Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 23:43, курсовая работа
Цель работы является изучение сущности Европейского союза, как интеграционной группировки.
Поставленная цель определила состав задач. В их числе:
изучить теоретические основы международной экономической интеграции;
проанализировать политико-экономическую сферу деятельности ЕС;
Определить последствия расширения деятельности ЕС для мировой экономики.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
1 Теоретические основы международной экономической интеграции
1.1 Теоретическая интерпретация понятия международная экономическая интеграция и интеграционная группировка ……………...5
1.2 Характеристика создания европейской интеграции.……………………...11
1.3 Компетенция Европейского Союза, как основной интеграционной группировки в современное время .……………………………………………15
2 еВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ В ПОИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
2.1 Современное состояние Европейского союза и его роль в мировой экономики…………………………………………………………….……...…...21
2.2 Динамика политических и торгово-экономических отношений Европейского союза с Российской Федерацией……………………………….26
2.3 Анализ энергетического диалога Россия – ЕС…………………………….38
3 Последствия расширения деятельности Европейского союза для мировой и российской экономики
3.1 Направления и перспективы отношений Европейского Союза и мирового сообщества в целом…….......................................................................................44
3.2 Современный прогноз двухстороннего сотрудничества Российской Федерации и Европейского Союза……………………………………….…….46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..…..59
Более того, обе стороны достигли договоренности по следующему списку приоритетов и согласились, что данный список будет постоянно обновляться в Тематических группах, и новые важные вопросы будет включаться по мере поступления [22].
Таким образом, основой отношений между ЕС и Россией является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), определяющее ЕС и Россию как стратегических партнеров. Обе стороны подчеркивают, что Энергетический Диалог должен внести важный вклад в Партнерство Россия-ЕС для модернизации в соответствии с договоренностями, достигнутыми на саммите Россия-ЕС, 1 июня 2010. Обе стороны отметили согласованный совместный план действий, как вклад диалога в «Партнерство для модернизации». Стороны согласились, что план окажет поддержку в области энерегоэффективности экономикам России и ЕС. Энергоэффективность включает в себя: обмен лучшей практикой относительно применения законодательства, поддержка мер по энергоэффективности, таких как лучшее использование попутного нефтяного газа, метана в угольных шахтах, использование экологически чистого угля, снижение технических барьеров, а также гармонизация стандартов в области сохранения окружающей среды, облегчение инвестиций в приоритетных областях, таких как энергоэффективность в генерации, передаче и распределении электроэнергии, а также сотрудничество в обучающих программах. Прогноз двухстороннего сотрудничества в области энергетического диалога должен идти по пути снижения инвестиционных барьеров, а также стимулировать трансграничные инвестиции с целью практического исполнения национального законодательства или любого двухстороннего или многостороннего соглашения между двумя сторонами.
Согласно Общей стратегии более тесное сотрудничество между Россией и Европейским Союзом – единственный путь решения задач, которые стоят перед Европой как континентом. Следовательно, Европейский Союз надеется, что он сможет внести свою лепту в укрепление демократии, законности, строительство правового государства и в поддержку институтов гражданского общества в России, в интеграцию России в общеевропейское экономическое и социальное пространство. Запланированное сотрудничество должно привести к наиболее эффективному разрешению общих задач, таких как энергетическая и ядерная безопасность, окружающая среда и здоровье, а также борьба с организованной преступностью, отмыванием денег, незаконной торговлей людьми и наркотиками. ЕС считает, что это единственно возможный путь укрепления стабильности и безопасности в Европе и за ее пределами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экономическая интеграция – это процесс экономического взаимодействия стран, приводящих к сближению хозяйственных механизмов, принимающих форму межгосудаственных соглашений и согласованно регулируемый национальными и межгосударственными органами. Процесс международной экономической интеграции выступает как качественно наиболее высокая ступень в развитии процесса интернационализации экономической жизни. Международная экономическая интеграция - это объективно обусловленный, но регулируемый и направляемый процесс сближения, взаимной адаптации, переплетения и «срастания» национальных экономических систем отдельных интегрирующихся стран в единое экономическое целое. В процессе международной экономической интеграции заложен огромный потенциал саморазвития, в основе которого лежит многовариантность использования имеющихся в странах факторов экономического развития и их комбинации, а также расширение их деятельности за счет создания единого экономического пространства. Иинтеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие, как выравнивание условий развития наиболее отсталых регионов, смягчение положения на рынке труда, проводить научно-техническую политику. Цели международной экономической интеграции конкретизируются в зависимости от той формы, в которой происходит интегрирование. При формировании зоны свободной торговли и таможенного союза (эти формы интеграции сейчас являются наиболее распространенными) страны-участницы стремятся обеспечить расширение рынка и создание благоприятной среды для торговли между собой, одновременно препятствуя продвижению на рынок конкурентов из третьих стран.
Предшественниками ЕС были: 1951–1957 – Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС); 1957–1967 – Европейское экономическое сообщество (ЕЭС); 1967–1992 – Европейские сообщества (ЕЭС, Евратом, ЕОУС); и только c ноября 1993 – Европейский Союз. Сегодня Европейский союз это объединение 27 европейских государств, участвующих в процессе европейской интеграции.
Основные провозглашенные цели Союза – это введение европейского гражданства; обеспечение свободы, безопасности и законности; содействие экономическому и социальному прогрессу; укрепление роли Европы в мире. При анализе политики Европейского Союза можно выделить три основополагающих направления («три опоры»)- «первая опора» – Экономический и валютный союз (ЭВС); «вторая опора» – Общая внешняя политика и политика безопасности ЕС (ОВПБ), в которой все больший вес получает военная составляющая – Европейская политика безопасности и обороны (ЕПБО); «третья опора» – сотрудничество государств-членов в области внутренних дел и правосудия. В настоящее время функционирование ЕС обеспечивается целой системой органов, которые активно способствуют прогрессу интеграции. В эту систему входят: европейский совет, который наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции; Европейский парламент, который в свою очередь является исполнительным органом; Совет Европейского союза, один из двух законодательных органов ЕC наряду с Европейским парламентом; он же в свою очередь выполняет основную роль Европарламента — утверждение бюджета ЕС; судебным органом Европейского союза высшей инстанции является Суд Европейского союза.
С момента учреждения ЕС на территории всех государств-членов был создан единый рынок. На данный момент единую валюту используют 16 государств Союза, образуя еврозону. Союз, если рассматривать его как единую экономику, произвёл в 2009 году валовой внутренний продукт в объеме 14,79 триллионов международных долларов в расчете по паритету покупательной способности (16,45 трлн $ по номинальному значению), что составляет более 21 % мирового объёма производства. Это ставит экономику Союза на первое место в мире по номинальному значению ВВП и второе — по объему ВВП по ППС. Кроме того, Союз — крупнейший экспортёр и самый большой импортёр товаров и услуг, а также важнейший торговый партнёр нескольких крупных стран, таких как, например, Китай и Индия. Уровень безработицы в апреле 2010-го составлял 9,7 %, в то время как уровень инвестиций составлял 18,4 % от ВВП, инфляция — 1,5 %, дефицит государственного бюджета — -0,2 %. Уровень дохода на душу населения варьируется от государства к государству и находится в диапазоне от 7 до 78 тыс $. Внутренний рынок представляет собой единый рынок и ВТО представлена в качестве единой организации.
Программа сотрудничества ЕС и России уникальна. Во-первых, все предпринимаемые действия – это результат непрерывного диалога между Россией и ЕС, что способствует развитию партнерских отношений и выполнению взаимных обязательств. Во-вторых, ЕС объединяет опыт и знания 27 государств-членов, что делает разработанные им программы намного более совершенными и жизнеспособными по сравнению с теми, в реализации которых участвует всего одно государство. В-третьих, соглашение о партнерстве и сотрудничестве и соглашение о четырех общих пространствах предусматривает тесное взаимодействие с правительственными органами, что усиливает значение и обеспечивает исполнение обязательств обеими сторонами. Финансовая поддержка российским партнерам программы оказывается в форме грантов, а не кредитов. Доля российского финансирования проектов постоянно растет. Представительство ЕС в РФ является представителем не только Европейской Комиссии, но и Европейского Союза в целом. В этом качестве оно играет ключевую роль в углублении и развитии стратегического партнёрства между Россией и ЕС на политическом уровне. В целом, программа сотрудничества ЕС и России стремится создать все условия для того, чтобы эксперты ЕС передавали знания и опыт своим российским партнерам, которые смогут продолжить применение этих знаний в России после окончания проекта.
За прошедшие годы Европейский союз стал важнейшим торговым партнером России. В 2010 г. на страны ЕС пришлось примерно 50% российского экспорта товаров и 55% товарного импорта, причем эти доли в течение ряда лет остаются практически неизменными. В период с 2000 по 2010 гг. объем товарооборота между Россией и Евросоюзом утроился в стоимостном выражении, достигнув 241 млрд. евро. Объем товарного экспорта России в ЕС-27 повысился с 64 млрд. евро в 2000 г. до 155 млрд. евро в 2010 г. За эти же годы российский импорт товаров из стран Евросоюза вырос с 23 млрд. евро до 86 млрд. евро.
Во внешней торговле товарами Европейского союза в 2010 г. Россия занимала третье место вслед за США и Китаем (первое и второе места соответственно). При том, что в период с 2000 по 2010 гг. удельный вес России во внешней торговле товарами ЕС-27 возрос в два раза, на ее долю приходится лишь 6% экспорта Евросоюза и 10% его импорта.
Асимметрия в торговле между Россией и ЕС проявляется не только в дисбалансе между удельными весами во внешнем товарообороте друг друга, но и в структуре взаимного экспорта и импорта. Так, в 2010 г. в поставках из ЕС-27 в Россию около 44% пришлось на машины и оборудование, 20,3% - на химические товары, 23,8% - на прочие готовые изделия и 9,3% - на продовольственные товары. В то же время в российском экспорте в Евросоюз доминирующую позицию по-прежнему занимали топливно-энергетические товары - 82,8%.
Один из важнейших аспектов сотрудничества между Россией и Европейским Союзом - это энергетический диалог. Страны - члены Евросоюза являются крупнейшими импортерами энергоресурсов из России. Поставки российского газа и нефти составляют более 25% от общего потребления энергоресурсов в странах - членах ЕС и существует потенциал их роста. Партнерство России и Евросоюза в энергетической сфере имеет особое значение, поскольку спрос на энергетические ресурсы в странах - членах ЕС и в России увеличивается, причем добыча углеводородов в ЕС сокращается, а в РФ растет. Несмотря на то, что ЕС и Россия осуществляют диверсификацию энергопоставок, доля российских углеводородов и продуктов их переработки на рынке ЕС по прежнему останется высокой в ближайшие 20-25 лет, учитывая географическую близость России и стран-членов ЕС, существующую энергетическую транспортную инфраструктуру, а также традиционно успешное сотрудничество в области энергетики, осуществляемое с 1960 года. Стратегическое партнерство между Россией и ЕС в области энергетики нацелено на обеспечение надежности, безопасности и предсказуемости конъюнктуры свободного рынка в долгосрочной перспективе. Это партнерство представляет собой важный компонент стабильных взаимоотношений.
Перспективы отношений Европейского Союза и мирового сообщества в целом имеют как положительную динамику, так и наделаны определенным кругом проблем. Основными проблемами Европейского Сообщества на современном этапе являются: низкий экономический рост, технологическое отставание от США, конкуренция со стороны растущих экономик мира, значительный уровень безработицы, старение населения.
Для решения названных проблем необходима концентрация основных усилий ЕС на трех направлениях: это экономический рост и инновации; создание пространства «привлекательного для инвестиций и трудовой деятельности», путем усовершенствования внутреннего рынка; значительное увеличение роста занятости.
Основой отношений между ЕС и Россией является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), определяющее ЕС и Россию как стратегических партнеров. Обе стороны подчеркивают, что Энергетический Диалог должен внести важный вклад в Партнерство Россия-ЕС для модернизации в соответствии с договоренностями, достигнутыми на саммите Россия-ЕС, 1 июня 2010. Обе стороны отметили согласованный совместный план действий, как вклад диалога в «Партнерство для модернизации». Стороны согласились, что план окажет поддержку в области энерегоэффективности экономикам России и ЕС. Энергоэффективность включает в себя: обмен лучшей практикой относительно применения законодательства, поддержка мер по энергоэффективности, таких как лучшее использование попутного нефтяного газа, метана в угольных шахтах, использование экологически чистого угля, снижение технических барьеров, а также гармонизация стандартов в области сохранения окружающей среды, облегчение инвестиций в приоритетных областях, таких как энергоэффективность в генерации, передаче и распределении электроэнергии, а также сотрудничество в обучающих программах. Прогноз двухстороннего сотрудничества в области энергетического диалога должен идти по пути снижения инвестиционных барьеров, а также стимулировать трансграничные инвестиции с целью практического исполнения национального законодательства или любого двухстороннего или многостороннего соглашения между двумя сторонами.
Согласно Общей стратегии
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Сущность Европейского Союза, как интеграционной группировки