Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 08:14, курсовая работа
«Понятие «корпоративной социальной ответственности» сформировалось на Западе сравнительно недавно, около 20 лет назад. До этого периода существовали разрозненные стандарты в различных областях корпоративного управления, касающиеся политики взаимоотношений с работниками, корпоративной этики, подходов к охране окружающей среды. В сфере социальной политики компаний стандарты и правила не были выработаны вообще, преобладал «случайный» подход: работа по обращениям, ответ на просьбы местных властей или требования профсоюзов.
Молодому поколению химиков, появившемуся в России в последние пять лет, придется работать одновременно в двух реальностях — существующей химической отрасли страны и единого экономического пространства, в котором работают единые правила игры для всех. Уже невозможна ситуация, когда разные сектора рынка химии работают в разных условиях. Это особенно актуально, если учесть, что выход на IPO — заветная мечта многих российских компаний, в том числе и химических.
Одно
из основных препятствий на пути российской
химии в Европу — советское
отношение к
Разрабатываемая в настоящее время стратегия развития нефтегазохимической отрасли России до 2015 года должна учитывать экологическую и социальную составляющие. Государство должно оказать поддержку химическим предприятиям в освоении принципов ответственной заботы. Это могут быть различные налоговые льготы для предприятий, для которых неотъемлемой частью бизнеса стали конкретные меры, направленные на улучшение экологической обстановки, условий труда, безопасности производства. В России по-прежнему производятся химические продукты по технологиям, запрещенным в Европе. Государство могло бы способствовать экономической заинтересованности предприятий, которые хотят заменить старые способы производства на более современные и экологичные.
Компании химической отрасли, впрочем, не должны забывать, что игроки в отрасли — это именно они, и именно компании несут бремя ответственности и за развитие отрасли, и за сотни тысяч людей, работающих в России на производствах. Это не только химия, те же правила действуют и в отношении нефтегазодобывающей, металлургической и машиностроительной промышленности. Кстати, именно в области охраны труда Degussa может предложить российским химикам намного больше, чем рекомендации. Концерн является мировым лидером в производстве средств защиты и очистки кожи, подвергающейся профессиональным нагрузкам.
В любом случае, как бы ни развивалась ситуация вокруг российской химической отрасли, и ей, и всем, кто с ней работает, предстоит усвоить некоторое число простых истин.
Химическая отрасль неизбежно должна развиваться на принципах ответственной заботы перед обществом. Достижение конкурентоспособности на глобальных и локальных рынках неизбежно требует экологизации предприятий химической отрасли — сертификация, экологические рейтинги и аудит будут неизбежным требованием к развитию химической промышленности. Уменьшение вредного влияния на окружающую среду путем рационального использования ресурсов — задача, которая будет стоять перед любым инвестором в химической отрасли.
Но есть и другая сторона медали. Химия — это неотъемлемая часть нашей жизни, она делает ее комфортнее и благополучнее. Химия — ключевая отрасль промышленности, это тысячи рабочих мест. Без химии у человечества нет будущего. И только совместив эти истины друг с другом, мы можем двигаться дальше.
В
настоящее время не существует единых
стандартов для оценки степени полноты
и комплексности
1-я
группа — институциональное
• Наличие специального документа, в котором закреплена социальная политика компании (нормативная централизация социальной политики)
• Наличие специального подразделения, отвечающего за реализацию социальных программ компании (организационная централизация социальной политики)
• Наличие коллективного договора (нормативная основа социальной политики).
2-я
группа — система учета
• Наличие ежегодных финансовых отчетов в соответствии с международными стандартами (унификация и стандартизация финансовой информации)
• Внедрение международных стандартов социальной отчетности
• Оценка эффективности осуществляемых социальных инвестиций (обеспечение обратной связи между инвестором и социальными инвестициями)
• Примеры социальных программ (информирование общественности в целях передачи позитивного опыта, саморекламы и продвижения репутации и имиджа компании).
3-я
группа — комплексность
• Развитие персонала компании
• Охрана здоровья и труда персонала
• Природоохранная деятельность и ресурсосбережение
• Поддержание добросовестной деловой практики
• Развитие местного сообщества.
На основе сформулированных направлений 3-й группы формируется критерий максимального разнообразия социальной политики предприятий, так как концентрация социальных инвестиций на 1-2 направлениях ведет к диспропорциям в развитии всей социально-экономической системы.
Информацию о наличии или отсутствии каждого из 12-ти признаков обобщает единый интегральный показатель - качественный индекс социальных инвестиций (IK).
Проведенные расчеты позволили определить величину качественного индекса социальных инвестиций (IK) — 72,1%. Учитывая, что максимальная величина данного индекса равна 100%, полученная цифра дает основания для следующего вывода: в настоящее время многие российские компании осуществляют свои социальные программы на основе комплексной стратегии, с учетом основных организационных элементов инвестиционного процесса.
Таким образом, количественные параметры процесса социального инвестирования в значительной мере подкрепляются соответствующими качественными характеристиками. Данный факт принципиален, так как показывает, что большой разрыв между количественными и качественными параметрами социальных инвестиций отечественного бизнеса, характерный для начального этапа их формирования, в основном уже преодолен.
По результатам анализа недостатков сложившейся практики социального инвестирования можно сделать несколько рекомендаций:
• Во-первых, компаниям следует обратить пристальное внимание на меры, касающиеся учета и контроля финансовых средств, направляемых на социальные программы. Построение компаниями собственной базы данных будет полезно не только им самим, но и обществу, которое сможет следить за позитивными сдвигами в социальной политике отечественного бизнеса.
• Во-вторых, необходима активизация усилий по «точечному» поиску конкретных направлений и механизмов осуществления социальных инвестиций, которые дают наибольший социальный и экономический эффект.
• В-третьих, не следует слишком сильно диверсифицировать финансовые потоки в разрезе разных видов социальных мероприятий.
Исходя из сказанного, можно предположить, что в ближайшие годы величина качественного индекса социальных инвестиций будет возрастать, и это будет происходить в основном за счет группы учетно-статистических признаков. Имеющиеся внутренние инструменты и механизмы большинства компаний позволяют повышать их информационную открытость. В ведущих российских компаниях существуют управленческие процедуры, формирующие систему управления социальными инвестициями и позволяющие осуществлять сбор, анализ и раскрытие информации о социальной деятельности компаний.
Социальные инвестиции компаний, осуществляемые путем реализации внутренних и внешних социальных программ, заняли достаточно прочное место в корпоративной стратегии и становятся частью каждодневной управленческой практики российских компаний. При этом внутренние социальные программы, направленные, прежде всего, на своих работников, являются приоритетным направлением социальных расходов.
Вместе с тем отсутствие четких позиций, запросов и демонстрируемых выгод для российских публичных компаний со стороны общественных институтов тормозят мотивацию компаний к информационной открытости. А отсутствие внятных формализованных механизмов взаимоотношения государства и бизнеса создают дополнительные трудности на этом пути.
Социальные
программы способствуют созданию имиджа
и повышению репутации бизнеса и, таким
образом, являются долгосрочными вложениями
в нематериальные активы компании. Основные
проблемы ведущих российских компаний
касаются поиска оптимального механизма
раскрытия информации (например, подготовки
корпоративного социального отчета в
соответствии с международными стандартами),
выбора компанией основных целей социальной
политики и оценки всех рисков и выгод
выбранной степени информационной открытости
для компании, государства и общества.
3. Выводы
Научная новизна настоящей работы заключается в следующем: подтверждено и развито представление о корпорации как социальном институте, на поведение которого оказывает влияние специфика агентских отношений собственников с внешними инвесторами, менеджерами, персоналом, партнерами, клиентами, органами власти, особенности корпоративной этики и культуры.
Практическая значимость работы заключается в анализе информации по следующим вопросам:
- о развитии основных слагаемых региональной социальной ответственности крупных компаний, включая формирование эффективного рынка труда и социальных услуг, потребительского рынка, делового и инвестиционного климата, управленческой элиты, позитивного образа компании;
- о повышении роли и ответственности крупных компаний за социально-экономическую безопасность и устойчивое развитие региона на базе социального партнерства, учитывающего воздействие компании не только на валовой региональный продукт и доходы бюджета, но и на социальные, инновационные процессы, формирование среднего класса, деловой климат в регионе, его человеческий капитал.
Социальные аспекты деятельности предприятий в последние годы стали одной из приоритетных тем исследований в зарубежной экономической литературе. В отечественной науке анализ предприятия как социальной ячейки общества также занимал видное место в 20-х, а затем в 60-х80-х гг. XX века, однако затем, в условиях социально-экономического кризиса 90-х гг. социальное планирование на предприятиях прекратилось.17
Социальный
капитал компании - совокупность средств
повышения ее конкурентоспособности
на основе развития и эффективного
использования человеческого
Нами
проанализирована концепция социальной
ответственности предприятия