Сущность и функции рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:54, реферат

Описание

Сущность рынка.
Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции

Содержание

Сущность рынка стр. 2
Сободный рынок стр. 4
Теоретические основы становления рыночных отношений стр. 5
Функции рынка стр. 7
Принципы функционирования стр. 8
Формирование рыночного механизма. Проблемы редкости стр.10
Структура, виды, сегментация рынков стр.12
Конкуренция на рынке стр.17
Роль рынка труда стр.20
Структура и сущность рынка труда стр.22
Особенности современного рынка труда стр.25
Организационно-финансовые основы рынка труда стр.27

Работа состоит из  1 файл

Реферат Лена экономика.doc

— 470.50 Кб (Скачать документ)

Все это предопределяет необходимость  государственного вмешательства, которое дополняло бы рыночный механизм, но не вело его к деформации.

Провалы рынка

К провалам рынка относятся:

  • естественные монополии — одна фирма удовлетворяет весь спрос на продукцию, так как, чем больше она производит, тем ниже ее средние издержки. К естественным монополиям относят железные дороги, энергетическую систему страны, метрополитен и т.д. Усиление конкуренции, т.е. появление других фирм-производителей, снижает эффективность использования ограниченных ресурсов, так как новым фирмам в ходе конкурентной борьбы пришлось бы прокладывать параллельные коммуникации;
  • информационная асимметрия проявляется в том, что один экономический агент обладает большей информацией о каком-либо предмете или явлении, чем его партнер. В этом случае он оказывается в более выигрышном положении и может извлечь из него сверхприбыль. Информационная асимметрия особенно сильно проявляется в таких отраслях, как образование и здравоохранение, так как человек не в состоянии оценить заранее квалификацию учителя или врача. При свободном рынке (без вмешательства государства) такая ситуация привела бы к ухудшению качества образования и медицинских услуг, и, следовательно, снизила бы благосостояние общества;
  • внешние эффекты — ситуация, когда действия какого-либо экономического агента сказываются на третьих лицах, не имеющих отношения к данному экономическому агенту. Примером негативного внешнего эффекта может послужить загрязнение окружающей среды производственным предприятием, громкая музыка у соседей и т.п. В то же время бывают и позитивные внешние эффекты, например, расположение пасеки рядом с плодовым садом (пчелы опыляют цветы, увеличивая урожайность и количество меда). Поскольку при свободном рынке производитель не интересуется создаваемыми им внешними эффектами, и в большинстве случаев они наносят вред, государство должно взять на себя контроль за ними;
  • общественные блага — блага, которыми пользуются все члены общества без исключения, а их объем и качество не зависят от количества потребителей. К таким благам относятся национальная оборона, свод законов, правопорядок, система здравоохранения и т.д. Рынок не в состоянии производить такие блага, поскольку он не может обеспечить оплату этих благ (так как никого невозможно исключить из пользования этим благом). Государство, собирая налоги, в состоянии обеспечить финансирование общественных благ.

Структура и виды рынка

Рубрики : Структура рынка опликовал admin

Июл.13,2010

Рынок имеет многообразную структуру. Он как большой механизм состоит  из ряда отдельных малых рынков, выделяемых на основе объекта рыночных отношений: финансового рынка, рынка  труда, рынка продукции (товаров  и услуг), рынка средств производства, рынка инноваций и интеллектуального продукта и т. п.

Малые рынки бывают двух типов: рынок  факторов производства и рынок продукции (товаров и услуг).

Рынок факторов производства делится  на рынок труда, рынок земли и  природных ресурсов и рынок капитала.

Рынок продукции (товаров и услуг) включает потребительский рынок, рынок средств производства, рынок недвижимости, рынок инноваций и интеллектуального продукта.

Любой рынок можно дробить на все более мелкие рынки. Так, если на потребительском рынке выделить продовольственный рынок, то его в свою очередь можно разделить на рынок молочной продукции, рынок мясной продукции, рынок кондитерских изделий и т. д.

Финансовый рынок включает в  себя рынок капитала или инвестиций, фондовый рынок (рынок ценных бумаг) и валют-но-денежный рынок.

  • На рынке капитала или инвестиций покупаются средства, вкладываемые в развитие предприятий, т. е. капиталовложения. Предприниматели, не имеющие достаточно средств для развития своего предприятия, приобретают на этом рынке необходимые средства в обмен на будущие деньги, товары или же на других условиях. Приобрести капитал в основном можно у инвестиционных фондов и банков, но рыночные отношения на основе купли-продажи инвестиций могут возникать между любыми субъектами экономики, желающими продать или купить капитал.
  • Фондовый рынок (рынок ценных бумаг) объединяет операции по выпуску и обращению всех видов ценных бумаг -акций, облигаций, векселей, опционов. Ценные бумаги – это, как правило, кредитно-долговое обязательство эмитента бумаг перед покупателями.
  • Валютно-денежный рынок представляет собой систему отношений по купле-продаже иностранных валют и платежных документов в иностранных валютах по свободным рыночным ценам.

На рынке труда продаются  и покупаются услуги труда, количество и качество которых зависит от множества факторов – квалификации, опыта и добросовестности. Купля-продажа услуг труда выступает в форме найма свободного работника на определенных условиях, касающихся продолжительности и должностных обязанностей. Ценой услуг труда выступает заработная плата.

Рынок средств производства состоит из трех рынков: рынка зданий и сооружений промышленного назначения; рынка оборудования и рынка оборотных средств, включающих в себя сырье; комплектующие и энергоресурсы.

Рынок инноваций и интеллектуального  продукта представляет собой область обменных процессов, объектом которых является специфический товар в виде литературных, научных и художественных произведений (книг, фильмов) на рынке продукта творческого труда, а также информационного продукта на рынке информационных услуг, любых научно-технических новшеств и изобретений, востребованных обществом.

В соответствии с действующим законодательством  той или иной страны различают  легальный или официальный и  нелегальный – теневой рынок, на черном теневом рынке осуществляются запрещенные законом виды деятельности: наркобизнес, подпольная торговля оружием, незарегистрированные игорные дома и др.

Серый теневой рынок включает в  себя разрешенную деятельность, доходы от которой укрываются от налогов. Обороты  серого теневого рынка значительно превышают обороты черного.

По степени насыщенности товаром выделяют равновесный рынок (объем спроса совпадает с объемом предложения), дефицитный рынок (объем спроса больше объема предложения) и избыточный (объем предложения превышает объем спроса).

По степени государственного вмешательства в рыночный механизм различают свободный и регулируемый рынок.

По признаку объемов продаж различают  оптовый и розничный рынок. Оптовый  рынок – это купля и продажа  товаров крупными партиями. Чаще всего  оптом товары закупаются у производителей или через биржи. При оптовой закупке ниже цены оптовые закупки позволяют создавать у продавцов необходимые запасы товаров. Розничная торговля представляет куплю-продажу единичных товаров. Обычно в розницу продаются товары в магазинах, в торговых палатках, на продовольственных и вещевых рынках. Хотя розничная цена несколько выше оптовой, рядовому потребителю нет смысла закупать товар большой партией, так как для этого надо иметь большую сумму денег, возникает проблема его транспортировки и хранения.

По уровню монополизированности (формам конкуренции) выделяют следующие типы рыночных структур: рынок совершенной конкуренции, рынок монополистической конкуренции, олигополистический и монополизированный рынок.

Рынок совершенной конкуренции имеет характерные черты:

  • существование на рынке множества мелких фирм – продавцов, каждая из которых имеет незначительную долю общего выпуска товаров, вследствие чего не может повлиять на предложение продуктов на рынке и цену;
  • предложение всеми продавцами идентичных по свойствам товаров и услуг;
  • возможность покупателей и продавцов свободно входить на рынок и выходить из него;
  • отсутствие у фирм интереса к производственным решениям других фирм, так как деятельность конкурентов не рассматривается как угроза своей деятельности;
  • обладание одинаковой информацией о положении дел на рынке всеми субъектами рынка.

Очевидно, что в реальной жизни  не существует рынков, полностью отвечающих приведенным характеристикам, наиболее близкими к рынку совершенной  конкуренции считают рынки сельскохозяйственной продукции.

Рынок монополистической конкуренции  предполагает большое количество товара фирм, производящих дифференцированную продукцию. Потребители рассматривают  продукцию, предлагаемую разными фирмами  как близкую, но не взаимозаменяемую. В этом случае важными факторами, способными привлечь покупателей являются не только ценовая конкуренция, но и особые качества товара, его реклама и сопутствующий сервис.

Олигополистический рынок представляет собой такую рыночную структуру, когда на рынок выходит несколько фирм-участников, предлагающих схожий товар. На долю каждого продавца приходится значительная часть рынка, что дает возможность оказывать своими действиями существенное влияние на состояние рынка и на конкурентов. При входе на такой рынок существуют барьеры, ограничивающие доступ другим фирмам. Олигополистический рынок типичен для современной экономики.

На монополистическом рынке  существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Монополист вступает в рыночные отношения только с покупателями его продукции. Такая рыночная структура скорее выступает как идеальная модель, к которой приближаются высокомо-нополизированные рынки.

По обхвату рыночного пространства, масштабности происходящих процессов различают региональный, национальный и мировой рынки. Самым крупным является мировой рынок, охватывающий сферу международных экономических отношений. Совокупность обменных процессов и товарно-денежных отношений между участниками рынков, действующих в пределах одной страны, принято называть внутренним или национальным рынком. В составе национального и мирового рынка могут выделяться региональные или местные рынки.


Это важно знать!

От них зависит Ваша жизнь

 

Вы не заметите, как потеряете вес!

Уникальная система похудения


Все объявления

ЯндексДирект

Дать объявление

  • Зарабатывай на фондовом рынке!

Игра на бирже онлайн: акции, индексы. Обучение. Открой Демо счет бесплатно!

www.kalita-finance.ru

  • Кто выигрывает на Фондовом рынке?

Узнай секрет инвестирования в Акции  и Облигации! Стань инвестором!

www.arsagera.ru

Структура, виды и функции рынка

Экономический аспект понятия "рынок", его формы, структура и функции. Процесс формирования рынка, его  характерные черты и структура. Основные виды рынка: рынок товаров  и услуг, рынок факторов производства и финансовый, или денежный рынок, их функции.

Рубрика: Экономика и экономическая теория 
Вид: реферат 
Язык: русский 
Дата добавления: 01.08.2010 
Размер файла: 23,9 K

Полная информация о работе

Скачать работу можно здесь

 


ЯндексДирект

  • Новое на рынке ценных бумаг РФ

Рынок ценных бумаг. Варианты вложения средств. Сравните!

finleader.ru

  • Приумножьте свои сбережения!

Узнайте секреты успешного инвестирования, которые позволят безбедно жить!

cybersant-investor.ru

Все объявления

Дать объявление


Отправить свою хорошую работу на сайт просто. Используйте форму, расположенную  ниже.

Название работы: 

E-mail (не обязательно): 

Ваше имя или ник: 

Файл: 

 


 

Это важно знать!

От них зависит Ваша жизнь

Вы не заметите, как потеряете вес!

Уникальная система похудения


 

Подобные работы

 
1.  Рынок - его функции и структура реферат [28,8 K], 15.09.2010 
2.  Современный рынок, структура и принципы реферат [25,9 K], 22.11.2009 
3.  Рынок его структура и функционирование дипломная работа [64,0 K], 01.11.2002 
4.  Рынок: понятие и сущность курсовая работа [131,4 K], 13.12.2010 
5.  Рынок и его функции курсовая работа [2,0 M], 28.01.2011 
6.  Современный рынок, его структура и функции реферат [86,2 K], 11.02.2010 
7.  Рынок капитала курсовая работа [44,2 K], 12.01.2009 
8.  Рынок: содержание, типология, сущность и условия возникновения курсовая работа [93,2 K], 12.05.2009 
9.  Структура и инфраструктура рынка дипломная работа [816,8 K], 09.01.2011 
10.  Денежно-кредитная (монетарная) политика контрольная работа [49,2 K], 30.08.2010 
11.  Рынок: содержание, понятия условия возникновения и развития курсовая работа [58,6 K], 20.05.2008 
12.  Рынок капитала, его структура и функционирование курсовая работа [31,8 K], 11.01.2005 
13.  Денежный рынок контрольная работа [37,1 K], 06.11.2008 
14.  Рынок труда и занятость контрольная работа [350,8 K], 12.11.2009 
15.  Структура и функции рынка контрольная работа [22,5 K], 19.10.2010 
16.  Рынок и механизм его функционирования контрольная работа [36,1 K], 21.08.2008 
17.  Денежный рынок курсовая работа [239,2 K], 17.10.2008 
18.  Рынок: сущность, функции, виды курсовая работа [311,0 K], 15.01.2011 
19.  Понятие рынка реферат [30,6 K], 13.10.2008 
20.  Рынки земли и капиталов курсовая работа [23,2 K], 03.02.2003

Информация о работе Сущность и функции рынка