Стратегическое управление развитием муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 16:05, курсовая работа

Описание

В условиях углубляющейся социально-экономической и административной реформы возрастает роль муниципального управления как фактора демократизации общественной жизни и необходимой предпосылки становления гражданского общества. Поскольку сегодня становится все более очевидным, что с имеющимися многочисленными проблемами наше общество не справится, если не будет сформировано полноценной системы муниципального управления, развитие которой имеет большое практическое значение для решения задач, связанных с организацией территориального управления на местном уровне. Это обусловлено тем, что именно через местное самоуправление наиболее полно реализуется идея приближения власти к ее истокам - народу.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…. 3
Глава 1. Теоретические основы стратегического управления развития
муниципального образования…………………………………..… 5
Глава 2. Нормативно- правовое обеспечение социально-экономического
развития муниципального образования…………………………..15
Глава 3 Формирование социально-экономической политики развития
муниципального образования………………………………………20
Заключение ……………………………………………………………………...43
Список использованных источников и литературы……………………….45

Работа состоит из  1 файл

курсовая%20Кандохов[1].doc

— 261.00 Кб (Скачать документ)

генеральные планы, планы планировки и застройки  населенных пунктов и др.

 

5. Механизмы  реализации концепция социально-экономического развития

В этом разделе  должны быть рассмотрены:

-формы государственной  и муниципальной поддержки выполнения  намеченной стратегии;

-источники и  финансовые механизмы реализации  намеченной стратегии 
(оценить сводный баланс финансовых ресурсов территории, рассмотреть 
варианты финансирования предстоящих расходов, включая

самофинансирование, внутренние и внешние инвестиции, привлечение средств вышестоящих  бюджетов, средств населения, займы, кредиты и т.д.);

-механизмы совершенствования системы муниципального управления (привлечение граждан к принятию управленческих решений, развитие информационных технологий управления, переподготовка муниципальных кадров и т.д.)

Таким образом, развитие всех отраслей хозяйства муниципального образования должно быть нацелено на реализацию муниципальной социальной политики.

К основным направлениям муниципальной социальной политики, фактически реализуемым органами местного самоуправления относятся:

-содействие  занятости населения и обеспечению благоприятных условий труда на предприятиях, расположенных на территории муниципального образования;

-содействие  обеспечению граждан жильем через  создание условий для жилищного  строительства и прямое обеспечение  жилыми помещениями малоимущих  граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий:

-участие в  обеспечении социальной поддержки  отдельных групп населения;

-организация  муниципальной системы здравоохранения,  обеспечение санитарного благополучия  населения;

 

 

-организация  предоставления образовательных  услуг, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;

-создание условий  для деятельности учреждений  культуры и досуга в муниципальном  образовании, содержание муниципальных  учреждений культуры и мест массового отдыха, сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;

-создание условий  для развития физической культуры  и спорта в муниципальном образовании,  содержание муниципальных физкультурно-спортивных  сооружений;

-реализация  муниципальной молодежной политики

Разработка  конкретной системы мероприятии  в рамках муниципальной социальной политики должна учитывать тип данного  муниципального образования и специфику  местного сообщества. Такая разработка осуществляется и реализуется органами местного самоуправления с привлечением широких слоев общественности. В представительном органе муниципального образования, как правило, создаются комитеты и комиссии по социальной политике. В структуре местной администрации обычно есть заместитель главы по социальным вопросам и структурные подразделения, курирующие то или иное направление социальной политики (образование, здравоохранение, культура, социальная защита и т.д.). Данные структурные подразделения координируют свою деятельность с соответствующими государственными органами субъекта РФ.

Муниципальная социальная политика в сельской местности  должна быть ориентирована на достижение следующих целей:

-развитие социальной  сферы сельских поселений, сокращение  разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы;

-создание основ  для повышения престижности проживания  в сельской

местности,   содействие   решению   общегосударственных   задач   в   области

миграционной  политики;

 

-расширение  труда в сельской местности путем создания условий для развития сельской экономики и роста доходов сельских жителей;

-создание условий  для завершения передачи объектов  социальной сферы сельскохозяйственными  предприятиями и организациями  в ведение органов самоуправления.

Для реализации этих целей необходимо решение следующих задач:

-стимулирование  привлечения и закрепления для  работы в социальной сфере  и других секторах сельской  экономики выпускников высших  учебных и средних профессиональных  заведений, молодых специалистов;

-улучшение состояния  здоровья сельского населения  за счет повышения доступности  и качества первичной медико-санитарной  помощи;

-повышение роли  физической культуры и спорта  для предупреждения заболеваний  поддержания высокой работоспособности  населения, профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма;

-повышение образовательного  уровня учащихся сельских школ, приведение качества образования  в соответствие с современными  требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность  кадров на рынке труда;

-активизация  культурной деятельности на селе;

-повышение уровня  занятости сельского населения,  сохранение и создание новых  рабочих мест.

Учитывая ограниченность средств бюджетов всех уровней, основные пути решения поставленных задач  могут быть следующими:

-приоритетная  государственная поддержка развития  социальной сферы сельских поселений  на федеральном и региональном  уровнях;

-разработка  и реализация эффективного экономического  механизма, обеспечивающего содержание  и эксплуатацию объектов социальной сферы села на уровне нормативных требований;

 

-повышение эффективности  использования материально-технических  и кадровых ресурсов социальной  сферы села путем формирования  предприятий нового типа, внедрения  новых прогрессивных форм деятельности;

-создание условий  для привлечения в социальную  сферу села средств сельскохозяйственных  товаропроизводителей, а также других  внебюджетных источников, содействие  организации и функционирования  в сфере социального обслуживания  сельского населения малых предпринимательских структур;

- формирование  правового и методического обеспечения социального развития  села.  
                                                                  Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о  том, что в условиях реформы местного самоуправления и реализации приоритетных национальных проектов на пути развития сельских поселений возникает целый ряд проблем, которые можно условно объединить в следующие блоки:

1. Проблемы неотлаженности самой системы местного самоуправления:

• недостатки законодательства — противоречивость, нечеткость законов;

  • отсутствие опыта у представителей местной власти (препятствие на пути принятия эффективных управленческих решений);
  • отсутствие мотивации к поиску источников доходов местных бюджетов (привычка получать финансовые средства в виде дотаций, отсутствие стимулирования к изысканию собственных доходов);

• отсутствие комплексности мер в рамках реформы («полумеры», 
отсутствие единой стратегии развития территорий);

  • слабый контроль как со стороны федеральной власти, так и со стороны населения за реализацией планов и программ развития муниципальных образований;
  • отсутствие/недостаточность/ взаимодействия между уровнями власти (отсутствие/недостаточность обмена информацией, опытом);
  • бюрократизм (сложность оформления документов, решения вопросов);
  • пассивность населения (отсутствие веры в собственные силы, нежелание проявлять активность, участвовать в организации местного самоуправления).

2. Недостаточность ресурсов:

• «финансовых (низкая налогооблагаемая база, невозможность 
использования неналоговых источников доходов, сложности со сбором 
налогов);

• кадровых (малое количество квалифицированных руководителей);

• информационных (отсутствие сведений о налогооблагаемых базах, 
реестров имущества, данных о необходимых затратах на реализацию 
полномочий);

 

• технологических (недостаточность современных средств 
коммуникации);

• организационных (отсутствие четкого функционального распределения 
обязанностей между участниками местного самоуправления).

3. Недоступность принимаемых мер для населения:

• мер в рамках реформы местного самоуправления (отсутствие видимых 
результатов для населения, недостаточное информирование о принимаемых 
мерах);

• мер в рамках приоритетных национальных проектов (пользуется 
ограниченная часть населения).

4. Сопутствующие негативные факторы развития сельских поселений:

  • отсутствие производственных предприятий (рабочих мест);
  • разрушенная социальная инфраструктура (социальные услуги низкого качества);

 

  • высокий уровень преступности / девиантное поведение (алкоголизм, наркомания);
  • отток экономически активного населения в города, другие регионы («старение» деревни).

Множественность и сложность рассмотренных в  данной работе проблем позволяют  сделать вывод о том, что, если в ближайшее время их решению не будет уделено необходимое внимание со стороны государства, перспективы развития сельских поселений окажутся весьма призрачными.

 

 

Список  использованных источников и литературы

  1. Конституция Российской Федерации - М.; Юр. Лит. 1993.
  1. Европейская Хартия о местном самоуправлении. Серия Европейских договоров №122 - Страсбург, Совет Европы, Отдел изданий и документов; 1990.
  1. Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации №154-ФЗ - М.; Юр. Лит. 1995.
  2. Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации №131-Ф3 - М.; Ось-89. 2003.
  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. - М.; 2008.
  1. Алисов А.Н. Управление развитием социально-ориентированной экономики в регионе. - М.; Проспект.   2004.
  1. Бакатин Д.В., Ковалева Т.К. Муниципалитеты в системе финасового федерализма США. Правовые аспекты. - М.; Изд-во Моск. Ун-та. 1995.
  1. Берр X., Маркварт Э., Исупова С. Муниципальная экономика. Администрация, благожелательная к предпринимателям. -М. Статус. 1997.
  1. Балабанов А.Е. Муниципальная стратегии. - М.; 2004.

 

  1. Воронин А.Г. Основы управления муниципальным хозяйством. - М.; 2004.
  2. Глазарин М.В. Муниципальная самоорганизация. - М.; 2004.
  3. Володин В.В. Структура и организационные основы деятельности местной администрации. - Саратов; 1993.
  4. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление. - М.; Наука, 2004.
  1. Гневко М.В. Инновационное развитие муниципального образования. -СПб.; 2003.
  1. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. - СПб.; Изд-во Михайлова В.А., 1998.
  1. Лексин В.Н., Щвецов А.Н. Муниципальная Россия. - М.; Наука, 2004.

 


Информация о работе Стратегическое управление развитием муниципального образования