Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 08:14, курсовая работа
«Понятие «корпоративной социальной ответственности» сформировалось на Западе сравнительно недавно, около 20 лет назад. До этого периода существовали разрозненные стандарты в различных областях корпоративного управления, касающиеся политики взаимоотношений с работниками, корпоративной этики, подходов к охране окружающей среды. В сфере социальной политики компаний стандарты и правила не были выработаны вообще, преобладал «случайный» подход: работа по обращениям, ответ на просьбы местных властей или требования профсоюзов.
До тех пор, пока уровень развития общедоступной социальной сферы остается неудовлетворительным, массовый отказ предприятий НГХК, которые, как правило, расположены вне крупных городов, в малоосвоенных или труднодоступных районах от содержания собственной социальной базы чреват ухудшением обеспеченности населения услугами социальной инфраструктуры, резким ростом социальной напряженности. Это относится в первую очередь к объектам, обеспечивающим удовлетворение первоочередных потребностей работников: жилому фонду и здравоохранению.
Когда спад в экономике закончился, получила развитие новая социальная политика предприятий по отношению к своим работникам. Ее основные элементы: обеспечение роста денежных доходов работников, которые окажутся достаточными для оплаты возросшей стоимости услуг социальной инфраструктуры, а также использование механизмов внутрифирменного социального страхования. Эти изменения означают передачу социальных объектов на баланс местных администраций, т.е. их муниципализацию.
В этом случае возможно применение механизмов прямой и налоговой поддержки предприятий, содержащих на своем балансе учреждения социальной сферы, либо их муниципализация с включением необходимых для их финансирования затрат в местные бюджеты. Отказ от принципов натурального хозяйства, характерных для дореформенного периода, в сочетании с развитием отраслевого разделения труда может стать одним из дополнительных факторов роста производства профильной для отрасли продукции.
Следует отметить наряду с региональной, отраслевую специфику. Так, в Татарстане предприятия машиностроения и других отраслей, в наибольшей степени испытавшие последствия кризиса 90-х гг., передали свою социальную инфраструктуру на муниципальный баланс, что позволило им сократить постоянные расходы и снизить точку безубыточности. Корпорации НГХК, в частности, ОАО «Татнефть» избавились от оказания работникам бытовых и частично жилищно-коммунальных услуг, но сохранили другие социальные учреждения. Корпорации оказывают социальные услуги не только своим работникам и членам их семей, но и другим жителям региона через посредство благотворительных организаций.
Организации благотворительности, созданные в России в конце XIX — начале XX веков, стали возрождаться в конце 90-х гг. Так, бюджет благотворительного фонда CAF в 2000 г. на 15%, в 2001 г. - на 50%, в 2002 г. - уже более, чем на 70% состоял из российских взносов. «Татнефть» создала благотворительный фонд «Милосердие». Заинтересованность российских компаний в благотворительной деятельности связана прежде всего с улучшением ее имиджа. Однако ни благотворительность (тем более за государственный счет, ни участие в содержании социальной инфраструктуры не могут считаться основным направлением развития социальной ответственности крупных компаний.
Третьей важной сферой социальной ответственности корпораций является их участие в обсуждении и принятии решений, связывающих проведение промышленной политики с решением социальных задач. Правительство РФ в 1999-2003 гг. решало важные, но преимущественно краткосрочные, а не стратегические задачи, связанные с коренной модернизацией не только экономики, но и общества на основе объединения усилий государства и бизнеса. Весьма важно использование для этой цели с помощью однократного дополнительного налогообложения или реинвестиции на длительный срок (7-10 лет) капиталов владельцев частных компаний НГХК, полученных ими в результате недоплаты за присвоенные в ходе приватизации активы (в т.ч. лицензии на использование природных ресурсов) и последующие налоговые «оптимизации». Речь идет, прежде всего, о крупных инвестиционных проектах по развитию региональной инфраструктуры (дороги, морские и речные порты, терминалы, логистические центры, современные складские комплексы, образовательные и здравоохранительные центры). Они весьма капиталоемки, не обещают быстрой окупаемости, но определяют перспективы социального развития регионов, особенно удаленных от экономических центров. Привлечения частных инвестиций, в частности из НГХК, в эти проекты возможно, если государство гарантирует политические риски (например, налоговую амнистию) и субсидирование кредитных ставок.
Целесообразно создание в регионах на законодательной основе экспертно-консультационных советов из представителей власти, объединений предпринимателей и потребителей для выработки рекомендаций в отношении готовящихся нормативных актов, оценки их целесообразности и эффективности, а также хода их реализации. Некоммерческие объединения предпринимателей и потребителей, наряду с профсоюзами, получили бы право аккредитовать и оплачивать труд независимых экспертов, которые смогут предлагать отмену, приостановку действия или изменение местных и федеральных законов15.
Необходимо принятие закона о лоббистской деятельности. Компания как социальный институт может и должна защищать свои интересы перед органами власти и в средствах массовой информации. Наилучшим способом для этого является создание отраслевых и региональных ассоциаций (союзов) предпринимателей - некоммерческих организаций, зарегистрированных в установленном порядке. Они выполняют лоббистские функции, подготавливая аналитическую информацию для законодателей, разрабатывая свои предложения об изменении или принятии федеральных и региональных законов, информируя общественность о своих успехах и проблемах. В ряде стран, например в Японии, нормативные акты готовятся при обязательном согласовании с соответствующими ассоциациями работодателей, потребителей, профсоюзами, экологическими организациям и т.д.
В то же время недопустимо прямое участие корпораций в политической борьбе. В США по мнению американских политологов оно привело к замене демократического принципа «один человек - один голос» правилом «один доллар - один голос»16.
Важной функцией корпорации как социального института является формирование бизнес-элиты как общественно-структурного образования, способного сформулировать стратегию развития региона и страны в целом, консолидироваться и осознать свою ответственность как общественной группы. Сплоченная элита через свои ассоциации и на основе неформального личного общения формирует этику бизнеса, закрывая каналы для вхождения в нее чужеродных лиц, связанных с криминальными группировками и неспособных согласовать свои частные и социальные интересы. С помощью целенаправленного сбора и анализа информации, а также привлечения своих членов в состав экспертных комиссий и на работу в государственные органы бизнес-элита оказывает большое влияние на законодательство и принятие управленческих решений на региональном и национальном уровне, способствует улучшению делового климата.
Сказанное выше позволяет нам обобщить опыт государственной корпорации «Татнефть».
К числу слагаемых социальной ответственности корпораций отнесено формирование эффективного рынка труда, предоставление социальных услуг работникам и жителям региона, благотворительная деятельность, участие в политической жизни и формировании управленческой элиты, развитие предпринимательской культуры и делового климата.
Первый принцип, которому должна следовать социальная ответственность компании – это, как ни странно, принцип взаимодополняемости и целостности впечатления, создаваемого усилиями маркетологов, PR-менеджеров и работников группы социальной ответственности.
Мы рассмотрели типичное заблуждение - социальная активность и социальная ответственность для многих руководителей тождественно равна благотворительности. Опасность подобного тривиального подхода к социальной ответственности трудно переоценить. Сама по себе благотворительность в современных общественных отношениях, несмотря на популярность, далеко не однозначна. Современные PR-отношения компаний и общества могут и должны учитывать мнение, имеющее хоть небольшую группу сторонников в среде потенциальных потребителей. Поэтому отношение людей к благотворительной деятельности, основные события которой не получают огласки, приравнивает такие вложения средств к ряду «подачек». При этом получатели помощи заочно осуждаются, поскольку посетители страницы сайта (в нашем случае) могут приписать им роли удачливых попрошаек у «кормушки» компании.
Если
раньше социальная ответственность
полностью лежала на плечах государства
и необходимые расходы
Если рассматривать направления социальных инвестиций в разрезе от дельных отраслей промышленности, то касательно предприятий топливного комплекса можно отметить, что их львиная доля направляется на развитие персонала (37%) и ресурсосбережение (36%). Здесь сосуществуют как значительные «внутренние», так «внешние» инвестиции, что обусловлено спецификой деятельности (отдаленность месторождений, территориальная разнесенность и т.п.)
Похожая структура социальных инвестиций наблюдается и в цветной металлургии. Вместе с тем здесь заметно большее внимание уделяется охране здоровья работников в связи с потенциально вредным для здоровья производством.
На предприятиях по производству потребительских товаров и услуг имеются две основные статьи социальных расходов — развитие персонала (47%) и инвестирование в развитие местного сообщества (20%). Максимальная среди отраслей доля социальных инвестиций в развитие местного сообщества вполне объяснима, и связана с необходимостью позиционирования на местных потребительских рынках, а также с выходом данных хозяйственных структур за пределы своих технологических особенностей и необходимостью задачи построения «своего» рынка.
На предприятиях химической промышленности основными статьями социальных расходов являются «внутренние» инвестиции (54%) и ресурсосбережение (35%). Из «внутренних» инвестиций на развитие персонала приходится 43% и на охрану здоровья - 11%. Спецификой отрасли можно считать достаточно низкие инвестиции в охрану здоровья, несмотря на потенциальную опасность производства.
Социальная
ответственность бизнеса
К обязательным предметам заботы бизнеса относятся также поддержание уровня занятости, участие в программах переквалификации кадров при ликвидации рабочих мест, софинансирование систем профессиональной подготовки кадров и повышения их квалификации, осуществление социальной поддержки наемных работников (льготные кредиты и ссуды, семейные пособия и т. д.). Ответственность бизнеса проявляется в своевременном и полном отчислении страховых платежей по программам пенсионного, медицинского и социального страхования, развитии и софинансировании объектов социальной сферы, корпоративного профессионального пенсионного страховании, в софинансировании добровольных видов страхования работающих. Сюда же относятся благотворительная деятельность и адресная поддержка беднейших слоев населения.
Схема взаимоотношений бизнеса и общества становится если не понятной и прозрачной, то, по крайней мере, прямо или косвенно регламентированной. Участие бизнеса в жизни общества либо жестко регулируется в рамках действующего коммерческого, налогового, трудового и экологического законодательств, либо осуществляется самостоятельно под воздействием специально созданных стимулов и льгот. В первом случае, государство устанавливает «коридор взаимодействия» бизнеса и общества, в котором государственные механизмы наравне с гражданскими структурами создают необходимые условия для участия бизнеса в жизни общества. Во втором случае, государство под давлением гражданских инициатив создает эффективные механизмы стимулирования бизнеса для осуществления вклада в общественное развитие.
Таким образом, достигается работоспособная конструкция управления обществом, в которой четко закреплены роли отдельных сторон, меры их участия и взаимодействия.
За последние годы тема КСО в России обрела огромную популярность. Чем объясняется столь пристальный интерес к этой теме? Столь бурная публичная дискуссия вокруг темы КСО, скорее всего, является отражением различных, не всегда согласованных взглядов на общественное устройство и то, как должен функционировать общественный договор в стране. Из-за этого непонимания возникает неопределенность в распределении ролей и сфер ответственности между обществом, бизнесом и государством. Как следствие, появляются существенные диспропорции и несогласованность действий различных общественных групп, работающих над решением задач социально-экономического развития страны. Ситуация усугубляется еще неэффективностью государственных механизмов регулирования, а также практическим отсутствием цивилизованных механизмов общественного давления и на бизнес, и на власть.