Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 11:55, курсовая работа
В быстро меняющемся мире важно не отстать от мировых достижений в
мотивации труда. В рыночной экономике при острейшей конкуренции важным
фактором развития предприятия является соотношение цены и качества товара.
Имея современное оборудование, отработанное технологическое производство,
необходимую сырьевую базу совсем не означает, что предприятие будет успешно
работать.
Введение 3
1. Методология системы стимулирования эффективности и качества труда. 7
1.1. История стимулирования труда 7
1.2. Понятие и сущность системы стимулирования 12
1.3. Мировые тенденции развития 22
1.4. Механизм управления поведением объектов стимулирования 23
2. Виды и формы стимулирования 27
2.1. Виды стимулирования 27
2.1.1. Материально-денежное стимулирование 28
2.1.2. Социальное стимулирование 33
2.1.3. Моральное стимулирование 35
2.2. Формы стимулирования 40
2.2.1. Опережающие и подкрепляющие формы стимулирования 40
2.2.2. Индивидуальная и коллективная формы стимулирования 41
2.2.3. Позитивная и негативная формы стимулирования 42
2.2.4. Непосредственная, текущая и перспективная формы. 43
2.2.5. Общая и целевая формы 44
|материально- |6,5 |6,2 |6,2 |95,4 |98,4 |
|техническом | | | | | |
|снабжении и | | | | | |
|сбыте, | | | | | |
|заготовках | | | | | |
|прочих видах | | | | | |
|деятельности в| | | | | |
|сфере |1,5 |1,5 |1,5 |100,0 |100,0 |
|материального | | | | | |
|производства | | | | | |
|в отраслях | | | | | |
|непроизводстве|21,5 |21,4 |21,5 |99,5 |100,5 |
|нной сферы, | | | | | |
|из них в: | | | | | |
|жилищно-коммун| | | | | |
|альном | | | | | |
|хозяйстве и |3,3 |3,2 |3,3 |97,0 |100,5 |
|бытовом | | | | | |
|обслуживании | | | | | |
|транспорте и | | | | | |
|связи | | | | | |
|(обслуживание |1.7 |1,6 |1,5 |94,1 |93,7 |
|населения) | | | | | |
|здравоохранени| | | | | |
|и, физической | | | | | |
|культуре и | | | | | |
|социальном |4,5 |4,4 |4,4 |97,8 |100,0 |
|обеспечении | | | | | |
|образовании, | | | | | |
|культуре и | | | | | |
|искусстве, |9,3 |9,4 |9,5 |101,1 |101,1 |
|науке и | | | | | |
|научном | | | | | |
|обслуживании | | | | | |
|прочих видах | | | | | |
|деятельности в| | | | | |
|непроизводстве|2,9 |2,8 |2,8 |96,6 |100,0 |
|нной сфере | | | | | |
В различных хозяйственных структурах ежемесячно около 2 млн. чел.
находились в отпусках по инициативе администрации без сохранения или с
частичным сохранением заработной платы.
Продолжалось сокращение потребности организаций в работниках. По
сравнению с 1995 г. число вакантных рабочих мест сократилось почти на 30%.
На крупных и средних предприятиях в 1996 г. было ликвидировано в 3 раза
больше рабочих мест, чем введено дополнительных. Общий прием на работу в
течение 1996 г. был меньше выбытия на 2,4 млн. чел., что почти в 2 раза
превышает показатель 1995 г. Основная часть граждан - 67% увольнялась по
собственному желанию.
Подавляющее большинство промышленно развитых стран с социально
ориентированной рыночной экономикой главной целью в области политики
занятости провозглашают активную политику , направленную на содействие
полной, продуктивной и свободно избранной занятости.
Подразумевается, что государство создает условия и, привлекая в той
или иной мере различные хозяйственные структуры, предприятия, организации и
учреждения, стремится к следующему: во-первых, чтобы имелась работа для
всех, кто готов приступить к работе и ее ищет; во-вторых, чтобы такая
работа была как можно более продуктивной; в-третьих, чтобы существовала
свобода выбора занятости. Каждый работник должен иметь широкие возможности
для приобретения необходимой квалификации и использования ее и своих
способностей в трудовой деятельности без какой-либо дискриминации.
В развитой рыночной экономике субъектами на рынке труда выступают
работодатели и работники или органы, представляющие их интересы, например
ассоциации предпринимателей, профсоюзные органы и прочие структуры.
Государство выступает в качестве работодателя на государственных
предприятиях, а также в качестве инвестора, финансируя крупные социально
значимые проекты и программы. Но главная функция государства заключается в
том, что оно формирует, определяет и контролирует правила поведения и
регулирования интересов партнеров на рынке труда.
В соответствии с действующим законодательством о занятости населения,
государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную,
продуктивную и свободно избранную занятость. Причем, государственная
политика Российской Федерации в области содействия занятости населения
направлена на:
•развитие людских ресурсов для труда;
•обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации
независимо от национальности, пола, возраста, социального положения,
политических убеждений и отношения к религии в реализации права на
добровольный труд и свободный выбор занятости;
•создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие
человека;
•поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан,
осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их
способностей к производительному, творческому труду;
•обеспечение социальной защиты в области занятости населения,
проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости
граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в
поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по
заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь
или надзор; лица, освобожденные из мест лишения свободы; молодежь в
возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; лица предпенсионного возраста
(за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию);
беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и
члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие
несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя
признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации
вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф);
•предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года)
безработицы;
•поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые
рабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной
защите и испытывающих трудности в поиске работы;
•сочетание самостоятельности органов власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении занятости
населения с согласованностью их действий при реализации Федеральной
программы содействия занятости населения;
•координацию деятельности в области занятости населения с
деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики,
включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспечение,
регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
•координацию деятельности государственных органов, профессиональных
союзов, иных представительных органов работников и работодателей в
разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля
за ними;
•обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленных
народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом их
национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов
занятости;
•международное сотрудничество в решении проблем занятости населения,
включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской
Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных
граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных
трудовых норм.
В соответствии с утвержденной Правительством России Федеральной
целевой программой содействия занятости населения, основными задачами
государственной политики на рынке труда в 1996-1997 годах являются
следующие три направления:
•формирование благоприятных условий для занятости населения и
обеспечения организаций работниками через экономическую стабилизацию;
•повышение качества и конкурентоспособности работников;
•развитие систем обучения кадров, деятельности государственной службы
занятости.
Трудовая активность населения и предложение труда в 1996-1997 годах
будут характеризоваться показателями, приведенными в табл.3.
|Таблица 3
|(в среднем за год, млн. чел.)
|
|Экономически активное население |72,3 |71,8 |
|в том числе: занятое население или |66,5 |65,9 |
|удовлетворенный спрос | | |
|безработные или неудовлетворенный |5,8 |5,9 |
|спрос
|Экономически неактивное население |8,0 |8,2 |
Механизм государственного регулирования занятости населения
осуществляется через органы исполнительной власти путем составления и
реализации федеральной и региональных программ обеспечения занятости.
Показатели численности безработных и уровня безработицы в России за
последние годы характеризуются данными, приведенными в табл. 4.
|Таблица 4
|Динамика численности безработных и уровня официально |
|зарегистрированной безработицы в России
|На конец периода, |Численность |Уровень безработицы, |
|годы |безработных, тыс. |% |
| |чел. | |
|1991 |61,4 |0.08 |
|1992 |577.7 |0,76 |
|1993 |835,5 |1,11 |
|1994 |1635,7 |2,21 |
|1995 |2326,9 |3,15 |
|1996 |2506,0 |3,4 |
|янв. 1997 |2515,5 |3,4 |