Сравнительный анализ неоклассической и институциональной теорий фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 17:17, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в выявлении сущности фирмы, и сравнительном анализе основных подходов к рассмотрению природы фирмы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить роль и место фирмы в современной экономической системе;
рассмотреть эволюцию научных взглядов на природу фирмы и изучить историю развития основных теорий фирмы;
провести сравнительный анализ институциональной и неоклассической теорий фирмы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ И МЕСТО ФИРМЫ В МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ. 4
ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИЙ ФИРМЫ 7
ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ТЕОРИЙ ФИРМЫ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа состоит из  1 файл

кр.doc

— 245.50 Кб (Скачать документ)

     Изучив  эволюцию теорий фирмы, были рассмотрены  лишь наиболее важные подходы и концепции, объясняющие поведение фирмы. Каждая теория имеет свои слабые стороны и внутренние противоречия, тем не менее,  в каждой из них содержится рациональный анализ, помогающий понять и объяснить действие современной фирмы на рынке.

 

      ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ  АНАЛИЗ НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ  И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ  ТЕОРИЙ ФИРМЫ

     Современная теория фирмы вбирает в себя многие достижения различных школ экономической мысли. Разные теоретические концепции делают акцент на различных аспектах теории фирмы. Каждый подход позволяет увидеть что-то новое в деятельности фирмы, ее поведении и в то же время затемняет какие-то другие ее стороны. Для экономической теории важен анализ существующих концепций о содержании, механизме поведения и роли фирмы в экономике, как они вырабатывались ведущими учеными по мере развития и дифференциации экономических наук.

     Представители неоклассической теории придерживаются технологической концепции фирмы. Опорные предпосылки неоклассической трактовки фирмы — совершенство информации, полная рациональность поведения экономических агентов, определенность внешних условий, стабильность цен.

     Согласно  этому  подходу  функции фирмы и рынка четко разграничиваются.  Рынок специализируется исключительно на актах обмена. Именно с помощью рынка осуществляется процесс размещения ресурсов, с одной стороны, и распределение готовой к реализации продукции – с другой.

     Роль  фирмы в неоклассической теории сводится к выполнению чисто технической задачи – производство из редких ресурсов готовые полезные блага. В связи с этим фирма выступает, как производственная функция.

     Производственная  функция характеризует максимальный выпуск, который может быть получен при определенном сочетании фактор производства и при данном уровне технологического развития общества[8, стр. 226] Т.е. эта функция характеризует только технически эффективные способы производства. Она показывает соотношение между количеством затрачиваемых фирмой ресурсов в единицу времени (сырьем, трудом, капиталом, землей, предпринимательским талантом) и количеством получаемой продукции за тот же период. Это соотношение можно представить в виде функции: Q = f (a , b , c , d), где a, b, c, d – затрачиваемое количество различных видов ресурсов, Q – количество произведенной готовой продукции. Затраты сырья, материалов, рабочей силы, капитала, связанные с изменением физических свойств благ, составляют трансформационные издержки (от лат. transformatio – преобразование, превращение). Неоклассическая теория в качестве инструмента анализа использовала исключительно единственный тип издержек – трансформационные.

     Главная задача неоклассической фирмы состоит в нахождении такого соотношения ресурсов, которое обеспечило бы ей минимальные издержки производства и максимальную прибыль. Минимальные  издержки  на  единицу  продукции  обеспечиваются  при выпуске,  называемом  минимально  эффективным  выпуском  для данной отрасли.

     Поскольку соотношение ресурсы – блага  зависит не только от количества применяемых  в производстве ресурсов, но и в  значительной мере от их комбинации, то определенное место в микроэкономическом анализе фирмы отводится оценке используемой фирмой технологии. По мнению представителей неоклассической школы, технология, как определенное соотношение факторов производства, обуславливает горизонтальный и вертикальный размер фирмы.

     Горизонтальный  размер фирмы определяется эффектом масштаба и экономией от разнообразия. Эффект масштаба достигается на крупных фирмах с помощью применения мощного, высокоспециализированного и более продуктивного оборудования. Использование эффективного оборудования обеспечивает фирме снижение средних издержек, приходящихся на единицу произведенной продукции.  Получение экономии от разнообразия происходит за счет соединения на фирме нескольких различных видов деятельности, в результате чего фирма имеет существенное снижение затрат.

     Таким образом, технологический подход к  анализу фирмы позволяет установить естественные границы ее размеров, определить технические условия эффективности ее функционирования.

     Наряду  с выбором ресурсов, технологии и  изготовлением продукции, поведение  фирмы в неоклассической теории связано с разработкой стратегии  в зависимости от типа рынка, на котором она работает. В случае совершенной конкуренции рынок назначает фирме соответствующий уровень цен на ресурсы и произведенную продукцию. В данной ситуации задача фирмы сводится лишь к определению объема производства, при котором может быть получена максимальная прибыль. Работа на рынке несовершенной конкуренции дает фирме больший уровень полномочий. В этом случае фирма определяет наряду с объемом производства и уровень цен, при которых достигается максимизация прибыли. В неоклассической теории предполагается ситуация ухода из отрасли тех фирм, деятельность которых не связана с выполнением задачи максимизации прибыли.

     Технологическая концепция фирмы получила название "черного ящика", потому что  нам неизвестно, что и каким  образом происходит в этом "ящике" - фирме, т.е. как происходит сам процесс выполнения производственной функции, и откуда и как появился этот "ящик".

     Подводя итог определения места фирмы  в неоклассической теории, можно  сделать вывод о некоторой  «обезличенной» роли фирмы. Фирма видится как некий «черный ящик», у входа в который сосредоточены ресурсы, на выходе – готовый продукт. Трансформация ресурсов в готовые блага осуществляется в соответствии с характером применяемой производственной функции и той внешней средой (типом рыночной структуры), которая предопределяет способ максимизации прибыли как целевой функции фирмы.

     Оценивая  практическую деятельность современных  фирм, можно увидеть наличие множественности  целей у фирм. При этом получение  максимальной прибыли является только одной из них. Вне всякого сомнения, показатель прибыли стоит во главе иерархии целей у большинства фирм по причине его универсальности. Однако принятие неоклассикой в качестве единственной цели фирмы получение максимальной прибыли свидетельствует об узости избранного подхода, а также демонстрирует расхождение между предпосылками и выводами неоклассической теории и практической деятельностью фирмы.

     В последние десятилетия в мировой  экономической науке появилось  много модификаций, концепций и теорий, дополняющих неоклассическую теорию, позволяющих по-новому определить целевую функцию фирмы, с учетом реальности внешних условий.

     Деятельность  любой фирмы в значительной мере зависит от состояния внешней  среды. Неблагоприятная или даже кризисная общеэкономическая ситуация, способна поставить под угрозу само существование фирмы, поэтому в такой ситуации цель выживания приоритетная и преобладающая над максимизацией прибыли.

     Руководители  фирмы, принимающие решения, часто  не стремятся детально изучить каждую возможность в процессе поиска наиболее прибыльной альтернативы. Это связано с дороговизной самого процесса поиска альтернатив, неточностью располагаемой информации, значительным отвлечением времени на поиск нужных данных. Фирма скорее стремится к получению «удовлетворительной», а не «максимальной» прибыли. Поэтому в качестве цели фирмы определяют не максимизацию прибыли, а нахождение приемлемых решений в возникающих перед ними сложных проблемах.

     Большинство действующих фирм в качестве альтернативы максимизации прибыли отдает предпочтение максимизации получаемой ими выручки от реализации продукции. Практика доказала, что увеличение выручки является одним из базовых показателей, характеризующих успешную деятельность фирмы.

     Как известно, неоклассическая теория фирмы основывается на концепциях абсолютной информированности экономических агентов о рынке, рациональности их действий, определенность внешних условий и стабильность цен, однако практический опыт демонстрирует обратное.

     XX век зарекомендовал себя как период глобальных перемен. Прежде всего, экономические субъекты столкнулись с усложнением хозяйственной жизни. Неотъемлемым свойством экономического процесса стала неопределенность. Непредсказуемость и неопределенность внешней среды заставляет каждый экономический субъект нести расходы на получение информации о ценах, поставщиках и покупателях, условиях проведения сделок, возможных шагах конкурентов и т.д.

     Разнообразие  хозяйственных процессов, происходящих в обществе, усложнение взаимосвязей между контрагентами вынуждают субъекты осуществлять защиту своих прав собственности. Это необходимо производить в случаях нарушения контрактов со стороны партнеров (покупателей и продавцов), при осуществлении контроля над качеством поставляемой продукции, при решении спорных вопросов между контрагентами.

     Стало очевидным, что экономические агенты обладают ограниченной рациональностью. Ограниченная рациональность проявляется в неравномерном доступе экономических агентов к информационным источникам (асимметричность информации), а также в их неспособности наилучшим образом проанализировать полученную информацию. Реальная экономика характеризуется наличием фактора риска, который связан с возможным отклонением реальных выгод от прогнозируемых значений.

     Таким образом, производителю, помимо традиционных трансформационных (производственных) издержек, приходится нести издержки, связанные с процессом получения информации (анализ потребительских предпочтений, отслеживание рыночной конъюнктуры, оценка поведения конкурентов и т.д.), защитой прав собственности, т. е. нести трансакционные издержки.

     Все это подтолкнуло к переоценке существующих понятий и определений, стало мощной мотивацией для смещения приоритетов в теории фирмы. С изменением условий функционирования экономики, стали не актуальны некоторые концепции неоклассической теории.

     Новая институциональная экономическая теория является продолжением неоклассики, традиционной микроэкономической теории и не затрагивает ее жесткого ядра в той мере, в какой можно было бы говорить о появлении принципиально новой программы исследований, поскольку в различных формах используется предпосылка о максимизации полезности, трансформировавшаяся в идею минимизации трансакционных издержек или суммы трансакционных и трансформационных издержек, принцип методологического индивидуализма, экономического равновесия. [13, стр. 38]

     Основным  отличием институциональной теории от  неоклассической явилось смещение акцента с анализа трансформационных (производственных) издержек на трансакционные издержки и изучение отношений, складывающихся внутри экономических организаций – фирм. Это сделало возможным наблюдать происходящие процессы и формирующиеся взаимоотношения внутри фирмы, то есть позволило заглянуть в глубину «черного ящика» с тем, чтобы определить истинную сущность фирм. Главная задача анализа институциональной теории фирмы связывалась с объяснением поведения фирмы в системе дорогостоящей и неполной информации, а в центр внимания были поставлены вопросы о причинах многообразия видов фирм и их развития.

     Согласно институциональной концепции, фирма и рынок рассматриваются как альтернативные, взаимоисключающиеся способы организации хозяйственной деятельности. Фирма противопоставляется рынку как система внутреннего производства внешнему.

     Фирма – это объединение сознательных и согласованных действий экономических агентов, в то время как рынок – результат спонтанного хозяйственного развития. Фирма осуществляет объединение экономических ресурсов на длительный срок. Процесс привлечения ресурсов осуществляется на контрактной основе. Для обеспечения непрерывности производства наиболее редкие и сложные ресурсы должны находиться в распоряжении фирмы на постоянной основе. В связи с этим деятельность фирмы невозможна без заключения долгосрочных контрактов с собственниками экономических ресурсов. Напротив, рыночные взаимоотношения часто строятся на основе краткосрочных или разовых сделок. Вопросы оптимизации производственной деятельности, определения стратегии развития, обозначения будущих перспектив и прогнозов находятся исключительно в компетенции руководителя фирмы. Принятие решения в фирме производится ее руководителем, распоряжениям которого подчиняются все работники.

     В противоположность фирме, на рынке  господствует спонтанность осуществляемых процессов, имеет место обособление экономических ресурсов. Принятие решения по вопросу купли-продажи производится каждым агентом самостоятельно по собственному выбору. Рыночная форма организации хозяйственной деятельности предполагает абсолютное и полное равноправие экономических агентов. Базовым регулятором рыночных процессов служит конкуренция.

     В институциональной теории фирма  рассматривается как система, которая  при осуществлении производственной деятельности накапливает ресурсы. Использование объединения ресурсов в составе целой «команды» позволяет достигать значительно лучших результатов по сравнению с работой поодиночке. Результатом совместных действий в рамках фирмы является получение синергетического эффекта. По закону синергии сумма свойств организованного целого должна быть больше, чем сумма свойств всех элементов, в него входящих. Суть синергетического эффекта, получаемого в рамках фирмы, проявляется в создании большего (по стоимости) блага по сравнению с обособленным производством через рыночный обмен. Синергетический эффект в рамках фирмы достигается на основе «сложения сил» всех собственников ресурсов.

Информация о работе Сравнительный анализ неоклассической и институциональной теорий фирмы