Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 23:33, курсовая работа
Цель работы: выявить особенности налоговой системы Республики Беларусь, зарубежных стран на современном этапе и обосновать направления государственной политики, совершенствования налогообложения с учетом зарубежного опыта.
Введение…………………………………………………………………………… 4
1 Теоретические основы изучения потребления и сбережений
домашних хозяйств………………………………………………………………... 5
1.1 Теория потребления и сбережений Дж.М.Кейнса…………………………… 5
1.2 Альтернативные теории потребления………………………………………… 9
2 Формы и методы государственного регулирования сбережений……………..14
2.1 Современные формы сбережений домашних хозяйств развитых стран……14
2.2 Опыт государственного стимулирования сбережений ФРГ………………...17
3 Особенности потребления и сбережений населения Республики Беларусь….21
3.1 Динамика и структура потребления и сбережений домашних хозяйств Республики Беларусь……………………………………………………………………………..21
3.2 Основные направления регулирования сбережений населения Республики Беларусь……………………………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников………………………………………….......29
Приложение А Динамика реальных денежных доходов населения Республики Беларусь……………………………………………………………………………..31
Приложение Б Структура потребительских расходов населения Республики Беларусь……………………………………………………………………………..32
Ставки
подоходного налога имеют прогрессивный
характер - от 0 до 56,8%. Ежегодно шкала уточняется,
позволяя учесть инфляционные процессы.
Законодательство Франции предусматривает
необлагаемый подоходным налогом минимум,
а также определенные вычеты из налогооблагаемой
базы (например, целевые пособия на питание)
и специальные скидки для слабо защищенных
и социальном плане категорий населения
— пенсионеров, инвалидов.
С начала
90-х гг. XX в. дополнительно к подоходному
налогу введены специальные социальные
отчисления. Общее социальное отчисление,
установленное для физических лиц-резидентов,
составляет 2,4%.[4, c.400]
Существуют
специальные правила, регламентирующие
налогообложение доходов, полученных
от операций с собственностью - недвижимостью,
движимым имуществом, ценными бумагами:
• прибыль
от продажи недвижимого имущества
включается в налогооблагаемый доход
в год фактической продажи. Ставка
налога зависит от срока, в течение
которого недвижимость находилась в
собственности продавца, и равняется
нулю при сроке свыше 32 лет;
• с
прибыли от операций с движимым имуществом
взимается налог только в том
случае, если прибыль получена по сделке,
сумма которой превышает
• прибыль
от операций с ценными бумагами,
размер которой превышает
Помимо
подоходного налога на размер фактической
оплаты труда работников оказывает
влияние ряд сборов, уплачиваемых
работодателем, объектом налогообложения
по которым служит фонд оплаты труда
работников. Отметим основные из них:
• социальный
налог на заработную плату. Объект налогообложения
— годовой фонд оплаты труда (ФОТ) сотрудника
в денежной и натуральной форме, включая
обязательные сборы. Ставки налога имеют
прогрессивный характер;
• налог
на развитие профессионального образования.
Объект налогообложения — годовой фонд
оплаты труда (ФОТ) сотрудника в денежной
и натуральной форме, включая обязательные
сборы. Ставки налога — 0,5% с надбавкой
0,1%;
• сбор
на профессиональную подготовку. Если
на предприятии более 10 сотрудников,
то собственник предприятия обязан финансировать
долгосрочную профессиональную подготовку
своих сотрудников; на эти цели взимается
специальный налог в размере 1,2% от годового
ФОТ сотрудника. Если предприятие использует
временную рабочую силу, то размер статен
тира стает до 2% годового ФОТ сотрудника.
Кроме того, существует дополни тельный
сбор в размере 0,3% годового ФОТ сотрудника
па профессиональную подготовку молодежи;
• сбор
на строительство жилья. Объект налогообложения
– годовой ФОТ сотрудника в
денежной и натуральной форме, включая
обязательные сборы. Ставка налога - 0,65%.
Кроме того, если на предприятии более
10 сотрудников, оно обязано участвовать
в финансировании жилищного строительства
в виде ссуд для своих работников или прямых
инвестиций в строительство жилья.
Третьим
крупным источником государственных
доходов Франции являются налоги
на собственность и имущество — здания,
промышленные и сельскохозяйственные
предприятия, движимое имущество, фондовые
активы. Налог на собственность во Франции
имеет прогрессивный характер, однако
существует ограничение, согласно которому
сумма подоходного налога и налога на
собственность не должна превышать 85%
всего дохода.
Следует
отметить факт существования во французской
налоговой системе (достаточно политкорректной)
такого по своей сути дискриминационного
налога, как налог на здания, принадлежащие
иностранным компаниям, владеющим недвижимостью
во Франции. Этим налогом по ставке 3% облагается
недвижимость всех иностранных компаний,
головной офис которых находится за пределами
Франции, в то время как максимальная ставка
налога на собственность для французских
компаний — 1,5%.
Кроме
того, существуют следующие налоги
на собственность:
• при
сдаче в аренду недвижимости, годовая
арендная плата за которую превышает
установленный законодательством предел,
с арендодателя взимается налог на аренду
по стандартной ставке 2,5%;
• налог
на транспортные средства, взимающийся
с автомобилей, принадлежащих или
используемых корпорациями — юридическими
лицами (за исключением автомобилей
старше 10 лет или являющихся объектом
деятельности компании). Ставки установлены
в зависимости от мощности двигателя;
• налог
на отдельные виды автотранспортных
средств, взимающийся с автомобилей,
вес которых превышает 16 т. Ставки
зависят от типа и веса автомобиля.
При осуществлении международных перевозок
с автомобилей, зарегистрированных за
границей, этот налог взимается на таможне,
за исключением случаев, когда освобождение
от него предусмотрено международными
договорами;
• регистрационный
налог — налог, взимаемый при оформлении
документов по сделкам. Ставки налога
дифференцированы в зависимости от вида
сделки. Например, при передаче права собственности
на имущество – от 13,4 до 15,4%; при создании
компании — 1, при передаче доли участия
- от 1 до 4,8%. Для некоторых случаев применяется
фиксированный регистрационный налог.[4,
c.401]
Достаточно
развила во Франции и система
местного налогообложения. Общий объем
местных бюджетов достигает 60% бюджета
страны. Местные органы власти могут
дополнительно вводить па своей территории
следующие местные налоги и сборы:
• налог
па уборку территории;
• земельный
налог на застроенные участки;
• земельный
налог на незастроенные участки;
• налог
на жилье;
• профессиональный
налог;
• пошлину
на содержание сельскохозяйственной палаты;
• пошлину
на содержание торгово-промышленной палаты;
• пошлину
на содержание палаты ремесел;
• местные
сборы на освоение рудников;
• сборы
на установку электроосвещения;
• пошлины
на используемое оборудование;
• налог
на продажу зданий;
• пошлины
на автотранспортные средства;
• налог
на превышение допустимого лимита плотности
застройки;
• налог
на превышение предела удельной занятости
площади;
• налог
на озеленение.
Местные
органы власти самостоятельно определяют
ставки налогов, относящихся к их компетенции,
при формировании бюджета на следующий
год, однако величина этих ставок не может
превышать максимальный уровень, законодательно
определенный центральными властями.
На практике основными источниками доходов
местных бюджетов являются земельный
налог на застроенные участки, земельный
налог на незастроенные участки, налог
на жилье и профессиональный налог. Рассмотрим
эти налоги несколько подробнее.
Земельным
налогом на застроенные участки
облагается стоимость недвижимости
и участков, предназначенных для коммерческого
или промышленного использования. Налогооблагаемая
часть равна половине кадастровой арендной
стоимости участка. Существуют следующие
льготы по налогу: стоимость государственной
собственности; здания, находящиеся за
пределами городов и предназначенные
для сельскохозяйственного использования;
жилье — с физических лиц старше 75 лет,
а также лиц, получающих пособия из общественных
фондов или пособия по инвалидности.
Налоговой
базой по налогу на незастроенные
участки является 80% от кадастровой арендной
стоимости незастроенного участка — полей,
лесов, болот, участка под застройку. От
уплаты данного налога освобождены участки,
находящиеся в государственной собственности,
временно могут быть освобождены также
территории с искусственными лесонасаждениями
и участки, предназначенные для развития
сельскохозяйственного производства.
Налог
на жилье платится собственником
жилья или его арендатором. Мало
обеспеченные лица могут быть полностью
или частично освобождены от данного
налога за объект жилья по месту основного
проживания.
Профессиональный
налог вносится лицами, которые постоянно
занимаются деятельностью, не вознаграждаемой
заработной платой. Расчет данного
налога осуществляется исходя из суммы
следующих показателей:
• арендная
стоимость недвижимости, используемой
налогоплательщиком для целей осуществления
своей профессиональной деятельности;
• процент
заработной платы (обычно 18%), уплачиваемой
налогоплательщиком своим сотрудникам,
а также полученного им дохода
(обычно 10%).
Налоговая
база умножается на налоговую ставку,
устанавливаемую местными органами
власти. При этом законодательство
предусматривает верхнее
Правительство
Франции приняло решение
2.2 Налоговая система Японии
Особый
интерес для изучающих зарубежное налоговое
законодательство унитарных стран представляет
налоговая система Японии. Ее можно охарактеризовать
следующими особенностями:
• сравнительно
невысокий по сравнению с другими
промышленно развитыми странами
совокупный уровень налогового бремени.
Например, доля налогов в национальном
доходе Японии — 26%, тогда как в Великобритании
— 40%;
• общая
ориентация налоговой системы на
прямые налоги в отличие от преимущественной
роли косвенных, что присуще большинству
промышленно развитых стран;
• высокое
бюджетное значение налога на доходы
физических лиц и налога на прибыль
корпораций;
• последовательное
проведение политики экономического стимулирования
посредством предоставления налоговых
льгот;
• щадящий
режим налогообложения крупных корпораций.
Более
64% всех налоговых доходов Японии
образуется за счет государственных
налогов, что характеризует финансовую
мощь федерального правительства и
сравнительно малую финансовую базу
нижестоящих органов власти. В
отличие от стран Европы наибольший
доход государству в Японии приносят налоги
на доходы — налог на прибыль корпораций
и налог на доходы физических лиц.
Налог
на прибыль корпораций в Японии зачисляется
и национальный, префектуральные
и муниципальные бюджеты. Национальная
ставка налога на прибыль — 33,48%, префектуральная
— 5% от национальной, т. е. 1,67% от прибыли,
и муниципальная — 12,3% от национальной
ставки, или 4,12% от прибыли. Таким образом,
общий объем изъятий по данному налогу
составит около 40% прибыли корпораций;
надо, однако, отметить и факт существования
в налоговом системе Японии пониженной
льготной ставки по данному налогу для
малого бизнеса. Налогооблагаемая база—
прибыль корпораций, определяемая согласно
международным правилам бухгалтерского
учета. На протяжении последних лет объем
поступлений от налога на прибыль корпораций
в общем объеме доходов национального
бюджета составлял около четверти всех
поступлений.[4, c.405]
Еще более
велико для бюджета Японии значение
налога на доходы физических лиц, доля
которого в объеме доходов национального
бюджета страны в разные годы составляла
от 35 до 42%. Средства от этого налога поступают
также в бюджеты всех трех уровней. Подоходным
налогом облагаются: заработная плата,
жалованье, доходы крестьян, лиц свободных
профессий, доходы от недвижимости (сдача
в аренду), а также дивиденды, проценты,
случайные заработки, пенсии и т. д. Все
налогооблагаемые доходы в Японии делятся
на десять категорий: проценты по вкладам;
дивиденды; доходы от недвижимости; доходы
от предпринимательской деятельности;
заработная плата; бонусы; выходные пособия,
пенсии; случайные доходы; смешанные, разносторонние
доходы; доходы от капитала.
Информация о работе Совершенствование налогообложения с учетом зарубежного опыта