Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:02, реферат
Различные типы свободных экономических зон называют "островками" мирового хозяйства, "окнами" для притока в многочисленные регионы и страны зарубежных инвестиций, технологий, управленческих навыков.
Несмотря на то что свободные экономические зоны как территориально-хозяйственные образования существуют с незапамятных времен, проблем, связанных с их функционированием великое множество, а особенности это касается России.
1. АНАЛИЗ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ 5
1.1. История создания СЭЗ 5
1.2. Определение свободной экономической зоны 10
1.3. Цели создания СЭЗ 15
1.4. Классификация свободных экономических зон 18
2. ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ 36
3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ 40
3.1. Свободные экономические зоны в странах с рыночной экономикой 40
3.1.1. Ирландия 40
3.1.2. Соединенные Штаты Америки 46
3.1.3. Япония 59
3.2. Свободные экономические зоны стран с переходной экономикой 64
3.2.1. Центральная и Восточная Европа 64
3.2.1.1. Польша 64
3.2.2. Азия 71
3.2.2.1. Китай 71
3.3. Свободные экономические зоны развивающихся стран 84
3.3.1. Бразилия 84
3.3.2. Мексика 86
3.4. Выводы к главе 94
4. ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ В РОССИИ 96
4.1. История создания СЭЗ в России 96
4.2. Свободная экономическая зона "Находка" в Приморском крае 107
4.2.1. Анализ развития СЭЗ "Находка" 107
4.2.2. Оценка влияния СЭЗ "Находка" на экономику 120
4.2.3. Выводы 124
4.3. ОЭЗ "Янтарь" в Калининградской области 127
4.3.1. История развития и особенности режима свободной/особой экономической зоны в Калининградской области 127
4.3.2. Результаты функционирования режима свободной/особой экономической зоны в Калининградской области 132
4.3.3. Перспективы развития особой экономической зоны в Калининградской области 138
4.4. Современное состояние СЭЗ в России и тенденции на будущее 141
5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И РАЗВИТИЮ СЭЗ В РОССИИ 146
5.1. Законодательная база 146
5.2. Льготы 148
5.3. Территория СЭЗ 152
5.4. Порядок пользования землей и недрами 153
5.6. Механизм управления свободными экономическими зонами 153
5.7. Финансирование создания и развития СЭЗ 160
5.8. Контроль за деятельностью СЭЗ 162
5.9. Выводы 163
ВЫВОДЫ 165
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 168
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 169
ПРИЛОЖЕНИЯ 174
АННОТАЦИЯ 189
Таким образом, сложилась следующая ситуация: с одной стороны, территория зоны нередко использовалась для узаконенного "бегства" компаний из других регионов в эту Республику в целях "укрытия" от налоговых и таможенных платежей; с другой стороны, ЗЭБ реально приносила определенные выгоды для Республики, несмотря на дотации из федерального бюджета.
Постановлением Правительства РФ от 16.01.96 №36 "О продлении срока функционирования зоны экономического благоприятствования "Ингушетия" существование зоны было продлено до 31 декабря 1996 г.3 февраля вступил в силу Федеральный закон от 30.01.96 г. №16-ФЗ "О центре международного бизнеса "Ингушетия". Согласно этим документам преференциальный режим был сохранен, но уже на других условиях.
Закон действовал только в отношении компаний Центра, которые являлись нерезидентами РФ. Деятельность предприятий-нерезидентов была ограничена:
Вместе с тем предприятия получали и определенные льготы:
Несмотря на все попытки оживить ЗЭБ "Ингушетия", проблема экономической отсталости региона не была решена, а лишь усугубляла негативные явления в экономике РФ: бюджетный дефицит, бюджетные потери, криминализация внешнеэкономических структур, отток капитала и т.д. Во многом из-за этого регистрация предприятий в оффшорной зоне "Ингушетия" была прекращена с 1 января 1997 г. Сама зона прекратила свое существование в связи с вышедшим постановлением Правительства РФ от 03.07.97 №821 "О прекращении действия зоны экономического благоприятствования "Ингушетия".
Интересен также и "оффшорный" опыт функционирования зоны в Калмыкии.
В соответствии с Законом
Калмыкии от 18.01.95 "О предоставлении
налоговых льгот отдельной
Однако с использованием механизма агентских отношений, все эти указанные льготы были предложены предприятиям, работающим в любом регионе России.
Схема работы была следующая: предприятие "создает" в Калмыкии новое предприятие оффшорного типа, назначая номинального директора, но без права подписи. Затем это предприятие заключает агентское соглашение на оказание услуг и сбыт своей продукции. Фирма, зарегистрированная в Калмыкии, при осуществлении операций выступает посредником и, естественно, платит налоги с процента комиссионных лишь в бюджеты соответствующих территорий, не показывая при этом свой основной оборот. Последний, в свою очередь, фиксируется на расчетном счете юридического лица, "созданного" в Калмыкии, и с него платятся налоги лишь в федеральный бюджет плюс 600 американских долларов ежеквартально паушального налога в бюджет Калмыкии.
Эта схема работы позволяла предприятиям не платить налог на прибыль, сборы на нужды образовательных учреждений, налог в жилищный фонд, налоги на транспортные средства, налог на приобретение транспортных средств. Таким образом, фактически в Калмыкии была создана оффшорная зона при отсутствии юридически закрепленного статуса.
Основываясь на опыте работы оффшорных зон в России, можно сделать вывод, что еще не создан механизм функционирования и контроля, адекватный задачам и целям, первоначально поставленным перед оффшорными зонами как Ингушетии, так и Калмыкии.
Опыт первых российских оффшорных
зон свидетельствует о
Однако самым важным здесь
представляется то, что из-за отсутствия
необходимого опыта в данной области
международных экономических
В целом, формирование ЗЭБ "Ингушетия"
и "Калмыкия", несмотря на "крайние"
формы экономической "свободы",
примененные в них, отражало, тем
не менее общие тенденции
Наиболее интересным представляется
рассмотреть подробнее
При размещении СЭЗ "Находка" исходили из экономико-географических предпосылок. Зона расположена в нижней части Приморского края на берегу Японского моря. Территория СЭЗ включает в себя две административных единицы, город Находку и Партизанский район, общей площадью 4579,7 кв. км с численностью населения 225 тыс. человек.
Здесь проходит Транссибирская
магистраль (участок Хабаровск-
Выбор месторасположения СЭЗ "Находка" обусловлен кроме внеэкономических мотивов еще и наличием ряда факторов: транзит до 40% внешней торговли РФ, инфраструктура, резерв земли и рабочей силы.
Инфраструктурный потенциал СЭЗ "Находка" на момент создания имел неоднозначную характеристику. На ее территории размещены:
Транспортный блок СЭЗ "Находка" служит ее конкурентным преимуществом. Однако воздушный транспорт был менее развит – имелся лишь аэропорт местного значения.
Тем самым, инфраструктурный потенциал СЭЗ "Находка" заранее предполагал ее развитие в качестве центра транспортных услуг и дистрибуции грузопотоков из Азиатско-Тихоокеанского региона в Западную Европу. Дальнейшая перспектива развития транспортной составляющей имела ряд предпосылок:
Однако чрезмерная площадь СЭЗ "Находка" обусловила реализацию в 1990-1994 гг. концепции ее комплексного производственного развития. Данный этап деятельности СЭЗ сопровождался правовой нестабильностью. Постановлениями Верховного Совета РСФСР от 24.10.90 "О создании в Приморском крае в районе г. Находки свободной экономической зоны" и Совета Министров РСФСР от 23.11.90 №540 "О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны в районе г. Находки (СЭЗ "Находка") Приморского края" были предоставлены базовые льготы инвесторам, в том числе для предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ) с 30% иностранным участием и выше: налог на прибыль, перечисляемый в вышестоящие бюджеты – 7% и т.д. Кроме того, законодательные акты, регулирующие деятельность СЭЗ, позволяли Административному Комитету СЭЗ (АК СЭЗ) получать бюджетный кредит, направляемый на оптимизацию инфраструктуры территории.
С одной стороны, это позволило образовать в 1990-1994 гг. большое количество ПИИ. Сфера деятельности которых охватывала гостиничный бизнес ("Юань Дун" и т.д.), связь ("Роко-тел", "Находка Телеком") и другие производства. Это позволило СЭЗ Находка пережить в 1990-1994 гг. меньший спад инвестиционной активности (72,6%), чем краю в целом – 74%.
С другой стороны, использование АК СЭЗ налогового кредита позволило привлечь 300 млн. долл. инвестиций. Между тем, налоговый кредит не мог создать благоприятные инфраструктурные условия приема инвестиций, поскольку комплексное обустройство 1 кв. км СЭЗ согласно мировой практике обходится в 20-70 млн. долл., а названный кредит обеспечивал не более 20% этих потребностей.
Инвестиционная
Для России характерно отсутствие четкого взаимодействия между законодательной и исполнительной властью в деле развития концепции СЭЗ. Следствием несогласованной политики центральных властей стало возрастание роли региональных органов исполнительной и законодательной власти в процессе управления свободными экономическими зонами России. Начиная с 1993 г., после отмены преференциального режима в СЭЗ Находка на федеральном уровне, резко усилилась роль краевых властей в процессе ее управления.2 ноября 1995 г. в вступил в силу Закон Приморского края "Об индустриальных (промышленных) комплексах на территории СЭЗ "Находка" Приморского края". Закон определил региональные условия создания и функционирования промышленных комплексов на территории СЭЗ в рамках законодательства РФ с учетом местных особенностей экономики, организации и управления производством [18]. А также определил льготы для участников проектов, реализуемых в индустриальных комплексах. К ним относятся: с момента объявления прибыли 5-летние налоговые каникулы по налогу на прибыль, направляемые в краевой бюджет, проплата 50% названного налога в последующие 5 лет и далее до момента ликвидации – 75% и т.п. (см. табл.4.2. приложения).
Заинтересованность краевых властей в создании свободных точечных режимов на территории СЭЗ объяснима – такие зоны весьма условно ориентированные на федеральные структуры, будут прочно привязаны к региональным властям, представляющим микрозонам льготы в местном налогообложении, контролирующим энергетику, коммуникации. К тому же создание сети локальных "точек роста" на базе стратегических предприятий края могут стать неплохой альтернативой идеи выделения Приморья в анклавную "зону роста".
Объектами управленческого
воздействия АК стали компании-операторы
Приморского края. Тем более что
постановлениями губернатора
При этом не менее 50% продукции данных 9 индустриальных парков должно отправляться на экспорт. Вместе с тем представляется, что столь большое количество индустриальных парков в СЭЗ Находка не будет обеспечено должным инвестированием. Действительно, вместо налогового кредита 1991-1995 гг. СЭЗ "Находка" в 1997 г. получила бюджетный кредит в размере 88 млрд. рублей, инициированный постановлением Правительства РФ от 8.09.94 №1033 "О некоторых мерах по развитию свободной экономической зоны "Находка".
Однако столь малая сумма бюджетного критерия не позволит СЭЗ решить стоящие перед ней с 1990 г. инфраструктурные проблемы (воздушный транспорт, электроснабжение, водоснабжение).
Развитие воздушного транспорта в СЭЗ опирается на конверсию аэродрома "Золотая Долина". В целях создания гражданского сектора на аэродроме "Золотая Долина" в ноябре 1994 г. совместно с комитетом по имуществу Партизанского района, комитетом по имуществу города Находка и АО "Восточный порт" АК СЭЗ "Находка" учредил АО "Золотая долина". Целью компании является реконструкция аэропорта и начало грузовых (море-воздух) и пассажирских перевозок сначала на Дальнем Востоке, а впоследствии и в АТР. Американская компания "Локхид Эйр терминал" разработала программу концептуального развития аэропорта. АО "Золотая Долина" выполнила часть практических работ для достижения поставленных целей. В 1997 г. закончена работа по оформлению доказательной документации о пригодности аэродрома "Золотая Долина" к эксплуатации гражданских воздушных судов массой до 64 тонн взлетного веса, состоялся технический рейс самолета АН-12. Однако из-за финансовых трудностей работы по реконструкции взлетно-посадочной полосы, строительства перрона, здания аэровокзала, подъездной дороги практически заморожены. Для завершения первого этапа реконструкции необходимо около 18 млн. долл. [5].
В части электроснабжения существуют 3 проекта – строительство дизельной, тепловой и ветровой электростанции (ДЭС, ТЭС, ВЭС). Реализация этих проектов позволит обеспечить электроэнергией производства порта Восточный и намечаемые к размещению предприятия российско-корейского и российско-американского индустриальных комплексов; Восточный, Южный и Центральный районы города Находки.
Для реализации проекта ДЭС с компанией "Еврокэпитал Групп" от АК СЭЗ требуется войти одним из учредителей энергетической компании с уставным капиталом 5 млн. долл., в том числе до 1,5 млн. долл. на первом этапе. В случае наличия кредитной линии (2 млн. долл) под поставку оборудования и порядка 60 млрд. рублей для проплаты налогов и пошлин будут обеспечены прибыли на уровне 12 млн. долл. ежегодно за счет предоставления услуг стоимостью 65-75% ставки АО "Дальэнерго".