Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 23:43, курсовая работа
Цель работы является изучение сущности Европейского союза, как интеграционной группировки.
Поставленная цель определила состав задач. В их числе:
изучить теоретические основы международной экономической интеграции;
проанализировать политико-экономическую сферу деятельности ЕС;
Определить последствия расширения деятельности ЕС для мировой экономики.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
1 Теоретические основы международной экономической интеграции
1.1 Теоретическая интерпретация понятия международная экономическая интеграция и интеграционная группировка ……………...5
1.2 Характеристика создания европейской интеграции.……………………...11
1.3 Компетенция Европейского Союза, как основной интеграционной группировки в современное время .……………………………………………15
2 еВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ В ПОИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
2.1 Современное состояние Европейского союза и его роль в мировой экономики…………………………………………………………….……...…...21
2.2 Динамика политических и торгово-экономических отношений Европейского союза с Российской Федерацией……………………………….26
2.3 Анализ энергетического диалога Россия – ЕС…………………………….38
3 Последствия расширения деятельности Европейского союза для мировой и российской экономики
3.1 Направления и перспективы отношений Европейского Союза и мирового сообщества в целом…….......................................................................................44
3.2 Современный прогноз двухстороннего сотрудничества Российской Федерации и Европейского Союза……………………………………….…….46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..…..59
В период с 1994 по 2006 год программа сотрудничества ЕС и России финансировалась через Тасис (программу технического содействия странам СНГ). Российская Федерация получила самый большой объем финансирования проектов по программе Тасис на постсоветском пространстве – около половины всего бюджета программы. С момента запуска программы в 1991 году в 58 регионах России осуществлено свыше 1,500 проектов на общую сумму более 2,7 миллиардов евро. Срок действия Тасис истек в 2006 году. Вместо Тасис с 1 января 2007 года действует новое положение о инструменте европейского соседства и партнерства ИЕСП. Финансовое сотрудничество, согласно этому документу, будет, как и прежде, заключаться в финансировании проектов [22].
В дополнение к программе Тасис, Россия также участвовала в многосторонних межгосударственных программах, в числе которых региональная программа и программа сотрудничества с соседними странами. Эти программы включают проекты в области телекоммуникаций, защиты окружающей среды, развития информационной среды, борьбы с преступностью и миграции.
Россия и ЕС считают права человека важным элементом своего диалога. Это отражается в концепции четырех Общих пространств и Общего пространства свободы, безопасности и правосудия, в частности.
ЕС убежден, что права человека являются важным принципом, общим для всех демократических систем вне зависимости от религиозных, культурных и исторических различий. С ноября 2004 года ЕС и Россия проводят регулярные консультации по вопросам прав человека один раз в шесть месяцев. ЕС также участвует в многочисленных проектах, связанных с правами человека в России. К примеру, он направляет наблюдателей на определенные судебные процессы, организует конференции и семинары.
ЕС активно поддерживает международные инициативы, связанные с правами человека в России, здесь он работает вместе с Организацией Объединенных Наций и Советом Европы.
Хронология политических
и торгово-экономических
Таблица 7 - Хронология политических
и торгово-экономических
2011 |
|
2010 |
|
2009 |
|
Источник: [22]
На сегодняшний день ЕС является главным торгово-экономическим партнером России в мире. Ранее доля 15 стран ЕС в товарообороте РФ с зарубежными странами составляла более одной трети. Расширение ЕС в 2004 и 2007 гг. - вступление в него стран Центральной Европы, имеющих традиционно интенсивные торговые связи с Россией, привело к абсолютному доминированию Евросоюза в российской внешней торговле. Таким образом его доля превысила 50%. Торговля отличается положительной динамикой: за период с с 2004 по 2008 года товарооборот между Россией и ЕС ежегодно увеличивался в среднем на 20 % [16]. Наглядно эта ситуация представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Товарооборот России и Европейского Союза
Евросоюз является основным рынком сбыта для российского экспорта, а также крупнейшим поставщиком импортных товаров в Россию. С 2003 г. российский экспорт увеличивался опережающими темпами, преимущественно благодаря повышению цен на энергоносители. Положительное для РФ сальдо торгового баланса достигло максимума в 2006 году и составил 120 млрд. долларов. Ситуация изменилась в 2007 г., когда российский импорт из стран ЕС вырос на 23%, в то время как объем экспорта остался почти на прежнем уровне (+ 2%). Рост объемов российского импорта обусловлен увеличением поставок машин, транспортного оборудования и готовой продукции. Однако из-за начала финансового кризиса в 2008 году снизился товарооборот: снижение экспорта и импорта было обусловлено падением цен. Состояние сегодня можно характеризовать как стабильно растущее. Наглядно динамику экспорта и импорта России в страны ЕС можно представить на рисунках 2 и 3.
Рисунок 2 – Экспорт России в страны ЕС
Рисунок 3 - Импорт России из стран ЕС
Анализ структуры российского экспорта в страны ЕС показывает, что по-прежнему основными товарами являются топливно-энергетические, по сравнению с предыдущими периодами их доля увеличивается. Увеличение стоимостных объемов экспорта данной группы товаров (до 2008 года) связано с ростом стоимости основных товаров - нефти сырой и нефтепродуктов, газа и тд.
Рисунок 4 - Экспорт России в страны ЕС
Структуру экспорта России в страны ЕС можно представить в виде диаграммы на рисунке 4. В товарной структуре импорта России из стран ЕС, в отличии от экспорта России в страны ЕС, преобладает ввоз машин, оборудования и транспортных средств, доля которых в январе 2008 года существенно выросла [22]. Импорт металлов и изделий из них вырос на 28,8%. Импорт машин, оборудования и транспортных средств увеличился на 54,1%. Половину всего экспорта из ЕС в Россию в 2008 году составляли оборудование и транспортные средства. Импорт России из стран ЕС продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) в январе 2008 года по стоимости увеличился по сравнению с январем 2007 года на 16,2%. Значительно вырос импорт продукции химической промышленности и каучука – на 41,1%. Структуру импорта России из стан ЕС можно представить в виде диаграммы на рисунке 5.
Рисунок 5 – Импорт России из стан ЕС
Основными внешнеторговыми партнерами России среди стран ЕС на сегодняшний день остаются Германия, Нидерланды, Италия и Финляндия, на долю которых в прошлом году приходилось 50,1% внешнеторгового оборота ЕС и России. Германия (32 млрд. евро) была крупнейшим экспортером в Россию в 2009 году. За ней с большим отрывом следовала Италия (10 млрд.) и Финляндия (8 млрд.). Германия (35 млрд.) являлась также и крупнейшим импортером; за ней шли Нидерланды (20 млрд.) и Италия (16 млрд.). В десятку основных стран контрагентов России в 2010 году также входили Франция, Польша, Великобритания, Чешская республика, Венгрия, Испания. На рисунке 6 представлен товарооборот стран ЕС и России (по состоянию на 2010г.)
Рисунок 6 - Товарооборот стран ЕС и России (по состоянию на 2010г.)
Интенсивное и долгосрочное сотрудничество России и стран ЕС дает очевидные результаты – увеличивается товарооборот, растет объем инвестиций, расширяются сферы стратегического партнерства. Разумеется, интересы России и стран ЕС не всегда и не во всем совпадают. Однако еще в 2007 году, будучи президентом России, ныне премьер министр Владимир Путин в своей статье «Полвека европейской интеграции и Россия» отметил, что «мы готовы снимать возможные расхождения через открытый диалог и компромисс, на основе совместно согласованных правил» [22].
Таким образом, программа сотрудничества ЕС и России уникальна. Во-первых, все предпринимаемые действия – это результат непрерывного диалога между Россией и ЕС, что способствует развитию партнерских отношений и выполнению взаимных обязательств. Во-вторых, ЕС объединяет опыт и знания 27 государств-членов, что делает разработанные им программы намного более совершенными и жизнеспособными по сравнению с теми, в реализации которых участвует всего одно государство. В-третьих, соглашение о партнерстве и сотрудничестве и соглашение о четырех общих пространствах предусматривает тесное взаимодействие с правительственными органами, что усиливает значение и обеспечивает исполнение обязательств обеими сторонами. Финансовая поддержка российским партнерам программы оказывается в форме грантов, а не кредитов. Доля российского финансирования проектов постоянно растет. Представительство ЕС в РФ является представителем не только Европейской Комиссии, но и Европейского Союза в целом. В этом качестве оно играет ключевую роль в углублении и развитии стратегического партнёрства между Россией и ЕС на политическом уровне. В целом, программа сотрудничества ЕС и России стремится создать все условия для того, чтобы эксперты ЕС передавали знания и опыт своим российским партнерам, которые смогут продолжить применение этих знаний в России после окончания проекта.
За прошедшие годы Европейский союз стал важнейшим торговым партнером России. В 2010 г. на страны ЕС пришлось примерно 50% российского экспорта товаров и 55% товарного импорта, причем эти доли в течение ряда лет остаются практически неизменными. В период с 2000 по 2010 гг. объем товарооборота между Россией и Евросоюзом утроился в стоимостном выражении, достигнув 241 млрд. евро. Объем товарного экспорта России в ЕС-27 повысился с 64 млрд. евро в 2000 г. до 155 млрд. евро в 2010 г. За эти же годы российский импорт товаров из стран Евросоюза вырос с 23 млрд. евро до 86 млрд. евро.
Во внешней торговле товарами Европейского союза в 2010 г. Россия занимала третье место вслед за США и Китаем (первое и второе места соответственно). При том, что в период с 2000 по 2010 гг. удельный вес России во внешней торговле товарами ЕС-27 возрос в два раза, на ее долю приходится лишь 6% экспорта Евросоюза и 10% его импорта.
Асимметрия в торговле между Россией и ЕС проявляется не только в дисбалансе между удельными весами во внешнем товарообороте друг друга, но и в структуре взаимного экспорта и импорта. Так, в 2010 г. в поставках из ЕС-27 в Россию около 44% пришлось на машины и оборудование, 20,3% - на химические товары, 23,8% - на прочие готовые изделия и 9,3% - на продовольственные товары. В то же время в российском экспорте в Евросоюз доминирующую позицию по-прежнему занимали топливно-энергетические товары - 82,8%.
2.3 Анализ энергетического диалога Россия – ЕС
Россия и ЕС - взаимозависимые партнеры в области энергетики. Российская Федерация является третьей в ряду крупнейших торговых партнеров ЕС (9.7%), после США (15.2%) и Китая (11.4%). Энергоносители составляют 65% всего импорта ЕС из России.
Россия является крупнейшим поставщиком нефти, газа, урана и угля в ЕС, a также занимает третье место по объемам поставок электроэнергии. 31% общего объема импорта ЕС газа, 27% общего объема импорта ЕС нефти и 24% общего объема импорта ЕС угля поставляется из России. В 2009 году поставки России в ЕС урана составили 30% общего объема импорта ЕС. 24% от всего потребляемого газа в ЕС приходится на Россию. Для некоторых стран-членов ЕС Россия является единственным производителем и поставщиком природного газа [22].
В то же время ЕС является крупнейшим торговым партнером Российской Федерации: 45% импорта России приходится на ЕС, и 55% ее экспорта направляется в ЕС, включая 88% от общего объема экспорта российской нефти, 70% ее экспорта газа и 50% экспорта угля. Доходы в российский бюджет от экспорта сырья в ЕС составляют около 40%, а на страны ЕС приходится 75% накопленных иностранных инвестиций в России. С точки зрения инфраструктуры страны Европы являются естественным направлением российского экспорта энергоносителей. Сравнить собственное производство энергии помогут рисунки 7 и 8.
Рисунок 7 - Собственное производство энергии ЕС (млн. тонн в нефтяном эквиваленте)
Рисунок 8 - Собственное производство энергии России (млн. тонн в нефтяном эквиваленте)
В целом, в течение 10 лет отношения России-ЕС в области энергетики характеризуются интенсивным ростом. Импорт газа из России ЕС в составе 27 стран увеличился со 119 млрд. м3 в 2000 году до 134 млрд. м3 в 2008 году. С 2001 года по 2008 год поставки нефти из России в страны ЕС увеличились с 112 млн. т до 185 млн. т. Импорт угля увеличился практически в четыре раза, с 15 млн. т до 56 млн.т в тот же период. На данный момент Россия является крупнейшим экспортером угля в страны ЕС. Несмотря на то, что в результате финансового и экономического кризиса в 2009 году произошло сокращение импорта, 2010 год вновь продемонстрировал тенденцию роста.
Рисунок 9 – Источники Европейского импорта в 2010 году
Процентное соотношение нефти и природного газа можно увидеть на рисунке 9. ЕС рассчитывает, что Российская Федерация будет и дальше оставаться ключевым поставщиком полезных ископаемых в страны ЕС, а российская сторона подтверждает, что продолжит оставаться стабильным и предсказуемым поставщиком для стран ЕС [25]. На этом основании обе стороны договорились и дальше развивать отношения. Однако, здесь следует учитывать то, что потенциал экономии энергии в России будет увеличиваться. Схематично это можно представить в виде рисунка 4
Рисунок 10 – Потенциал экономии энергии в РФ
Правовой базой отношений России и ЕС в области энергетики является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, подписанное в 1994 году. В 2007 году Российская Федерация и ЕС приняли решение о начале переговоров по новому соглашению. В рамках Энергодиалога стороны отметили продолжение переговоров и согласились о том, что энергетика как стратегически важный вопрос сотрудничества будет одним из существенных элементов этого соглашения.
Энергетический диалог ЕС-Россия направлен на повышение уровня доверия и прозрачности в отношениях между двумя сторонами в области энергетики, включая обмен информацией об энергетической политике сторон, о развитии законодательства и нормативно-правовой базы. Таким образом, Россия и Евросоюз объективно заинтересованы в укреплении взаимовыгодного энергетического сотрудничества как основной цели Энергодиалога.
Растущие потребности стран Европейского союза в импорте энергоносителей, связанные прежде всего с объективными факторами снижения собственного производства и необходимостью активизации усилий в борьбе с глобальным потеплением, ведут к формированию устойчивого спроса на импорт российских нефти и газа, а также создают условия для роста поставок электроэнергии из России на эти рынки.
Информация о работе Сущность Европейского Союза, как интеграционной группировки