Современные банковские операции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 18:29, курсовая работа

Описание

Цель работы – выяснить с какой целью в государстве выполняются банковские услуги, объяснить их роль в формировании бюджетной системы Украины, определить, как и по каким принципам осуществляются банковские операции, раскрыть виды операций и их сущность.
Исследования производятся путем анализа и синтеза имеющихся источников информации, обобщения статистических данных.
Результатом исследования можно считать разработку предложений по усовершенствованию банковской системы Украины.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Общая характеристика банковских услуг…………………………………………………. 5.
1.1Сущность и классификация банковских услуг……………………………………………5.
1.2. Характеристика банковских операций…………………………………………………...8.
2. Традиционные банковские операции………………………………………………………18
2.1 Виды банковских операций………………………………………………………………..19
3. Операции с ценными бумагами………………... …………………………………………..24
3.1Ценныебумаги,как экономическая категория…………………………………………….24.
3.2. Характеристика основних видов ценных бумаг………………………………………29.
3.3 Виды банковских операций с ценными бумагами………………………………………34.
4 Система банковских учреждений Украины………………………………………………..38.
5. Банковское регулирование………………………………………………………………….45.
5.1 Задачи самих банков по поддержанию стабильности банковской системы…………46.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Работа состоит из  1 файл

готовая работа.doc

— 378.50 Кб (Скачать документ)

      • организовывать выпуски ценных бумаг, т.е. выступать в качестве инвестиционной компании;  

      • выдавать гарантии по размещению ценных бумаг в пользу третьих лиц;  

      • инвестировать средства в портфели акций небанковских компаний (в том  числе для обеспечения контроля над ними через дочерние предприятия);  

      • учреждать небанковские инвестиционные институты (инвестиционные фонды, за исключением чековых) и компании финансовых брокеров и инвестиционных консультантов;  

      • учреждать специализированные компании по учету и хранению ценных бумаг, а также совершению расчетов по операциям  с ними;  

      • учреждать организации, являющиеся институциональными инвесторами (страховые, холдинговые компании).  

      Основными фондовыми операциями банков являются: 1) брокерские операции; 2) эмиссия; 3) депозитарная деятельность; 4) гарантийная деятельность; 5) учет векселей; 6) хранение; 7) кредитование под залог ценных бумаг; 8) дилерская деятельность.   Фондовые операции банков осуществляются с учетом определенных правил: • операции должны проводиться на основе лицензий и лишь сертифицированными специалистами;

      фондовые  операции не должны противоречить действующему законодательству;  

      • банки не могут выполнять функции  инвестиционных фондов;  

      • банки не могут заниматься депозитарной деятельностью, если они не являются участниками национальной депозитарной системы.  

      Особое  место среди фондовых операций банков занимает выдача гарантийных обязательств. Банки могут давать гарантию по размещению ценных бумаг в пользу третьих лиц. Это является своеобразным страхованием риска. Выступая гарантами, банки получают вознаграждение. Эти операции осуществляются строго на договорной основе. Сделки с корпоративными ценными бумагами совершаются по инициативе инвестора, от его имени и за его счет. С развитием акционерных обществ, активно эмитирующих ценные бумаги, банки получили широкие возможности по вложению средств в акции, векселя, облигации предприятий и банков. При этом сделки банков с ценными бумагами подразделяются на инвестиции и торговые операции.  

      Банки работают не только с собственным  капиталом, но и со счетами клиентов, осуществляя клиентские операции. Если банки проводят фондовые операции без вложения собственных средств в ценные бумаги и в интересах третьих лиц — своих клиентов, то их доход определяется уровнем вознаграждения, установленным для данной операции, и масштабами операции. В данном случае отсутствует прямая связь с инвестиционной деятельностью банка. Нельзя также утверждать, что существует прямая зависимость рентабельности этих операций от доходности вложений на фондовом рынке. Операции с ценными бумагами, осуществляемые банками в интересах клиентов, включают: платежно-расчетное обслуживание клиента на основе использования ценных бумаг банка, клиента, третьих лиц; кредитование под залог ценных бумаг; операции по обслуживанию клиентов-инвесторов, обслуживание выпуска и размещение ценных бумаг клиента (андеррайтинг), не имеющие пока на российском рынке широкого применения.  

      Банки оказывают брокерские услуги по размещению средств клиента на рынке ценных бумаг с целью:   1) расширения клиентуры; 2) диверсификации операций; 3) получения кредита под залог ценных бумаг, приобретенных на средства клиентов.   В этом случае учет клиентских облигаций осуществляется по счету депо банка-инвестора, предоставляющего брокерское обслуживание.   Недостаток оборотных средств у предприятий для расчетов с поставщиками и другими контрагентами обусловливает необходимость учета векселей в банке. Если у банка нет достаточных денежных средств для удовлетворения потребностей клиента в кредите для пополнения оборотных средств и расчетов с поставщиками, то банк, используя собственные векселя, осуществляет обслуживание таких расчетов.   Для современной российской банковской системы характерны следующие экономические и технологические особенности, препятствующие ее интеграции в мировое финансовое пространство:

      тенденция к политизации банковского и фондового бизнеса и связанная с ней настороженность зарубежных инвесторов;  

      • необеспеченность залоговых аукционов  и инвестиционных конкурсов соответствующими реальными залоговыми ипотечными и  фондовыми инструментами;  

      • недостаточный объем финансирования экономики с помощью инструментов рынка ценных бумаг (в России — менее 6%, а в странах с развитой рыночной экономикой — до 80%);  

      • небольшая доля на финансовом рынке  реального частного капитала (принадлежащего конкретным физическим лицам);  

      • отсутствие современной системы  клиринговых расчетов, листинга, депозитариев, независимых регистраторов, обеспечивающей информационную "прозрачность" рынка  для всех участников и соответствующей  мировым стандартам;  

      • юридические проблемы, связанные с заключением договоров с партнерами с учетом возможных убытков от неожиданных изменений на рынке;  

      • информационные проблемы, возникающие  при определении надежности партнеров  с точки зрения их платежеспособности;  

      • технологические проблемы, связанные  с отсутствием единых, соответствующих мировым стандартам общероссийских классификаторов продуктов, операций, технологий банков и бирж;  

      • отсутствие многослойных технологий, интегрирующих различные банковские системы в единое технологическое  пространство;  

      • несоответствие существующих форм бухгалтерского учета и отчетности требованиям  реальной оценки финансового положения  банка;  

      • отсутствие на территории России банков с соответствующими резервными фондами  для банковских гарантий под обслуживание операций на финансовом рынке;  

      • большой удельный вес счетов, не приносящих высокие проценты;  

      • высокий уровень маржи за счет разницы между процентами по вкладам  и ссудам;  

      • отсутствие единых стандартов финансовой деятельности и технологий банков;  

      • высокая доля краткосрочного кредитования (главным образом торговых операций) для приобретения предметов потребления и валютных спекуляций;

      отсутствие  системы лицензирования, сертификации и финансовой защиты от просроченных платежей на финансовом рынке России.

      Для выживания в условиях жесточайшей  конкуренции банки вынуждены  будут создавать принципиально  новые рыночные организационные  структуры и универсальные открытые технологии, отвечающие требованиям  единых мировых стандартов.   Для  этого необходимо:  

      • разработать банковское законодательство, отвечающее требованиям юридической и финансовой защиты деятельности коммерческих банков в соответствии с едиными мировыми стандартами, с одной стороны, и с учетом специфики регионов России — с другой;  

      • разработать всесторонние системы лицензирования, сертификации и финансовой защиты, охватывающие все сферы деятельности отечественных и зарубежных фирм, разрабатывающих и внедряющих новые банковские технологии;  

      • создать на территории России сеть научно-консалтинговых центров по вопросам стратегического развития коммерческих банков, по обучению специалистов, созданию проектов новых организационных структур для внедрения новых информационных технологий;  

      • создать на территории России сеть центров по разработке информационных технологий на основе программных продуктов ведущих компьютерных фирм мира.   Решения поставленных проблем можно достичь только путем системного подхода к проектированию банковских технологий от макроорганизации работы банка до автоматизации внутрибанковских расчетов. Отметим, что банковская система России сможет упрочить свое положение на мировом финансовом рынке, когда в стране появятся:   • реальные частные собственники — эмитенты, готовые пройти в соответствии с мировыми стандартами процедуру листинга на первоклассных биржах мира;   • первоклассные банки, способные совершать сделки на международном рынке в интересах своих клиентов;  

      • независимые регистраторы, депозитарии, электронные торговые системы; агентства  по обеспечению информацией об эмитентах, сделках, ценах, акциях, технологиях и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      4. Система банковских  учреждений Украины. 

      Формирование  банковской системы Украины началось с провозглашением независимости  и выходом с состава СССР в 1991 г. До этого времени в Украине не было необходимых предпосылок для существования самостоятельной банковской системы. Большинство банковских учреждений, которые действовали на ее территории в конце 80-х лет, были не самостоятельными банками, а филиалами союзных банков. Они входили в состав банковской системы СССР и управлялись из союзного центра. Самая союзная банковская система была далеко не рыночной, и потому после провозглашения курса на перестройку с 1988 г. началось активное ее реформирование, в том числе и на территории Украины. Тем не менее, задача создания законченных банковских систем в каждой союзной республике во времена существования Союза не относилось, хотя шла речь о формировании центральных банков в каждой из республик. В частности, уже в 1990 г. началась разработка проекта Закона Украины «О банках и банковской деятельности». Но наивероятнее имелось в виду реорганизовать сам союзный центральный банк (Госбанк СССР), что-то наподобие Федеральной резервной системы США, а не создать самостоятельные банковские системы в каждой республике. 

      Начало  формирования в Украине собственной  банковской системы рыночного типа был положенный Законом «О банках и банковской деятельности», принятым Верховной Радой 20 марта 1991 г. В основу развития банковской системы Украины  этим Законом были положенные принципы, общепризнанные в мировой практике [1]: 

      * двухуровневое построение; 

      * четкое функциональное размежевание  между банками первого и второго  уровней; 

      * функционирование банков второго  уровня на коммерческих началах  и на договорных отношениях с клиентурой; 

      * ликвидация монополии государства  на банковское дело, возможность  создания коммерческих банков  разных форм собственности, либерализация  банковской деятельности; 

      * организация государственного контроля  и надзора за банковской деятельностью и наложение этой задачи на центральный банк; 

      * независимость центрального банка  от государственных органов исполнительной  власти; 

      * формирование общесистемной инфраструктуры  обеспечения банковской деятельности  и др. 

      На  сформированной этим Законом правовой и концептуальной основе банковская система Украины за короткий срок прошла сложный, но довольно результативный путь развития. Найвагомішими есть результаты в інституційно-структурному ее развития. 

      К середине 1994 года открытия банка в Украине можно было сравнить с открытием частного предприятия или общества. Как следствие, число коммерческих банков к конца 1992 году превысило 90. В 1992 году их было уже 130, а в 1993 году - 207. В течение трех последующих лет, количество банков достигло 230 и стабилизировалась на этом уровне. В то же время три с пяти больших государственных банков - "Промстройбанк", "Житлосоцбанк", "Агропромбанк" - были преобразованы в акционерные компании - "Проминвестбанк", "Укрсоцбанк", а также банк "Украина". 1992-1993 лет характеризуются как период создания банков "новой волны". В этот период в результате прогрессирующего развития совместных предприятий, малых предприятий и акционерных компаний создаются банки со значительной долей частного капитала. 

      Народнохозяйственное значение банковского сектора Украины особенно заметно снизилось в 1994-1995 годах. Один из признаков этого этапа - низкий уровень банковского менеджмента. Это привело к банковскому кризису и банкротству отдельных банков. В течение 1994 года обанкротились 12 банков. В 1995 году 20 банков были переведены в состояние оздоровления. На протяжении 1996 года обанкротилось 45 банков (прямое банкротсво), а 60 прибывали в состоянии оздоровления (скрытое банкротсво). По данным Национального банка Украины, количество проблемных банков составляли 28. В начале 1998 года 23 банка проходили процедуру санации, 16 подлежали закрытию, 12 - признаны банкротами. 

      Приведенные цифры свидетельствуют о росте  в украинской банковской системе  количества случаев некредитоспособности. В период 1994-1995 лет происходило изменение акционеров многих банков, осуществлялась продажа и перепродажа коммерческих банков и их филиалов. 

      Стабилизация  уровня инфляции ускорила процесс банкротства  коммерческих банков. Главными недостатками банковской системы Украины оставались [8]: 

Информация о работе Современные банковские операции