Стратегическое управление развитием муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 16:05, курсовая работа

Описание

В условиях углубляющейся социально-экономической и административной реформы возрастает роль муниципального управления как фактора демократизации общественной жизни и необходимой предпосылки становления гражданского общества. Поскольку сегодня становится все более очевидным, что с имеющимися многочисленными проблемами наше общество не справится, если не будет сформировано полноценной системы муниципального управления, развитие которой имеет большое практическое значение для решения задач, связанных с организацией территориального управления на местном уровне. Это обусловлено тем, что именно через местное самоуправление наиболее полно реализуется идея приближения власти к ее истокам - народу.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…. 3
Глава 1. Теоретические основы стратегического управления развития
муниципального образования…………………………………..… 5
Глава 2. Нормативно- правовое обеспечение социально-экономического
развития муниципального образования…………………………..15
Глава 3 Формирование социально-экономической политики развития
муниципального образования………………………………………20
Заключение ……………………………………………………………………...43
Список использованных источников и литературы……………………….45

Работа состоит из  1 файл

курсовая%20Кандохов[1].doc

— 261.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Кафедра  общего и стратегического  менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

      на тему:

 

Стратегическое управление развитием  муниципального образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 5 курса 3  группы

заочного отделения

Кандохов А.М.

 

 

 

Научный руководитель:

Доктор экономических наук профессор

Алисов А.Н.

 

 

Оценка

«___________»

«___»_______2012г.

 

 

Москва 2012г.

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..….  3

Глава 1. Теоретические основы стратегического  управления развития

                 муниципального образования…………………………………..… 5

Глава 2. Нормативно- правовое обеспечение  социально-экономического

                развития муниципального образования…………………………..15

Глава 3  Формирование  социально-экономической  политики  развития

                муниципального образования………………………………………20

Заключение ……………………………………………………………………...43

Список использованных источников и литературы……………………….45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях углубляющейся  социально-экономической и административной реформы возрастает роль муниципального управления как фактора демократизации общественной жизни и необходимой предпосылки становления гражданского общества. Поскольку сегодня становится все более очевидным, что с имеющимися многочисленными проблемами наше общество не справится, если не будет сформировано полноценной системы муниципального управления, развитие которой имеет большое практическое значение для решения задач, связанных с организацией территориального управления на местном уровне. Это обусловлено тем, что именно через местное самоуправление наиболее полно реализуется идея приближения власти к ее истокам - народу,

Этнические  и исторические особенности России, сложившаяся социально-экономическая  и политическая ситуация делают затруднительным  и даже невозможным управление огромной страной только из центра, в связи с этим организация общественной жизни логично строится на основе включения в социально-экономическую систему механизмов саморегулирования территорий. Однако оно невозможно без создания эффективной, адекватной современным требованиям системы муниципального управления, способной совершенствоваться под воздействием внешних и внутренних факторов во благо экономического процветания всей страны.

В соответствии с Федеральным Законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в составе регионов выделились муниципальные образования, в которых сформированы местные органы власти, обладающие правом решения вопросов местного значения.

Безусловно,    муниципальные    образования   являются   основными ячейками,   разномасштабными    первичными    комплексного социально-экономического развития

 

 

субъектов Российской Федерации. Они представляют собой сложную систему, организаций, учреждений сферы материального производства и непроизводственной сферы, зависимости от численности населения (занятого в сфере промышленности и сельского хозяйства). Муниципальные образования, в соответствии с федеральным законодательством, подразделяются на городские округа, ) городские поселения, муниципальные районы, сельские поселения.

Муниципальные образования получили право формирования собственного бюджета и проведения местной социально-экономической политики. Решение этих вопросов невозможно без становления экономической основы и формирования эффективной системы управления развитием территории. Определение важнейших целей, задач и ориентиров, механизмы их достижения и реализации - решение этих вопросов невозможно без стратегического управления.

Целью данной выпускной квалификационной работы является исследование проблем стратегического управления социально-экономическим развитием на уровне муниципального образования -«сельские поселения». Достижение поставленной цели потребовало решение следующих основных задач:

1. Исследовать теоретические основы стратегического управления 
социально-экономическим развитием муниципальных образований.

  1. Провести  анализ нормативно-правовой базы  местного самоуправления.
    1. Предложить механизм формирования и реализации социально-экономической политики развития муниципального образования.

 

Глава1.Теоретические  основы  стратегического  управления  развитием муниципального образования.


В России по мере становления местного самоуправления и рыночных 
реформ возникла потребность и появилась возможность перехода от 
административного   иерархического   планирования   к стратегическому

планированию, как одному из наиболее эффективных методов планирования социально-экономического развития поселений. Его суть состоит в отказе от директивности в пользу баланса интересов, установлении партнерских отношений властных структур с различными субъектами хозяйствования, населением, позволяющим муниципальным образованиям наилучшим образом адаптироваться к быстроизменяющимся внешним условиям и наиболее эффективно реализовать заложенный в них потенциал. Использование стратегического планирования в качестве инструмента управления развитием муниципальных образований при этом с одной стороны сближает их с бизнес-организациями, с другой стороны имеет свою специфику, определяемую особенностями самих муниципальных образований как объектов управления, что отражено в таблице 1.

 

 

Таблица 1

Принципиальные  различия корпоративного и муниципального стратегического управления

 

Параметры

стратегического

управления

Корпоративное стратегическое управление

Муниципальное

стратегическое

управление

Насущность использования

Стандартная    функция, актуализирующаяся     в кризисных ситуациях

Необходимый фактор для привлечения инвестиций

Показатели  эффективности

Прибыль                        в

долговременном

аспекте

Развитие    экономики    и решение        социальных проблем на территории

Участники        процесса

стратегического

планирования

Собственники               и менеджмент компании

Администрация              и представители институциализированных групп                  местного сообщества


Муниципальные органы власти имеют возможность самостоятельно определять приоритеты своего развития, поскольку одним из предметов ведения местного самоуправления является комплексное социально-экономическое развитие территории муниципального образования. Согласно ст. 17 п.6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к числу полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения отнесено принятие и организация выполнения планов и программ

 

комплексного социально-экономического развития муниципального образования.


Муниципальное образование как объект стратегического  планирования в системе стратегического  управления имеет свои специфические  особенности, которые определяются тем, какая территория и населенные пункты входят в его состав. С позиции системного подхода муниципальное образование как объект стратегического планирования можно рассмотреть в виде совокупности шести взаимосвязанных макроподсистем:

  1. местное хозяйство, включающее всю инфраструктуру, обеспечивающую жизнедеятельность муниципального образования;
  2. производственная сфера, в которую входят все отрасли материального производства (кроме АПК), производящие валовой продукт;
  3. агропромышленный комплекс, включающий сельское и лесное хозяйство, территорию и природные ресурсы как источник богатства;
  4. социальная сфера, в состав которой входят все отрасли воспроизводства и духовного развития населения муниципального образования;
  5. финансово-экономическая сфера, обеспечивающая макроэкономические пропорции, финансовые связи отраслей муниципального образования в виде местного бюджета;
  6. управленческая сфера, включающая совокупность муниципальных органов власти и контроля.

По мере развития процессов государственного строительства, организационно-правового обособления федеральных структур управления, более точного определения объемов полномочий муниципальных органов власти, возникает необходимость совершенствования систем управления на

 

местном уровне. Модернизация принципов муниципального управления, применение инструментов стратегического планирования в органах исполнительной власти может не только существенно повысить результативность использования денежных средств, но и сделать более эффективным сам орган власти, а главное -повысить уровень и качество жизни населения сельских поселений.


Разделение  планирования на текущее и стратегическое - одна из важнейших особенностей современной  теории муниципального управления. В  отличие от текущего, стратегическое планирование предполагает стратегический анализ и учет влияния внешней среды на современное и будущее состояние муниципального образования, его сильных и слабых сторон (недостатков и преимуществ) и активное использование этих инструментов для разработки стратегии социально-экономического развития. В таблице 2 представлены сравнительные характеристики текущего и стратегического планирования в системе муниципального управления.

Таблица 2

Сравнительные характеристики стратегического и  текущего планирования в системе  муниципального управления

 

Не  стратегический подход

Стратегический  подход

1. Приоритет краткосрочных целей

2. Акцент     на     распределении 
имеющихся               материальных 
ресурсов

1. Приоритет долгосрочных целей

2. Акцент    на   организационном 
проектировании,       как      методе 
организационного        приращения 
ресурсов


 

3. Мобилизационный тип 
использования ресурсов


4. Акцент на принятии 
ситуативных решений

  1. Ведомственный тип структуры управления
  2. Ориентация на краткосрочные, текущие задачи

7. Жесткая административная 
иерархия

  1. Раздельное решение вопросов функционирования и развития
  2. Опора на административные методы управления

10. Превалирование принципа 
«Подчинение»

  1. Пассивное участие гражданских сообществ в решении местных вопросов
  2. Закрытый характер деятельности местных органов власти

13. Социально-корпоративный 

3. Плановый тип использования 
ресурсов

  1. Акцент на согласованном планировании
  2. Программно-функциональный тип структуры управления

6. Ориентация на решение 
стратегических задач

7. Субсидиарность, равноправие и 
сотрудничество

8. Согласованное решение 
вопросов функционирования и 
развития

9. Опора на авторитет и влияние 
власти

10. Превалирование принципа 
«Соучастие»

11. Активное    участие    местных

 

 

характер принятия решений

сообществ   в   решении   местных

 

вопросов

 

12.    Открытый (публичный) характер

 

деятельности  местных органов власти

 

13.     Нормативно-правовой характер

 

принятия решений


Рассматривая «стратегию» как средство для достижения стратегических целей развития муниципального образования, следует отметить, что между категориями «стратегия» и «концепция» прослеживается взаимосвязь части и целого. Безусловно, концепция является более общим понятием по отношению к частному - к стратегии. Другими словами, концепция перспективного комплексного социально-экономического развития определённой территории на муниципальном уровне должна включать в себя в качестве составляющей основные положения стратегии её развития.

Цель  разработки стратегии развития муниципального образования заключается в поиске источников эффективности и повышения уровня его социально-экономического развития на основе роста материального благосостояния и всестороннего развития личности граждан. !

Если говорить о стратегическом выборе, о необходимости формулирования целей и приоритетов развития, то бюджетно-экономическая составляющая выходит на первый план. Конечно, прежде всего должны декларироваться социальные цели, поскольку публичная власть работает для людей, но достигаются такие цели с помощью экономических инструментов. Следовательно,   нужно   выбрать   ряд   приоритетных   функций,   выполнение

Информация о работе Стратегическое управление развитием муниципального образования