Сущность и функции рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:54, реферат

Описание

Сущность рынка.
Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции

Содержание

Сущность рынка стр. 2
Сободный рынок стр. 4
Теоретические основы становления рыночных отношений стр. 5
Функции рынка стр. 7
Принципы функционирования стр. 8
Формирование рыночного механизма. Проблемы редкости стр.10
Структура, виды, сегментация рынков стр.12
Конкуренция на рынке стр.17
Роль рынка труда стр.20
Структура и сущность рынка труда стр.22
Особенности современного рынка труда стр.25
Организационно-финансовые основы рынка труда стр.27

Работа состоит из  1 файл

Реферат Лена экономика.doc

— 470.50 Кб (Скачать документ)

Это важно знать!

От них зависит Ваша жизнь

Вы не заметите, как потеряете вес!

Уникальная система похудения


Введение

1. Рынок, его формы, структура  и функции

1.1 Процесс формирования рынка,  его характерные черты и структура

2. Виды рынков и их функции

Заключение

Список литературы

 

Введение

Рынок - это сложное и многообразное  экономическое и социальное понятие. Если выделить экономический аспект понятия «рынок», то можно сказать, что он представляет собой совокупность экономических отношений, которые  складываются в сфере обмена по поводу купли-продажи товаров.

Рынок выступает как одно из важнейших  связующих звеньев между товаропроизводителями  и потребителями. На рынке происходит формирование и движение спроса и  предложения. Объективной основой  колебаний цен под влиянием соотношения  спроса и предложения является стоимость товаров. Формой стоимости, наиболее полно отражающей проявление общественного характера труда, являются деньги.

Именно в процессе обмена своего товара на деньги каждый частный товаропроизводитель  узнает, насколько его труд необходим обществу, включился в систему общественного разделения труда. Если продукт труда обменивается на деньги, то тем самым признается общественный характер труда производителя. Если же нет, то это будет означать, что труд носит лишь частный характер, а продукт по существу не является товаром.

Формирование рынка базируется на развитии общественного разделения труда, товарного производства и  обмена. Вместе с тем его границы, функции и роль в системе хозяйственных  связей, воспроизводстве материальных благ во многом зависит от господствующего экономического уклада. При этом координация индивидуальных решений и действий товаропроизводителей осуществляется через хозяйственный механизм, действующий посредством системы спроса и предложения, цен, конкуренции и других экономических категорий рынка. Через механизм рынка осуществляется распределение ресурсов, направление их на производство нужных потребителю и обществу товаров. Это способствует удовлетворению потребностей людей, повышению качества товаров и услуг.

 

1. Рынок, его формы, структура  и функции

1.1 Процесс формирования рынка,  его характерные черты и структура

Начало учению о рынке положил  А. Смит в своей знаменитой книге  «Исследование о природе и  причинах богатства народов» (1776 г.). Согласно этому учению, необходимость рыночных отношений проистекает из общественного разделения труда. С ним связана естественная ограниченность производственных возможностей человека в сравнении с его потребностями. Дело в том, что человек обычно специализируется на производстве определенных изделий, хотя его потребности охватывают самые разнообразные потребительские стоимости и услуги. В экономической теории такое противоречивое положение получило название закона ограниченности ресурсов. Средством преодоления данной ограниченности ресурсов является рынок, на котором один продукт обменивается на другой. При этом каждый из участников обмена, получая нужные для него продукты, удовлетворяет тем сами свои личные и хозяйственные потребности.

Такой экономический порядок поведения  человека как хозяйствующего субъекта, нуждающегося в разнообразных продуктах других людей, был исследован А. Смитом и получил название принципа «невидимой руки» рынка. Действуя согласно данному принципу рыночной самонастройки, человек обычно преследует лишь собственную выгоду, не сознавая общественной выгоды. Однако он «невидимой рукой» посредством рынка направляется к цели, которой сам не руководствуется. Причем этот человек может приносить обществу большую пользу, чем тогда, когда сознательно стремится служить общественным интересам.

Человек тем больше нуждается в  сотрудничестве других людей, чем больше развито общественное разделение труда. Ведь люди исходят при обмене товарами из следующего принципа: дайте то, что  мне нужно, и вы получите то, что  требуется вам. Действуя таким образом, люди получают друг от друга необходимые потребительские блага и услуги. Уверенность в возможности обмена излишков свои продуктов на другие товары -- важный стимул организации массового специализированного производства, повышения его эффективности. Если бы у людей не было возможности обмена продуктов своего труда, их потребление сократилось бы до самого низкого уровня, ограниченного индивидуальными трудовыми возможностями. В результате задержался бы экономический прогресс и развитие мировой цивилизации.

Рынок -- категория историческая, присущая тем социально экономическим  системам, где имеются товарно-денежные отношения. Возникнув много веков  назад, рынок достиг высокого уровня развития, стал цивилизованным. Вместе с тем современный рынок сохраняет многие черты, которые были характерны для него в глубокой древности, поскольку в основе товарно-денежных отношений лежат общественное разделение труда и экономическое обособление производителей. В период разложения первобытнообщинного строя и перехода к рабовладельческому связи носили случайный характер, локализуясь на местных рынках, куда поступали в основном продовольствие и другие предметы потребления, рабы и предметы роскоши для рабовладельцев. Это соответствовало системе в основном натурального хозяйства, в котором преобладало сельскохозяйственное производство.

При феодализме сфера рыночных отношений  значительно расширилась в результате роста городов, деятельности ростовщического  и купеческого капитала (Ганзейского  торгового союза, осуществлявшего посредническую торговлю между Западной, Северной и Восточной Европой, Ост-Индийской кампании, торговавшей в Юго-Восточной Азии и др.), великих географических открытий, расширивших рынки и приток золота в Европу, смягчения цеховой регламентации ремесленного производства, перехода в деревне от барщины к оброку и денежной ренте и т.д. Развитие рыночных отношений расшатывало устои феодального производства, основанного на внеэкономическом принуждении к труду крепостных крестьян и на рутинной технике, содействовало зарождению и развитию капиталистических мануфактур.

Купеческий капитал все больше превращался в торговый капитал, являющийся обособившейся частью промышленного  капитала. Его функция состояла в  реализации товаров, произведенных  промышленными капиталистами. Являясь посредником между производителем товаров и их потребителем, торговый капитал, разрушая натуральное хозяйство, активно содействовал формированию национального рынка. Именно торговый капитал сыграл решающую роль в первоначальном накоплении капитала и развитии промышленного капитала. Сами купцы основывали капиталистические мануфактуры, подчиняли мелких ремесленников сначала системой заказов, затем раздачей работы на дом и, наконец, их объединением как наемных рабочих под общей крышей.

Процесс первоначального накопления капитала ознаменовался отделением непосредственных работников (крестьян, ремесленников и др.) от средств  производства и превращением их в  пролетариев, которые тесно связаны  с рынком.

Они продавали свою рабочую силу, приобретая на заработную плату предметы потребления. Предприниматели же покупали средства производства и предметы роскоши. Стремление увеличить прибыль, конкурентная борьба, быстрый рост производительных сил -- все это стимулировало развитие рыночных отношений, образование внутреннего и внешнего рынка для крупной промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики. Действительность не подтвердила мысли представителей мелкобуржуазной политической экономии (Ж.Ш. Сисмонди, П.Ж. Прудона, русских народников и др.), которые считали, что разорение крестьянства и пролетаризация населения приведут к сужению внутреннего рынка и, следовательно, невозможности развития промышленности и других отраслей, осуществления расширенного воспроизводства.

В эпоху домонополистического капитализма, для которого была характерна свободная конкуренция, рыночные цены под влиянием внутриотраслевой конкуренции следовали за снижением издержек производства, изменениями и объеме и структуре общественных потребностей. Капиталы относительно свободно (в соответствии со стихийно складывающейся рыночной конъюнктурой) перемещались в ходе внутриотраслевой и межотраслевой конкурентной борьбы из одной отрасли в другую, более прибыльную. В результате образовывалась общая средняя норма прибыли и цепи производства. Возникающие в ходе расширенного воспроизводства диспропорции и трудности сбыта товаров посменно разрешались в форме периодических экономических кризисов перепроизводства.

Смена капитализма свободной конкуренции  господством монополий внесла принципиальные изменения в масштабы, характер и формы функционирования рынка. Высокий уровень обобществления производства и сбыта, развитие монополий, в том числе их государственно-монополистических форм, усиление воздействия государства на экономику все это лишило рынок роли единственного и всеобъемлющего регулятора воспроизводственных пропорций. Растущее значение приобрело государственное регулирование экономики на макро- и микроуровне.

Широкое развитие получил маркетинг, позволяющий изучать и регулировать рынок, прогнозировать динамику платежеспособного спроса. В аграрной сфере под воздействием монополий сложился агропромышленный комплекс (АПК), осуществляющий производственную и рыночную деятельность в форме агробизнеса. Монополистические объединения в области промышленности, сельского хозяйства, торговли и банков функционируют не помимо рынка, а через рынок, оказывая на него модифицирующее воздействие. Все большая часть общественного продукта реализуется в сфере внутрифирменного оборота, расширяется государственный рынок товаров и услуг, особенно военного назначения по линии военно-промышленного комплекса (ВПК).

Государственный рынок товаров  и услуг, являясь заранее фиксированным  и гарантированным, придает монопольным  ценам относительную устойчивость по отношению к краткосрочным колебаниям спроса и предложения. Однако элементы частичной планомерности в условиях монополизации рынка не устраняют противоречия между возможностями к расширению производства и относительно ограниченным платежеспособным спросом городского и сельского населения, не избавляют от стихии и кризисов, инфляции, отрицательных последствий конкуренции.

 

2. Виды рынков и их функции

Эффективное функционирование рынка  предполагает реализацию многообразных  форм хозяйства и собственности (частной, кооперативной, государственной и др.), формирование развитой рыночной инфраструктуры. Различаются три основных вида рынка:

1) рынок товаров и услуг;

2) рынок факторов производства;

3) финансовый, или денежный, рынок.

Все они связаны между собой.

Рынок товаров и услуг включает продукты питания, промышленные товары, различные услуги и др. Этот рынок требует создания товарных бирж, оптовой и розничной торговли, маркетинговых организаций. Так, оптовые сделки с зерном, хлопком, металлом, углем, нефтью и др. обычно осуществляют товарные биржи и торговые дома. Доведение товара до потребителя осуществляет широкая сеть предприятий розничной торговли. Причем при развитом рынке, в отличие от ранних этапов товарного обмена, не обязательно наличие особого места в городе, где товары выставлялись бы на продажу и осуществлялась бы купля-продажа. При современных средствах транспорта и связи торговец, используя маркетинговые операции, имеет возможность дать рекламу товаров по радио и телевидению, собрать заказы от клиентов и доставить товары покупателям, не входя с ними в непосредственный контакт. Расширяется рынок услуг, представляющий собой полезную деятельность предприятий и организаций, направленный на удовлетворение культурно-бытовых и других потребностей населения и общества.

Рынок факторов производства охватывает куплю-продажу земли, капитала и  рабочей силы. Включение в рыночный оборот земли означает, что покупается и продается не только сама земля, используемая крестьянами и предпринимателями, но и добываемые из недр земли полезные ископаемые, выращенные сельскохозяйственные продукты. На рынке средств производства предприниматели находят элементы основного и оборотного капитала, а крестьяне (фермеры) -- сельскохозяйственные машины, минеральные удобрения, концентрированные корма и др.

Рынок рабочей силы, включающий труд наемных рабочих, специалистов, управляющих  и др., связан с развитием бирж труда. Они формируют спрос на рабочую силу, занимаются трудоустройством, подготовкой и переподготовкой  безработных, организацией общественных работ и др.

Финансовый, или денежный, рынок  отражает спрос и предложение  финансовых средств (денег, акций, облигаций, чеков и др.). Функционирование этого  рынка обеспечивают фондовые биржи, представляющие собой определенным образом организованный рынок ценных бумаг, на котором их владельцы совершают при помощи (посредничестве) членов биржи сделки купли-продажи. Членами фондовой биржи могут быть как индивидуальные торговцы ценными бумагами, так и различные кредитно-финансовые организации.

Современный рынок имеет сложную структуру. Рассмотренные выше три основных вида рынка подразделяются на различные субрынки, рыночные сегменты. Последние можно классифицировать по различным признакам:

Ш по экономическому назначению объектов рынка -- рынок потребительских товаров и услуг, рынок товаров промышленного назначения, рынок ноу-хау, сырьевой рынок, рынок квалифицированной рабочей силы, рынок ценных бумаг, рынок вторсырья и др.;

Ш по географическому положению -- местный, национальный, мировой;

Ш по степени ограничения и видам конкуренции -- монополистический, олигополистический, монопсонистический, свободный, смешанный;

Ш по отраслям -- продовольственный, автомобильный, компьютерный, нефтяной и др.;

Ш по характеру продаж -- оптовый, розничный.

Торговля как вид бизнеса имеет две основные формы: оптовая торговля и розничная торговля.

Оптовая торговля -- это сбыт товаров  в крупных масштабах между  производителями и торговцами (специализированная торговля определенными товарами: зерном, углем, нефтью, газом и т.п.). Формой оптовой торговли являются ярмарки, целевые промышленные выставки. Центрами оптовой торговли служат товарные биржи.

Розничная торговля -- это продажа товаров  широким массам потребителей. Формы  розничной торговли многообразны: супермаркеты -- крупные универсальные магазины с широким ассортиментом товаров, удобными и быстрыми формами обслуживания; торговля по заказам (заказы товара по телефону с доставкой на дом, посылочная торговля); торговые центры функционируют в основном за городской чертой; мелкие торговые предприятия (часто в виде семейного бизнеса).

Информация о работе Сущность и функции рынка