Сущность Европейского Союза, как интеграционной группировки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 23:43, курсовая работа

Описание

Цель работы является изучение сущности Европейского союза, как интеграционной группировки.
Поставленная цель определила состав задач. В их числе:
изучить теоретические основы международной экономической интеграции;
проанализировать политико-экономическую сферу деятельности ЕС;
Определить последствия расширения деятельности ЕС для мировой экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
1 Теоретические основы международной экономической интеграции
1.1 Теоретическая интерпретация понятия международная экономическая интеграция и интеграционная группировка ……………...5
1.2 Характеристика создания европейской интеграции.……………………...11
1.3 Компетенция Европейского Союза, как основной интеграционной группировки в современное время .……………………………………………15
2 еВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ В ПОИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
2.1 Современное состояние Европейского союза и его роль в мировой экономики…………………………………………………………….……...…...21
2.2 Динамика политических и торгово-экономических отношений Европейского союза с Российской Федерацией……………………………….26
2.3 Анализ энергетического диалога Россия – ЕС…………………………….38
3 Последствия расширения деятельности Европейского союза для мировой и российской экономики
3.1 Направления и перспективы отношений Европейского Союза и мирового сообщества в целом…….......................................................................................44
3.2 Современный прогноз двухстороннего сотрудничества Российской Федерации и Европейского Союза……………………………………….…….46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..…..59

Работа состоит из  1 файл

Сущность ЕС как интеграцион.груп.doc

— 624.50 Кб (Скачать документ)

Открытие российского  рынка, скорее всего, увеличит имеющийся  объем трансграничной торговли электроэнергией  между Россией и ЕС, а также будет способствовать созданию совместимого рынка электроэнергии между ЕС и Россией, что требует создания стабильной нормативно-правовой базы в целях защиты инвестиций и обеспечения совместимых правил рыночной деятельности [19].

Создание благоприятного климата для инвестиций в развитие рынков энергоресурсов как в России, так и в странах ЕС принесёт взаимную выгоду обеим сторонам. Европейские компании смогут получить более удобный доступ к активам в сфере разведки и добычи на территории России индивидуально или совместно со своими российскими партнёрами. По различным оценкам, в настоящий момент объем капиталовложений европейских инвесторов в российский нефтегазовый комплекс составляет порядка $55-58 млрд. С другой стороны, российские компании ТЭК смогут войти на рынки или расширить своё уже сложившееся присутствие на рынках стран - членов ЕС. Объём капиталовложений российских инвесторов в странах - членах ЕС превышает $7 млрд. и может расти далее при условии создания благоприятных условий для инвестирования.

Приоритеты Энергодиалога  обсуждаются на заседаниях Постоянного  Совета Партнерства России и ЕС (ПСП) на уровне Министров энергетики, а  ход и результаты рассматриваются  во время регулярных встреч Координаторов  Энергодиалога Россия-ЕС. Координатором Энергодиалога с российской стороны является Министр энергетики Российской Федерации С.И. Шматко, с европейской - член Европейской комиссии по вопросам энергетики Г. Эттингер [22].

В рамках Энергодиалога  создан и действует механизм консультаций государственных институтов с бизнесом в форме Тематических групп по важнейшим вопросам энергетической политики России и Евросоюза. На сегодняшний день сформированы и действуют три Тематические группы: по энергетическим стратегиям, прогнозам и сценариям; по развитию энергетических рынков; по энергоэффективности.

Каждый год Россия и ЕС подготавливают Обобщающие доклады  Энергодиалога Россия – ЕС, составными частями которого являются Итоговые отчеты Тематических групп.

Таким образом, энергетический диалог – один из важнейших аспектов сотрудничества между Россией и Европейским Союзом. Страны - члены Евросоюза являются крупнейшими импортерами энергоресурсов из России. Поставки российского газа и нефти составляют более 25% от общего потребления энергоресурсов в странах - членах ЕС и существует потенциал их роста. Партнерство России и Евросоюза в энергетической сфере имеет особое значение, поскольку спрос на энергетические ресурсы в странах - членах ЕС и в России увеличивается, причем добыча углеводородов в ЕС сокращается, а в РФ растет. Несмотря на то, что ЕС и Россия осуществляют диверсификацию энергопоставок, доля российских углеводородов и продуктов их переработки на рынке ЕС по прежнему останется высокой в ближайшие 20-25 лет, учитывая географическую близость России и стран-членов ЕС, существующую энергетическую транспортную инфраструктуру, а также традиционно успешное сотрудничество в области энергетики, осуществляемое с 1960 года. Стратегическое партнерство между Россией и ЕС в области энергетики нацелено на обеспечение надежности, безопасности и предсказуемости конъюнктуры свободного рынка в долгосрочной перспективе. Это партнерство представляет собой важный компонент стабильных взаимоотношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Последствия расширения деятельности Европейского союза  для мировой и российской экономики

 

3.1 Направления и перспективы отношений Европейского Союза и мирового сообщества в целом

 

Европа станет самым  конкурентоспособным уголком мира к 2010 году»,– такая цель была поставлена членами ЕС в Лиссабоне в 2000 году, однако, на сегодняшний день становится очевидным, что план этот неосуществим. Низкий экономический рост, технологическое отставание от США, конкуренция со стороны растущих экономик мира, в частности, Китая, значительный уровень безработицы – это лишь небольшой перечень проблем, с которыми столкнулись Европейские государства, и решение которых сегодня является их первоочередной задачей.

Кроме того, одна из основных проблем, с которой вплотную столкнула  Европа это – старение населения  вследствие значительного увеличения продолжительности жизни. Тогда как Америка решает эту проблему путем эмиграции и меньшей социальной защищенности граждан, Европа, где уровень социальной защиты довольно высок, пребывает в поисках разумного компромисса. Вместе с тем, все очевиднее становится факт: нынешняя система социальных гарантий и здравоохранения требует серьезных реформ, поскольку старая не приспособлена к нынешним условиям [8, С. 127]

Европейской Комиссией  была принята новая стратегическая программа для ЕС, предусматривающая ускорение экономического роста и увеличение занятости. Она направлена на оживление Лиссабонского плана действий. Мероприятия, которые предложены названной программой, могут увеличить ВВП на 4% к 2014 году и создать свыше 6 миллионов рабочих мест.

Сталкиваясь с проблемами старения населения Европы и усиления конкуренции со стороны таких  стран, как Индия и Китай, на международной  арене, Европа должна ускорить рост производительности труда и предоставить людям больше рабочих мест.

Для того чтобы сделать Европу более привлекательной для инвестиций и работы необходимо следующее:

- завершить создание  общего рынка в тех областях, которые могут обеспечить реальный  рост и занятость и имеют  непосредственное отношение к  потребителям (скоординированные соглашения об услугах, регулировании профессий, энергии, государственных закупок и финансовых услуг, скоординированное соглашение о REACH – новой системе для химических веществ, которая учитывает влияние конкурентоспособности, инноваций и интересов малого и среднего бизнеса);

- создать открытые  и конкурирующие рынки как  внутри, так и вне Европы: переправить  помощь государств в сектора  с более высоким потенциалом  роста, создать благоприятную  деловую среду для малого и  среднего бизнеса, обеспечить  допуск на рынки третьих стран, упростить общеевропейское и национальное законодательство;

- усовершенствовать общеевропейское  и национальное законодательство  с целью уменьшения бремени  административных расходов;

- расширить и усовершенствовать  европейскую инфраструктуру;

- продолжить разрабатывать общий патент Европейского Сообщества и двигаться вперед к созданию консолидированной базы налога на корпорации.

Чтобы знания и инновации  были направлены на рост экономики  необходимо:

- добиться выделения  3% ВВП на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

- развивать внедрение  информационных и коммуникационных  технологий (ICT);

- способствовать развитию  инновационных центров, объединяющих  региональные центры, университеты  и бизнес;

- поддерживать экологические инновации в области энергосбережения и снижения уровня вредных выбросов;

- поддерживать Европейские  технологические инициативы благодаря  совместной деятельности государства  и частных лиц;

- содействовать созданию  прочной промышленной базы Европы  посредством мобилизации усилий государственных и частных компаний;

- создать Европейский  технологический институт для  привлечения в Европу лучших  умов, идей и производств. 

Для увеличения и улучшения  структуры занятости рекомендуется:

- привлечь больше людей в сферу занятости, в частности путем сокращения безработицы среди молодежи и модернизировать системы социальной защиты;

- увеличить способность  рабочих и предприятий к адаптации  к новым условиям и улучшить  гибкость рынков труда в результате  устранения препятствий перемещению рабочей силы;

- больше инвестировать  в человеческий капитал посредством  улучшения образования и повышения  профессиональной квалификации  путем реформирования Фонда структурных реформ ЕС и Фонда сплочения ЕС [5, С. 43-56].

Также, в качестве одного из многообещающих источников роста экономики Евросоюза усматривается реформа сферы услуг, которая составляет в целом около 70% европейской экономики. Главная идея реформы заключается в применении так называемого принципа «страны происхождения», который позволит «поставщику услуги» работать по всей территории Евросоюза, применяя законы и административные нормы своей страны. Данная либерализация услуг, которая должна коснуться широкого спектра экономической активности, должна сопровождаться гармонизацией законодательства европейских стран.

Согласно исследованию, проведенному датскими экономистами, эффект либерализации сферы услуг  оценивается в 37 миллиардов евро, распределенных между потребителями и производителями. Более того, это позволило бы создать дополнительно порядка 600 тыс. новых рабочих мест. Более того, либерализация должна позитивно сказаться на стоимости услуг. С одной стороны, ожидается, что стоимость услуг снизится в среднем на 7,2%, в то время как рост реальной заработной платы должен составить около 0,4%.

Несмотря на столь  обещающие перспективы, многие европейские  страны, во главе с Бельгией, Францией, Италией и Германией, выступили  с яростным протестом, мотивируя  свою позицию тем, что данная реформа  чревата падением социальной защиты населения. Проблема же заключается в разнице жизненного уровня, который сохраняется между «старыми» и «новыми» членами Европейского Союза. Поскольку применение принципа «страны происхождения» поставщиком услуги, чья «страна происхождения» экономически на более низком уровне с менее защищенным рынком труда, рискует серьезно «подорвать» более защищенный рынок труда своей конкурентностью. То есть протест направлен главным образом против новых членов Евросоюза. Но очевидным остается одно, Европе еще предстоит учиться жить и находить согласие в составе 27-ти, что значительно сложнее, чем шести, восьми или пятнадцати. [25].

Таким образом, перспективы  отношений Европейского Союза и  мирового сообщества в целом имеют  как положительную динамику, так  и наделаны определенным кругом проблем. Основными проблемами Европейского Сообщества на современном этапе являются: низкий экономический рост, технологическое отставание от США, конкуренция со стороны растущих экономик мира, значительный уровень безработицы, старение населения.

Для решения названных проблем необходима концентрация основных усилий ЕС на трех направлениях: это экономический рост и инновации; создание пространства «привлекательного для инвестиций и трудовой деятельности», путем усовершенствования внутреннего рынка; значительное увеличение роста занятости.

 

3.2 Современный прогноз  двухстороннего сотрудничества  Российской Федерации и Европейского  Союза

 

Основой отношений между  ЕС и Россией является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), определяющее ЕС и Россию как  стратегических партнеров. Отношения между Россией и ЕС сегодня определяют следующие документы:

    • Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (1997);
    • Коллективная стратегия ЕС по отношению к России (1999);
    • Стратегия развития отношений России с ЕС на среднесрочную перспективу (2000-2010);
    • Соглашение о торговле некоторыми изделиями из стали (1997);
    • Соглашение о торговле текстильными товарами (1998);
    • Меморандум по энергетике (1999);
    • План совместных действий по борьбе с организованной преступностью (2000);
    • План совместных действий по нераспространению и разоружению в РФ (1999);
    • Решение Совета о выполнении Плана совместных действий по нераспространению и разоружению в РФ (2001);
    • Соглашение о сотрудничестве в области науки и технологий (1999);
    • Стратегия в отношении России (2006);
    • Соглашение о торговле некоторыми изделиями из стали (2002)

Европейский союз и Российская федерация оценивают свое двустороннее сотрудничество по высокому критерию. Они отмечают важность и продуктивность проделанной работы в области Энергетического диалога тремя Тематическими группами по стратегиям, прогнозам и сценариям, развитию энергетических рынков и энергоэффективности. Обе стороны приветствуют работу подгрупп по экономике энергетики, по инфраструктурным проектам и инвестициям, а также недавно образованную специальную группу по электроэнергетике. Эти группы совместно с различными группами, существовавшими, внесли конкретный вклад в дело дальнейшего развития сотрудничества в области энергетики между Россией и Европейским Союзом за последние 10 лет [22].

Стороны достигли договоренности продолжить свою работу в этом формате, при этом сохраняя необходимую гибкость в отношении происходящих событий и проводить заседания по конкретным вопросам в случае необходимости.

Сторона ЕС отметила недостаточность объема финансирования мероприятий в рамках Диалога и призывает к более упрощенному доступу к финансовым ресурсам, имея в виду важность Энергетического Диалога Россия-ЕС для отношений России и ЕС в целом.

Россия и Евросоюз столкнутся с рядом изменений относительно будущего развития отношений в области энергетики, такими как:

    • усиление глобализации на энергетических рынках;
    • развитие ценообразования на энергоносители;
    • продолжающиеся реформы их внутренних рынков;
    • важность сокращения выбросов парниковых газов, а также поиск оптимальных путей производства энергии с точки зрения устойчивого развития.

В контексте этих вызовов обе стороны подчеркивают свое намерение рассматривать отношения в области энергетики как приоритет. А также в дальнейшем еще более активизировать Энергетический Диалог Россия-ЕС. Стороны достигли договоренности о том, что Диалог должен способствовать развитию надежных, прозрачных и стабильных отношений в области энергетики, основанных на принципах открытого рынка.

В частности, обе стороны достигли договоренности:

    • расширить состав участников Энергодиалога Россия-ЕС за счет представителей академических и исследовательских кругов;
    • рассмотреть возможность реструктуризации участия представителей отрасли посредством создания "Круглых столов энергетической индустрии». Такие круглые столы могут стать площадкой для обмена опытом и взаимодействия между российской и европейской энергетической отраслью и для вклада представителей отрасли в Диалог с целью выработки конкретных предложений, включая план мероприятий по «Партнерству для модернизации» Россия-ЕС и подготовки совместных проектов в разных областях;
    • рассмотреть перспективу создания Центра России-ЕС по инновациям в области энергетики и энергоэффективности при поддержке промышленности. Данный Центр должен также функционировать в качестве универсальной площадки по оказанию содействию российским и европейским инвесторам;
    • укрепить обмен информацией между обеими сторонами посредством возможных интернет-платформ;
    • установить тесные контакты с другими Диалогами России-ЕС, особенно с диалогом в области научных исследований.

Информация о работе Сущность Европейского Союза, как интеграционной группировки