Сравнительный анализ неоклассической и институциональной теорий фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 17:17, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в выявлении сущности фирмы, и сравнительном анализе основных подходов к рассмотрению природы фирмы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить роль и место фирмы в современной экономической системе;
рассмотреть эволюцию научных взглядов на природу фирмы и изучить историю развития основных теорий фирмы;
провести сравнительный анализ институциональной и неоклассической теорий фирмы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ И МЕСТО ФИРМЫ В МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ. 4
ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИЙ ФИРМЫ 7
ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ТЕОРИЙ ФИРМЫ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа состоит из  1 файл

кр.doc

— 245.50 Кб (Скачать документ)

     Институциональная теория рассматривает поведение  экономических агентов в концепции  ограниченной рациональности. В той  или иной форме предпосылка о  максимизации полезности неоклассической теории трансформируется в идею минимизации трансакционных издержек. Прежде всего, речь идет о сравнительной эффективности различных форм собственности, возможных вариантах освоения внешних эффектов, что и рассматривает один из подходов неоинституционального направления – экономическая теория прав собственности. Центральным аспектом анализа становится исследование проблемы распределения прав собственности, а сама фирма представляется в виде совокупности взаимовыгодных контрактов, заключаемых между владельцами ресурсов контракта, призванных обеспечить наиболее эффективное использование ресурсов.

     Определение фирмы как совокупности контрактных  отношений позволяет понять, что  появление фирмы обусловлено, прежде всего, существованием издержек рыночного механизма (механизма цен). Путем создания организации и предоставления предпринимателю права управлять ресурсами, он может сэкономить на определенных издержках рыночного механизма.

     Фирма,  являясь сложной иерархической организацией и представляя  собой  совокупность  внутренних  и  внешних контрактов, помимо трансакционных издержек сталкивается с еще одним типом затрат - это издержки контроля. Трансакционные издержки - это затраты (явные и неявные) на обеспечение  выполнения  внешних  контрактов,  в  противоположность затратам, связанным с внутренними контрактами -  издержками  контроля.  Трансакционными издержками  служат  затраты на  совершение  деловых операций,  включая в себя денежную  оценку  времени на  поиск делового  партнера,  на ведение переговоров, заключение  контракта,  обеспечение соответствующего  выполнения  контракта. Издержки  контроля  включают  расходы на  мониторинг  выполнения  внутренних контрактов, а также потери в результате недолжного выполнения контрактов. Поэтому фирма представляется образованием, позволяющим оптимизировать соотношение трансакционных издержек и издержек контроля в процессе координации решений владельцев производственных ресурсов. Само же соотношение трансакционных издержек и издержек контроля будет выступать критерием определения размеров фирмы. Нижнюю границу фирмы, ее минимальный размер определяют трансакционные издержки, а издержки контроля, задают верхнюю границу, ее максимальный размер.

     Рынок и фирма с точки зрения институциональной теории представляют собой альтернативные способы заключения контрактов. Рынок может трактоваться как сеть внешних контрактов, а фирма - как сеть внутренних контрактов. Фирма может купить продукт или услугу на рынке посредством заключения  соответствующего  соглашения  с  другим,  внешним, контрагентом,  но  фирма  может  произвести  товар  сама,  используя  внутренние контракты  с  работниками.  Выбор  между  внешними  и  внутренними  контрактами зависит  от  соотношения  издержек  их  использования.  Чем  выше  трансакционные издержки по сравнению с издержками контроля, тем выше вероятность того, что товар будет производиться фирмой, а не рынком. Чем крупнее становится фирма, тем выше оказываются эти издержки контроля. В конце концов затраты на выполнения  внутренних  контрактов  превышают  трансакционные  издержки. Привлекательность  рыночных  контрактов  по  сравнению  с  внутренними  растет, и внутренние контракты заменяются внешними. Наряду с минимизацией издержек, фирма  стремится к выбору оптимальной контрактной формы.

     При заключении рыночного соглашения всегда возможно проявление недобросовестности одной из сторон. Формами проявления недобросовестности контрагента могут  выступать простой обман, сокрытие истинных причин составления договора, использование информации, доступной лишь одной из сторон  - участниц соглашения и т.п.

     В целях преодоления возможного обмана или приуменьшения этой опасности  фирма опирается на существующую в ней иерархию. Фирма осуществляет замену операций, осуществляемых на рынке, на внутрифирменные операции, то есть фирмой вводится жесткая система контроля над выполнением обязательств. Формы контроля могут самые различные, например сильная мотивация управляющих на успех фирмы, аттестация работников, аудиторские проверки, проведение плановых и внезапных ревизий, инвентаризация, и т.д. Хочется обратить внимание на следующий момент. Благодаря иерархии руководство фирмы имеет право использовать различные формы проверок, что было бы затруднительно при обращении с независимыми поставщиками товаров и услуг. Необходимо учитывать то, что разработка и проведение фирмой мер контроля является дорогостоящей акцией. Однако в целом фирма выигрывает, так как исключает или минимизирует экономическую недобросовестность контрагентов.

     Важным  фактором снижения риска для фирмы, является также вовлечение внутрь иерархической системы так называемых специфических активов. Специфические активы – это ресурсы, стоимость которых для партнеров по сделке существенно превышает рыночную стоимость. Специфические активы имеют особую ценность лишь в случае выполнения конкретного соглашения, поскольку выступают в качестве неразрывной части определенного бизнеса и являются его составным компонентом. Такие активы трудно продать, переориентировать на другой вид деятельности или найти им альтернативное применение. Специфическими могут быть, к примеру, инвестиции в создание уникальной технологии, эксклюзивное оборудование с жестко ограниченным перечнем используемых производств или обладание человеком особыми знаниями и навыками, необходимыми для выполнения конкретных операций.

     Торговые  марки (торговые знаки) являются примером, демонстрирующим специфичность целевых активов. Торговая марка позволяет обеспечить узнаваемость товара среди покупателей, произвести позиционирование. Постепенно успехи и неудачи в работе фирмы воспринимаются через созданный ею образ. Компания и символ становятся неделимы, они составляют единое и неразрывное целое.

     Итак, мы рассмотрели теорию фирмы с позиции неоклассической и институциональной экономических школ. В рамках неоклассической теории основной единицей анализа является индивид. Причем именно на основании  рационального поведения индивида, феномена редкости (ограниченности) ресурсов, экономического выбора, альтернативных издержек, равновесия и т.д. определяется специфика поведения фирмы в неоклассическом анализе. Неоклассики рассматривают фирму как бытие «категории индивидуума» и принимают существование фирмы, как готовую предпосылку. Единицей анализа в институциональном варианте экономической теории оказываются институт и трансакция, являющаяся мельчайшей единицей деятельности и взаимодействий между экономическими агентами. Согласно взглядам институционалистов, фирма – это особый  институт экономической системы, организационная форма экономических отношений.

     Не  трудно заметить, что роль и место  фирмы в экономической системе  в каждой из теорий определяются по-разному. Основное предназначение фирмы в неоклассике – производственная функция. Модель поведения неоклассической фирмы ограничена в условиях совершенной конкуренции внешними рыночными явлениями. Рынок здесь выступает как механизм обмена, тогда как фирма - механизм трансформации ресурсов. Основная цель неоклассической фирмы – максимизация прибыли.

     Институциональная теория является логическим продолжением неоклассики, однако за рамками неоклассической теории фирмы остаются проблемы внутренней организации и процессы принятия решений. Здесь фирма выступает средством экономии трансакционных издержек. Модель поведения фирмы объясняется с точки зрения интересов собственников ресурсов. Основными характеристиками неоинституциональной фирмы выступает долговременный характер отношений, производство единой «командой», административный механизм координации посредством приказов, инвестирование в специфические активы, существование сложной сети контрактов. Фирма и рынок с этой точки зрения – это альтернативные способы заключения контрактов.

     Новое направление выделяет новые характеристики, определяющие существование фирмы, пределы ее роста, возможные варианты решения проблем мотивации работников, процесс принятия решений, организации, управления и планирования, а так же заключения контрактов. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В данной работе были изучены важнейшие концепции и положения, разработанные в разное время представителями различных школ экономической мысли. Проанализировав их эволюцию и историческое развитие, удалось выделить несколько основных подходов к определению фирмы:

     Неоклассическая теория фирмы рассматривает ее как производственную (технологическую) единицу, деятельность которой описывается производственной функцией, а целью является максимизация прибыли. Институциональная теория фирмы исходит из того, что фирма является сложной иерархичной структурой, действующей в условиях рыночной неопределенности и нацеленной на минимизацию трансакционных издержек. Поведенческая (бихевиористская) теория фирмы исходит из предпосылок ограниченной рациональности. Фирма представляется механизмом самореализации работников, а ее поведение является результатом взаимодействия уровней управления.  Управленческая (менеджериальная) теория исследует взаимоотношения внутри фирмы между собственниками и управляющими (менеджерами). Эволюционная теория фирмы сводится к тому, что фирма – это саморазвивающаяся организация, которая руководствуется накопленным опытом, и решения принимаются исходя из потребностей развития.

     Теоретическое ядро, заложенное неоклассической теорией  фирмы, впоследствии перенимается и  совершенствуется различными экономическими школами. На рубеже  XIX – XX вв. в экономической науке сформировался комплекс идей признающий важную роль социальных норм и исследующий механизмы их изменений. Институциональная теория стала одной из наиболее жизнеспособных областей экономической мысли и, наряду с неоклассической теорией, является одной из основных теорий фирмы.

     Благодаря сравнительному анализу основных теорий фирмы были выявлены новые, важные характеристики, а так же оценены положения, на которых базируются каждая из теорий фирмы. Главная задача неоклассической фирмы состоит в нахождении такого соотношения ресурсов, которое обеспечило бы ей минимальные издержки производства. А  задачей институциональной теории является анализ поведения фирмы в системе дорогостоящей и неполной информации, а в центр внимания были поставлены вопросы о причинах многообразия видов фирм и их развития.

     В классическом определении фирмы  акцент делается на предсказании поведения  фирмы в соответствии с существующей производственной функцией как формой выражения технологической зависимости  между затратами факторов производства и максимально возможным выходом продукции. А в институциональной теории фирма характеризовалась, как сеть двухсторонних долгосрочных контрактов между собственниками ресурсов. Которые в свою очередь замещают рынок продуктов и ресурсов, где ценовые сигналы играют относительно небольшую роль, что позволяет определить и оптимальный размер фирмы.

     Как показал анализ, фирма – это  целостная система производственных (технологических), организационных, социально-экономических  отношений, возникающих в процессе ее функционирования на рынке и под влиянием факторов внутреннего и внешнего характера. Таким образом, фирма на микроуровне представляет собой, прежде всего гибкое сочетание производственных, управленческих, организационных аспектов ее деятельности, а на макроуровне выступает как экономический субъект наряду с государством, домашними хозяйствами и характеризуется как экономическая структура.

 

      Список используемой литературы 

  1. Автономов В. История экономических учений./Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000 - 784 с.
  2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе./ М. Блауг - М.: Дело, 1994.-688с.
  3. Байнев В. Основы теории организаций./ В Байнев – М.: БГУ, 2002 – 87с
  4. Коуз Р. Природа фирмы/ Р. Коуз// Вехи экономической мысли. Т.2.: Теория фирмы/ ред. В.М. Гальперин.- СПб.: Экономическая школа, 2000.
  5. Коуз Р. Фирма, рынок и право/ Р. Коуз; науч. ред. Р. Капелюшников, пер. с англ. Б.Пинскер.- М.: «Дело ЛТД» при участии изд-ва «Catallaxy», 1993.-192с.
  6. Лемещенко П. «Институциональная теория фирмы» / Под ред. П. С. Лемещенко Н.А. Мельниковой: Учеб. пособие. - М.:БГУ, 2005 – 119с
  7. Махлуп Ф. Теории фирмы: маржиналистские, бихевиористские и управленческие // Теория фирмы. / Под ред. В.М. Гальперина.   СПб.: Экономическая школа, 1995.
  8. Новикова И. Экономическая теория / Под ред. И.В. Новиковой, Ю.М Ясинского: Учеб. пособие. - М.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2008 – 262 с.
  9. Розанова Н. Что такое фирма: роль и место фирмы в экономической системе//Микроэкономика фирмы/ Н.Розанова,  И. Зороастрова [Электрон. ресурс] - БИНОМ. Лаборатория знаний, Интернет-университет информационных технологий  - ИНТУИТ.ру, 2007 - Режим доступа: http://www.intuit.ru/department/itmngt/microecon/class/free/1/microecon_1.html
  10. Розанова Н. Эволюция взглядов на природу фирмы в экономической науке//Микроэкономика фирмы/ Н.Розанова, И.Зороастрова [Электрон. ресурс] - БИНОМ. Лаборатория знаний, Интернет-университет информационных технологий  - ИНТУИТ.ру, 2007 - Режим доступа: http://www.intuit.ru/department/itmngt/microecon/11/microecon_11.html
  11. Саймон Г. Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении.//Теория фирмы/Под ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1995. С. 55
  12. Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 288 с.
  13. Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2002. — 591 с.

Информация о работе Сравнительный анализ неоклассической и институциональной теорий фирмы