Социальная ответственность бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 08:14, курсовая работа

Описание

«Понятие «корпоративной социальной ответственности» сформировалось на Западе сравнительно недавно, около 20 лет назад. До этого периода существовали разрозненные стандарты в различных областях корпоративного управления, касающиеся политики взаимоотношений с работниками, корпоративной этики, подходов к охране окружающей среды. В сфере социальной политики компаний стандарты и правила не были выработаны вообще, преобладал «случайный» подход: работа по обращениям, ответ на просьбы местных властей или требования профсоюзов.

Работа состоит из  1 файл

39.doc

— 632.00 Кб (Скачать документ)

      Молодому  поколению химиков, появившемуся в  России в последние пять лет, придется работать одновременно в двух реальностях  — существующей химической отрасли  страны и единого экономического пространства, в котором работают единые правила игры для всех. Уже невозможна ситуация, когда разные сектора рынка химии работают в разных условиях. Это особенно актуально, если учесть, что выход на IPO — заветная мечта многих российских компаний, в том числе и химических.

      Одно  из основных препятствий на пути российской химии в Европу — советское  отношение к природопользованию, пренебрежительность к труду  рабочих, халатность и несоблюдение элементарных требований безопасности. Так, по итогам 2006 года только в Кемеровской области выявлено более 11 тыс. нарушений природоохранного законодательства. Растет количество судебных дел, связанных с обеспечением и нарушениями правил промышленной безопасности. Растет уровень травматизма и смертности на предприятиях.

      Разрабатываемая в настоящее время стратегия развития нефтегазохимической отрасли России до 2015 года должна учитывать экологическую и социальную составляющие. Государство должно оказать поддержку химическим предприятиям в освоении принципов ответственной заботы. Это могут быть различные налоговые льготы для предприятий, для которых неотъемлемой частью бизнеса стали конкретные меры, направленные на улучшение экологической обстановки, условий труда, безопасности производства. В России по-прежнему производятся химические продукты по технологиям, запрещенным в Европе. Государство могло бы способствовать экономической заинтересованности предприятий, которые хотят заменить старые способы производства на более современные и экологичные.

      Компании  химической отрасли, впрочем, не должны забывать, что игроки в отрасли — это именно они, и именно компании несут бремя ответственности и за развитие отрасли, и за сотни тысяч людей, работающих в России на производствах. Это не только химия, те же правила действуют и в отношении нефтегазодобывающей, металлургической и машиностроительной промышленности. Кстати, именно в области охраны труда Degussa может предложить российским химикам намного больше, чем рекомендации. Концерн является мировым лидером в производстве средств защиты и очистки кожи, подвергающейся профессиональным нагрузкам.

      В любом случае, как бы ни развивалась  ситуация вокруг российской химической отрасли, и ей, и всем, кто с  ней работает, предстоит усвоить  некоторое число простых истин.

      Химическая  отрасль неизбежно должна развиваться на принципах ответственной заботы перед обществом. Достижение конкурентоспособности на глобальных и локальных рынках неизбежно требует экологизации предприятий химической отрасли — сертификация, экологические рейтинги и аудит будут неизбежным требованием к развитию химической промышленности. Уменьшение вредного влияния на окружающую среду путем рационального использования ресурсов — задача, которая будет стоять перед любым инвестором в химической отрасли.

      Но  есть и другая сторона медали. Химия — это неотъемлемая часть нашей жизни, она делает ее комфортнее и благополучнее. Химия — ключевая отрасль промышленности, это тысячи рабочих мест. Без химии у человечества нет будущего. И только совместив эти истины друг с другом, мы можем двигаться дальше.

      В настоящее время не существует единых стандартов для оценки степени полноты  и комплексности инвестиционного процесса социальных программ. В проведенном исследовании использовались три группы критериев качественной оценки социальных инвестиций, базирующиеся на 12 показателях, наиболее адекватно характеризующих нынешний этап развития российских компаний.

      1-я  группа — институциональное оформление  социальной политики. Данная группа  предполагает учет по трем  позициям:

      •    Наличие специального документа, в котором закреплена социальная политика компании (нормативная централизация социальной политики)

      •    Наличие специального подразделения, отвечающего за реализацию социальных  программ   компании (организационная   централизация социальной политики)

      •    Наличие коллективного договора (нормативная основа социальной политики).

      2-я  группа — система учета социальных мероприятий. Данная группа предполагает учет по четырем позициям:

      •    Наличие  ежегодных  финансовых отчетов  в соответствии с международными стандартами (унификация и стандартизация финансовой информации)

      •    Внедрение  международных стандартов социальной отчетности

      •    Оценка эффективности осуществляемых   социальных   инвестиций (обеспечение обратной связи между инвестором и социальными инвестициями)

      •    Примеры   социальных   программ (информирование общественности в целях  передачи позитивного опыта, саморекламы и продвижения репутации и имиджа компании).

      3-я  группа — комплексность осуществляемых социальных инвестиций. Данная группа предполагает учет по пяти направлениям затрат:

      •    Развитие персонала компании

      •    Охрана здоровья и труда персонала

      •    Природоохранная деятельность и  ресурсосбережение

      •    Поддержание добросовестной деловой практики

      •    Развитие местного сообщества.

      На  основе сформулированных направлений 3-й группы формируется критерий максимального разнообразия социальной политики предприятий, так как концентрация социальных инвестиций на 1-2 направлениях ведет к диспропорциям в развитии всей социально-экономической системы.

      Информацию  о наличии или отсутствии каждого из 12-ти признаков обобщает единый интегральный показатель - качественный индекс социальных инвестиций (IK).

      Проведенные расчеты позволили определить величину качественного индекса социальных инвестиций (IK) — 72,1%. Учитывая, что максимальная величина данного индекса равна 100%, полученная цифра дает основания для следующего вывода: в настоящее время многие российские компании осуществляют свои социальные программы на основе комплексной стратегии, с учетом основных организационных элементов инвестиционного процесса.

      Таким образом, количественные параметры процесса социального инвестирования в значительной мере подкрепляются соответствующими качественными характеристиками. Данный факт принципиален, так как показывает, что большой разрыв между количественными и качественными параметрами социальных инвестиций отечественного бизнеса, характерный для начального этапа их формирования, в основном уже преодолен.

      По  результатам анализа недостатков сложившейся практики социального инвестирования можно сделать несколько рекомендаций:

      • Во-первых, компаниям следует обратить пристальное внимание на меры, касающиеся учета и контроля финансовых средств, направляемых на социальные программы. Построение компаниями собственной базы данных будет полезно не только им самим, но и обществу, которое сможет следить за позитивными сдвигами в социальной политике отечественного бизнеса.

      •    Во-вторых, необходима активизация усилий по «точечному» поиску конкретных направлений и механизмов осуществления социальных инвестиций, которые дают наибольший социальный и экономический эффект.

      •    В-третьих,   не   следует   слишком сильно диверсифицировать  финансовые потоки в разрезе разных видов социальных мероприятий.

      Исходя  из сказанного, можно предположить, что в ближайшие годы величина качественного индекса социальных инвестиций  будет возрастать, и это будет происходить в основном за счет группы учетно-статистических признаков. Имеющиеся внутренние инструменты и механизмы большинства компаний позволяют повышать их информационную открытость. В ведущих российских компаниях существуют управленческие процедуры, формирующие систему управления социальными инвестициями и позволяющие осуществлять сбор, анализ и раскрытие информации о социальной деятельности компаний.

      Социальные  инвестиции компаний, осуществляемые путем реализации внутренних и внешних социальных программ, заняли достаточно прочное место в корпоративной стратегии и становятся частью каждодневной управленческой практики российских компаний. При этом внутренние социальные программы, направленные, прежде всего, на своих работников, являются приоритетным направлением социальных расходов.

      Вместе  с тем отсутствие четких позиций, запросов и демонстрируемых выгод для российских публичных компаний со стороны общественных институтов тормозят мотивацию компаний к информационной открытости. А отсутствие внятных формализованных механизмов взаимоотношения государства и бизнеса создают дополнительные трудности на этом пути.

      Социальные  программы способствуют созданию имиджа и повышению репутации бизнеса и, таким образом, являются долгосрочными вложениями в нематериальные активы компании. Основные проблемы ведущих российских компаний касаются поиска оптимального механизма раскрытия информации (например, подготовки корпоративного социального отчета в соответствии с международными стандартами), выбора компанией основных целей социальной политики и оценки всех рисков и выгод выбранной степени информационной открытости для компании, государства и общества. 
3. Выводы

     Научная новизна настоящей работы заключается  в следующем: подтверждено и развито представление о корпорации как социальном институте, на поведение которого оказывает влияние специфика агентских отношений собственников с внешними инвесторами, менеджерами, персоналом, партнерами, клиентами, органами власти, особенности корпоративной этики и культуры.

     Практическая  значимость работы заключается в анализе информации по следующим вопросам:

     - о развитии основных слагаемых региональной социальной ответственности крупных компаний, включая формирование эффективного рынка труда и социальных услуг, потребительского рынка, делового и инвестиционного климата, управленческой элиты, позитивного образа компании;

     - о повышении роли и ответственности крупных компаний за социально-экономическую безопасность и устойчивое развитие региона на базе социального партнерства, учитывающего воздействие компании не только на валовой региональный продукт и доходы бюджета, но и на социальные, инновационные процессы, формирование среднего класса, деловой климат в регионе, его человеческий капитал.

     Социальные  аспекты деятельности предприятий  в последние годы стали одной  из приоритетных тем исследований в зарубежной экономической литературе. В отечественной науке анализ предприятия как социальной ячейки общества также занимал видное место в 20-х, а затем в 60-х80-х гг. XX века, однако затем, в условиях социально-экономического кризиса 90-х гг. социальное планирование на предприятиях прекратилось.17

     Социальный  капитал компании - совокупность средств  повышения ее конкурентоспособности  на основе развития и эффективного использования человеческого капитала, системы управления знаниями и отношениями  между участниками корпорации. Концепция социальной политики корпораций в современных условиях базируется на таких категориях как корпоративные культура и гражданство, облик (душа) корпорации, управление знаниями, человеческий и инновационный капитал, социальное планирование. Целью корпоративной социальной политики, как доказывается в работе, является укрепление взаимного доверия между внутренними (менеджеры, администрация, работники) и внешними (инвесторы, кредиторы, партнеры, покупатели, органы власти, общественные организации) участниками корпорации, развитие производственной демократии, формирование социальной и инновационной сети, которая становится основой национальной инновационной системы.

     Нами  проанализирована концепция социальной ответственности предприятия перед региональным социумом, которая разделяется на конкурентно-правовую (обусловленную действующим законодательством, механизмом его исполнения и давлением конкурентов) и добровольную, связанную со стандартами управления, принятыми на предприятии. Обобщается опыт количественной оценки социальной ответственности крупных компаний, которая во все большей степени определяет их перспективную конкурентоспособность, хотя может снижать текущую рентабельность.

Информация о работе Социальная ответственность бизнеса