Сущность Европейского Союза, как интеграционной группировки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 23:43, курсовая работа

Описание

Цель работы является изучение сущности Европейского союза, как интеграционной группировки.
Поставленная цель определила состав задач. В их числе:
изучить теоретические основы международной экономической интеграции;
проанализировать политико-экономическую сферу деятельности ЕС;
Определить последствия расширения деятельности ЕС для мировой экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
1 Теоретические основы международной экономической интеграции
1.1 Теоретическая интерпретация понятия международная экономическая интеграция и интеграционная группировка ……………...5
1.2 Характеристика создания европейской интеграции.……………………...11
1.3 Компетенция Европейского Союза, как основной интеграционной группировки в современное время .……………………………………………15
2 еВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ В ПОИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
2.1 Современное состояние Европейского союза и его роль в мировой экономики…………………………………………………………….……...…...21
2.2 Динамика политических и торгово-экономических отношений Европейского союза с Российской Федерацией……………………………….26
2.3 Анализ энергетического диалога Россия – ЕС…………………………….38
3 Последствия расширения деятельности Европейского союза для мировой и российской экономики
3.1 Направления и перспективы отношений Европейского Союза и мирового сообщества в целом…….......................................................................................44
3.2 Современный прогноз двухстороннего сотрудничества Российской Федерации и Европейского Союза……………………………………….…….46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..…..59

Работа состоит из  1 файл

Сущность ЕС как интеграцион.груп.doc

— 624.50 Кб (Скачать документ)

           При анализе политики Европейского Союза можно выделить три основополагающих направления («три опоры»):

– «первая опора» – Экономический  и валютный союз (ЭВС);

– «вторая опора» – Общая внешняя  политика и политика безопасности ЕС, в которой все больший вес получает военная составляющая – Европейская политика безопасности и обороны (ЕПБО);

– «третья опора» – сотрудничество государств-членов в области внутренних дел и правосудия [25].

      В настоящее время функционирование ЕС обеспечивается целой системой органов, которые активно способствуют прогрессу интеграции.

Европейский совет —  формально не входит в структуру институтов Европейского союза. В его рамках осуществляется так называемое «церемониальное» руководство, когда присутствие политиков самого высокого уровня придаёт принятому решению одновременно и значимость и высокую легитимность. Его следует отличать от Совета ЕС и Совета Европы. Выработка генеральной линии политической интеграции — основная миссия Европейского совета. Наряду с Советом Министров Европейский совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Его заседания проходят не менее чем дважды в год — либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством представителя государства-члена, возглавляющего в данное время Совет Европейского союза. Заседания длятся два дня. Решения совета обязательны для поддержавших их государств.

Европейская комиссия — один из главных органов Европейского Союза (Европейских Сообществ); состоит из 20 членов и председателя, назначаемых 15 правительствами по общему согласию и с одобрения Европейского парламента, является исполнительным органом. За каждым членом комиссии закреплена определенная сфера деятельности, он опирается на небольшую группу политических советников и консультантов ("кабинет"), поддерживаемую административным аппаратом (генеральные дирекции, специальные службы и т.д.). Решения принимаются большинством голосов. Комиссия в качестве блюстительницы договоров следит за корректным применением их норм и решений органами Европейского Союза, представляет Европейскому совету предложения по развитию политики в различных отраслях, претворяет в жизнь политику Европейского Союза на основе решений Совета Европейского Союза или путем непосредственной реализации принятых им установлении. Члены Комиссии независимы от указаний своих правительств и контролируются Европарламентом [14].

Совет Европейского союза (обычно неофициально упоминается как Совет министров) — наряду с Европейским парламентом, один из двух законодательных органов Cоюза и один из семи его институтов. В Совет входят 27 министров правительств стран-членов в составе, зависящем от обсуждаемого круга вопросов. При этом, не смотря на различные составы, Совет считается единым органом. В дополнение к законодательным полномочиям Совет также обладает некоторыми исполнительными функциями в области общей внешней политики и политики безопасности.

          Европейский Парламент является собранием из 736 депутатов, напрямую избираемых гражданами государств-членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Члены Европейского парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с политической ориентацией. Основная роль Европарламента — утверждение бюджета ЕС. Кроме того, практически любое решение Совета ЕС требует либо одобрения Парламента, либо по крайней мере запроса его мнения. Парламент контролирует работу Комиссии и обладает правом её роспуска. Последние выборы в Европарламент проводились в 2009 году. Европарламент проводит пленарные заседания в Страсбурге и Брюсселе.

            Суд Европейского союза проводит свои заседания в Люксембурге и является судебным органом ЕС высшей инстанции. Суд регулирует следующие разногласия:

    • между государствами-членами;
    • между государствами-членами и самим Европейским союзом;
    • между институтами ЕС;
    • между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов (для этой функции недавно был создан Трибунал гражданской службы) [23].

Суд дает заключения по международным  соглашениям; он также выносит предварительные постановления по запросам национальных судов о толковании учредительных договоров и нормативно-правовых актов ЕС. Решения Суда ЕС обязательны для исполнения на территории ЕС. Суду предоставлено право налагать штрафы на государства-члены, не выполняющие его постановления. Суд состоит из 27 судей (по одному от каждого из государств-членов) и восьми генеральных адвокатов. Они назначаются на шестилетний срок, который может быть продлен. Каждые три года обновляется половина состава судей. Суд играет огромную роль в развитии права ЕС [23].

               Особенностью Евросоюза, отличающей его от других международных организаций, является наличие собственного права, которое непосредственно регулирует отношения не только государств-членов, но и их граждан и юридических лиц. Структуру права ЕС можно увидеть в таблице 3.

Таблица 3 – Структура права Евросоюза

 

С 
Т 
Р 
У 
К 
Т 
У 
Р 
A

 

 

П 
Р 

В 
А  

 
Е 
С

 

первичного

 

 

 

 

решения Суда Европейских Сообществ

  • учредительные договоры ЕС;
  • ревизионные договоры;
  • договоры о вступлении

новых государств- членов

вторичного

акты, издаваемые органами ЕС.

третичного

 

 

институционное

нормы, регламентирующие порядок создания и функционирования институтов и  органов ЕС

 

материальное

нормы, регулирующие процесс реализации целей ЕС и ЕСообществ

  • таможенное право ЕС,
  • экологическое право ЕС,
  • транспортное право ЕС,
  • налоговое право ЕС

право Европейских сообществ

 

С учетом структуры ЕС («три опоры»)

 

Шенгенское право


 

Источник: [11, С. 95]

            Основным достижением права ЕС можно считать институт четырех свобод: свобода передвижения лиц, свобода движения капитала, свобода перемещения товаров и свобода предоставления услуг в данных странах.

Таким образом, Европейский союз это объединение европейских государств, участвующих в процессе европейской интеграции. В ЕС   входят 27 государств. Основные провозглашенные цели Союза – это введение европейского гражданства; обеспечение свободы, безопасности и законности; содействие экономическому и социальному прогрессу; укрепление роли Европы в мире. При анализе политики Европейского Союза можно выделить три основополагающих направления («три опоры»)- «первая опора» – Экономический и валютный союз (ЭВС); «вторая опора» – Общая внешняя политика и политика безопасности ЕС (ОВПБ), в которой все больший вес получает военная составляющая – Европейская политика безопасности и обороны (ЕПБО); «третья опора» – сотрудничество государств-членов в области внутренних дел и правосудия.  В настоящее время функционирование ЕС обеспечивается целой системой органов, которые активно способствуют прогрессу интеграции. В эту систему входят:  европейский совет, который наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции; Европейский  парламент, который в свою очередь является исполнительным органом; Совет Европейского союза, один из двух законодательных органов ЕC наряду с Европейским парламентом; он же в свою очередь выполняет основную роль Европарламента — утверждение бюджета ЕС; судебным органом Европейского союза высшей инстанции является Суд Европейского союза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ В ПОЛИТИ-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

 

2.1 Современное состояние  Европейского союза и его роль  в мировой экономики

 

Страны Евросоюза принадлежат  к группе экономически развитых стран с однотипной экономикой. Они характеризуются достаточно высоким уровнем экономического развития, занимая по величине ВВП на душу населения от второго до 44-го места среди стран мира. По уровню экономического развития, характеру структуры экономики, масштабам экономической деятельности страны Союза делятся на несколько групп.

Основная экономическая мощь региона приходится на четыре крупные высокоразвитые страны — ФРГ, Францию, Италию и Британию, в которых сосредоточено свыше 50% населения и 70% совокупного ВВП. Эти державы во многом определяют общие тенденции хозяйственного и социально-политического развития всего региона [16].

Остальные государства  относятся к малым промышленно  развитым странам. Особое место, занимаемое малыми странами в регионе и мире, определяется высоким уровнем специализации на производстве технически сложной, высококачественной продукции. Важную роль в развитии процессов международного разделения труда играли небольшие масштабы внутренних рынков данных стран, которые сдерживали появление крупных предприятий во всех отраслях хозяйства из-за недостаточности спроса.

Малые страны сильно различаются по величине ВВП. К первой группе можно отнести Испанию, Нидерланды, Бельгию, Швецию. Они уступают крупным державам региона в 3—5 раз и на их долю приходится 17% ВВП.  Во вторую группу входят Австрия, Дания, Греция, Финляндия, Португалия. Их значение в западно-европейском хозяйстве относительно невелико — около 7,5% ВВП.  Третья группа стран — Ирландия, Люксембург. Их доля незначительна — около 2% ВВП Евросоюза, но по отдельным видам производства они играют заметную роль [25].

Страны существенно  различаются по уровню экономического развития. Например, в Греции, Португалии национальный доход на душу населения  не превышает 70% среднего показателя для всех стран ЕС. Не менее значительны различия в структуре хозяйства. В Греции, Португалии достаточно высок удельный вес сельского хозяйства. Уровень ВВП ЕС можно наглядно увидеть на таблице 4.

Таблица 4 – ВВП ЕС по различным показателям

ВВП

по паритету покупательной способности (по ППС)

2010

$ 14890 млрд.

 

2009

$ 14640 млрд.

2008

$ 15270 млрд.

по официальному курсу

2010 год

$ 15,9 трлн.

 

реальный темп роста

2010

1,7%

 

2009

-4%

2008

0,6%

на душу населения

2010

$ 32 900

 

2009

$ 32 400

2008

$ 33 900

по секторам экономики

2010

сельское хозяйство

1,8%

промышленность:

25,2%

Услуги:

72,9%


Источник: [16]

Сельское хозяйство  ЕС представлено следующей производимой продукции: пшеница, ячмень, масличные культуры, сахарная свекла, вино, виноград, молочные продукты, крупный рогатый скот, овцы, свиньи, птица, рыба. Сельскохозяйственный секторе поддерживается субсидиями со стороны Евросоюза в рамках Единой сельскохозяйственной политики (ЕСП). Это в настоящее время составляет 40-50% от общих издержек ЕС, что гарантирует минимальные цены для фермеров в ЕС. Это критикуется как проявление покровительства, препятствующее продаже, и наносящее ущерб развивающимся странам, Одним из самых ярых противников является Англия, вторая по величине экономика блока, которая неоднократно отказывалась давать ежегодную Великобританскую уступку в цене если в ЕСП не будет произведено значительных реформ. Франция, третья по величине экономика блока, является наиболее ярым сторонником ЕСП.

Евросоюз является крупным  туристическим центром, привлекающим посетителей из-за пределов ЕС, а также граждан путешествующих внутри него самого. Внутренний туризм является более удобным для граждан некоторых государств-членов ЕС, входящих в Шенгенское соглашение и еврозону. Все граждане Евро союза имеют право на поездку в какую-либо страну-члена, без необходимости получения визы. Если рассматривать отдельные страны, то Франция является мировым лидером по привлекательности иностранных туристов, за которой следуют Испания, Италия и Британия занимающие 2ое, 5ое и 6ое места соответственно. Если рассматривать ЕС как единое целое, то число иностранных туристов меньше, так как большинство путешествующих это внутренние туристы из других стран-членов.

В области промышленности  среди крупнейших и наиболее технологически продвинутых производств: переработка черных и цветных металлов, изделия из металла, нефти, угля, цемента, химическая, фармацевтическая, аэрокосмическая промышленность. Оборудование железнодорожного транспорта, легковые и коммерческие автомобили, строительное оборудование, промышленное оборудование, судостроение, электроэнергетическое оборудования, станки и автоматизированные производственные системы, электроника и телекоммуникационное оборудование. Лов рыбы, продукты питания и напитки, мебель, бумага, текстиль, туризм. Темпы роста промышленного производства представлены в таблице 5.

Евро союз имеет большие  запасы угля, черного золота и природного газа. В странах Евросоюза есть шесть производителей черного золота, главным образом в нефтяных месторождениях Северного моря. Соединённое Королевство Великобритании на сегодняшний день является крупнейшим производителем, однако Дания, Германия, Италия, Румыния и Нидерланды также производят нефть.

Информация о работе Сущность Европейского Союза, как интеграционной группировки