Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 23:43, курсовая работа
Цель работы является изучение сущности Европейского союза, как интеграционной группировки.
Поставленная цель определила состав задач. В их числе:
изучить теоретические основы международной экономической интеграции;
проанализировать политико-экономическую сферу деятельности ЕС;
Определить последствия расширения деятельности ЕС для мировой экономики.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
1 Теоретические основы международной экономической интеграции
1.1 Теоретическая интерпретация понятия международная экономическая интеграция и интеграционная группировка ……………...5
1.2 Характеристика создания европейской интеграции.……………………...11
1.3 Компетенция Европейского Союза, как основной интеграционной группировки в современное время .……………………………………………15
2 еВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ В ПОИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
2.1 Современное состояние Европейского союза и его роль в мировой экономики…………………………………………………………….……...…...21
2.2 Динамика политических и торгово-экономических отношений Европейского союза с Российской Федерацией……………………………….26
2.3 Анализ энергетического диалога Россия – ЕС…………………………….38
3 Последствия расширения деятельности Европейского союза для мировой и российской экономики
3.1 Направления и перспективы отношений Европейского Союза и мирового сообщества в целом…….......................................................................................44
3.2 Современный прогноз двухстороннего сотрудничества Российской Федерации и Европейского Союза……………………………………….…….46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..…..59
На каждой из этих ступеней устраняются определенные экономические барьеры между странами, вступившими в интеграционный союз. В результате в границах интеграционного блока складывается единое рыночное пространство, все страны-участницы выигрывают за счет повышения эффективности деятельности фирм и понижения государственных расходов на таможенный контроль.
Самая простая и наиболее распространенная форма экономической интеграции – зона свободной торговли в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами, и прежде всего таможенные пошлины. Создание зон свободной торговли усиливает конкуренцию на внутреннем рынке между национальными и зарубежными производителями товаров, что, с одной стороны, увеличивает опасность банкротств, а с другой является стимулом для совершенствования производства и внедрения нововведений.
Еще одна форма экономической интеграции – это таможенный союз. Он часто дополняется платежным союзом, обеспечивающим взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной денежной единицы.
Более сложной формой является общий рынок, который призван обеспечивать его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом свободу передвижения капитала и рабочей силы, а также согласование экономической политики.
Высшей формой межгосударственной
экономической интеграции является
экономический и валютный союз, совмещающий
все указанные формы интеграции
с проведением общей экономичес
Экономическая интеграция имеет в своей основе ряд объективных факторов, среди которых важнейшее место занимают:
• глобализация хозяйственной жизни;
• углубление международного разделения труда;
• общемировая по своему
характеру научно-техническая
• повышение открытости национальных экономик.
Все эти факторы взаимообусловлены. В современных условиях развитие устойчивых экономических связей между странами и особенно между их фирмами на основе международного разделения труда приняло глобальный характер. Все большая открытость национальных экономик, деятельность ТНК, развернувшаяся НТР, международная торговля, миграция капитала, современные системы транспорта, связи и информации способствовали переходу процесса интернационализации хозяйственной жизни на такой уровень, на котором образовалась глобальная сеть взаимосвязей в целостном мировом хозяйстве с активным участием в нем основной массы фирм большинства стран мира.
Таким образом, экономическая интеграция – это процесс экономического взаимодействия стран, приводящих к сближению хозяйственных механизмов, принимающих форму межгосудаственных соглашений и согласованно регулируемый национальными и межгосударственными органами. Процесс международной экономической интеграции выступает как качественно наиболее высокая ступень в развитии процесса интернационализации экономической жизни. Международная экономическая интеграция - это объективно обусловленный, но регулируемый и направляемый процесс сближения, взаимной адаптации, переплетения и «срастания» национальных экономических систем отдельных интегрирующихся стран в единое экономическое целое. В процессе международной экономической интеграции заложен огромный потенциал саморазвития, в основе которого лежит многовариантность использования имеющихся в странах факторов экономического развития и их комбинации, а также расширение их деятельности за счет создания единого экономического пространства. Иинтеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие, как выравнивание условий развития наиболее отсталых регионов, смягчение положения на рынке труда, проводить научно-техническую политику. Цели международной экономической интеграции конкретизируются в зависимости от той формы, в которой происходит интегрирование. При формировании зоны свободной торговли и таможенного союза (эти формы интеграции сейчас являются наиболее распространенными) страны-участницы стремятся обеспечить расширение рынка и создание благоприятной среды для торговли между собой, одновременно препятствуя продвижению на рынок конкурентов из третьих стран.
1.2 История создания европейской интеграции
Идея создания единой Европы имеет многовековую историю. Однако, именно Вторая мировая война и ее разрушительные последствия создали реальную основу для европейской интеграции. Уроки войны привели к возрождению идей пацифизма и пониманию необходимости не допустить рост национализма в послевоенном мире. Другой реальностью, заложившей основу процесса европейской интеграции, стало стремление стран Западной Европы восстановить пошатнувшиеся в результате войны экономические позиции. Для стран, потерпевших поражение в войне насущной потребностью являлось восстановление собственных политических позиций и международного авторитета.
К окончанию Второй мировой войны сформировались два принципиальных подхода к европейской интеграции: федералистский и конфедеративный. Сторонники первого пути стремились к построению наднациональной Европейской федерации или Соединенных Штатов Европы, т.е. к интеграции всего комплекса общественной жизни, вплоть до введения единого гражданства. Второй подход предусматривал ограниченную интеграцию, основанную на принципах межгосударственного согласия, с сохранением суверенитета стран-участниц. Для сторонников этого подхода процесс объединения сводился к тесному экономическому и политическому союзу при сохранении своих правительств, органов власти и вооруженных сил. Весь ход европейской интеграции представляет собой постоянную борьбу этих двух концепций [15].
Отправной точкой процесса европейской интеграции принято считать декларацию французского министра иностранных дел Франции Робера Шумана от 9 мая 1950. Он предложил возможный союз всей Европы, первый шаг к которому будет интеграция угольных и сталелитейных производств Западной Европы. В следующем году Европейское Угольное и Стальное Сообщество (ЕОУС) было создано. Шесть участников: Бельгия, Франция, Западная Германия, Италия, Люксембург и Нидерланды, подписали соглашение в Париже. ЕОУС стало настолько успешным, что в течение нескольких лет было принято решение, об объединении других отраслей экономик этих стран. ЕOУС ставило своей целью создание общего рынка для модернизации и повышения эффективности производства в угольной и металлургических областях, а также улучшения условий труда и решения проблем занятости в этих отраслях экономики. Интеграция этого важнейшего в то время сектора хозяйства открыла путь для интеграции и других отраслей экономики, следствием чего стало подписание 25 марта 1957 членами ЕОУС Римских договоров об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Он создавался с целью объединения усилий для развития ядерной энергетики в мирных целях.
Главными целями Договора о Европейском Экономическом Сообществе стали создание таможенного союза и общего рынка для свободного движения товаров, лиц, капиталов и услуг на территории Сообщества, а также введение общей политики в области сельского хозяйства. Подписавшие его страны обязывались начать сближение в своей экономической политике, гармонизировать законодательства в области экономики, условий труда и жизни. Сближение государств континента в социально-экономической сфере стало стержнем процесса европейского объединения [17]. Становление Европейского экономического сообщества прошло несколько этапов:
– создание зоны свободной
торговли с отменой таможенных пошлин,
квот и других ограничений в торговле
между государствами-
– создание таможенного союза с введением вместо автономных средств торговой и таможенной политики общего таможенного тарифа и перехода к единой торговой политике в отношении третьих стран (1968–1987);
– создание единого внутреннего рынка, предусматривавшего помимо мер таможенного союза осуществление мероприятий, обеспечивающих свободное движение услуг, капиталов и рабочей силы (1987–1992);
– создание Экономического и валютного союза, предусматривавшего введение единой валютной и денежной политики (1992–2002) с заменой национальных валют единой валютой – евро.
Достижения интеграции
в социально-экономической
Таблица 2 – Процесс формирования состава ЕС (страны-участницы)
Год |
страна |
Коли- чество членов |
25 марта 1957 |
Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция. |
6 |
1 января 1973 |
Англия, Дания (Фарерские острова решили не вступать в ЕС, а Гренландия вышла из ЕС в 1985 году), Ирландия |
9 |
1 января 1981 |
Греция |
10 |
1 января 1986 |
Испания, Португалия |
12 |
1 января 1995 |
Австрия, Финляндия, Швеция |
15 |
1 мая 2004 |
Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония |
25 |
1 января 2007 |
Болгария, Румыния |
27 |
Источник: [7, С. 35]
Таким образом, предшественниками ЕС были: 1951–1957 – Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС); 1957–1967 – Европейское экономическое сообщество (ЕЭС); 1967–1992 – Европейские сообщества (ЕЭС, Евратом, ЕОУС); и только c ноября 1993 – Европейский Союз. Сегодня Европейский союз это объединение 27 европейских государств, участвующих в процессе европейской интеграции.
1.3 Компетенция Европейского Союза и основные направления его деятельности
Европейский союз (European Union, EU) – объединение европейских государств, участвующих в процессе европейской интеграции. Европейский союз включает 27 стран: Данию, Бельгию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Мальту, Румынию, Германию, Францию, Великобританию, Грецию, Испанию, Ирландию, Финляндию, Португалию, Австрию, Швецию, Польшу, Литву, Латвию, Чехию, Венгрию, Словакию, Словению, Эстонию, Кипр (кроме северной части острова), Польша.
Общая площадь стран, входящих в ЕС по оценкам на 1 января 2011 года составила 4 336 774 км²78, 5 млн. Численность населения 501 063 312 человек. Официальными языками ЕС являются государственные языки стран-членов: английский, греческий, французский, итальянский, испанский, немецкий, португальский, нидерландский, финский, фламандский, шведский. ЕС имеет собственную официальную символику – флаг и гимн. Флаг утвержден в 1986 и представляет собой синее полотнище в форме прямоугольника с соотношением длины и высоты 1,5:1, в центре которого расположены по кругу 12 золотых звезд. Гимн ЕС – Ода радости Людвига ван Бетховена, фрагмент его Девятой симфонии. 12 государств-членов ЕС (кроме Великобритании, Дании и Швеции), входящие в Экономический и валютный союз (ЭВС), и законодательства Сообщества, имеют единую валюту – евро [25].
Хотя ЕС не имеет официальной столицы, большинство основных институтов ЕС расположены в Брюсселе. Помимо этого некоторые органы ЕС находятся в Люксембурге, Страсбурге, Франкфурте-на-Майне и других крупных городах.
Компетенция ЕС в соответствии с Ниццским договором 2000 распространяется на следующие направления политики: торговая, сельскохозяйственная, миграционная, транспортная, конкурентная, налоговая, экономическая, валютная, таможенная, промышленная, социальная, культурная политика, политика в области занятости и здравоохранения, экономического и социального сплочения, защиты прав потребителей, развития трансъевропейских транспортных и энергетических сетей, исследований и технологического развития, окружающей среды, сотрудничество в целях содействия развитию, экономического, финансового и технического содействия с третьими странами, а также на общую внешнюю политику и политику безопасности и сотрудничество в области внутренних дел и правосудия.
Информация о работе Сущность Европейского Союза, как интеграционной группировки