Сущность Европейского Союза, как интеграционной группировки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 23:43, курсовая работа

Описание

Цель работы является изучение сущности Европейского союза, как интеграционной группировки.
Поставленная цель определила состав задач. В их числе:
изучить теоретические основы международной экономической интеграции;
проанализировать политико-экономическую сферу деятельности ЕС;
Определить последствия расширения деятельности ЕС для мировой экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
1 Теоретические основы международной экономической интеграции
1.1 Теоретическая интерпретация понятия международная экономическая интеграция и интеграционная группировка ……………...5
1.2 Характеристика создания европейской интеграции.……………………...11
1.3 Компетенция Европейского Союза, как основной интеграционной группировки в современное время .……………………………………………15
2 еВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ В ПОИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
2.1 Современное состояние Европейского союза и его роль в мировой экономики…………………………………………………………….……...…...21
2.2 Динамика политических и торгово-экономических отношений Европейского союза с Российской Федерацией……………………………….26
2.3 Анализ энергетического диалога Россия – ЕС…………………………….38
3 Последствия расширения деятельности Европейского союза для мировой и российской экономики
3.1 Направления и перспективы отношений Европейского Союза и мирового сообщества в целом…….......................................................................................44
3.2 Современный прогноз двухстороннего сотрудничества Российской Федерации и Европейского Союза……………………………………….…….46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..…..59

Работа состоит из  1 файл

Сущность ЕС как интеграцион.груп.doc

— 624.50 Кб (Скачать документ)

Таблица 5 – Темпы роста промышленного производства ЕС

Наименование

Год

Единица измерения

 

Темпы роста промышленного производства:

 

2010 г.

 

3,8%

Электроэнергия - производство:

2007 г.

3080 млрд. кВт · ч

Электроэнергия - потребление:

2007 г.

2906 млрд. кВт · ч

Нефть - добыча:

2009 г.

2383 тысячи баррелей в день

Нефть - потребление

2009 г.

13680 тысяч баррелей в день

Нефть - экспорт:

2009

2196 тысяч баррелей в день

Нефть - импорт:

2009

8613 тысяч баррелей в день

Нефть - разведанные запасы:

1 января 2010г.

5414000000 баррелей

Природный газ - производство:

2009

181 600 000 000 кубометров

Природный газ - потребление:

2009

489 400 000 000 кубометров

Природный газ - разведанные запасы:

1 января 2010 года

2242000000000 куб м 


Источник: [16]

Если рассматривать  как единое целое, что не принято  на нефтяных рынках, то Евросоюз является 7-м крупнейшим производителем черного  золота в мире, производя 2.383.000  баррелей  в сутки. Однако, он также является 2-ым по величине приобретателем черного золота, потребляющим гораздо больше, чем он может производить на 13.680.000  баррелей в день.

Евросоюз является крупнейшим экспортером в мире и вторым по величине импортёром. Внутренней продаже  между государствами-членами способствует устранение барьеров, таких, как тарифы и пограничный контроль. В еврозоне, сбыту также помогает, наличие единой валюты среди большинства членов.

ЕС отменил торговые барьеры, ввел общую валюту и стремится  к конвергенции уровня жизни. На международном уровне ЕС стремится укрепить торговые позиции Европы и ее политическое и экономическое влияние. Из-за больших различий в доходе на душу населения между государствами-членами (от $ 7000 до $ 78000) в отношении государств к таким вопросам, как инфляция, долг, внешняя торговля, ЕС сталкивается с трудностями в разработке и обеспечении общей политики. Сальдо внешней торговли можно наглядно увидеть на таблице 6.

Таблица 6 – Сальдо внешней торговли

Сальдо внешней торговли:  $ 51,4 млрд. (2009 год)

Экспорт*1

Импорт*2

 

2008

$ 1330 млрд.

 

2008

$ 1466 млрд.

 

2010

$ 1952 млрд.

 

2010

$ 1690 млрд

Экспорт - товары:

техника, автомобили, самолеты, пластмассы, фармацевтические и другие химические вещества, топливо, железо и сталь, цветные металлы, древесина и изделия из бумаги, ткани, мясо, молочные продукты, рыба, алкогольные напитки.

Импорт - товары:

машины, транспортные средства, летательные аппараты, пластмассы, сырая нефть, химикаты, текстиль, металлы, продовольствие, одежда


*1внешний экспорт, за исключением торговли внутри ЕС

*2 внешний импорт, исключая торговлю внутри ЕС

Источник: [25]

ЕС отменил торговые барьеры, ввел общую валюту и стремится к конвергенции уровня жизни. На международном уровне ЕС стремится укрепить торговые позиции Европы и ее политическое и экономическое влияние. Из-за больших различий в доходе на душу населения между государствами-членами (от $ 7000 до $ 78000) в отношении государств к таким вопросам, как инфляция, долг, внешняя торговля, ЕС сталкивается с трудностями в разработке и обеспечении общей политики.

В результате глобального экономического кризиса, Европейская комиссия прогнозировала, что экономика ЕС сократится на 4% в 2009 году и на 0,1% в 2010 году. ЕС оправилась от кризиса быстрее, чем ожидалось, однако, по оценкам Комиссии в 2010 году рост составил 1,8%. Значительные риски для экономического роста, тем не менее, остаются, в том числе, из за высокой официальных долгов и дефицитов, старение населения, чрезмерное регулирование нефинансовых предприятий, сомнений в устойчивости европейского Экономического и Валютного Союза (ЭВС).

В июне 2010 года, для предотвращения греческого финансового кризиса, ЕС и МВФ создали фонд в $ 1 трлн. для поддержки  любого из членов ЕВС, но это не успокоило колебания рынка, которые уменьшили стоимость евро. [18]

Таким образом, с момента учреждения ЕС на территории всех государств-членов был создан единый рынок. На данный момент единую валюту используют 16 государств Союза, образуя еврозону. Союз, если рассматривать его как единую экономику, произвёл в 2009 году валовой внутренний продукт в объеме 14,79 триллионов международных долларов в расчете по паритету покупательной способности (16,45 трлн $ по номинальному значению), что составляет более 21 % мирового объёма производства. Это ставит экономику Союза на первое место в мире по номинальному значению ВВП и второе — по объему ВВП по ППС. Кроме того, Союз — крупнейший экспортёр и самый большой импортёр товаров и услуг, а также важнейший торговый партнёр нескольких крупных стран, таких как, например, Китай и Индия.

Уровень безработицы  в апреле 2010-го составлял 9,7 %, в то время как уровень инвестиций составлял 18,4 % от ВВП, инфляция — 1,5 %, дефицит государственного бюджета — -0,2 %. Уровень дохода на душу населения варьируется от государства к государству и находится в диапазоне от 7 до 78 тыс $. Внутренний рынок представляет собой единый рынок и ВТО представлена в качестве единой организации.

 

2.2 Динамика политических  и торгово-экономических отношений  Европейского союза с Российской  Федерацией

 

В политической сфере  отношений ЕС с РФ можно выделить следующие опорные пункты: 

  • энергетика
  • защита окружающей среды и изменение климата
  • высшее образование
  • права человека и гражданское общество
  • международные вопросы
  • правосудие, свобода и безопасность
  • региональные вопросы
  • наука и техника
  • космос
  • транспорт

В РФ существует Представительство  ЕС. Его роль заключается в наблюдении и анализе политического развития, событий и тенденций в Российской Федерации, способных оказывать влияние на стратегическое партнёрство между Россией и ЕС; а также предоставлении рекомендаций по оптимальному осуществлению поддержки этого партнёрства на политическом уровне. Представительство проводит мониторинг политической жизни в России; соблюдения демократии и прав человека в этой стране; политического курса России и её действий в области обеспечения свободы, безопасности и отправления правосудия; а также различных аспектов российской внешней (и оборонной) политики. [18]

Юридической основой  взаимоотношений между ЕС и Россией  является Соглашение о партнерстве  и сотрудничестве (СПС) между Россией  и ЕС. Оно было подписано в 1994 году и вступило в силу 1 декабря 1997 года. Одной из основных его целей является продвижение торговли и инвестиций, а также развитие гармоничных экономических отношений между сторонами. СПС содержит специальные положения, касающиеся экономических отношений между ЕС и Россией. [22]

На саммите в Санкт-Петербурге в мае 2003 года ЕС и Россия договорились укрепить сотрудничество с тем, чтобы  в перспективе создать 4 общих  пространства ЕС/Россия - в рамках существующего  Соглашения о партнерстве и сотрудничестве.

Общей целью ОЭП является создание создание новых инвестиционных возможностей путем экономической интеграции, устранению препятствий к торговле, сближения законодательств, открытия рынка, упрощению торговли и развития инфраструктуры при более тесном сотрудничестве, обмене информацией и передовым опытом. Работа в направлении сближения законодательств позволит экономическим субъектам вести свою деятельность согласно общим правилам во многих сферах на территории расширенного ЕС и России, которые образуют рынок из 600 миллионов потребителей.

В рамках ОЭП также ведутся диалоги  на следующие темы, связанные с  экономикой и торговлей: регламентирующий диалог по промышленной продукции, диалог по инвестициям; диалог по государственным  закупкам, регламентирующий диалоги  и рабочие группы по промышленной и предпринимательской политике, диалог по макроэкономике и финансовой политике, диалог по таможне; диалог по информационному сообществу и многие другие); они проходят поочередно один раз в Брюсселе, один раз в России ежегодно или раз в полгода.

ЕС признает фундаментальную важность членства в ВТО для России. Россия является единственной крупной мировой  экономикой, которая до сих пор  не является ее членом. После того как  все переговоры были завершены, Россия получит права и обязанности, которые имеют все члены ВТО. Членство в ВТО также является важным элементом для процесса реформирования России. Более того, договор о вступлении в ВТО предоставил нашей стране возможность для качественного скачка в экономических отношениях между ЕС и Россией, т.е. появится перспектива соглашения об экономической интеграции. [22]

Начало сотрудничеству в области  защиты окружающей среды между Европейским  союзом и Россией было положено в 1995г. На протяжении 15 лет ЕС оказывает  поддержку ряду проектов, направленных на улучшение экологических стандартов в России.

В 2008г. Европейская комиссия разработала  ряд предложений о развитии двустороннего  диалога по вопросам экологии. Основными  пунктами предложений стали защита окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сотрудничество в области экологии было включено в «дорожные карты» по четырем Общим пространствам, одобренным на Саммите Россия-ЕС в 2005г. В рамках «дорожной карты» стороны договорились о работе по принятию политик об экологически чистом производстве, по сокращению использования природных ресурсов, по координированию водной политики и по снижению загрязнения систем внутренних водоемов.

Для работы по обозначенным направлениям в 2006г. был запущен  Диалог о защите окружающей среды. В  рамках Диалога были созданы Рабочие  группы по следующим областям:

  • изменение климата;
  • экологически чистое производство;
  • сохранение биологического разнообразия;
  • оценка воздействия на окружающую среду и гармонизация экологических политик;
  • вопросы экологии вод (пресных и морских);
  • группа по защите окружающей среды, работающая в рамках диалога по исследованиям.

На период после 2012г. стороны  приняли обязательства по сокращению выбросов, а также по сотрудничеству в области реализации Копенгагенского соглашения [25].

О образовательной сфере  сотрудничества России и ЕС стал Болонский  процесс. Целью Болонского процесса является создание общеевропейского пространства высшего образования, которое будет иметь реальное влияние на жизнь населения Европы: в будущем люди из участвующих в этом процессе стран смогут свободно перемещаться между разными высшими учебными заведениями, местами работы, отраслями экономики и странами. Это сделает опыт студентов, приобретенный в процессе обучения, более приспособленным к меняющимся требованиям рынка труда и повысит конкурентоспособность систем высшего образования в рамках Европейского пространства высшего образования. Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году.

Основные принципы Болонской  декларации, подписанной Европейскими министрами образования в Болонье, заключаются в:

  • принятии системы сопоставимых ученых степеней;
  • введении системы с тремя основными циклами обучения (бакалавр/магистр/докторант);
  • внедрении системы зачетных единиц (такой, как Европейская система зачётных единиц (ECTS));
  • преодолении препятствий для свободного передвижения студентов/преподавателей;
  • содействии сотрудничеству по обеспечению качества образования.

Финансовое сотрудничество между ЕС и Россией направлено на осуществление основных экономических и социальных преобразований в Российской Федерации. В основу этого сотрудничества было положено сочетание опыта ЕС в сфере рыночной экономики и демократии с российской спецификой и знаниями. Последние десять лет Европейский Союз финансирует работу консультантов, экспертов из Европы и  инвестирует в совместные усилия, направленные на развитие регионального законодательства, поддержку различных организаций и институтов, а также в крупные инвестиционные проекты, такие как строительство приграничных пунктов пропуска [18]. Среди реализованных направлений программы сотрудничества ЕС и России – поддержка реформ государственных институтов, правовой и административной сферы, помощь частному сектору в области экономического развития, минимизация социальных последствий переходного периода, обеспечение ядерной безопасности.

ЕС и Россия постепенно переходят к равноправному сотрудничеству с совместным финансированием  проектов и обращают особое внимание на сферы общих и взаимовыгодных стратегических интересов.

Информация о работе Сущность Европейского Союза, как интеграционной группировки