Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 16:05, курсовая работа
В условиях углубляющейся социально-экономической и административной реформы возрастает роль муниципального управления как фактора демократизации общественной жизни и необходимой предпосылки становления гражданского общества. Поскольку сегодня становится все более очевидным, что с имеющимися многочисленными проблемами наше общество не справится, если не будет сформировано полноценной системы муниципального управления, развитие которой имеет большое практическое значение для решения задач, связанных с организацией территориального управления на местном уровне. Это обусловлено тем, что именно через местное самоуправление наиболее полно реализуется идея приближения власти к ее истокам - народу.
Введение……………………………………………………………………..…. 3
Глава 1. Теоретические основы стратегического управления развития
муниципального образования…………………………………..… 5
Глава 2. Нормативно- правовое обеспечение социально-экономического
развития муниципального образования…………………………..15
Глава 3 Формирование социально-экономической политики развития
муниципального образования………………………………………20
Заключение ……………………………………………………………………...43
Список использованных источников и литературы……………………….45
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учре
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра общего и стратегического менеджмента
Курсовая работа
на тему:
Стратегическое управление развитием муниципального образования
Выполнил:
Студент 5 курса 3 группы
заочного отделения
Кандохов А.М.
Научный руководитель:
Доктор экономических наук профессор
Алисов А.Н.
Оценка
«___________»
«___»_______2012г.
Москва 2012г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы стратегического управления развития
муниципального образования…………………………………..… 5
Глава 2. Нормативно- правовое обеспечение социально-экономического
развития муниципального
Глава 3 Формирование социально-экономической политики развития
муниципального образования…………
Заключение …………………………………………………
Список использованных источников и литературы……………………….45
Введение
В условиях углубляющейся
социально-экономической и
Этнические
и исторические особенности России,
сложившаяся социально-
В соответствии с Федеральным Законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в составе регионов выделились муниципальные образования, в которых сформированы местные органы власти, обладающие правом решения вопросов местного значения.
Безусловно, муниципальные образования являются основными ячейками, разномасштабными первичными комплексного социально-экономического развития
субъектов Российской Федерации. Они представляют собой сложную систему, организаций, учреждений сферы материального производства и непроизводственной сферы, зависимости от численности населения (занятого в сфере промышленности и сельского хозяйства). Муниципальные образования, в соответствии с федеральным законодательством, подразделяются на городские округа, ) городские поселения, муниципальные районы, сельские поселения.
Муниципальные образования получили право формирования собственного бюджета и проведения местной социально-экономической политики. Решение этих вопросов невозможно без становления экономической основы и формирования эффективной системы управления развитием территории. Определение важнейших целей, задач и ориентиров, механизмы их достижения и реализации - решение этих вопросов невозможно без стратегического управления.
Целью данной выпускной квалификационной работы является исследование проблем стратегического управления социально-экономическим развитием на уровне муниципального образования -«сельские поселения». Достижение поставленной цели потребовало решение следующих основных задач:
1. Исследовать теоретические
основы стратегического управления
социально-экономическим развитием муниципальных
образований.
Глава1.Теоретические основы стратегического управления развитием муниципального образования.
В России по мере
становления местного самоуправления
и рыночных
реформ возникла потребность и появилась
возможность перехода от
административного иерархического
планирования к стратегическому
планированию, как одному из наиболее эффективных методов планирования социально-экономического развития поселений. Его суть состоит в отказе от директивности в пользу баланса интересов, установлении партнерских отношений властных структур с различными субъектами хозяйствования, населением, позволяющим муниципальным образованиям наилучшим образом адаптироваться к быстроизменяющимся внешним условиям и наиболее эффективно реализовать заложенный в них потенциал. Использование стратегического планирования в качестве инструмента управления развитием муниципальных образований при этом с одной стороны сближает их с бизнес-организациями, с другой стороны имеет свою специфику, определяемую особенностями самих муниципальных образований как объектов управления, что отражено в таблице 1.
Таблица 1
Принципиальные различия корпоративного и муниципального стратегического управления
Параметры стратегического управления |
Корпоративное стратегическое управление |
Муниципальное стратегическое управление |
Насущность использования |
Стандартная функция, актуализирующаяся в кризисных ситуациях |
Необходимый фактор для привлечения инвестиций |
Показатели эффективности |
Прибыль в долговременном аспекте |
Развитие экономики и решение социальных проблем на территории |
Участники процесса стратегического планирования |
Собственники и менеджмент компании |
Администрация
и представители институциализи |
Муниципальные органы власти имеют возможность самостоятельно определять приоритеты своего развития, поскольку одним из предметов ведения местного самоуправления является комплексное социально-экономическое развитие территории муниципального образования. Согласно ст. 17 п.6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к числу полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения отнесено принятие и организация выполнения планов и программ
комплексного социально-
Муниципальное образование как объект стратегического планирования в системе стратегического управления имеет свои специфические особенности, которые определяются тем, какая территория и населенные пункты входят в его состав. С позиции системного подхода муниципальное образование как объект стратегического планирования можно рассмотреть в виде совокупности шести взаимосвязанных макроподсистем:
По мере развития процессов государственного строительства, организационно-правового обособления федеральных структур управления, более точного определения объемов полномочий муниципальных органов власти, возникает необходимость совершенствования систем управления на
местном уровне. Модернизация принципов муниципального управления, применение инструментов стратегического планирования в органах исполнительной власти может не только существенно повысить результативность использования денежных средств, но и сделать более эффективным сам орган власти, а главное -повысить уровень и качество жизни населения сельских поселений.
Разделение планирования на текущее и стратегическое - одна из важнейших особенностей современной теории муниципального управления. В отличие от текущего, стратегическое планирование предполагает стратегический анализ и учет влияния внешней среды на современное и будущее состояние муниципального образования, его сильных и слабых сторон (недостатков и преимуществ) и активное использование этих инструментов для разработки стратегии социально-экономического развития. В таблице 2 представлены сравнительные характеристики текущего и стратегического планирования в системе муниципального управления.
Таблица 2
Сравнительные характеристики стратегического и текущего планирования в системе муниципального управления
Не стратегический подход |
Стратегический подход |
1. Приоритет краткосрочных целей 2. Акцент на
распределении |
1. Приоритет долгосрочных целей 2. Акцент на организационном |
3. Мобилизационный тип
использования ресурсов
4. Акцент на принятии
ситуативных решений
7. Жесткая административная
иерархия
10. Превалирование принципа
«Подчинение»
13. Социально-корпоративный
3. Плановый тип использования
ресурсов
6. Ориентация на решение
стратегических задач
7. Субсидиарность, равноправие
и
сотрудничество
8. Согласованное решение
вопросов функционирования и
развития
9. Опора на авторитет и влияние
власти
10. Превалирование принципа
«Соучастие»
11. Активное участие местных
характер принятия решений |
сообществ в решении местных |
вопросов | |
12. Открытый (публичный) характер | |
деятельности местных органов власти | |
13. Нормативно-правовой характер | |
принятия решений |
Рассматривая «стратегию» как средство для достижения стратегических целей развития муниципального образования, следует отметить, что между категориями «стратегия» и «концепция» прослеживается взаимосвязь части и целого. Безусловно, концепция является более общим понятием по отношению к частному - к стратегии. Другими словами, концепция перспективного комплексного социально-экономического развития определённой территории на муниципальном уровне должна включать в себя в качестве составляющей основные положения стратегии её развития.
Цель разработки стратегии развития муниципального образования заключается в поиске источников эффективности и повышения уровня его социально-экономического развития на основе роста материального благосостояния и всестороннего развития личности граждан. !
Если говорить о стратегическом выборе, о необходимости формулирования целей и приоритетов развития, то бюджетно-экономическая составляющая выходит на первый план. Конечно, прежде всего должны декларироваться социальные цели, поскольку публичная власть работает для людей, но достигаются такие цели с помощью экономических инструментов. Следовательно, нужно выбрать ряд приоритетных функций, выполнение
Информация о работе Стратегическое управление развитием муниципального образования