Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:02, реферат

Описание

Различные типы свободных экономических зон называют "островками" мирового хозяйства, "окнами" для притока в многочисленные регионы и страны зарубежных инвестиций, технологий, управленческих навыков.
Несмотря на то что свободные экономические зоны как территориально-хозяйственные образования существуют с незапамятных времен, проблем, связанных с их функционированием великое множество, а особенности это касается России.

Содержание

1. АНАЛИЗ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ 5
1.1. История создания СЭЗ 5
1.2. Определение свободной экономической зоны 10
1.3. Цели создания СЭЗ 15
1.4. Классификация свободных экономических зон 18
2. ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ 36
3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ 40
3.1. Свободные экономические зоны в странах с рыночной экономикой 40
3.1.1. Ирландия 40
3.1.2. Соединенные Штаты Америки 46
3.1.3. Япония 59
3.2. Свободные экономические зоны стран с переходной экономикой 64
3.2.1. Центральная и Восточная Европа 64
3.2.1.1. Польша 64
3.2.2. Азия 71
3.2.2.1. Китай 71
3.3. Свободные экономические зоны развивающихся стран 84
3.3.1. Бразилия 84
3.3.2. Мексика 86
3.4. Выводы к главе 94
4. ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ В РОССИИ 96
4.1. История создания СЭЗ в России 96
4.2. Свободная экономическая зона "Находка" в Приморском крае 107
4.2.1. Анализ развития СЭЗ "Находка" 107
4.2.2. Оценка влияния СЭЗ "Находка" на экономику 120
4.2.3. Выводы 124
4.3. ОЭЗ "Янтарь" в Калининградской области 127
4.3.1. История развития и особенности режима свободной/особой экономической зоны в Калининградской области 127
4.3.2. Результаты функционирования режима свободной/особой экономической зоны в Калининградской области 132
4.3.3. Перспективы развития особой экономической зоны в Калининградской области 138
4.4. Современное состояние СЭЗ в России и тенденции на будущее 141
5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И РАЗВИТИЮ СЭЗ В РОССИИ 146
5.1. Законодательная база 146
5.2. Льготы 148
5.3. Территория СЭЗ 152
5.4. Порядок пользования землей и недрами 153
5.6. Механизм управления свободными экономическими зонами 153
5.7. Финансирование создания и развития СЭЗ 160
5.8. Контроль за деятельностью СЭЗ 162
5.9. Выводы 163
ВЫВОДЫ 165
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 168
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 169
ПРИЛОЖЕНИЯ 174
АННОТАЦИЯ 189

Работа состоит из  1 файл

Свободные экономические зоны 5.docx

— 276.60 Кб (Скачать документ)

Таким образом, сложилась  следующая ситуация: с одной стороны, территория зоны нередко использовалась для узаконенного "бегства" компаний из других регионов в эту Республику в целях "укрытия" от налоговых и таможенных платежей; с другой стороны, ЗЭБ реально приносила определенные выгоды для Республики, несмотря на дотации из федерального бюджета.

Постановлением Правительства  РФ от 16.01.96 №36 "О продлении срока  функционирования зоны экономического благоприятствования "Ингушетия" существование зоны было продлено до 31 декабря 1996 г.3 февраля вступил в силу Федеральный закон от 30.01.96 г. №16-ФЗ "О центре международного бизнеса "Ингушетия". Согласно этим документам преференциальный режим был сохранен, но уже на других условиях.

Закон действовал только в  отношении компаний Центра, которые  являлись нерезидентами РФ. Деятельность предприятий-нерезидентов была ограничена:

  • компании Центра не могли вести никаких коммерческих операции на территории России, за исключением приобретения услуг и товаров для жизнеобеспечения их офисов и иностранного персонала в Центре;
  • компании Центра могли учреждаться в двух организационно-правовых формах: общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества.

Вместе с тем предприятия  получали и определенные льготы:

  • ускоренный упрощенный порядок регистрации (3 дня);
  • полное освобождение от уплаты всех налогов РФ, за исключением регистрационного годового сбора;
  • валютная автономия и освобождение от валютного контроля операций;
  • освобождение от таможенных пошлин и сборов товаров, ввозимых для обеспечения деятельности компаний в Центре;
  • конфиденциальность и анонимность;
  • гарантия перерегистрации в Центре международных компаний, зарегистрированных в других государствах.

Несмотря на все попытки  оживить ЗЭБ "Ингушетия", проблема экономической отсталости региона не была решена, а лишь усугубляла негативные явления в экономике РФ: бюджетный дефицит, бюджетные потери, криминализация внешнеэкономических структур, отток капитала и т.д. Во многом из-за этого регистрация предприятий в оффшорной зоне "Ингушетия" была прекращена с 1 января 1997 г. Сама зона прекратила свое существование в связи с вышедшим постановлением Правительства РФ от 03.07.97 №821 "О прекращении действия зоны экономического благоприятствования "Ингушетия".

Интересен также и "оффшорный" опыт функционирования зоны в Калмыкии.

В соответствии с Законом  Калмыкии от 18.01.95 "О предоставлении налоговых льгот отдельной категории  плательщиков" для предприятий, пользующихся льготами, были отменены все местные и республиканские налоги, а вместо них был введен ежеквартальный сбор. Однако выплаты по федеральным налогам сохранялись.

Однако с использованием механизма агентских отношений, все эти указанные льготы были предложены предприятиям, работающим в любом регионе России.

Схема работы была следующая: предприятие "создает" в Калмыкии новое предприятие оффшорного типа, назначая номинального директора, но без  права подписи. Затем это предприятие  заключает агентское соглашение на оказание услуг и сбыт своей  продукции. Фирма, зарегистрированная в Калмыкии, при осуществлении  операций выступает посредником  и, естественно, платит налоги с процента комиссионных лишь в бюджеты соответствующих территорий, не показывая при этом свой основной оборот. Последний, в свою очередь, фиксируется на расчетном счете юридического лица, "созданного" в Калмыкии, и с него платятся налоги лишь в федеральный бюджет плюс 600 американских долларов ежеквартально паушального налога в бюджет Калмыкии.

Эта схема работы позволяла  предприятиям не платить налог на прибыль, сборы на нужды образовательных учреждений, налог в жилищный фонд, налоги на транспортные средства, налог на приобретение транспортных средств. Таким образом, фактически в Калмыкии была создана оффшорная зона при отсутствии юридически закрепленного статуса.

Основываясь на опыте работы оффшорных зон в России, можно  сделать вывод, что еще не создан механизм функционирования и контроля, адекватный задачам и целям, первоначально поставленным перед оффшорными зонами как Ингушетии, так и Калмыкии.

Опыт первых российских оффшорных  зон свидетельствует о многочисленных нарушениях законодательства, связанных, в частности, с налогообложением прибыли и доходов иностранных юридических лиц, не имеющих постоянного представительства в РФ и др.

Однако самым важным здесь  представляется то, что из-за отсутствия необходимого опыта в данной области  международных экономических отношений государство оказывается не в состоянии защитить себя от негативных последствий функционирования подобных зон.

В целом, формирование ЗЭБ "Ингушетия" и "Калмыкия", несмотря на "крайние" формы экономической "свободы", примененные в них, отражало, тем  не менее общие тенденции получения  региональных привилегий. Так, характерно, что когда в марте 1995 г. все  индивидуальные таможенные льготы в РФ были вновь официально отменены, борьба территорий за особые привилегии не прекращалась. Например, Калининградская область добилась принятия в ноябре 1995 г. Госдумой РФ отдельного Федерального Закона "Об особой экономической зоне в Калининградской области", который возвратил ей режим таможенной экстерриториальности (22 января 1996 г. этот закон был подписан Президентом РФ – на данный момент закон действует в новой редакции от 24.12.02).

Наиболее интересным представляется рассмотреть подробнее деятельность двух СЭЗ России: "Находка" в Приморском крае и "Янтарь" в Калининградской области.

4.2. Свободная  экономическая зона "Находка"  в Приморском крае

4.2.1. Анализ развития  СЭЗ "Находка"

При размещении СЭЗ "Находка" исходили из экономико-географических предпосылок. Зона расположена в  нижней части Приморского края на берегу Японского моря. Территория СЭЗ включает в себя две административных единицы, город Находку и Партизанский район, общей площадью 4579,7 кв. км с численностью населения 225 тыс. человек.

Здесь проходит Транссибирская магистраль (участок Хабаровск-Владивосток), вокруг которой сосредоточено до 80% населения, проживающего в крае. Эта ветка Транссиба подходит к Находкинскому (грузооборот 13 млн. т), Восточному (12 млн. т), Владивостокскому (7 млн. т) и Хасанскому (500 тыс. т) портам. Названные порты обеспечивают выход края на Японию, США, республику Корея. Край несет общефедеральную транзитную, оборонную и сырьевую функции.

Выбор месторасположения  СЭЗ "Находка" обусловлен кроме  внеэкономических мотивов еще и наличием ряда факторов: транзит до 40% внешней торговли РФ, инфраструктура, резерв земли и рабочей силы.

Инфраструктурный потенциал  СЭЗ "Находка" на момент создания имел неоднозначную характеристику. На ее территории размещены:

  • грузовые станции Транссиба ("Находка", "Боец Кузнецов") с общим грузооборотом до 20 млн. тонн ежегодно;
  • порт Находка, находящийся в 100 км от Владивостока и располагающий 18 причалами с объемом переработки грузов до 9 млн. тонн ежегодно;
  • порт Восточный (9 причалов) и ежегодным грузооборотом до 15 млн. тонн;
  • Приморское морское пароходство;
  • часть 700-километровой национальной шоссейной дороги, соединяющей крупные города Приморского края.

Транспортный блок СЭЗ "Находка" служит ее конкурентным преимуществом. Однако воздушный транспорт был менее развит – имелся лишь аэропорт местного значения.

Тем самым, инфраструктурный потенциал СЭЗ "Находка" заранее  предполагал ее развитие в качестве центра транспортных услуг и дистрибуции грузопотоков из Азиатско-Тихоокеанского региона в Западную Европу. Дальнейшая перспектива развития транспортной составляющей имела ряд предпосылок:

  • резерв земли – под промышленный и жилой застройкой было занято 12% территории,
  • запас рабочей силы – вне промышленности было задействовано 72% трудовых резервов.

Однако чрезмерная площадь  СЭЗ "Находка" обусловила реализацию в 1990-1994 гг. концепции ее комплексного производственного развития. Данный этап деятельности СЭЗ сопровождался правовой нестабильностью. Постановлениями Верховного Совета РСФСР от 24.10.90 "О создании в Приморском крае в районе г. Находки свободной экономической зоны" и Совета Министров РСФСР от 23.11.90 №540 "О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны в районе г. Находки (СЭЗ "Находка") Приморского края" были предоставлены базовые льготы инвесторам, в том числе для предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ) с 30% иностранным участием и выше: налог на прибыль, перечисляемый в вышестоящие бюджеты – 7% и т.д. Кроме того, законодательные акты, регулирующие деятельность СЭЗ, позволяли Административному Комитету СЭЗ (АК СЭЗ) получать бюджетный кредит, направляемый на оптимизацию инфраструктуры территории.

С одной стороны, это позволило  образовать в 1990-1994 гг. большое количество ПИИ. Сфера деятельности которых  охватывала гостиничный бизнес ("Юань Дун" и т.д.), связь ("Роко-тел", "Находка Телеком") и другие производства. Это позволило СЭЗ  Находка пережить в 1990-1994 гг. меньший спад инвестиционной активности (72,6%), чем краю в целом – 74%.

С другой стороны, использование  АК СЭЗ налогового кредита позволило привлечь 300 млн. долл. инвестиций. Между тем, налоговый кредит не мог создать благоприятные инфраструктурные условия приема инвестиций, поскольку комплексное обустройство 1 кв. км СЭЗ согласно мировой практике обходится в 20-70 млн. долл., а названный кредит обеспечивал не более 20% этих потребностей.

Инвестиционная привлекательность  СЭЗ "Находка" резко упала в 1993 г. через упразднение специального налогового режима (Письмо ГНС РФ от 29.06.93 №НП-4-06-/93н, Минфина РФ от 25.06.93 №04-06-01 "О налогообложении предприятий, расположенных в свободных экономических зонах").

Для России характерно отсутствие четкого взаимодействия между законодательной и исполнительной властью в деле развития концепции СЭЗ. Следствием несогласованной политики центральных властей стало возрастание роли региональных органов исполнительной и законодательной власти в процессе управления свободными экономическими зонами России. Начиная с 1993 г., после отмены преференциального режима в СЭЗ Находка на федеральном уровне, резко усилилась роль краевых властей в процессе ее управления.2 ноября 1995 г. в вступил в силу Закон Приморского края "Об индустриальных (промышленных) комплексах на территории СЭЗ "Находка" Приморского края". Закон определил региональные условия создания и функционирования промышленных комплексов на территории СЭЗ в рамках законодательства РФ с учетом местных особенностей экономики, организации и управления производством [18]. А также определил льготы для участников проектов, реализуемых в индустриальных комплексах. К ним относятся: с момента объявления прибыли 5-летние налоговые каникулы по налогу на прибыль, направляемые в краевой бюджет, проплата 50% названного налога в последующие 5 лет и далее до момента ликвидации – 75% и т.п. (см. табл.4.2. приложения).

Заинтересованность краевых  властей в создании свободных  точечных режимов на территории СЭЗ  объяснима – такие зоны весьма условно ориентированные на федеральные структуры, будут прочно привязаны к региональным властям, представляющим микрозонам льготы в местном налогообложении, контролирующим энергетику, коммуникации. К тому же создание сети локальных "точек роста" на базе стратегических предприятий края могут стать неплохой альтернативой идеи выделения Приморья в анклавную "зону роста".

Объектами управленческого  воздействия АК стали компании-операторы  Приморского края. Тем более что  постановлениями губернатора Приморского  края от 25.07.96 г. и 11.11.96 г. обозначены контуры  комплекса локальных зон (см. табл.4.3. приложения).

При этом не менее 50% продукции  данных 9 индустриальных парков должно отправляться на экспорт. Вместе с тем  представляется, что столь большое  количество индустриальных парков в  СЭЗ Находка не будет обеспечено должным инвестированием. Действительно, вместо налогового кредита 1991-1995 гг. СЭЗ "Находка" в 1997 г. получила бюджетный кредит в размере 88 млрд. рублей, инициированный постановлением Правительства РФ от 8.09.94 №1033 "О некоторых мерах по развитию свободной экономической зоны "Находка".

Однако столь малая  сумма бюджетного критерия не позволит СЭЗ решить стоящие перед ней с 1990 г. инфраструктурные проблемы (воздушный транспорт, электроснабжение, водоснабжение).

Развитие воздушного транспорта в СЭЗ опирается на конверсию  аэродрома "Золотая Долина". В целях создания гражданского сектора на аэродроме "Золотая Долина" в ноябре 1994 г. совместно с комитетом по имуществу Партизанского района, комитетом по имуществу города Находка и АО "Восточный порт" АК СЭЗ "Находка" учредил АО "Золотая долина". Целью компании является реконструкция аэропорта и начало грузовых (море-воздух) и пассажирских перевозок сначала на Дальнем Востоке, а впоследствии и в АТР. Американская компания "Локхид Эйр терминал" разработала программу концептуального развития аэропорта. АО "Золотая Долина" выполнила часть практических работ для достижения поставленных целей. В 1997 г. закончена работа по оформлению доказательной документации о пригодности аэродрома "Золотая Долина" к эксплуатации гражданских воздушных судов массой до 64 тонн взлетного веса, состоялся технический рейс самолета АН-12. Однако из-за финансовых трудностей работы по реконструкции взлетно-посадочной полосы, строительства перрона, здания аэровокзала, подъездной дороги практически заморожены. Для завершения первого этапа реконструкции необходимо около 18 млн. долл. [5].

В части электроснабжения существуют 3 проекта – строительство  дизельной, тепловой и ветровой электростанции (ДЭС, ТЭС, ВЭС). Реализация этих проектов позволит обеспечить электроэнергией производства порта Восточный и намечаемые к размещению предприятия российско-корейского и российско-американского индустриальных комплексов; Восточный, Южный и Центральный районы города Находки.

Для реализации проекта ДЭС  с компанией "Еврокэпитал Групп" от АК СЭЗ требуется войти одним  из учредителей энергетической компании с уставным капиталом 5 млн. долл., в том числе до 1,5 млн. долл. на первом этапе. В случае наличия кредитной линии (2 млн. долл) под поставку оборудования и порядка 60 млрд. рублей для проплаты налогов и пошлин будут обеспечены прибыли на уровне 12 млн. долл. ежегодно за счет предоставления услуг стоимостью 65-75% ставки АО "Дальэнерго".

Информация о работе Свободные экономические зоны