Совершенствование налогообложения с учетом зарубежного опыта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 23:33, курсовая работа

Описание

Цель работы: выявить особенности налоговой системы Республики Беларусь, зарубежных стран на современном этапе и обосновать направления государственной политики, совершенствования налогообложения с учетом зарубежного опыта.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 4
1 Теоретические основы изучения потребления и сбережений
домашних хозяйств………………………………………………………………... 5
1.1 Теория потребления и сбережений Дж.М.Кейнса…………………………… 5
1.2 Альтернативные теории потребления………………………………………… 9
2 Формы и методы государственного регулирования сбережений……………..14
2.1 Современные формы сбережений домашних хозяйств развитых стран……14
2.2 Опыт государственного стимулирования сбережений ФРГ………………...17
3 Особенности потребления и сбережений населения Республики Беларусь….21
3.1 Динамика и структура потребления и сбережений домашних хозяйств Республики Беларусь……………………………………………………………………………..21
3.2 Основные направления регулирования сбережений населения Республики Беларусь……………………………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников………………………………………….......29
Приложение А Динамика реальных денежных доходов населения Республики Беларусь……………………………………………………………………………..31
Приложение Б Структура потребительских расходов населения Республики Беларусь……………………………………………………………………………..32

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая.doc

— 340.00 Кб (Скачать документ)
 
  •  безналичный платеж, когда происходит перечисление через банк со счета клиента на счет бюджета;
 
  •  гербовыми марками, покупаемыми плательщиком и наклеиваемыми на официально признанный документ, после чего он имеет законную силу. [1, с.40-41]
 

На территории Республики Беларусь установлены и  действуют две группы налогов, сборов (пошлин), — республиканские и  местные. Такая структура налогов  позволяет говорить об установлении в Республике Беларусь двухуровневой  налоговой системы, соответствующей бюджетному устройству государства. [5, c. 63] 

Республиканскими  признаются налоги, сборы (пошлины), установленные  законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. 

Республиканские налоги, сборы (пошлины) могут выступать в качестве регулирующих доходных источников бюджета, т.е. часть таких налоговых поступлений может передаваться на местный уровень. В соответствии с имеющейся практикой нормативы отчислений (в процентах) республиканских налогов в местные бюджеты на каждый очередной бюджетный (финансовый) год устанавливаются Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь». 

В некоторых  случаях суммы отдельных республиканских  налогов могут полностью направляться в доход местных бюджетов: например в Республике Беларусь в полном объеме зачисляются в местные бюджеты суммы поступлений подоходного налога с физических лиц, налога на недвижимость, земельного налога, и ряда других республиканских налоговых платежей. 

Местные органы власти изначально не могут вносить какие-либо коррективы в республиканские регулирующие налоговые платежи. В частности, они не вправе предоставлять налоговые льготы по этим налогам, даже в части сумм, поступающих в их бюджеты. 

Компетенция местных органов власти в вопросах изменения условий применения конкретных республиканских налоговых платежей, полностью переданных в местные бюджеты, законодательно определяется одновременно с принятием решения о передаче в их бюджет сумм соответствующих платежей. 

Местными  признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами местных Советов депутатов и обязательные к уплате на соответствующих территориях. 

По аналогии с республиканскими налоговыми платежами  уровни бюджета, в которые передаются поступления местных налогов и сборов, не являются определяющими. Местные налоги и сборы могут полностью зачисляться в доход областного бюджета, определяться в качестве регулирующих либо полностью направляться в нижестоящие бюджеты. Правовое урегулирование этих вопросов может быть обеспечено путем принятия областным Советом депутатов соответствующего решения в рамках бюджетного процесса. 

К республиканским  налогам, сборам (пошлинам) относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; подоходный налог с физических лиц; экологический налог; налоги с пользователей природных ресурсов; налоги на имущество; земельный налог; дорожные налоги и сборы; таможенная пошлина и таможенные сборы; гербовый сбор; оффшорный сбор; консульский сбор; государственная пошлина; регистрационные и лицензионные сборы; патентные пошлины. 

К местным  налогам и сборам Налоговый кодекс Республики Беларусь относит: налог  с розничных продаж; налог за услуги; налог на рекламу; сборы с пользователей. 

В настоящее  время порядок применения таких  налоговых платежей ежегодно устанавливается  Законом «О бюджете Республики Беларусь» на соответствующий бюджетный (финансовый) год. При этом определяются их состав (конкретные виды платежей) и отдельные условия применения. 

Налоговый кодекс устанавливает закрытый перечень местных налоговых платежей, которые  могут быть введены местными органами власти на подведомственных административных территориях. 

В настоящее  время местные органы власти вправе вводить на территориях своих  административно-территориальных единиц следующие налоги: 

  • налог с  продаж товаров в розничной торговле;
 
  • налог на услуги;
 
  • целевые сборы (транспортный сбор на обновление и  восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в  городском пассажирском, пригородном  и междугородном автобусном сообщении, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района));
 
  • сборы с  пользователей (за парковку (стоянку) транспортных средств в специально оборудованных  местах; за владение собаками или использование  их в предпринимательской деятельности;
 
  • сбор с  заготовителей;
 
  • курортный сбор. [5, c. 65]
 

Обязательность  введения местными органами власти указанных  налогов и сборов Налоговым кодексом не устанавливается, в связи с  чем вопрос об их применении должен быть решен органами власти каждой из административных территорий Республики Беларусь самостоятельно. 

Налоговый кодекс признает обоснованным сохранение практики, когда эти налоговые  платежи будут вводиться на основе положений Налогового кодекса нормативными правовыми актами (решениями) местных  Советов депутатов базового территориального уровня, а для налога с розничных продаж – нормативными правовыми актами (решениями) областных (Минского городского) Советов депутатов. 

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2009 год» доходы республиканского бюджета формируются за счет следующих налогов и сборов: 

·        налога на прибыль (за исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска); 

·        налога на доходы (за исключением налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности и отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска); 

·        налога на доходы от осуществления  лотерейной деятельности по республиканским  и международным лотереям; 

·        налога на доходы от проведения электронных  интерактивных игр; 

·        налога на добавленную стоимость (за исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска); 

·        акцизов; 

·        налога на приобретение автомобильных  транспортных средств; 

·        сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь; 

·        сбора за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств  Республики Беларусь по территориям  иностранных государств; 

·        патентных пошлин; 

·        сбора за предоставление права ввоза  на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ; 

·        налога за использование природных  ресурсов (экологического налога); 

·        таможенных пошлин и таможенных сборов; 

·        оффшорного сбора; 

·        государственной пошлины в соответствии с законодательными актами; 

·        консульских сборов; 

·        гербового сбора; 

·        других налогов и сборов, взимаемых  с выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг) (за исключением зачисляемых в местные бюджеты), иных налогов, сборов (пошлин), установленных Президентом Республики Беларусь и (или) законами, прочих налоговых доходов, установленных законодательными актами; 

·        взносов на государственное социальное страхование. [6, с. 40] 

Зачисляются в местные бюджеты областей и  г. Минска: 

·        подоходный налог с физических лиц; 

·        налоги на доходы и прибыль по нормативам; 

·        налог на доходы от осуществления  лотерейной деятельности по местным лотереям; 

·        налог на недвижимость; 

·        налог на добавленную стоимость  по нормативам; 

·        налог за использование природных  ресурсов (экологический налог) в  части платежей за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов и платежей за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществлящими переработку нефти; 

·        земельный налог; 

·        налог при упрощенной системе  налогообложения; 

·        акцизы на вина, напитки слабоалкогольные и винные (кроме акцизов на указанные товары, взимаемых при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь, а также уплачиваемых в бюджеты свободных экономических зон); 

·        единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц; 

·        единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции; 

·        налог на игорный бизнес; 

·        государственная пошлина в соответствии с законодательными актами; 

·        другие налоги, сборы (пошлины) в соответствии с законодательными актами. [6, с. 41] 

Подоходный  налог с физических лиц 

Подоходным  налогом облагается доход физических лиц, полученный в течение календарного года:

  • физическими лицами, признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь - от источников в РБ и (или) за ее пределами;
  • физическими лицами, не признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь - от источников в РБ.
 

Есть  несколько видов дохода, не облагаемого  этим налогом (стоимость путевок, за исключением туристических, в санаторно-курортные  и оздоровительные учреждения, оплаченных за счет средств социального страхования, а также за счет средств республиканского и местных бюджетов; все виды социальных пособий; средства, вырученные от продажи личного имущества (недвижимость – раз в пять лет и автотранспортные средства – раз в год); доходы от продажи продукции, произведенной на приусадебных участках и др.). 

Подоходный  налог с физических лиц взимается  по ставке 12 процентов.  

Плательщики при наличии оснований могут  воспользоваться стандартными, социальными и другими налоговыми вычетами.  

При определении  размера налоговой базы плательщик имеет право на получение следующих  стандартных налоговых вычетов:

  • в размере 292 тыс. рублей за каждый месяц года в отношении доходов, не превышающих 1766 тыс. рублей в месяц;
  • в размере 81 тыс. рублей на каждого ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца за каждый месяц года;
  • в размере 410 тыс. рублей за каждый месяц года следующие категории плательщиков: ветераны различных войн, инвалиды I и II групп всех видов инвалидности.
 

Плательщик  имеет право на получение социального  налогового вычета:

  • в сумме, уплаченной им в течение года за свое обучение или обучение члена семьи в учреждениях образования Республики Беларусь при получении первого высшего или среднего специального образования;
  • в сумме, не превышающей четырех базовых величин (140 тыс. рублей) за каждый месяц налогового периода, уплаченной в качестве страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее пяти лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов.
 

Налог на прибыль 

Плательщиками налога на прибыль являются юридические  лица Республики Беларусь, иностранные  юридические лица и международные  организации, осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, простые товарищества, хозяйственные группы.  

Информация о работе Совершенствование налогообложения с учетом зарубежного опыта