Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:02, реферат

Описание

Различные типы свободных экономических зон называют "островками" мирового хозяйства, "окнами" для притока в многочисленные регионы и страны зарубежных инвестиций, технологий, управленческих навыков.
Несмотря на то что свободные экономические зоны как территориально-хозяйственные образования существуют с незапамятных времен, проблем, связанных с их функционированием великое множество, а особенности это касается России.

Содержание

1. АНАЛИЗ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ 5
1.1. История создания СЭЗ 5
1.2. Определение свободной экономической зоны 10
1.3. Цели создания СЭЗ 15
1.4. Классификация свободных экономических зон 18
2. ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ 36
3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ 40
3.1. Свободные экономические зоны в странах с рыночной экономикой 40
3.1.1. Ирландия 40
3.1.2. Соединенные Штаты Америки 46
3.1.3. Япония 59
3.2. Свободные экономические зоны стран с переходной экономикой 64
3.2.1. Центральная и Восточная Европа 64
3.2.1.1. Польша 64
3.2.2. Азия 71
3.2.2.1. Китай 71
3.3. Свободные экономические зоны развивающихся стран 84
3.3.1. Бразилия 84
3.3.2. Мексика 86
3.4. Выводы к главе 94
4. ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ В РОССИИ 96
4.1. История создания СЭЗ в России 96
4.2. Свободная экономическая зона "Находка" в Приморском крае 107
4.2.1. Анализ развития СЭЗ "Находка" 107
4.2.2. Оценка влияния СЭЗ "Находка" на экономику 120
4.2.3. Выводы 124
4.3. ОЭЗ "Янтарь" в Калининградской области 127
4.3.1. История развития и особенности режима свободной/особой экономической зоны в Калининградской области 127
4.3.2. Результаты функционирования режима свободной/особой экономической зоны в Калининградской области 132
4.3.3. Перспективы развития особой экономической зоны в Калининградской области 138
4.4. Современное состояние СЭЗ в России и тенденции на будущее 141
5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И РАЗВИТИЮ СЭЗ В РОССИИ 146
5.1. Законодательная база 146
5.2. Льготы 148
5.3. Территория СЭЗ 152
5.4. Порядок пользования землей и недрами 153
5.6. Механизм управления свободными экономическими зонами 153
5.7. Финансирование создания и развития СЭЗ 160
5.8. Контроль за деятельностью СЭЗ 162
5.9. Выводы 163
ВЫВОДЫ 165
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 168
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 169
ПРИЛОЖЕНИЯ 174
АННОТАЦИЯ 189

Работа состоит из  1 файл

Свободные экономические зоны 5.docx

— 276.60 Кб (Скачать документ)

 

Продолжение таблицы.

1998

88

87

21

23

1999

105

122

22

28


 

Источник: Госкомстат России При этом по инвестициям в основной капитал в расчете на душу населения  область в 1999 г. занимала среди регионов лишь 52-е место, а значение этого показателя в области было почти в 2 раза ниже среднероссийского.

Приток иностранных инвестиций в экономику области был крайне нестабильным, а отставание от среднероссийского уровня по показателю объема иностранных инвестиций на душу население было еще более заметным по сравнению с инвестициями в основой капитал. Еще хуже ситуация с прямыми иностранными инвестициями (см. табл.4.13).

Иностранные инвестиции в 1995-2000 гг.

Таблица 4.13

Год

Всего иностранных инвестиций на душу населения, долл. США на чел.

Прямые  иностранные инвестиции на душу населения, долл. США на чел.

Российская  Федерация

Калининградская область

Российская  Федерация

Калининградская область

1995

20

17

14

13

1996

47

25

17

23

1997

84

12

36

11

1998

80

42

23

10

1999

65

19

29

4

2000

74

20

30

7


 

Источник: [20]

В качестве одного из достижений функционирования режима СЭЗ нередко называют рост числа зарегистрированных предприятий с участием иностранного капитала. Однако этот показатель не может адекватно отражать фактическую ситуацию, поскольку в существующей статистике не фиксируется процент реально действующих предприятий. Более того, совместные предприятия работали в основном в торговой сфере, то есть, по сути, пользовались возникшей "дырой" в госгранице. О специализации Калининградской области на импорте свидетельствует и динамика внешнеторгового оборота. Если в 1994 г. внешнеторговое сальдо области оставалось еще положительным, то с 1995 г. стало устойчиво отрицательным.

Появление значительного  отрицательного сальдо внешней торговли объясняется не только и не столько  высокой зависимостью региона от импорта, сколько тем, что Калининградская область превратилась в "таможенную дыру". Так, например, в Калининграде, насчитывающем 400 тыс. жителей, зарегистрировано 300 тыс. автомобилей, преимущественно иностранного производства (данные на 1998 г). Из 40 млн. литров алкоголя, беспошлинно завезенного в область в 1997 г., в самой области было потреблено только 5 млн. литров. Соответственно, оставшиеся 35 млн. литров, миновав таможню, поступили в другие регионы России. Из 300 т янтаря, добываемого в анклаве, обрабатывалось на местных фабриках не более 50 т, все остальное сырье вывозилось контрабандным путем за рубеж. В Гданьске переработкой российского янтаря занимаются 260 предприятий. Естественно, что в результате этого федеральный бюджет теряет немалую часть своих доходов.

В итоге, и это еще один недостаток деятельности СЭЗ, низкий уровень  цен не смог компенсировать для населения  спад в реальном секторе экономики, поэтому в 90-е годы ухудшился ряд показателей, характеризующих денежные доходы населения. И если в середине 90-х уровень жизни населения в Калининградской области был сопоставим со среднероссийским, то к концу 90-х появилось заметное отставание (см. табл.4.14).

Денежные доходы населения  в 1994-1999 гг.

Таблица 4.14

Год

Отношение денежных доходов населения к  прожиточному минимуму, раз

Доля  населения с доходами ниже прожиточного минимума,%

Российская  Федерация

Калининградская область

Российская  Федерация

Калининградская область

1994

2,38

2,13

22,4

21,6

1995

1,95

1,45

24,7

26,6

1996

2,07

1,69

22,1

25,1

1997

2,27

1,73

20,8

24,5

1998

2,03

1,65

23,4

27,2

1999

1,77

1,36

29,9

37,4


Источник: Госкомстат России Калининградская  область получила кредит от государства  в размере 200 млн. руб. В результате областной бюджет теперь должен больше 400 млн. [35].

Таким образом, при позитивном краткосрочном  эффекте, долгосрочный эффект от введения на территории Калининградской области режима свободной, а затем особой экономической зоны, оказался в основном негативным.

4.3.3. Перспективы  развития особой экономической  зоны в Калининградской области

Поскольку Калининградская  область является совершенно уникальным регионом, прежде всего в силу своего экономико-географического положения, в отношении дальнейшем судьбы особой экономической зоны ясности нет.

По-видимому, следует рекомендовать  проведение следующих мероприятий В отношении льгот по таможенным платежам могут быть приняты три альтернативных решения:

  • отмена таможенных льгот в ближайшее время;
  • сохранение режима особой экономической зоны в его нынешнем виде;
  • трансформация режима особой экономической зоны, подразумевающая либо постепенную отмену таможенных льгот (например, в течение 10 лет), либо постепенную отмену таможенных льгот с заменой их другими льготами в рамках режима особой экономической зоны.

Отмена таможенных льгот  в ближайшее время нам представляется вряд ли возможной. Причин этого несколько. Во-первых, одномоментное изменение существующего положения приведет к резкому ухудшению социально-экономической ситуации в области, экономика которой приспособлена к режиму свободной таможенной зоны (причем речь не только о торговых организациях, но и о промышленных предприятиях). Соответственно, потребуется дополнительная финансовая помощь из федерального бюджета. Это подтвердилось в начале 2000 года, когда со вступлением в действие Второй части Налогового кодекса были отменены таможенные льготы, и в области сложилась почти критическая ситуация. Во-вторых, отмена режима ОЭЗ будет крайне отрицательно воспринята инвесторами и будет расцениваться как очередное проявление нестабильности российского законодательства. Тем не менее у этого варианта есть и свои достоинства: будет сделан шаг к унификация правового пространства страны, ликвидирована "таможенная дыра".

Сохранение режима ОЭЗ  в его нынешнем виде – самый  простое решение для федеральных властей, но имеющее только одно достоинство – ухудшения социально-экономической ситуации в этом случае в Калининградской области скорее всего не будет. Но и улучшения ситуации тоже не будет, потенциал развития области так и останется не использованным.

Трансформация режима ОЭЗ  представляется оптимальным вариантом, однако осуществляться она может  по-разному. Первый вопрос, который  должен быть решен в отношении  режима ОЭЗ – есть ли необходимость  в полной отмене таможенных льгот  через несколько лет (например, через 10). При решении этого вопроса  необходимо учитывать, что этими  льготами пользуются две разные категории  налогоплательщиков: торговые организации и производители.

Отмена льгот по таможенным платежам для торговых организации  в краткосрочной перспективе  может привести к росту цен  в регионе и высвобождению большого количества занятых в этом секторе экономики (т.е., как уже говорилось выше, крайне негативно сказать на текущей социальной ситуации). В средне - и долгосрочной перспективе отмена льгот в сфере торговли должна быть скомпенсирована предполагаемым общим улучшением экономической ситуации в области: за счет привлечения инвестиций должны быть созданы новые рабочие места в производстве, развита промышленность, снабжающая регион потребительскими товарами. То есть отмена льгот по таможенным платежам для торговых организаций вполне возможна.

В отношении льгот по таможенным платежам для производителей ситуация не столь однозначна. Благодаря таможенным льготам в Калининградской области возник ряд новых производств (например, мебельное производство). Далеко не все они смогут существовать без таможенных льгот, даже если в области и будут введены дополнительные меры по стимулированию инвестиционной активности (см. ниже), для таких предприятий они вряд ли будут играть весомую роль. Поэтому в отношении льгот по таможенным платежам для производителей, возможно, имеет смысл говорить о сохранении для них режима свободной таможенной зоны. Для стимулирования притока инвестиций в регион режим свободной таможенной зоны для производителей промышленной продукции может распространяться и на вновь создаваемые предприятия. При этом таможенные льготы нецелесообразно распространять на предприятия, продукция которых и без льгот пользуется высоким спросом на мировом рынке – к их числу относятся нефтедобыча и нефтепереработка, черная и цветная металлургия и т.п.

Говоря о таможенных льготах, необходимо также отметить, что для  функционирования свободной таможенной зоны отдаленность Калининградской области от основной территории страны является большим достоинством. Наличие таможенной границы дает возможность распространять режим свободной таможенной зоны на территорию всего субъекта Российской Федерации, что невозможно сделать в других регионах (за исключением, может быть, Сахалинской области).

Как уже говорилось выше, ограничение режима Особой экономической  зоны только льготами по таможенным платежам, не смогло сделать Калининградскую область привлекательной для инвесторов. Поэтому одним из вариантов трансформации режима ОЭЗ может быть предоставление инвесторам дополнительных налоговых льгот, прежде всего по налогу на прибыль (это было провозглашено и в Концепции федеральной социально-экономической политики в отношении Калининградской области) [4]. При введении налоговых льгот необходимо решить все те же проблемы, что и при создании других свободных экономических зон.

Говоря о налоговых  льготах, надо остановиться на одном  из предлагаемых вариантов развития Калининградской области – превращения этого региона в оффшор. Это предполагает отказ от взимания всех федеральных налогов и сборов (при этом специальный налоговый режим должен предоставляться предприятиям, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность в Калининградской области, а также гражданам, постоянно проживающим в Калининградской области), установление особого порядка регистрации налогоплательщиков, введение налоговой границы между Калининградской областью и основной территорией России, приравнивание поставок товаров (работ, услуг) на (с) территории Калининградской области к импорту (экспорту), принятие решений, резко упрощающих ведение бизнеса в регионе, изменение критериев резидентства предприятий и физических лиц.

Возможно, что превращение  Калининградской области в оффшор приведет к значительному экономическому росту в этом регионе, однако такой сценарий развития Особой экономической зоны имеет много недостатков, таких как крайняя сложность правовой реализации (возможно, потребуется внесение изменений в Конституцию РФ), неоднозначное отношение в мире к оффшорам, неопределенность экономических последствий для других российских регионов. Наконец, индивидуализация отношений федерального центра и региона создаст крайне опасный прецедент – появится огромное количество желающих переписать Конституцию РФ, добиться особого статуса для других регионов (каждый субъект Федерации чем-то уникален, и под эту уникальность можно требовать специальные привилегии).

Можно вспомнить ситуацию первой половины 90-х годов: в результате внесения бесконечных поправок в  Конституцию, мало кто знал, что она  из себя представляет; заключение договора о разграничении предметов ведения  и полномочий с Татарстаном кончилось  заключением договоров с более  чем половиной субъектов Федерации.

Помимо налоговых льгот, на Калининградскую область также  могут быть распространены административные льготы.

4.4. Современное  состояние СЭЗ в России и  тенденции на будущее

 

С июня 2003 года Зеленоград перестает  существовать как особая экономическая зона. Соответствующее распоряжение подписал мэр Москвы Юрий Лужков. Территориальная единица с особым статусом под названием "Зеленоград" будет реорганизована путем присоединения к префектуре Зеленоградского административного округа. В распоряжении Лужкова сказано, что такое решение принято в целях совершенствования системы управления в городе [56].

Несмотря на то, что СЭЗ  в России однозначно ассоциируется  с "черной дырой" бюджета, Минэкономразвития  оптимизма не теряет. Министерство подготовило законопроект, на основании  которого будут созданы реально  эффективные свободные экономические  зоны. Которые, опять же по мнению МЭРТа, позволят ускорить экономический рост хотя бы в отдельных регионах. Законопроект, по словам чиновников МЭРТа, уже согласован с заинтересованными ведомствами – Минпромнауки, МНС, ГТК, и др. Правда, пока на пути проекта закона встал Минфин, традиционно критически относящийся к любым исключениям из общего налогового режима [11, 28-29].

Следует отметить, что проект закона носит название "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".

Общая идея Минэкономразвития  такова: предполагается создавать два  типа СЭЗ:

1. промышленно-производственные  зоны – создаются на участках  не более 10 кв. км, статус такой  зоны действует в течение 20 лет; 

2. технико-внедренческие  зоны – создаются на участках  не более 1 кв. км, статус зоны  действует в течение 15 лет. 

Таким образом, зоны будут  создаваться под высокотехнологичные  производства. Для устранения угрозы нечестной конкуренции с непопавшими в льготную зону предприятиями предпочтение будет отдаваться реализации проектов, не имеющих прямых аналогов на территории РФ. В особых экономических зонах (ОЭЗ) предполагается запретить размещать объекты добывающих отраслей промышленности, оборонки, черной и цветной металлургии, электроэнергетики. Также здесь запретят производство подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

Правительство больше не собирается пускать на самотек процесс создания и деятельности ОЭЗ. Начнем с того, что руководство (администрация) ОЭЗ будет назначаться правительством, правда, декларируется обязательное согласование "назначенцев" с регионом. Интересно и то, что ОЭЗ будут создаваться по заявке региона и отбираться правительством на конкурсной основе.

Заявки на реализацию инвестиционных проектов в этих зонах также станут предметом пристального рассмотрения Москвы. Однако еще не известно, какое именно ведомство будет принимать окончательное решение.

Информация о работе Свободные экономические зоны