Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:54, реферат
Сущность рынка.
Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции
Сущность рынка стр. 2
Сободный рынок стр. 4
Теоретические основы становления рыночных отношений стр. 5
Функции рынка стр. 7
Принципы функционирования стр. 8
Формирование рыночного механизма. Проблемы редкости стр.10
Структура, виды, сегментация рынков стр.12
Конкуренция на рынке стр.17
Роль рынка труда стр.20
Структура и сущность рынка труда стр.22
Особенности современного рынка труда стр.25
Организационно-финансовые основы рынка труда стр.27
Основными субъектами внутреннего рынка являются: 1) население (в частности, домашние хозяйства); 2) фирмы (предприятия); 3) государство. Среди населения, в свою очередь, выделяются социальные классы, слои и прослойки.
Второй важный субъект внутреннего рынка -- фирмы (предприятия), прежде всего национальные. Существуют разные подходы к классификации фирм. Так, выделяют частнопредпринимательские фирмы, партнерства, корпорации, регулируемые фирмы, государственные фирмы, потребительскую кооперацию, взаимосберегательные банки, неприбыльные организации и фирмы с самоуправлением.
Наиболее простой классификацие
5. Инфраструктура рынка
Понятие «инфраструктура» отражает совокупность различных учреждений и институтов, а также определенных видов деятельности, которые обеспечивают движение объектов собственности: банки, фондовые и товарные биржи, биржи рабочей силы, валютная биржа, информационные центры, рекламные компании и др.
Фондовая биржа -- это учреждение, организованный рынок, на котором собственники осуществляют процесс купли-продажи ценных бумаг. Членами биржи являются, как правило, ее основатели -- отдельные физические лица и кредитно-финансовые институты.
Купля-продажа акций на фондовой бирже осуществляется с помощью посредников. За свои посреднические операции брокеры получают вознаграждение по соглашению между заинтересованными сторонами-клиентами или соответственно таксе, установленной биржевым комитетом. Руководящим органом на фондовой бирже является биржевой комитет (в США -- Совет руководителей), при котором функционирует биржевая комиссия, дающая разрешение или устанавливающая запрет на допуск новых ценных бумаг на котировку. При биржевых комитетах также функционируют котировочные комиссии, которые ведают вопросами ежедневной публикации данных о количестве поданных ценных бумаг, их курсе в курсовых бюллетенях.
Современный рынок ценных бумаг характеризируется значительным объемом внебиржевого обращения, который осуществляется с помощью телефона и телефакса. Его масштабы обусловлены высокими финансовыми комиссиями и стоимостью услуг центральной биржи.
Положительными чертами фондовой биржи являются аккумулирование свободных средств за счет выпуска и продажи ценных бумаг и их направление на развитие отдельных предприятий, отраслей, межотраслевой переток капитала, благодаря котодавцов. Без них не обойтись, особенно в случае перебоев в поставке товаров, оперативном заполнении ниш на рынке.
Валютная биржа. Валютная биржа -- это учреждение, в котором на основании действующего законодательства осуществляется регулярная и упорядоченная торговля иностранной валютой в соответствии со спросом и предложением. В качестве самостоятельного элемента инфраструктуры этот вид биржи сохранился лишь в некоторых странах (например, в ФРГ, Франции), а в большинстве стран такую роль выполняют крупнейшие банки. Членами валютной биржи выступают коммерческие банки, получившие лицензии от центрального банка на проведение валютных операций, а также другие финансовые институты, имеющие такое право.
222222222222222222222222222222
Марксовый закон стоимости, который
в советском политэкономическом
варианте лежит в основе цены, хотим
мы того или нет, сегодня не работает.
Да и само слово "закон" какое-то
нерыночное. Рынок - это скорее гармония,
а не закон.
Непосредственно в процессе формирования
цены участвуют лишь два важнейших фактора
- спрос и предложение. Другие элементы
социально-экономической и политической
системы, участвующие в ценообразовании,
следует рассматривать как факторы не
прямого, а косвенного воздействия. К ним
относятся: уровень развития производительных
сил, научно-технический прогресс, государственное
регулирование, состояние ресурсной базы,
валютно-финансовые условия, милитаризация
экономики, структурные явления в ней,
тенденции развития мирового хозяйства
и мировых товарных рынков, вовлеченность
страны в международное разделение труда,
даже здоровье ее политических лидеров
и многое другое.
Очевидно, что все перечисленные условия
могут проявляться в большей или меньшей
степени или отсутствовать вовсе. Но в
любом случае их роль проявляется опосредованно
- через два основных фактора - спрос и
предложение.
ГРАФИК СПРОСА
Каждый мог убедиться в том, что количество
вещей, покупаемых людьми, всегда зависит
от цены: чем выше цена товара, тем меньше
его покупают, и чем ниже его рыночная
цена, тем будет куплено больше единиц
этого товара при прочих равных условиях.
Таким образом, между рыночной ценой товара
(скажем, пшеницы) и его количеством, на
которое предъявляется спрос, всегда существует
определенное соотношение. Эта взаимосвязь
между ценой и количеством покупаемого
товара называется графиком спроса или
кривой спроса.
Гипотетическая таблица 1 представляет
собой пример графика спроса. При любой
цене, например при цене в 5 рублей за килограмм,
всеми потребителями будет куплено на
рынке определенное количество пшеницы
- в данном случае 9 млн. килограммов за
месяц. При более низкой цене, скажем, 4
рубля за килограмм, количество купленной
пшеницы возрастет и
составит 10 млн. килограммов. По данным
таблицы 1, на основе сопоставления колонки
3 с колонкой 2 мы можем определить покупаемое
количество при любой цене.
Табл. 1. Данные для графика спроса на пшеницу
Рынок в маркетинге - это совокупность имеющихся и потенциальных покупателей товара или услуги. У этих покупателей общие нужды или запросы, которые можно удовлетворить за счет обмена.
Размер рынка зависит от количества покупателей, испытывающих потребность в товаре, имеющих средства для совершения обмена и желание обменять эти средства на нужный товар.
В процессе исторического развития рыночного (товарного) хозяйства изменялось понимание рынка и рыночного механизма, их сущности, изменялся и сам рынок, его механизм, вырастала их роль в экономике. Изначально термин "рынок" означал место, где продавцы и покупатели могли совершать обмен своими товарами. Например, центральная площадь города.
В экономической теории рынок — одна из самых распространенных категорий, одно из основных понятий хозяйственной практики экономики.
Рынок в экономической теории — это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.
Основателем теории рынка принято
считать представителя
Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.
Рыночный механизм действует на основе экономических законов: изменения спроса, изменения предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости, полезности и прибыли.
Главными действующими целями на рынке являются спрос и предложение, их взаимодействие определяет, что и в каком количестве производить и по какой цене реализовать.
Цены являются важнейшим инструментом рынка так как они обеспечивают его участников необходимой информацией, на основе которой принимается решение об увеличении или сокращении производства того или иного товара. В соответствии с этой информацией происходит движение потоков капиталов и труда из одной отрасли в другую.
Свободный (конкурентный) рынок — это саморегулирующаяся система, которая достигает результатов и поддерживает своё равновесие самопроизвольно, без вмешательства внешних сил.
Признаки свободного рынка:
Функции свободного рынка:
Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов.
Конъюнктура рынка — это совокупность складывающихся на рынке в каждый момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.
Инфраструктура рынка — это совокупность институтов, систем, служб, предприятий, опосредствующих движение товаров и услуг, обслуживающих рынок и обеспечивающих его нормальное функционирование.
Инфраструктура рынка включает в себя такие элементы как:
Все эти элементы очень тесно связны друг с другом. Если они находятся в равновесии, то вся экономика также находится в равновесии. И наоборот, дестабилизация хотя бы одного из элементов негативно отражается на всей рыночной экономике в целом.
Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.
Можно выделить следующие критерии для классификации структуры рынка:
Рынок дает объективную информацию об изменяющихся экономических условиях:
Рынок позволяет экономическим агентам обмениваться результатами своей экономической деятельности.
Рынок устанавливает ценностные эквиваленты для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, то есть соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и количества пользы, которую несет товар для общества.
Возникает баланс между производителем и потребителем, между продавцом и покупателем.
Рынок побуждает производителей к
созданию новой продукции, необходимых
товаров с наименьшими
Не являясь идеальным, рыночный механизм, тем не менее, обладает рядом преимуществ, присущих только ему: