Сравнительный анализ неоклассической и институциональной теорий фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 17:17, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в выявлении сущности фирмы, и сравнительном анализе основных подходов к рассмотрению природы фирмы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить роль и место фирмы в современной экономической системе;
рассмотреть эволюцию научных взглядов на природу фирмы и изучить историю развития основных теорий фирмы;
провести сравнительный анализ институциональной и неоклассической теорий фирмы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ И МЕСТО ФИРМЫ В МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ. 4
ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИЙ ФИРМЫ 7
ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ТЕОРИЙ ФИРМЫ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа состоит из  1 файл

кр.doc

— 245.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования Республики Беларусь

Белорусский Государственный  Университет 

Экономический факультет

Кафедра менеджмента 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Сравнительный анализ неоклассической  и институциональной  теорий фирмы 
 
 
 
 

Автор работы: студент (-ка)

1 курса  заочного отделения

"Международный менеджмент"    _____________   М.Л. Самуйлик 
 

Руководитель:

преподаватель           _____________   В.В. Рыдкий  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

     Современная фирма является самостоятельной  организационной структурой и важнейшим  механизмом в системе рыночной экономики. С помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений как на микроуровне, так и на макроуровне является детальное изучение и анализ поведения фирм в различных условиях хозяйствования.

     Первоначальное  накопления капитала явилось основной предпосылкой появление фирм и их широкого распространения. Постепенно фирма как хозяйственная структура развивалась, и тот вид, который имеют современные предприятия, существенно отличается от того, который был первоначально. Рыночное поведение фирм, причины их существования, что определяет их размер, структуру, механизм функционирования все эти аспекты давно интересовали теоретиков экономики, и в связи с этим вырабатывались различные экономические подходы к изучению данной проблемы. Каждый аспект, подход к фирме выделяет какую-либо одну ее сторону, так что в целом становится более глубоким понятие теории такого многопланового явления, каким является фирма. Современная теория фирмы вбирает в себя многие достижения различных школ экономической мысли и основывается на двух важнейших концепциях: на неоклассической теории и институциональной экономической науке.

     Цель  данной работы заключается в выявлении  сущности фирмы, и сравнительном  анализе основных подходов к рассмотрению природы фирмы.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • определить роль и место фирмы в современной экономической системе;
  • рассмотреть эволюцию научных взглядов на природу фирмы и изучить историю развития основных теорий фирмы;
  • провести сравнительный анализ институциональной и неоклассической теорий фирмы;

     Исходной  информацией для решения поставленных задач послужили учебные пособия, таких авторов как: В. Автономов, О. Ананьин, Н. Макашева «История экономических учений»; А. Е. Шаститко «Новая институциональная  экономическая теория», Н.М Розанова. «Микроэкономика фирмы» Ф. Махлуп «Теория фирмы: маржиналистские, бихевиористские и управленческие» П. С. Лемещенко, Н.А. Мельникова «Институциональная теория фирмы» и д.р.

 

ГЛАВА 1. РОЛЬ И МЕСТО ФИРМЫ В МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ.

     Микроэкономика  изучает поведение отдельных  экономических субъектов и механизмы  согласования их целей. Основными субъектами микроэкономики являются: домашние хозяйства  и потребители, фирмы, отдельные  предприниматели, а также наемные рабочие. Она рассматривает поведение отдельного индивида или отдельного домашнего хозяйства, отдельной фирмы, а также изучает функционирование рынка отдельно взятого товара. Теория фирмы является одним из основных  разделов микроэкономики.

     Термин  «фирма» впервые стал использоваться в 14–15 веках в северных и центральных  областях Италии, на фоне зарождающихся там капиталистических отношений. Первоначально термин «фирма» (от итальянского firma – подпись) означал «торговое имя» коммерсанта. В докапиталистическую эпоху фирмы как таковые не существовали. Они представляли собой купеческие, ремесленные предприятия, где имело место использование подневольного труда, традиционный характер деятельности, второстепенная роль в экономике по сравнению с господствующим в то время нетоварным типом ведения хозяйства.

     На  последующих стадиях экономического развития и научно-технического прогресса функции фирмы расширяются, возрастает их роль. Фирма, являясь изначально опорой предпринимательства, продуктом рыночной экономики, впоследствии становиться одним из основных институтов экономической системы, и представляет собой, прежде всего, обособленный субъект экономической деятельности, осуществляющий свои функции во внешней экономической среде, к которой относятся потребители, поставщики, государство, конкуренты, природные условия и общество в целом.[9]

     Исходя  из целей микроэкономического анализа, фирму рассматривают как производственную единицу, осуществляющую свою деятельность на принципах оптимизации затрат с целью максимизации прибыли и выполняющую ряд важнейших функций в рыночной системе.

     Основной функцией фирмы является производство товаров и услуг. Производство – это процесс трансформации производственных ресурсов в предназначенные для потребления блага. Для производства товаров и услуг фирма осуществляет покупку и использование разнообразных ресурсов. Ресурсы по своим качественным, количественным и стоимостным характеристикам должны быть пригодны для производства конкурентоспособной продукции. Однако фирма, действующая в условиях рыночной среды, имеет ограниченные возможности и поэтому может приобрести только доступные ей ресурсы. Отсюда, каждая фирма решает проблему выбора и эффективного использования ресурсов, а так же стремиться накоплению редких ресурсов. Таким образом, фирма является инструментом концентрации и распределения ресурсов в экономике.

     Еще одна немало важная функция фирмы - организация определенного вида производства. Рыночная среда влияет на фирму и производственный процесс непосредственно через цены, качество потребляемых ресурсов и через спрос на готовую продукцию фирмы. Фирма как целостная единица никому более не подчинена и самостоятельно выбирает тип внутренней организации, т.е. выбор технологий, создание стимула к труду, контроль качества, структура управления и т.п.

     Фирма осуществляет сбытовую деятельность. Готовая продукция может быть доведена до потребителя с помощью различных схем: продажа продукции оптовику, прямая продажа, стимулирование реализации продукции с использованием маркетинговых и рекламных проектов. Однако выбор того или иного вида доставки продукта до конечного потребителя оказывает влияние на стоимость произведенной продукции. Поэтому фирма в состоянии регулировать стоимость выпускаемой продукции посредством установления тех или иных схем продажи товаров.

     Существование и рост фирмы обеспечивается за счет прибыли, т.е. разницы между совокупной выручкой и совокупными издержками. В экономической теории в качестве главной цели фирмы постулируется  стремление к максимизации прибыли. Предполагается, что прибыль всегда присутствует в деятельности фирмы, либо как главная цель, либо как один из значимых критериев ее поведения. Являясь целью деятельности фирмы, прибыль служит источником ее дальнейшего развития. Однако прибыль не гарантирована, и фирма может нести убытки. Это связано с тем, что фирма функционирует в условиях изменчивой рыночной среды и велика неопределенность результата. Организуя производство, фирма рискует своими денежными средствами, временем, деловой репутацией. Готовность фирм рисковать является непременным условием гибкости всей экономики, а также потенциальной возможностью получения сверх прибылей. Таким образом, фирма выполняет функцию получения прибыли и несение риска.

     Некоторые исследователи выделяют предпринимательский талант в качестве пятого фактора производства наряду с основными факторами производства, такими как капитал, земля, труд, информационные ресурсы. И это справедливо, т.к. предприниматель обязан быть новатором, активно внедрять в производство новые технологии, продукты, новые методы организации и управления производством. Т.е. фирма выполняет особую творческую функцию. Кроме того, фирма является самообучающейся системой. Удачи и неудачи анализируются с целью наращивать преимущества и устранять недостатки.

     Для фирмы, как единицы бизнеса выделяют ряд характеристик:

    • юридическая самостоятельность: фирма является юридическим лицом, зарегистрированным в соответствующих органах страны;
    • производственная самостоятельность: фирма самостоятельно решает, что, где и каким образом производить и продавать;
    • финансовая самостоятельность: фирма самостоятельно распределяет получаемый доход;
    • организационная самостоятельность: фирма самостоятельно выбирает тип внутренней организации.

         Самостоятельность фирмы так же  выражается в особом наименовании фирмы — ее торговой марке. [10]

     Типология фирм может основываться на различных  критериях: размерах, особенностях организации, форме собственности, типе рыночного  поведения. Правовые формы функционирования современной фирмы разделяют на три основные:

     1) Частнопредпринимательская фирма – это фирма, владелец которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах,  управляет фирмой, получает всю прибыль или остаточный доход и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам, т.е. является субъектом неограниченной ответственности.

     2) Партнерство – это фирма, организованная рядом лиц, совместно владеющих и управляющих предприятием. Основные права принадлежат здесь всем партнерам, однако по степени участия в деятельности фирмы партнерства бывают разными. В некотором случае партнеры играют активную роль в функционировании предприятия, некоторые играют пассивную роль. В ряде случаев возникают партнерства с ограниченной ответственностью, т.е. наряду с основными участниками, полностью отвечающими за деятельность фирмы, имеются партнеры, ответственность которых ограничена внесенным вкладом.

     3) Корпорация – правовая форма бизнеса, отличная от двух предыдущих разделением функций собственности и функций контроля. Владение тем или иным объемом прав выражается количеством акций, что дает возможность привлекать финансовые средства множества участников через выпуск и продажу акций.

     Изучение  основ поведения субъектов современной  рыночной экономики, а среди них  принципов и механизмов функционирования фирм является основой подготовки современных экономистов. В учебных пособиях по экономической теории и микроэкономике дается следующее определение фирмы: Фирма – это малая экономическая единица, производящая товары и услуги на основе предпринимательской деятельности с целью получения прибыли. [8, стр. 111].

     Фирма представляет собой определенную экономическую  целостность. В то же время фирма - это сложное образование. Многообразие сторон фирмы предопределяет многообразие подходов к анализу фирмы и, следовательно, разнообразие ее возможных целей. Поэтому фирма может рассматриваться с разных точек зрения. Рассмотрим эволюцию научных взглядов на такое сложное и многообразное явление, каким является фирма.

 

ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИЙ ФИРМЫ

     Подобно тому, как сама фирма прошла длительный этап формирования внутренних организационных структур и внешних взаимосвязей, многогранной и многозначной представляется эволюция теоретических концепций, объясняющих существование фирмы, ее роль в экономической системе и многообразие форм ее внутренней организации.

     В XVI–XVII веках сформировалась первая экономическая школа, которую историки называют меркантилизмом (от итал. mercante - торговец купец). Для этого периода характерно постепенное разрушение натурального хозяйства и расширение рыночной торговли. Меркантилисты представляли интересы торгового капитала. Его представители практически решали проблемы первоначального накопления и во многих своих трудах описывали торговую деятельность купца.

     Меркантилизм  представлен, прежде всего, Антуаном Монкретьеном (1576-1621), автором знаменитого "Трактата политической экономии" (1615). Наиболее полезным сословием он считал купцов, торговлю характеризовал как главную цель ремесел. Он советовал развивать мануфактуры, создавать ремесленные школы, повышать качество изделий и расширять торговлю товарами национального производства, вытесняя с французского рынка иностранных купцов, которых он сравнивал с насосом, выкачивающим богатства из страны. Программа А. Монкретьена предусматривала расширение внешнеторговой экспансии Франции.

     Зрелый  меркантилизм представлен трудами  Томаса Мена (1571-1641) Классический представитель мануфактурной системы Т. Мен являлся вместе с тем крупным коммерсантом своего времени, одним из директоров Ост-Индской компании. В 1630 г. Т. Мен пишет работу "Богатство Англии во внешней торговле или баланс внешней торговли как регулятор богатства". Автор выступал за свободный вывоз монет, без которого невозможно нормальное развитие внешней торговли. Требуя отмены закона "об истрачивании" монет для иностранцев, Т. Мен исходил из того, что запрет вывоза денег тормозит спрос на английские товары за границей, а избыток денег в стране способствует росту цен. Соответственно, чем больше денег пускают в оборот, тем лучше.

Информация о работе Сравнительный анализ неоклассической и институциональной теорий фирмы