Стратегическое управление развитием муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 16:05, курсовая работа

Описание

В условиях углубляющейся социально-экономической и административной реформы возрастает роль муниципального управления как фактора демократизации общественной жизни и необходимой предпосылки становления гражданского общества. Поскольку сегодня становится все более очевидным, что с имеющимися многочисленными проблемами наше общество не справится, если не будет сформировано полноценной системы муниципального управления, развитие которой имеет большое практическое значение для решения задач, связанных с организацией территориального управления на местном уровне. Это обусловлено тем, что именно через местное самоуправление наиболее полно реализуется идея приближения власти к ее истокам - народу.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…. 3
Глава 1. Теоретические основы стратегического управления развития
муниципального образования…………………………………..… 5
Глава 2. Нормативно- правовое обеспечение социально-экономического
развития муниципального образования…………………………..15
Глава 3 Формирование социально-экономической политики развития
муниципального образования………………………………………20
Заключение ……………………………………………………………………...43
Список использованных источников и литературы……………………….45

Работа состоит из  1 файл

курсовая%20Кандохов[1].doc

— 261.00 Кб (Скачать документ)

 

Управление  развитием становится все более  актуальным по мере того, как растут темпы социально-экономических изменений. Особенно ярко ускорение социально-экономического развития организаций, стран и сообществ проявлялось на рубеже XX XXI веков. Увеличивалась скорость распространения информации, формировались новые социально-экономические связи, время «сжималось», соответственно темпы социально-экономического развития увеличивались. В начале XXI в. страны и народы, компании и организации, лидеры и менеджеры сталкиваются с необходимостью самообновления, так как темпы научно-технического и социального прогресса продолжают ускоряться. Неуклонное обновление мира требует от людей собственного постоянного развития, чтобы успевать за вечно ускоряющимся потоком нового.

В практике муниципального управления приходится решать множество  текущих проблем и, как правило, это проблемы функционирования. Вопросы перспективы, т.е. вопросы развития, при этом отходят на второй план. В то же время, стратегически не решая перспективные проблемы, мы обрекаем себя на ухудшение ситуации в будущем. Традиционно стратегия понималась лишь как результат планирования, как нечто зафиксированное и устоявшееся. В последнее время среди специалистов стало преобладать новое понимание стратегии как соединения рационально выработанной стратегии и случайной, так называемой чрезвычайной, стратегии. Последняя определяется в первую очередь шаблонами, моделями в потоке решений и действий, она является результатом взаимодействия плановых и незапланированных действий. Новое понимание стратегии обусловлено высокой степенью изменчивости современного мира: будущее непредсказуемо; определенности нет ни в чем; нет достоверных прогнозов; цели подвижны так же, как и внешние условия. Поэтому детальные стратегии не могут быть заранее выстроены. Часто их приходится корректировать по ходу дела. Секрет успеха П не в предвидении будущего,   а   в   создании   организации,   которая   могла   бы   процветать   в

непредсказуемом будущем.

 

 

В мировой практике в системе стратегического управления получает широкое распространение  новый метод контроля — бенчмаркинг. Это особая управленческая процедура внедрения в практику работы организации технологий, стандартов и методов работы лучших организаций. В рамках бенчмаркинга осуществляются поиск организаций (предприятий), которые показывают наивысшую эффективность, обучение методам их работы и реализация передовых методов в собственных условиях. В процессе бенчмаркинга анализируется практика лучших организаций, ищется ответ на вопрос, что, как и почему делают лидеры для удовлетворения потребностей клиентов. Руководители коммерческих фирм, управляющие организациями общественного сектора и государственные служащие многих стран используют бенчмаркинг как инструмент оценки выполненной работы, а также для передачи передового опыта управления успешно действующих организаций. Основное содержание бенчмаркинга состоит не столько в том, чтобы определить, насколько другие организации оказались успешнее, сколько выявить факторы и методы работы, которые позволили достичь более высоких результатов.

Органы власти ищут способы уменьшить расходы, увеличить эффективность управления, усилить отдачу бюджетных средств, повысить качество услуг, предоставляемых гражданам. Бенчмаркинг является той управленческой технологией, которая позволяет формализовать передачу и адаптацию передового управленческого опыта, что так необходимо сегодня органам местного самоуправления муниципальных образований.

Следует отметить, что механизм и инструменты повышения  роли местного самоуправления, получившие с принятием Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» конкретные черты в виде прав и обязанностей органов местного самоуправления, вызвал среди руководителей и специалистов органов   исполнительной   и   законодательной   власти   регионов   и   местного

самоуправления  оживленную дискуссию о сроках его  реализации, формах и

 

 

методах выполнения муниципальными образованиями возложенных на них  вопросов местного значения. В качестве основных проблем, которые препятствуют становлению местного самоуправления, называют, как правило, три: отсутствие готовности управленческих кадров к работе в новых условиях, недостаток бюджетных средств и их нерациональное использование


Прежде всего, следует подчеркнуть, что местное  самоуправление как форма управления социальным и экономическим развитием муниципальных образований по своей сути предполагает участие в этих процессах не только бюджетных средств, но и ресурсов местного сообщества. Более того, мировой опыт показывает, что социально-экономическое развитие муниципальных образований всегда определялось не столько ресурсами бюджета, сколько оборотом ресурсов хозяйствующих субъектов и населения. Дело в том, что любое муниципальное образование является открытой экономической и социальной системой, поэтому выполнение вопросов местного значения тесно вплетено в общую канву экономической и социальной жизни субъектов Российской Федерации и страны в целом. Отсутствие перспективы развития муниципальных образований на уровне поселений означает по существу отсутствие перспективы развития государства. Несогласованность управленческих решений в своей основе является следствием, прежде всего, несогласованности планов и программ различных уровней власти как во времени, так и по содержанию. Это объективно препятствует любому управленческому воздействию, направленному на динамичное развитие экономической и социальной сфер территории, а потому должно быть устранено в первую очередь. Определение места и роли планирования и прогнозирования в структуре управления социально-экономическим развитием муниципальных образований, внедрение единых методологических и методических подходов, способствующих переходу от дискретного планирования к формированию комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований, позволят, на наш

взгляд, повысить эффективность местного самоуправления даже в условиях

 

объективно  существующих трудностей с его организационно-финансовым обеспечением.

Все выше отмеченное позволяет утверждать, что особого  внимания требует формирование комплексных  программ социально-экономического развития муниципальных образований. Действительно, если рассматривать функции муниципалитетов с точки зрения ведения вопросов местного значения, определенных Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», то основные задачи муниципального управления лежат в основном в плоскости жизнеобеспечения проживающего на его территории населения, т.е. в плоскости социального развития территории. Однако социальное развитие муниципального образования предполагает, как нам представляется, качественное изменение основных характеристик жизнедеятельности населения не только во время досуга, но и в период его экономической и хозяйственной деятельности. Это неизбежно приводит к появлению и воспроизводству целого комплекса процессов, взаимосвязей и отношений органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и населения.

С одной  стороны, успешное развитие хозяйствующих  субъектов является основой обеспечения  нормальной жизнедеятельности населения, роста его покупательной способности, повышения благосостояния и уровня жизни. С другой стороны, чрезмерная производственно-экономическая деятельность хозяйствующих субъектов может повлечь за собой негативные последствия на окружающую среду и, в конечном счете, снижение качества жизни населения.

Формирование  и функционирование механизма реализации социально-экономической политики определяется объективными потребностями  и тенденциями общественного  развития. Именно потребности и тенденции  предопределяют структуру механизма, набор и использование его компонентов. По своей сути механизм реализации социально-экономической политики    представляет   собой    сложную    систему    институциональных   и

неинституциональных        субъектов        социально-экономической        жизни,

 

взаимодействие которых  позволяет теоретически осмыслить  и оформить интересы населения, хозяйствующих  субъектов, органов государственной  власти федерального и регионального  уровней, разработать социально-экономическую  стратегию и организовать скоординированную предметно-практическую деятельность государственных органов, институтов гражданского общества и граждан по ее реализации на основе имеющейся нормативно-правовой базы.


Механизм реализации социально-экономической политики имеет сложную структуру: субъект социально-экономической политики; государство в совокупности всех его органов, ориентированных на регулирование социально-экономических отношений; политические партии; общественно-политические движения и другие институты гражданского общества; объект социально-экономической политики - социально-экономические процессы в обществе во всем их содержательном многообразии разнообразных формах проявления; системы нормативно-правовых актов, регулирующие взаимодействие между субъектами и объектами социально-экономической политики; методы реализации социально-экономической политики; предметно-политическая деятельность по решению задач социально-экономической политики на различных стадиях Данная структура является обобщенной и при решении конкретных задач социально-экономической политики дополняется и другими элементами.

При формировании социально-экономической политики неизбежно встает вопрос о приоритетах  социально-экономической политики, т.е. социально-экономических задачах, которые признаются обществом как на данном этапе его развития в качестве наиболее настоятельных и неотложных, требующих первоочередного решения (тактические, или краткосрочные приоритеты), так и на этапе долгосрочного развития (стратегические приоритеты). Принцип приоритетности в социально-экономическом развитии общества активно используется практически во всех странах мира, в том числе

и высокоразвитых. Тактические и стратегические приоритеты определяются в

 

ходе организации и  управления экономическим системами  всех уровней. Под приоритетными направлениями понимаются такие направления социально-экономической политики, которые в наибольшей степени приближают к достижению поставленных текущих и долгосрочных целей социально-экономического развития субъекта Федерации.


Все приоритеты в обществе представляют собой ранжированную во времени и пространстве взаимосвязанную совокупность, охватывающую собой все сферы жизнедеятельности. В основе механизма выбора и реализации приоритетов лежит анализ существующих потребностей общества, степени их удовлетворения и прогноз развития. Главным принципом отбора в качестве приоритетов должна быть их ориентация на вклад в достижение важнейших конечных социально-экономических целей развития региона.

Главной приоритетной целью социально-экономической политики субъекта Федерации должно быть население региона, его благосостояние, здоровье, уровень образования и культуры, интеллектуальный потенциал. Все остальное - лишь средства для достижения этой цели. Нужно всегда помнить очевидную истину, что экономика существует для людей, а не люди для экономики. Об этом сказано и в Конституции Российской Федерации, где ст. 7 содержит положение о том, что «Российская Федерация - социальное государство» и оно имеет политику, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В то же время  многие субъекты Федерации, декларируя эту цель в своих концепциях, программах, планах в качестве приоритетной, не подкрепляют ее конкретными показателями, индикаторами, цифрами, обязательными  сроками исполнения, которые могли бы характеризовать какую-либо динамику к достижению этой цели.

Здесь, на наш  взгляд, важную роль призван сыграть  такой комплексный

показатель, как  «качество жизни населения». Этот показатель характеризует

уровень обеспечения  населения комплексом потребностей в целом и по его

категориям. Об этом говорил и Л.И. Абалкин, отмечая, что «главным фактором

 

общественного развития становится не научно-технический  прогресс ..., а качество человека». В  современных условиях приоритеты развития человека, качество человеческого потенциала являются основными факторами общественного прогресса в XXI в. В этой связи вложения в образование, науку, культуру представляют собой не вычет из общественного блага, не вторичные издержки, а первоначальные вложения в основной ресурс, которые в масштабах поколений представляются самыми эффективными.

Традиционные  показатели уровня развития социально-экономических  систем, такие как, например, валовой  внутренний продукт (в субъектах  Федерации валовой региональный продукт), объем промышленного производства, объем инвестиций в основной капитал, объем производства сельскохозяйственной продукции и тому подобные не являются точными и, что очень важно, достаточными критериями для оценки благосостояния страны или отдельных ее регионов. Валовой внутренний продукт как экономический показатель не учитывает и не отражает изменений, происходящих в приоритетах социальных ценностей общества в целом, в предпочтениях различных социальных групп и отдельных людей. Но именно эти факторы в настоящее время становятся все более и более важными. Даже интенсивные темпы валового экономического роста, порождающие общество изобилия товаров, не являются идеалом, стремление к которому в безусловном порядке обеспечивает рост благосостояния и социальную умиротворенность граждан.

Необходимо  порвать с экономизмом и продвигать регулирующую деятельность, учитывать  все составные элементы экономики, с тем, чтобы она служила счастью  людей, а не только росту продуктивности, рентабельности и конкурентоспособности.

На смену  чисто экономическим валовым  показателям должен прийти новый, более  сложный и полный критерий - «качество  жизни населения», компонентами которого является ряд социально-экономических  факторов, в состав которых входит большое число различных социально-экономических

Информация о работе Стратегическое управление развитием муниципального образования