Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 16:05, курсовая работа
В условиях углубляющейся социально-экономической и административной реформы возрастает роль муниципального управления как фактора демократизации общественной жизни и необходимой предпосылки становления гражданского общества. Поскольку сегодня становится все более очевидным, что с имеющимися многочисленными проблемами наше общество не справится, если не будет сформировано полноценной системы муниципального управления, развитие которой имеет большое практическое значение для решения задач, связанных с организацией территориального управления на местном уровне. Это обусловлено тем, что именно через местное самоуправление наиболее полно реализуется идея приближения власти к ее истокам - народу.
Введение……………………………………………………………………..…. 3
Глава 1. Теоретические основы стратегического управления развития
муниципального образования…………………………………..… 5
Глава 2. Нормативно- правовое обеспечение социально-экономического
развития муниципального образования…………………………..15
Глава 3 Формирование социально-экономической политики развития
муниципального образования………………………………………20
Заключение ……………………………………………………………………...43
Список использованных источников и литературы……………………….45
показателей или индикаторов, в том числе и ранее используемые традиционные экономические показатели.
Качество жизни отражает удовлетворенность людей предоставленными им материальными и духовными благами, отражает обеспеченность, комфортность, удобство жизненных условий, их приспособленность к современным требованиям, безболезненность и продолжительность жизни. Проще говоря, качество жизни - это насколько хорошо живется людям. Данное интегральное понятие активно используется в международной практике, особенно при сопоставлениях уровней экономического и социального развития стран. Так, Всемирным банком выпускается ежегодник, в котором в системе показателей для международных сопоставлений имеется группа показателей, характеризующая качество жизни (Quality oflife).
Система интегральных
показателей, характеризующих качество
жизни населения, в мировой практике
встречается в различных
Таблица 3 Система
интегральных показателей, характеризующих
целевую функцию «качество
№ п/ |
Аспекты понятия «качество жизни |
Интегральные понятия, характеризующие выделенные аспекты |
1 |
Благосостояние |
Доходы, деловая активность |
2 |
Здоровье |
Продолжительность жизни, заболеваемость, травматизм, вредные пристрастия (алкоголизм, наркомания, табакокурение, проституция и др.), |
3 |
Образование |
Дошкольное образование, общее среднее образование, среднее и высшее, специальное образование, повышение квалификации персонала, |
4 |
Жилищные условия |
Обеспеченность жильем, качество жилья, благоустройство и инфраструктура территории |
5 |
Духовная жизнь и культура |
Развитие религиозного и духовного самосознания населения, пропаганда морально-нравственных ценностей религии, развитие литературы и искусств, |
6 |
Обеспеченность товарами и |
Номенклатура
предоставляемых товаров и |
7 |
Социальное |
Пенсии, пособия, помощь малоимущим и инвалидам |
8 |
Экология |
Контроль за состоянием и защита окружающей |
9 |
Безопасность |
Преступность, безопасность на производстве, безопасность транспортных средств, безопасность на дорогах, безопасность жилищ, защита от терроризма, |
10 |
Права человека |
Соблюдение конституционных прав человека |
В таком случае, используя данную систему интегральных показателей, характеризующих целевую функцию «качество жизни населения», процесс формирования социально-экономической политики может быть представлен в виде совокупности работ, которые следует выполнять в определенной последовательности. В целом этот процесс будет выглядеть следующим образом:
3.Определяется
уровень качества жизни
4.Выявляются
причины отрицательных и
5.Определяются
резервы (возможности)
жизни за счет устранения выявленных негативных причин и использования положительных факторов.
6.Определяются
возможности улучшения
7.Определяются
возможности улучшения
8.Выявляются
возможности улучшения
9. Устанавливаются целевые значения показателей качества жизни населения с учетом всех реальных возможностей и ограничений.
Ю.Определяется общий размер финансовых и материальных средств, необходимых для достижения целевых значений показателей качества жизни населения муниципального образования
11 .Формируются
условия, благоприятные для
12.На заключительном этапе проверяется готовность к реализации разработанной социально-экономической политики муниципального образования, принимаются решения о ее практической реализации.
Формирование
социально-экономической
регламентация данного процесса.
Реализация социально-
Установив перечень предметов ведения, можно определить и те права, которыми должно обладать местное самоуправление для реализации возложенных на него обязанностей. Право юридического лица, дающее возможность заключать договоры и контракты, приобретать и отчуждать имущество, выступать в качестве истца и ответчика в суде, совершать другие юридически значимые действия.
Право распоряжения муниципальным имуществом, в частности установление арендной платы в отношении муниципальной собственности, перечня неотчуждаемых объектов, создание на основе муниципальной собственности муниципальных предприятий и т.д. Право управления муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями. Право установления местных налогов и сборов и распоряжения муниципальными финансами.
Право установления цен на товары и услуги, производимые муниципальными предприятиями. Право принудительного отчуждения (выкупа) частного имущества, что особо важно при планировке и перепланировке города. Речь также может идти о муниципализации общественно значимых предприятий.
Право принуждения, осуществление которого возможно при наличии принудительной силы, что требует предоставления местному самоуправлению
права содержать муниципальную полицию (милицию), которая при
необходимости может подразделяться на полицию общественной безопасности, санитарную, экологическую и т. д.
Определившись
с компетенцией органов местного
самоуправления, перейдем непосредственно
к вопросу социально-
Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесено к полномочиям местного самоуправления. Под комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования понимается управляемый процесс изменений в различных сферах жизни муниципального образования, направленный на достижение определенного уровня развития социальной (включая духовную) и экономической сфер на территории муниципального образования, с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения коллективных потребностей населения и интересов государства. В данном направлении осуществляются следующие действия: утверждаются и реализуются местные целевые программы, даются муниципальные заказы, согласовываются формы участия предприятий и организаций в развитии муниципального образования, заключаются договоры и т.д.
Под управлением
комплексным социально-
Как уже отмечалось,
структура концепции
1. Стартовые
условия и оценка исходной
социально-экономической
2.Стратегические
цели и приоритеты социально-
3.Основные направления реализации стратегических целей.
4.Подпрограммы.
5.Механизмы реализации.
Рассмотрим краткое содержание этих разделов.
1.При анализе
стартовых условии и оценке
исходной социально-
Затем рассматриваются роль и место данного муниципального образования в стране и регионе, особенности его социально-экономического положения, предпосылки и условия развития. Объем и задачи анализа были рассмотрены выше.
2.При разработке
стратегических целей и
а) сохранение существующего направления
развития (инерционная
стратегия);
б) полная смена приоритетов и
структурная перестройка экономики
муниципального образования (инновационная
стратегия).
В действительности, скорее всего, потребуется сочетание обеих этих
стратегий в разных пропорциях в зависимости от конкретных условий. С
учетом этого должны быть определены основные цели и задачи перспективного развития. Они должны носить вариантный характер и учитывать возможные сценарии развития государства в целом, его экономической политики и политики субъекта РФ. Чаще всего рассматриваются три сценария: оптимистический, пессимистический и наиболее реалистический (средний).
Стратегический выбор — самый ответственный момент в разработке концепции и стратегического плана, поскольку он предопределяет все остальные решения.
3.Раздел «Основные
направления реализации
а) развитие и структурная перестройка
промышленного потенциала
территории;
б) формирование и развитие элементов
инфраструктуры рыночной
экономики;
в) социальная политика;
г) обустройство территории —
градостроительство, благоустройство,
развитие инженерной инфраструктуры и
всех отраслей городского хозяйства;
д) экологическая политика;
е) развитие человеческого потенциала территории;
ж) совершенствование организации
и деятельности муниципальной
власти.
4.Подпрограммы.
В составе концепции пли стратегического плана могут быть выделены подпрограммы (целевые программы) по отдельным проблемам, например, «Жилище», «Социальная защита», «Здравоохранение» и т.п. Вопросы разработки муниципальных целевых программ рассматриваются в следующем разделе настоящей главы.
На основе обшей концепции развития органы местного самоуправления
принимают ряд других программных документов: программы приватизации,
Информация о работе Стратегическое управление развитием муниципального образования