляются существенные диспропорции и несогласованность действий различных общественных групп, работающих над решением задач социально-экономического развития страны. Ситуация усугубляется еще неэффективностью государственных механизмов регулирования, а также практическим отсутствием цивилизованных механизмов общественного давления и на бизнес, и на власть.

Информация о работе Социальная ответственность бизнеса