Сущность и функции рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:54, реферат

Описание

Сущность рынка.
Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции

Содержание

Сущность рынка стр. 2
Сободный рынок стр. 4
Теоретические основы становления рыночных отношений стр. 5
Функции рынка стр. 7
Принципы функционирования стр. 8
Формирование рыночного механизма. Проблемы редкости стр.10
Структура, виды, сегментация рынков стр.12
Конкуренция на рынке стр.17
Роль рынка труда стр.20
Структура и сущность рынка труда стр.22
Особенности современного рынка труда стр.25
Организационно-финансовые основы рынка труда стр.27

Работа состоит из  1 файл

Реферат Лена экономика.doc

— 470.50 Кб (Скачать документ)

Структура, виды, сегментация рынков. 
Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики. Экономическая структура определяется: 
• формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная); 
• структурой товаропроизводителей (государственные, арендные, кооперативные, частные предприятия, предприятия индивидуальной трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в целостной экономике той или иной формы хозяйствующих субъектов; 
• особенностями сферы товарного обращения; 
• уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства; 
• видами торговли, используемыми в стране. 
Эти особенности накладывают своеобразный отпечаток на рыночную систему, которая приобретает специфические черты. 
Достаточно отметить, что в 90-м году в стране действовало более 40 тыс. государственных предприятий в промышленности, около 3 тыс. совместных предприятий, более 250 тыс. кооперативов, 34 тыс. арендных предприятий и строительных организаций, около 700 тыс. человек было занято индивидуальной трудовой деятельностью. Кроме этого, насчитывалось около 600 тыс. магазинов, 300 тыс. предприятий бытового обслуживания населения. Эти предприятия потребляли 25 млн. наименований средств производства, при этом продукция сводилась в 16 тыс. групп условных наименований. Такова структурная особенность рынка крупного государства переходной экономики. В условия; такого многообразия предприятий (фирм) и наименований продукции движение средств производства между производителями и потребителями путем централизованного регулирования усложняется. Обеспечение спроса и предложения, налаживание равновесия, активизация производства могут осуществлять :я лишь через рыночные методы хозяйствования. 
По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям: 
1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений: 
• рынки благ и услуг; 
• рынки средств производства; 
• рынки научно-технических разработок; 
• рынки ценных бумаг; 
• рынки рабочей силы. 
Многообразие рынков предопределяет коренное изменение всей системы взаимодействия предприятий, переход к реализации товаров на основе прямых связей, замену формально-учетного характера купли-продажи реальной куплей- продажей, свободный выбор партнеров по хозяйственным связям. Инструментом такого рынка выступают структуры в виде товарных и фондовых бирж, специальных баз, коммерческих центров, предприятий оптовой торговли и т. д. 
2. Рынки можно классифицировать по товарным группам: 
• рынки товаров производственного назначения; 
• товаров народного потребления; продовольственных товаров; 
• рынки сырья и материалов и т. д. 
Так на рынке сельскохозяйственного сырья формируется фонд сельхозпродуктов для удовлетворения потребностей в продовольствии, а также для удовлетворения производственных потребностей в сельскохозяйственном сырье. 
Формирование рынка потребительских товаров предполагает резкое увеличение объемов их производства, расширение конкурентных начал по удовлетворению покупательского спроса, создание фирменных магазинов. 
3. Образование рынков по пространственному признаку представляет собой рынки: 
• внутрирегиональные; 
• межрегиональные; 
• республиканские; 
• межреспубликанские; 
• международные (мировые). 
Формирование таких рынков реально обеспечивает приобретение республиками государственного суверенитета. 
4. По степени ограничения конкуренции различают: 
• монопольный; 
• олигопольный; 
• межотраслевые рынки. 
5. По видим субъектов рыночных отношений рынки могут подразделяться на: 
• рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации; 
• рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане; 
• рынки государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами — непосредственные производители сельскохозяйственной продукции: колхозы, совхозы, фермеры, агрокомплексы и т. д. 
Оптовая торговля существует в двух видах. Первый вид — установление прямых связей между поставщиками и потребителями. Этот вид обычно используется при устойчивой кооперации труда (текстильные и швейные комбинаты, автомобильные и шинные предприятия). При таких связях договор становится исходным пунктом и активным рычагом формирования рынка. Второй вид оптовой торговли — коммерческие центры, биржи. Этот вид применяется, когда продукция поставщика используется многочисленными мелкими потребителями Например, на предприятиях, выпускающих подшипники, которые потребляется сотнями и тысячами предприятий и организаций. Переход к оптовой торговле возможен при определенных экономических и социальных предпосылках: 
• обоснованной системе цен, учитывающей ее отношение спроса и предложения: 
• создании развитой инфраструктуры рынка (складские помещения, базы, транспортное обслуживание и т. п.). 
6. С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на: 
• легальные, официальные: 
• нелегальные «теневые», «черные» и т. д. 
Исследования структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков. 
Рынки товаров и услуг. В эту группу включаются рынки: 
• товаров потребительского назначения продовольственные и непродовольственные товары: 
• рынки услуг бытовые, транспортные, коммунальные; 
• рынки жилья и зданий непроизводственного назначения. 
Рынки факторов производства. В их состав входят: 
• рынки недвижимости; 
• орудий труда; 
• сырья и материалов; 
• энергетических ресурсов; 
• полезных ископаемых. 
Финансовые рынки. Это: 
• рынки капиталов, т. с. инвестиционные рынки; 
• кредитные рынки; 
• рынки ценных бумаг, представленные акциями, облигациями, опционами, варантами, фьючерсными контрактами и др.; 
• валютно-денежные рынки. 
Рынки интеллектуального продукта — инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства. 
Рынки рабочей силы. Они представляют собой экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила мигрирует в соответствии с. законами рыночной экономики. 
Региональные рынки: местные, внутренние, национальные рынки: внешние, международные рынки. 
Сегментация рынков. Основные виды рынков подразделяются на различные субрынки, рыночные сегменты. Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегмент рынка — это часть рынка, группа потребителей, продуктов или предприятий, которые образуются на основе определенных общих признаков. Сегментация может быть проведена разными путями с использованием различных факторов (признаков). Основными из них являются: 
1. Географические: 
• по регионам: Север, Центрально-Черноземный район, Урал, Сибирь, Дальний 
Восток; 
• по административному делению: республика, край, область, район, город; 
• по плотности населения: город, пригород, сельская местность: 
• по климатическим условиям: умеренно-континентальный, континентальный, субтропический, морской. 
2. Демографические: 
• группировка населения по возрасту; 
• по полу; 
•размеру семьи; 
• по уровню дохода; 
• по профессиональному составу: научные работники НИИ, инженерно- технические работники госпредприятий, рабочие госпредприятий, служащие, пенсионеры, безработные; 
• по уровню образования; по религиозной принадлежности: 
• по национальному составу. 
3. Психографические: 
• группировка населения по социальному составу с низким, средним, высоким, очень высоким достатком; 
•по стилю жизни: богемный, элитарный, молодежный, спортивный; 
• по личным качествам: амбициозные, авторитарные, импульсивные. 
4. Поведенческие: 
• приобретение товаров носит случайный характер; 
• поиск выгод при покупке товаров: изделия высокого качества, хорошее обслуживание, низкие цены; 
• статус постоянного клиента; степень нуждаемости в продукте: нужен постоянно, нужен время от времени: 
• эмоциональное отношение к продукции: положительное, безразличное, негативное.

Конкуренция на рынке. 
Для успешной конкуренции на рынке любой фирме прежде всего необходим точный и тщательный анализ круга покупателей и их потребностей. Надо знать:

- кто готов купить данный  товар или услугу;

- почему потребитель будет покупать  именно ваш товар или услугу;

- в каком виде потребитель  желает получать ваш товар;

- в какое время он намерен  покупать ваш товар;

- где он хотел бы покупать  ваш товар;

- какими партиями и как часто  он готов покупать ваш товар  и т.д.

Надо знать емкость рынка  и многое другое. Способность рынка  дешево производить высококачественную информацию является его важнейшим  достоинством. Информация - это сведения о том, что и при каких обстоятельствах хотят делать другие. От услуг посредников в информации зависит благосостояние людей в большей мере, чем мы это полагаем.

В последние десятилетия быстро формируется рынок информации и  информационных услуг. Развернулась торговля научно-техническими разработками, программно-математическим обеспечением для ЭВМ, интеллектуальной продукцией.

Любой рынок, независимо от его конкретного  вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.

Цена - это язык рынка, его сигнальная система. Система цен в рыночной экономике играет роль основной организующей силы. Цена - это ориентир для продавца (производителя) и покупателя (потребителя). Растет цена - это сигнал к расширению производства, падает - сигнал к сокращению. В цене находят отражение все три подхода к установлению стоимости товара: предельная полезность, издержки производства, спрос и предложение. 
Стихийное действие предпринимателей приводит к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая "невидимая рука", о которой писал еще Адам Смит: " Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входит в его намерения. Преследуя свои собственные интересы он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им".

В современных условиях экономика  управляется не только "невидимой рукой", но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохранятся, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.

Регулирующая функция рынка - самая  важная. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики. Рынок дает ответ на вопросы: "Что производить? Как производить. Для кого производить." Рынок немыслим без конкуренции.

Американские профессора экономики  Кембелл Р. Макконнелл и Стенли Л. Брю утверждают, что "сущность конкуренции  заключается в широком рассредоточении экономической власти внутри составляющих экономику двух главных совокупностей - предприятий и домохозяйств. Когда на конкретном рынке находится большое число покупателей и продавцов, ни один покупатель или продавец не может предъявить спрос или предложение на такое количество продукта, которого было бы достаточно, чтобы заметно повлиять на цену" 
("Экономика, принципы, проблемы и политика". Баку, 1992 г., т. 1, гл.3).

Широкое рассеивание экономической  власти, составляющее основу конкуренции, регулирует использование этой власти и ограничивает возможность злоупотребления ею. Экономическое состояние препятствует экономическим единицам причинять друг другу разрушительный ущерб, когда они пытаются увеличить свою личную выгоду. Конкуренция устанавливает пределы для реализации покупателями и продавцами их личного интереса.

Конкуренция предполагает свободу  вступления экономических единиц в  любую конкретную отрасль и свободу  выхода и нее. Эта свобода необходима для того, чтобы экономика могла  надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства.

Объектом конкуренции являются цена с ее исходным базисом - издержками производства, качество продукта и дизайн. Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны:

1) она способствует развитию  научно-технического прогресса,  постоянно заставляя товаропроизводителя  применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. В ходе ее вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;

2) она чутко реагирует на изменение  спроса, ведет к удешевлению издержек  производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их снижению;

3) в известной мере выравнивает  норму прибыли на капитал и  уровень заработной платы во  всех отраслях национальной экономики.

К числу негативных сторон можно  отнести:

1) придает бизнесу определенную  нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;

2) ведет к дифференциации доходов  и создает условия для их  несправедливого распределения;

3) ее следствием может быть перепроизводство  товаров и не догрузка мощностей  в периоды производственных спадов.

Роль  рынка труда. 
Современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики. Этот новый взгляд - свидетельство реального роста роли человеческого фактора в условиях технологического этапа НТР, когда налицо прямая зависимость результатов производства от качества, мотивации и характера использования рабочей силы в целом и отдельного работника в частности. 
Возрастание роли человеческого фактора в производстве подтверждено результатами экономических исследований ведущих американских ученых. 
Начиная с 1929 года главным источником роста производительности труда и национального дохода США в триаде ‘ труд - земля - капитал ’ является первый фактор, охватывающий совокупность образовательных, квалификационных, демографических и культурных характеристик рабочей силы. 
Вложения средств в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания фирмы в условиях рыночной экономики. Не случайно прямые затраты частного бизнеса в США на все виды обучения возросли уже к началу 80-х годов до 30 млрд. долл., а полные частные и государственные затраты с учетом выплат компенсаций за время обучения достигли 100 млрд. долл. 
В эпоху высокоразвитой рыночной цивилизации роль рынка труда в эволюции экономики непрерывно возрастает. Связано это с тем, что по мере расширения и углубления, особенно в последние два десятилетия, научно - технологической революции, освоения высокосложных технологий и распространения ЭВМ народное хозяйство уже не может обходиться без массовой творческой деятельности. 
Впервые в истории производительные силы выходят на такой уровень развития, при котором их эволюция возможна лишь в условиях творческой активности работников значительной части профессий и широкого использования в сфере общественного труда новейших технических средств и сопутствующих им знаний. 
К рабочей силе начинают предъявляться совершенно новые, по сравнению с прошлым, требования: участие в развитии производства практически на каждом рабочем месте; обеспечение высокого качества быстро меняющейся по своим характеристикам и технологически все более сложной продукции; удержание низкой себестоимости изделий путем постоянного совершенствования методов производства; индивидуализация всех видов и форм производственного и непроизводственного обслуживания. 
В новых, более эффективных организационных условиях происходит соединение рабочей силы и рабочих мест, включение в инновационно - производственный процесс творческого потенциала трудящихся, подготовка и переподготовка кадров, решение проблем социальной защиты трудящихся и т.п. 
Интенсивная экономика, живущая в режиме периодического технологического и организационного обновления, постепенно превращается в экономику непрерывного развития, для которой характерно практически постоянное совершенствование методов производства, принципов управления, эксплуатационных характеристик товаров и форм обслуживания населения. 
Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Речь идет о той или иной форме инициативы, производственной самостоятельности, стремлении к совершенствованию технологии и методов обслуживания населения. 
Исследования показывают, что активный созидательный труд в настоящее время в той или иной мере входит в содержание деятельности большей части работающего населения, прежде всего специалистов с высшим и средним специальным образованием, административно - управленческого персонала, высококвалифицированных рабочих, работников услуг. Это ведущий отряд национальной рабочей силы, охватывающий в западных странах от 40 до 50 % занятых в народном хозяйстве.

Структура и сущность рынка труда. 
Функционально - организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости. 
На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли - продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу 
(способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется. 
На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам. 
На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Слабых и неспособных рынок не щадит. Но вместе с тем он стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом. 
Существовавшая ранее в нашей стране административно - командная система управления, при которой государство как собственник основных средств производства централизованно планировало необходимое для полной занятости число рабочих мест, распределяло и перераспределяло трудовые ресурсы, полностью разрушило мотивацию к труду. 
Международный опыт свидетельствует, что рынок труда не может существовать вне конкурентной, основанной на частной собственности экономики и демократических общественных институтов. Тоталитарное общество даже теоретически исключает возможность существования такого рынка, ибо не считает человека равноправным, юридически и экономически независимым от государства субъектом. Такому государству не столь важно, используется ли людской потенциал эффективно и согласно с личными интересами человека или нет. Для него значимо другое - иметь человека в полном и безоговорочном подчинении для любых нужд, а личные интересы удовлетворять по минимуму, что исключает экономическую и социальную независимость человека. Это обеспечивает хотя и малоэффективную, но почти полную управляемость людскими массами. Свободный рынок труда в таких условиях просто не нужен, более того, он был бы серьезной помехой, хотя его антипод - распределение рабочей силы, обслуживающее дефицитную по своей природе, принадлежащую государству экономику тоже называется рынком труда. 
Национальный рынок труда охватывает все общественное производство - через него каждая отрасль получает необходимые ей кадры не только заданного профессионально - квалификационного состава, но и определенных культурных и этико - трудовых достоинств, адекватных требованиям экономики. 
На рынке труда реализуется возможность: 
- свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, поощеряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и т. д.); 
- найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты; 
- независимой и вместе с тем экономически поощряемой миграции трудовых ресурсов между регионами, отраслями и профессионально - квалификационными группами, которой обычно сопутствует улучшение условий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных населению рынков высококачественного жилья, потребительских товаров культурных и духовных ценностей; 
- свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении приоритета квалификации и образования, соблюдении установленного законом гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и регулировании верхнего предела доходов через налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале. 
В конкурентно - рыночных отношениях отражаются глубокие процессы, постоянно происходящие в обществе и определяющие его движение вперед. Через рынок труда проходят, скрещиваясь в нём, три взаимосвязанных эволюционных потока 
- развитие экономики (материально - технических элементов и структур), развитие человека (общей и профессиональной культуры, творческих возможностей, нравственных качеств), развитие общественных отношений 
(государственных и классовых структур, отношений собственности, производственных связей). Они образуют основу прогресса в обществе, его главное содержание. 
Рабочая сила представляет собой товар особого рода, производственные созидательные качества которого целиком определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических и организационных преобразований. Поэтому подготовка и выпуск на рынок труда образованной и творчески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационной и территориальной мобильности является одной из первооснов жизнедеятельности народного хозяйства. И чем выше общий уровень развития экономики, чем более сложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность в рабочей силе высшей квалификации. Подобной рабочей силе в развитых странах мира в эпоху НТР абсолютное большинство работодателей и государственные органы стремятся создать наилучшие производственные и жизненные условия, гарантируя по возможности и социальную защищенность на рынке труда. 
Рабочая сила - товар особого рода еще и потому, что она сама в первую очередь является, как правило, наиболее заинтересованной стороной в развитии своих созидательных возможностей, реализуемых в народном хозяйстве и выражающих индивидуальные, особенно творческие, способности личности. 
Преобладающая общность интересов “товара” рабочей силы и ее потребителей - экономики и государства - является важнейшей социально - экономической чертой рыночной экономики, создающей прочную гуманистическую основу развития народного хозяйства и всего общества. Несомненно, что организованный, во многом управляемый государством и поддерживаемый предприятиями товарной экономики, постоянно совершенствуемый по мере развития народного хозяйства рынок рабочей силы является одним из ключевых, жизненно важных звеньев социально - экономической системы любой страны. 
Конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально - трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.

Особенности современного рынка труда. 
Одной из принципиальных особенностей современного западного рынка труда является значительная распространенность предпринимательской деятельности. 
Примерно каждый десятый работающий в США, Франции, Великобритании, каждый седьмой в Японии, каждый пятый в Италии является предпринимателем. Почти 
2/3 из них возглавляют средние и мелкие предприятия, а каждый четвертый ведет дело, в котором занято 20 и менее человек. 
Труд в условиях частной собственности, когда она является не враждебным и противостоящим человеку понятием, а полным или частичным личным достоянием, формирует особо важные качества рабочей силы, которые высоко ценятся на рынке труда и быстрее всего закрепляются в людях, облаченных ответственностью предпринимателя. Личное владение утверждает в человеке сознание и чувство ответственности за принадлежащую ему частицу национального богатства, развивает в нем социальный инстинкт сбережения материальных и духовных ценностей, желание их развивать и укреплять. Около 
80 % занятых в западных странах в той или иной форме выступают владельцами или совладельцами семейного дела, мелких, средних и крупных предприятий, обладателями акций фирм и корпораций. 
Общий уровень квалификации трудовых ресурсов сегодня таков, что предпринимательством успешно занимаются представители практически всех профессий, причем рабочие в данном отношении держат пальму первенства. В 
1990 году в США 23 % предпринимателей имели рабочие профессии, 18 % - обладали опытом управленческой работы, 18 % - были связаны с торговлей, 15 
% - с услугами, 16% - имели высшее или научное образование различного профиля, 10 % - были фермерами. 
Реальные основания для участия в развитии производства, независимо от профессионального статуса, имеют прежде всего получившие современное среднее специальное, высшее и научное образование, которое во всех своих звеньях обычно в первую очередь направлено на выявление и развитие творческих способностей учащихся. Указанное образование, не считая подавляющего большинства специалистов с высшим и средним специальным образованием и административно - управленческого персонала, в США в 1987г. имели 50% торговых служащих- мужчин (30% -женщин), 40% административно - вспомогательного персонала (конторских служащих), 33% - работников услуг 
(не считая специалистов), 24% - рабочих высокой квалификации, 17% - рабочих средней квалификации. 
Черезвычайно благоприятно на рынке труда сказывается развитие другого важного процесса - увеличение предприятий с коллективной формой собственности. В США, к примеру, в конце 80-х годов на таких предприятиях, в материальном производстве и услугах было занято 8-10% трудящихся. 
Практика показывает, что предприятия с коллективной формой собственности имеют выше среднеотраслевых показатели качества продукции и производительности труда. Рабочие и служащие с большим воодушевлением участвуют в совершенствовании производства и, вместе с тем, в случае необходимости, легче соглашаются на компромиссы в области зарплаты и временного увеличения длительности рабочей недели. Подобные производственные коллективы успешнее участвуют в конкурентной борьбе и устойчивее в периоды конъюнктурных рыночных колебаний. Внимательнее и гуманнее решаются проблемы переквалификации, повышения профессионального уровня, сокращения штатов. С целью социальной защиты рабочих и служащих создаются дополнительные цеха, конкурентоспособные дочерние предприятия. 
Для современного интеллектуального рынка труда не характерно авантюрно - эксплуатационное минутно - потребительское отношение к человеку, его возможностям, как совершенно не оправдавшее себя на практике. В масштабе экономики господствует многократно проверенный международной практикой, поощряемый во всех странах передовыми процветающими корпорациями принцип: 
«прежде чем с человека спрашивать, ему многое нужно дать». И потому современный рынок труда имеет мощную корневую систему. Он опирается на гигантские организационные структуры, охватывающие не только экономику, но и многочисленные государственные, общественные и частные институты, включая национальную систему образования, в том числе принадлежащую фирмам, учреждения культуры, здравоохранения, различные некоммерческие социальные организации, институт семьи.

Информация о работе Сущность и функции рынка