Социальная ответственность бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 08:14, курсовая работа

Описание

«Понятие «корпоративной социальной ответственности» сформировалось на Западе сравнительно недавно, около 20 лет назад. До этого периода существовали разрозненные стандарты в различных областях корпоративного управления, касающиеся политики взаимоотношений с работниками, корпоративной этики, подходов к охране окружающей среды. В сфере социальной политики компаний стандарты и правила не были выработаны вообще, преобладал «случайный» подход: работа по обращениям, ответ на просьбы местных властей или требования профсоюзов.

Работа состоит из  1 файл

39.doc

— 632.00 Кб (Скачать документ)

      Именно  на этом фоне и возникает противоречивые общественные споры вокруг темы КСО. Чтобы разобраться в существе вопроса, выделим основные группы интересов, задействованных в данном обсуждении:

      «Большие  и дальновидные». Как правило, в эту группу попадают и крупный бизнес, и транснациональные компании, которые, вследствие своего «возраста» или масштаба бизнеса, уже давно инкорпорировали модели устойчивого и ответственного ведения бизнеса в свою деловую практику. Такого рода бизнес, как правило, осознает необходимость постоянного выявления общественных ожиданий и настроений с целью корректировки своей стратегической линии поведения.

      «Осмотрительные». Как правило, это тот бизнес, который получил государственные активы в процессе приватизации в 90-х годах. Зачастую, такие компании опасаются осложнений в отношениях с властью и стараются найти способы создания устойчивой среды своего обитания, в первую очередь с точки зрения государственно-политиче ской среды. Для многих компаний этой группы такая задача выглядит особенно актуальной в связи с неоднозначно трактуемым случаем с компанией Юкос.

      «Социально  перегруженные». Это те компании, которым досталась в нагрузку огромная социальная инфраструктура. Они решают задачи сокращения и оптимизации инфраструктуры и установления партнерских отношений с местными властями в вопросах социальной политики.

      «Пиарщики». Эти компании пытаются заниматься саморекламой, используя модную тему КСО. И, зачастую, такими публичными кампаниями прикрывают неэффективность своего бизнеса.

      «Просители». Это те, которые выстраиваются в очередь в отделы по связям с общественностью компаний со всевозможными просьбами и обращениями о помощи. В эту же категорию попадают, зачастую, представители органов государственной власти.

      «Политики». Это те организации, которые хотят внести свою лепту в улучшение мира и решение глобальных проблем. Представителями этой группы часто выступают общественные объединения, рассчитывающие на политические дивиденды.

      Также существует несколько различных групп интересов, таких как «фандрейзеры», «консультанты и эксперты», - которых объединяет возможность извлечь коммерческую выгоду из ставшей популярной темы КСО.

      Еще одну группу составляют «бюджетозаместители». Как правило, это местный уровень власти, который принуждает бизнес к бюджетозамещению, пользуясь тем, что государственные органы является регулятором, от которого зависит благополучие компании в регионе.

      Все большее число предпринимательских  корпораций начинает рассматривать  развитие социальной сферы не в качестве дополнительной нагрузки, неизбежных затрат, а как условие активизации экономики, успешного осуществления модернизации производства. Это - и залог предотвращения или локализации социальных рисков, создания социальных ресурсов производственной деятельности, повышения уровня «человеческого капитала». Иными словами, вложение средств в физическое и духовное развитие работников, повышение их профессионализма, улучшение условий труда, отдыха - это и есть социальная корпоративная ответственность предпринимательства.

      Осуществление социальной поддержки работников, финансирование социальной сферы, представление льготных кредитов, пособий есть также выражение социальной ответственности предприятий  химической отрасли.

      Например, экономические успехи ОАО «Салаватнефтеоргсинтез»  не в последнюю очередь связаны с подготовкой молодых рабочих и специалистов для структурных подразделений общества. Более 4 тысяч рабочих и специалистов предприятия повысили свои разряды на специальных курсах и приобрели смежные профессии. Вкладываются средства в укрепление материально-технической базы профессионального училища № 19, учебно-курсового комбината, индустриального колледжа. Вот почему ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» принимает активное участие в финансировании социальной сферы в дополнение к затратам государства, предоставляет льготные кредиты, семейные пособия. Здесь находят возможности для решения жилищных проблем своих сотрудников, которые выгодно отличаются от обычной ипотеки отсутствием банковских процентов. Руководство акционерного общества никогда не забывает о пенсионерах. Им выплачивается ежемесячная дифференцированная материальная помощь.

      Большая работа по предоставлению социальных льгот, по сохранению и укреплению социальной сферы проводится в ОАО «Сода», ЗАО «Каустик», ЗАО «Каучук», ОАО  «Башкирнефтепродукт».

      Так, в ОАО «Сода» за счет средств предприятия содержатся спортивно-оздоровительный комплекс «Содовик», база отдыха «Шихан», дворец культуры «Сода». А детский оздоровительный лагерь «Спутник» стал одним из лучших в республике и стране. Здесь имеются два плавательных бассейна с установкой для фильтрации воды, столовая на 600 посадочных мест, спортивный комплекс, крытая танцевальная площадка, работают десять технических кружков. А спортивная команда ОАО «Сода» стала в прошлом году лучшей в спортивных соревнованиях организаций отрасли. Все это - результат успешной реализации условий коллективного договора, развития социального партнерства.

      Образцом  заботы о будущем своих пенсионеров  являются усилия ОАО «Башкирская  химия» и Негосударственного пенсионного  фонда «Промрегион» по реформированию пенсионной системы ЗАО «Каустик», ОАО «Сода». Таких примеров немало.

      И российская, и европейская химические отрасли через несколько месяцев  вступят в один из самых сложных  периодов своего развития. Летом 2007 года в Европе вступает в силу законодательство REACH — группа законов о химикатах, которая обязывает производителей, экспортеров и импортеров химических веществ в обязательном порядке регистрировать их в Европейском химическом агентстве. Законодательство затронет всю цепочку, сопровождающую продукт и все его составные части, от производителя до конечного потребителя. Весь груз административной работы по соблюдению REACH ложится на плечи компаний. Европейская комиссия вместе с соответствующими национальными органами будет лишь контролировать выполнение предписаний и карать нарушителей.

      Даже  законопослушные европейские химики активно высказываются против новшеств, опасаясь, что бюрократические процедуры  в рамках REACH будут лишь повышать стоимость продукции химической отрасли и тормозить прогресс разработки новой продукции. Отмечу, REACH не первое законодательное ограничение в ЕС по безопасности химической продукции. Большинство европейских химических компаний считают вполне достаточным соблюдение принципов давно работающей в мире программы Responsible Care (RC). Эта глобальная инициатива охватывает все проблемные зоны химической индустрии: экологические аспекты химического производства, организацию безопасного труда, поддержку безопасности на предприятии, публикацию информации о продуктах химической отрасли. Начиная со второй половины 1980-х годов химики более 50 стран мира подписались под инициативой RC — добровольное присоединение к программе для отрасли означало выполнение своих обязательств перед обществом.

      Казалось  бы, российская химическая отрасль бесконечно далека от этих проблем. Пока Еврокомиссия ломает голову, в какие еще более строгие рамки закона загнать химию в Европе, российские химики в своем большинстве просто борются за выживание, используя такие конкурентные преимущества, как недорогие энергоресурсы и дешевая рабочая сила. Но REACH будет касаться российских экспортеров химической продукции в Европу. После вступления в силу нового закона о химических веществах производители из РФ окажутся в том же положении, что и европейские: либо регистрируй продукцию должным образом, либо у тебя никто не будет покупать — и тебе не будут продавать.

      Но  было бы неверно предполагать, что  химическая отрасль в России будет  развиваться по другому пути, чем  во всем мире.

      Необходимая и достаточная ответственность  
Химические заводы в представлении российского общества прочно ассоциируются с изрыгающими ядовитый дым трубами, разноцветным снегом, дождем, от которого выпадают волосы, мутной водой в реках, где давно не водится рыба. Такой же, если не хуже, сложился имидж у российской химии и за рубежом.

      Те  немногие инвесторы — как правило, иностранные,— которые рискнули открыть новые производства на месте  прежних химзаводов, не пользуются особой популярностью у местного населения. Люди подозревают, что западные компании заинтересованы в том, чтобы перенести на территорию России свои наиболее грязные химические технологии.

      Но  следует осознавать, что глобализация российской химической отрасли и  иностранные инвестиции в химию  в России неизбежно будут сближать Европу и Россию по фактическому состоянию дел в отрасли. Между тем химия на Западе давно перестала быть "грязной".

      Как пример решения «проблемных» вопросов связей с общественностью можно  привести решения руководства химического  концерна Degussa (Германия). Многие производства Degussa находятся на берегу рек, где купаются и ловят рыбу местные жители, наличие буквально под боком химического производства никого не беспокоит. Условия производства и труда на химических предприятиях Германии являются одними из наиболее безопасных и строго контролируемых в мире и намного лучше, чем в других отраслях. По частоте несчастных случаев химиков уверенно обгоняют строители, металлурги, транспортники, работники типографий и пищевых производств. Скажем, в 2006 году количество несчастных случаев на всех заводах Degussa составило 2,2 случая на миллион рабочих часов. А на предприятии по производству бутадиена в Марле в течение последних 20 лет не было зарегистрировано ни одного несчастного случая.

      За  всем этим стоит работа концерна — каждый год показатели травматизма на производстве Degussa снижаются примерно на 20%. Низкие показатели опасности — это следствие реализации методик безопасности, ориентирующихся на учет человеческого фактора. В процесс обеспечения безопасности вовлечены буквально все, каждое происшествие сказывается на премиях сотрудников — от рабочего до директора завода. Но речь идет и о поощрениях — по итогам года наиболее благополучные предприятия получают награду за безопасность труда.

      "Грязные"  технологии и продукты, спуск отходов производства в ближайшую реку или их закапывание в соседнем лесу остались в далеком прошлом Европы. Разумеется, иностранные компании в России привлекают в первую очередь низкая цена на сырье и дешевые энергоресурсы. Но правила работы западных концернов в России не отличаются от действующих в Европе, они играют здесь по тем же правилам, что и у себя дома.

      Россия  для западных химических концернов  является неотъемлемой частью корпоративного присутствия. Правила игры везде  одинаковы. Например, имидж химической компании — чрезвычайно хрупкая вещь, и имидж в России действует на репутацию инвестора в российскую химическую промышленность так же, как и в Европе и в любой стране мира. Несчастный случай на химическом производстве или небрежное отношение к экологии на заводе в России приводят к падению акций химических концернов на мировых биржах в той же степени, что и аналогичные проблемы в Европе.

      Ответственная забота и устойчивое развитие —  это не просто пустые фразы и никому не нужные программы, которые придумали для и без того благополучных европейских химиков. Но насколько совместимы эти понятия с экономическим успехом? Западные компании этот вопрос для себя уже давно решили. Программа Responsible Care работает, напомню, в 52 странах мира более 20 лет. Это глобальный уровень ответственности химической отрасли перед обществом. Существует и корпоративный уровень. Так, принципы устойчивого развития и ответственной заботы формируют правовую и этическую платформу корпоративной политики концерна Degussa.

      То, что политика ответственности жизненно необходима, европейские концерны знают  не из теории. Германия, как и другие европейские страны с высокоразвитой химической промышленностью, столкнулась  в 1980-х годах с серьезным экологическим  кризисом. Шаг за шагом пришлось приводить в порядок окружающую среду, создавая очистные сооружения, замкнутые циклы производства, разрабатывая новые продукты.

      Расходы на такую корпоративную политику, разумеется, существенны, это не только финансовые, но и исследовательские ресурсы. Так, для лакокрасочной отрасли Degussa создает материалы для производства систем с высоким содержанием сухого остатка, то есть содержащих как можно меньше органических растворителей, наносящих наибольший вред экологии. Другой опыт Degussa — создание замкнутых циклов производства. Еще 150 лет назад основатель компании Генрих Ресслер придумал один из первых в мире замкнутых циклов производства в химической отрасли, научившись удерживать пары серной кислоты и использовать их снова. Сегодня на заводе Degussa в Марле стоит современная установка для расщепления остатков серной кислоты. Иногда нам приходится и отказываться от старых технологий, если нет возможности нейтрализовать их губительное воздействие на окружающую среду. Результат этих усилий очевиден, и работа не останавливается и сейчас, когда, казалось бы, отношения химической отрасли и с обществом, и с окружающей средой в Европе гармоничны. Так, за последние четыре года предприятиям концерна Degussa удалось на 10-20% снизить выбросы оксидов азота, пыли, тяжелых металлов в атмосферу и водоемы.

Информация о работе Социальная ответственность бизнеса