Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:54, реферат
Сущность рынка.
Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции
Сущность рынка стр. 2
Сободный рынок стр. 4
Теоретические основы становления рыночных отношений стр. 5
Функции рынка стр. 7
Принципы функционирования стр. 8
Формирование рыночного механизма. Проблемы редкости стр.10
Структура, виды, сегментация рынков стр.12
Конкуренция на рынке стр.17
Роль рынка труда стр.20
Структура и сущность рынка труда стр.22
Особенности современного рынка труда стр.25
Организационно-финансовые основы рынка труда стр.27
Основные функции рынка
1) определение окончательной
2) обеспечение непрерывности
3) побуждение производителей
4) регулирующее влияние на
5) содействие контролю
6) усиление конкуренции между
производителями товаров и
7) функция санации, т. е.
8) информационная функция, т. е. постоянное наличие таких рыночных сигналов, как цена, ставка за кредит и др., с помощью которых можно оперативно вносить изменения в планы хозяйственной деятельности.
Исходя из этого, рынок следует рассматривать как определенную совокупность экономических отношений между домашними хозяйствами, различными типами фирм и государством по поводу купли-продажи товаров и услуг, где с учетом рыночных сигналов происходит окончательное признание их стоимости и их реализация, вследствие чего усиливается конкуренция между товаропроизводителями за снижение затрат производства и повышение общественной полезности товаров, улучшается пропорциональность развития народного хозяйства, обеспечивается непрерывность общественного воспроизводства и формирование целостной экономической системы, а также осуществляется опосредованный контроль потребителей за производством и санация экономической системы от неэффективных предприятий. Это совокупность положительных функций рынка, которые сочетаются с его негативными сторонами, о чем уже шла речь в предыдущей теме.
3. Условия для эффективного функционирования рынка
Для эффективного функционирования рынка необходимы определенные условия.
Во-первых, реальный плюрализм форм собственности и форм хозяйствования. Если исходить из опыта развитых стран Запада, такой плюрализм обеспечивается сосуществованием частной собственности (основанной как на собственном, так и на чужом труде), коллективной (в форме акционерных компаний, кооперативов, собственности трудовых коллективов), государственной, муниципальной, а также смешанных форм собственности как результата различной комбинации названных выше форм.
Во-вторых,
эффективность функционирования рынка
зависит от способности разных субъектов
предпринимательской
В-третьих,
развитое антимонопольное
В-четвертых,
хорошо развитая система экономического,
правового и административного
регулирования экономики
В-пятых,
наличие и доступность
В-шестых, конкурентная борьба между различными субъектами предпринимательской деятельности, численность которых в производстве однотипной продукции должна превышать 7--8 субъектов, поскольку наличие 1--2 субъектов означает монополию, а 3--5 -- олигополию.
В-седьмых, развитый и разветвленный комплекс объектов собственности, которые могут стать предметом купли-продажи, -- средств производства (в том числе земли), рабочей силы, интеллектуальной собственности (в форме патентов, лицензий и т. п.), услуг, различных видов ценных бумаг (акций, облигаций, сертификатов и др.), денег, недвижимости, предметов потребления и т. д.
В-восьмых,
наличие рыночной инфраструктуры, т.
е. определенного комплекса
В совокупности экономических отношений, которые отражает категория «рынок», ключевую роль играют отношения собственности. Так, в процессе купли-продажи товаров и услуг осуществляется их присвоение и отчуждение, создаются предпосылки присвоения чужого неоплаченного труда (если, скажем, речь идет о купле-продаже рабочей силы на бирже труда). На фондовой бирже такие отношения реализуются через деятельность посредников -- дилеров путем присвоения учредительной прибыли, выпуска ценных бумаг инвестиционными компаниями и другими методами.
4. Структура рынка
Структура рынка -- это совокупность отдельных рынков в пределах, национальной экономики, или внутреннего рынка, а также в пределах мирового хозяйства и его отдельных регионов, их взаимосвязь и взаимодействие между ними.
Различают рынки орудий труда, природных ресурсов, предметов труда, земли, рабочей силы, труда, технологии, информации, товаров, недвижимости, услуг, интеллектуальной собственности, финансовый и др. Большинство из них может быть разделено на локальные рынки. Так, рынок товаров подразделяется на оптовый и потребительный рынки; рынок интеллектуальной собственности -- на рынок патентов, лицензий, «ноу-хау», программ математического обеспечения и др.; финансовый -- на рынок инвестиций (долгосрочных кредитов), рынок денег (краткосрочных кредитов), рынок валюты, рынок ценных бумаг, рынок золота (в современных условиях он одновременно является и рынком товаров).
В зависимости от степени монополизации различают монополизированный и олигополистический рынки. На монополизированном рынке одни-два производителя или продавца могут сосредоточить в своих руках всю массу изготовленной продукции, совокупность определенного вида товаров и диктовать цены на рынке. На немонополизированном рынке существует много продавцов, каждый из которых в отдельности не в состоянии влиять на процесс ценообразования. На олигополистическом рынке несколько продавцов определенных товаров или услуг могут договориться между собой (письменно или устно) о разделе рынков сбыта и влиянии на уровень цен, т. е. осуществлять групповую монополию.
Одним из видов структуризации рынка является его деление на рынок готовой продукции и рынок заказов (включая заказы государственных, торговых организаций). Между разными видами и типами рынков, их субъектами устанавливаются сложные прямые и опосредованные связи, на основе которых формируются экономические законы развития и функционирования современного регулируемого рынка.
Финансовый рынок (в узком значении -- денежный рынок, рынок заемных капиталов) -- это определенная совокупность экономических отношений по купле-продаже свободных денежных средств и их превращению в денежный капитал. Субъектами отношений, складывающихся на финансовом рынке, выступают предприятия разных форм собственности, домашние хозяйства, коммерческие банки, финансово-кредитные организации, государство и др. Объектами финансового рынка являются личные сбережения населения, временно свободные средства, которые возникают в процессе обращения промышленного и торгового капитала и др. Основные рычаги этого рынка -- спрос, предложение на ссудный капитал и его цена.
Существенное воздействие на развитие и функционирование финансового рынка оказывает государство через механизм проведения кредитной политики. В частности, государство влияет на величину учетной ставки, на соотношение спроса и предложения, выступает кредитором и заемщиком, устанавливает общие правила функционирования и развития данного рынка, осуществляет над ним оперативный контроль и др.
Рынок рабочей силы -- это совокупность экономических отношений между занятыми и незанятыми наемными работниками, с одной стороны, и предприятиями и биржами труда (как государственными, так и частными) -- с другой, по организации, использованию и купле-продаже рабочей силы. Продажа рабочей силы осуществляется в сфере обращения. В современных условиях результаты этой продажи фиксируются в коллективных и индивидуальных контрактах, где определяются объемы и условия работы, величина заработной платы, продолжительность оплачиваемых отпусков и др. Поскольку на содержание коллективных договоров, условия их заключения активно влияет государство, то субъектами рынка рабочей силы являются не только предприниматель и наемный работник, но опосредованно и государство. Непосредственным участником такого рынка оно является на предприятиях и в учреждениях государственного сектора экономики.
Наряду с рынком рабочей силы различают рынок трудовых ресурсов, на котором объектом купли-продажи является рабочая сила не только экономически, активного населения, но и выпускников высших, средних специальных и других учебных заведений, а также часть занятых в домашнем хозяйстве.
Рынок средств производства, или, по терминологии «экономикс», рынок капитала характеризуется тем, что спрос на этот тип «капитала» зависит прежде всего от величины процента, или эффективности вложения денег в ценные бумаги. С ростом процента спрос на средства производства, а следовательно, инвестиции в расширение производства уменьшаются, и наоборот. В рынке средств производства выделяют рынок средств производства и рынок предметов труда. Рынок средств труда делится на рынок нового и бывшего в употреблении оборудования, а также рынок специфического оборудования, которое изготавливается по индивидуальным заказам.
Рынок предметов потребления. Элементами такого рынка являются производство товаров длительного пользования (телевизоров, холодильников, автомобилей, видеотехники, стиральных машин и др.) и текущего потребления. Наиболее важными направлениями формирования такого рынка в Украине являются, во-первых, ликвидация глубокой диспропорции в народном хозяйстве между группой «А» (производство средств производства) и группой «Б» (производство предметов потребления). В развитых странах Запада -- 30 : 70.
Рынок услуг -- определенная совокупность экономических отношений по организации и купле-продаже услуг. Услуга -- это особенная потребительной стоимость, которая удовлетворяет определенные потребности людей. Особенностью услуг как товаров (в сравнении с обычным товаром, воплощенным в конкретной вещи) является то, что она полезна не как вещь, а как деятельность. Поэтому потребление услуг совпадает с процессом их создания, с деятельностью, их невозможно накапливать, транспортировать и т. д. Различают традиционные (услуги транспорта, связи, страхования товаров, туризм, услуги учителя, юриста, врача, культурные услуги и др.) и нетрадиционные (маркетинговые, инженерно-консультативные и инженерно-строительные, рекреационные, рекламные, информационные и др.) услуги. Кроме того, разграничивают материальные (транспорт, торговля и др.) и нематериальные (образование, здравоохранение и др.) услуги. В пределах последних выделяют внутренние блага, которые даны человеку самой природой (способности к науке, искусству и т. п.) и внешние, которые даны ему внешним миром (деловые связи, репутация и др.). В развитых странах мира в сфере услуг занято примерно 75% трудоспособного населения. Это свидетельствует о существовании развитого рынка услуг.
Рынок интеллектуальной собственности. Как и при анализе категории «экономическая собственность», в интеллектуальной собственности также необходимо выделять количественную и качественную стороны. В первом случае -- это различные объекты интеллектуальной собственности (патенты, лицензии, проекты, «ноу-хау», программы математического обеспечения, научные прогнозы и др.). Во втором -- отношения, которые возникают и развиваются между людьми по созданию и присвоению названных объектов собственности. С учетом юридического аспекта собственности следует говорить о праве собственности на те или иные объекты. Формирование и развитие рынка интеллектуальной собственности органически связано с развертыванием НТР, поскольку именно в этот период завершился процесс превращения науки в основную производительную силу.
Валютный рынок. -- это важная сфера экономических отношений по поводу купли-продажи иностранных валют и платежных документов (чеков, векселей, аккредитивов, телеграфных и почтовых переводов в иностранной валюте). На валютном рынке осуществляются операции внешней торговли, расчеты по миграции капиталов и рабочей силы, туризму. С точки зрения организационных отношений этот рынок функционирует через корреспондентские счета между банками разных стран. Операции на нем осуществляются преимущественно в наиболее крупных банковских и валютно-биржевых центрах Лондона, Нью-Йорка, Цюриха, Токио и других городов.
Рынок информации -- это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи информационных услуг, сбора, обработки, систематизации информации и ее продажи конечному потребителю. Этот рынок также тесно связан с развертыванием НТР, в частности ее второго этапа, поскольку в этот период сформировался новый элемент производительных сил -- информация. От качества и объема информации зависит правильность принятого решения. Информация не является редким благом, однако для ее получения нужны определенные затраты. Между производителем и потребителем на рынке информации действуют посредники, основное задание которых -- сбор и продажа информации. За этот вид услуг они берут комиссионную плату. Так, на известном аукционе Сотби, где реализуются произведения искусства, комиссионные составляют 20% от цены проданного шедевра, в то время как комиссионные дилеров государственных ценных бумаг 1,32%. Своеобразной ценой на рынке информации является плата за рекламу.
Рынок золота -- это совокупность экономических отношений по поводу организации и купли-продажи золота. Осуществляют ее консорциумы местных банков (банкирские дома) и специализированные фирмы, которые занимаются очисткой металла (аффинаж), изготавливают слитки, ставят на них клеймо, хранят. Продавцами золота являются золотодобывающие страны, владельцы частных и государственных запасов золота. Покупатели этого товара -- промышленные компании, которые используют золото в промышленных целях, ювелиры, инвесторы, тезавраторы, спекулянты. Наибольшее количество золота продается для использования в промышленных целях.