Современное жилищно-коммунальное хозяйство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 07:10, курсовая работа

Описание

Современное жилищно-коммунальное хозяйство - это сфера ответственности местных органов власти. Однако местные органы власти не всегда в состоянии самостоятельно разрешить проблемы отрасли, основные из которых: высокая доля убыточных предприятий, высокий уровень физического и морального износа основных производственных фондов, значительные объемы задолженности предприятий ЖКХ и бюджетное недофинансирование, низкая инвестиционная привлекательность предприятий отрасли

Работа состоит из  1 файл

111Диплом.doc

— 445.50 Кб (Скачать документ)

Система управления в жилищном хозяйстве строилась на принципе двойного подчинения: центральным органам власти и местным Советам в лице соответствующих  исполкомов городов и районов. Важнейшие ресурсы  и реальные рычаги власти находились у государства, которое распоряжалось ими через систему ведомств под контролем и руководством Коммунистической партии. Схема управления жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ) города областного подчинения  приведена на рис.1.1. В данной  схеме четко прослеживается строгая подчиненность предприятий и организаций ЖКХ вышестоящим  управленческим звеньям с выделением их ведомственного звена.

Совет Министров СССР

 

Совет Министров республики

Министерство ЖКХ республики

Управление ЖКХ города

Управление ЖКХ ведомства (союзного, республиканского)

Ведомственные предприятия ЖКХ

Исполком области (края)

Исполком города

Предприятия ЖКХ местных советов

Управление ЖКХ региона (области, края)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.1. Схема управления ЖКХ в советский период

 

Дееспособность данной системы основывалась на праве директивного централизованного распределения ресурсов  и неэкономического принуждения. Все сколько-нибудь значимые вопросы развития и содержания систем жилищной сферы решались в Москве или столицах союзных республик.[6] Это касалось как вопросов выделения средств на строительство зданий или системы очистных вооружений, так и вопросов проведения капитального ремонта жилого дома или асфальтирования участка городской улицы. Тарифы  на оплату жилищно-коммунальных услуг  имели чисто символическое значение и не отражали сути экономических процессов  в данной сфере. Финансирование организаций жилищного хозяйства осуществлялось преимущественно  в виде бюджетных дотаций.

В то же время советская система остро нуждалась в промышленных и военно-вспомогательных центрах городского типа, и поэтому уже в 30-е годы города получают определенное развитие  и тенденция урбанизации, ослабевшая  в послереволюционный период, опять стала набирать силу. К 1940 г. удельный вес городского  населения составил уже 33% от общей численности населения страны. Получило определенное развитие и жилищно-коммунальное хозяйство, но это развитие касалось прежде всего крупных столичных городов.

Период 40-х годов характеризовался громадными разрушениями  во время Отечественной войны 1941-1945 гг. и восстановлением разрушенного хозяйства, в том числе жилищного фонда  и коммунальных объектов, в 1946-1950 гг. Уровень жилищно-коммунального и бытового обслуживания  населения оставался низким, а обеспеченность жильем составила в 1950 г. всего лишь 7 кв.м. общей площади на душу населения, что соответствовало уровню жилищной обеспеченности в 1917г. и явно не отвечало потребностям.[7]

В 50-е годы начался самый длительный и достаточно последовательный этап развития жилищной сферы и коммунальных систем  в советское время, который по неумолимой логике истории  оказался завершающим этапом функционирования советского государства.

Наиболее характерной чертой  в данной области была тенденция урбанизации, которая с некоторыми естественными  колебаниями сохранилась вплоть до начала 90-х годов, когда бурные процессы перестройки затормозили урбанистические процессы. Так, если в 1859 г. удельный вес численности городского населения в общей численности страны составил 5,7%, в 1897 г. – 13,  в 1940 г. – 33, то  в 1990 г. – 66%, т.е. две трети населения страны стало проживать в городах и поселках городского типа, а городской образ жизни стал преобладающим.[8] Уже в первой  половине 50-х годов, когда холодная война набирала силу было начато строительство добротных зданий, в прилегающих приграничных и пригородных территориях.  

После принятия в 1957 г. известного Постановления ЦК КПСС о переходе  к типовому проектированию и строительству в стране начался строительный бум. Возникали новые города и как следствие военной инфраструктуры муниципальные образования, расширялись действующие, активно сооружались объекты  городского хозяйства. Именно на этом этапе возникла новая технология индустриального домостроения, предусматривающая производство строительных деталей и конструкций  в заводских условиях и достаточно быстрый монтаж зданий на строительной площадке. Указанная технология и громадный объем  привлеченных ресурсов  позволили существенно нарастить объемы  строительного производства и довести среднюю обеспеченность жильем до 10 кв.м. в 1966г. и до 15,5 кв.м. в 1980 г.[9]

Постоянный дефицит ресурсов  и их крайне неэффективное использование, отсутствие реальных экономических взаимоотношений между системой управления, производителями и потребителями в жилищной сфере, низкая квалификация кадров, крайне неэффективное  управление, бесхозяйственность, неоправданные потери ресурсов и другие аспекты свидетельствовали о неблагополучном положении в жилищной сфере. Осознавая такую ситуацию, руководство страны предпринимало попытки улучшить положение дел в строительстве и эксплуатации жилья и коммунальных систем. Но все они оказались неудачными, так как затрагивали  лишь отдельные  элементы хозяйственного механизма в данной сфере, не меняя его по существу.

В самом начале 90-х годов наступил переходный период в развитии  жилищной сферы. Его характерные черты:[10]

      разрушение государственной системы распределения жилья, которая существовала в СССР в течение многих десятилетий;

      существенное повышение тарифов  на жилищно-коммунальные услуги для предприятий, организаций и населения;

      частичная приватизация государственного (муниципального) жилищного фонда и появления рынка жилья;

      усиление ведомственного монополизма и ослабление функций государственного (городского) контроля в данной сфере;

      изменение организационно-правовых норм предприятий и организаций жилищно-коммунальной сферы.

  Проводимые преобразования носили в основном внешний характер и практически не затронули  существа хозяйственных отношений  и не устранили административный характер действующего хозяйственного механизма. В результате жилищные условия значительной части населения и уровень содержания жилищного фонда стали заметно ухудшаться.

Таким образом, положение к  концу ХХ в. в жилищной сфере можно оценить как неудовлетворительное, с явными негативными тенденциями к ухудшению. Сократились объемы  жилищного строительства.  Существенно возросла стоимость жилищно-коммунальных услуг, а доля оплаты населения в затратах предприятий жилищно-коммунальной сферы оставалось недостаточной. На поддержание жилищно-коммунальной сферы государство расходовало 4% ВВП, т.е. больше, чем на социальную сферу и многие другие сферы жизнедеятельности, но этих средств все равно не хватает по причине их неэффективного использования.[11]

Даже неполный перечень рассмотренных проблем свидетельствует о наличии глубинных причин неудовлетворительного положения в жилищной сфере, а также о необходимости поиска путей решения жилищной проблемы.  Не вдаваясь глубоко в анализ их появления и обострения в последние годы, отметим, что целесообразно все причины разбить на две группы: объективные и субъективные.[12] К первой группе можно отнести остаточное ресурсообеспечение и недостаточное развитие жилищной сферы в советский период от командно-административной системы к рыночному хозяйству. Из числа субъективных причин отметим сохранившийся административный механизм хозяйствования в муниципальном секторе образований и малых городов страны, отсутствие реальных механизмов инвестирования в жилищное строительство и реальной реформы жилищной сферы.

 

1.2.  Проблемы системы жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований и определение путей их решения в рыночных условиях хозяйствования

 

С внедрением рыночных отношений произошли существенный изменения.  Так, начал функционировать рынок жилья, изменилась структура жилого фонда по формам собственности. Однако жилищная проблема осталась по-прежнему актуальной, особенно это выражено в системе ЖКХ муниципальных образований. Суть  жилищной проблемы заключается  в острой нехватке жилья, соответствующего  нормативным  и потребительским требованиям, для значительной части населения.

Жилищная проблема имеет несколько важных аспектов:[13]

      дефицит жилья – количественный аспект;

      несоответствие структуры жилищного фонда демографической структуре семей – структурный аспект;

      несоответствие имеющегося жилищного фонда требованиям к потребительским качествам жилья – качественный аспект;

      несоответствие требований  к техническому содержанию жилищного фонда – эксплуатационный аспект.

Средняя жилищная обеспеченность  в муниципальных образованиях и малых городах страны составляет  не более 18 кв.м. общей (полезной) площади жилья на одного жителя, многие семьи имеют менее 9 кв.м. на душу населения, зачастую, в коммунальных квартирах. Опыт развитых стран показывает, что  для успешного решения жилищной проблемы необходимо повысить средний уровень жилищной обеспеченности в 2-3 раза.

Состав квартирного фонда во многих муниципальных образованиях страны не соответствует демографической структуре  населения, что существенно ухудшает жилищные условия населения. О недостаточных темпах решения жилищной проблемы свидетельствует невыполнение   государственных программ  в сфере обеспечения жильем  определенных категорий населения (военнослужащие, вынужденные переселенцы и т.д.). Многие семьи проживают в коммунальных квартирах и общежитиях.

Важным аспектом данной проблемы является несоответствие существующего  жилищного фонда  функционально-потребительским требованиям, предъявляемым к жилым помещениям: неудобная планировка,  недостаточный уровень производства,  влагостойкость, звукоизоляция и другие параметры жилых помещений.

Отсутствие современных видов благоустройства  и конструктивные недостатки жилых зданий приводят к завышенному потреблению энергоресурсов и воды. Так, с точки зрения энергоиспользования жилищный фонд является весьма неэффективным. Это во многом объясняется тем, что  в существующем жилищном фонде Росси значительную долю (в некоторых регионах до 80%) составляют дома из сборного железобетона, имеющие значительные  теплопотери, которые к тому же на 20-30% выше проектных из-за низкого качества строительства и эксплуатации. Наиболее значительные теплопотери в зданиях происходят через наружные  стеновые ограждения (42% для 5-этажных и 49% для 9- этажных зданий) и окна (32 и 35% соответственно), особенно это актуально на севере страны[14].  В результате показатели удельного  теплопотребления в  таких зданиях в 2-4 раза  превышают аналогичные показатели  в странах Европы и Америки  с близкими климатическими условиями.

Наконец, невыполнение требований  по содержанию и современному ремонту жилищного фонда приводит к ухудшению технического состояния жилья  и нарастанию его «недоремонта».[15]

Информация о работе Современное жилищно-коммунальное хозяйство