Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:02, реферат

Описание

Различные типы свободных экономических зон называют "островками" мирового хозяйства, "окнами" для притока в многочисленные регионы и страны зарубежных инвестиций, технологий, управленческих навыков.
Несмотря на то что свободные экономические зоны как территориально-хозяйственные образования существуют с незапамятных времен, проблем, связанных с их функционированием великое множество, а особенности это касается России.

Содержание

1. АНАЛИЗ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ 5
1.1. История создания СЭЗ 5
1.2. Определение свободной экономической зоны 10
1.3. Цели создания СЭЗ 15
1.4. Классификация свободных экономических зон 18
2. ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ 36
3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ 40
3.1. Свободные экономические зоны в странах с рыночной экономикой 40
3.1.1. Ирландия 40
3.1.2. Соединенные Штаты Америки 46
3.1.3. Япония 59
3.2. Свободные экономические зоны стран с переходной экономикой 64
3.2.1. Центральная и Восточная Европа 64
3.2.1.1. Польша 64
3.2.2. Азия 71
3.2.2.1. Китай 71
3.3. Свободные экономические зоны развивающихся стран 84
3.3.1. Бразилия 84
3.3.2. Мексика 86
3.4. Выводы к главе 94
4. ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ В РОССИИ 96
4.1. История создания СЭЗ в России 96
4.2. Свободная экономическая зона "Находка" в Приморском крае 107
4.2.1. Анализ развития СЭЗ "Находка" 107
4.2.2. Оценка влияния СЭЗ "Находка" на экономику 120
4.2.3. Выводы 124
4.3. ОЭЗ "Янтарь" в Калининградской области 127
4.3.1. История развития и особенности режима свободной/особой экономической зоны в Калининградской области 127
4.3.2. Результаты функционирования режима свободной/особой экономической зоны в Калининградской области 132
4.3.3. Перспективы развития особой экономической зоны в Калининградской области 138
4.4. Современное состояние СЭЗ в России и тенденции на будущее 141
5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И РАЗВИТИЮ СЭЗ В РОССИИ 146
5.1. Законодательная база 146
5.2. Льготы 148
5.3. Территория СЭЗ 152
5.4. Порядок пользования землей и недрами 153
5.6. Механизм управления свободными экономическими зонами 153
5.7. Финансирование создания и развития СЭЗ 160
5.8. Контроль за деятельностью СЭЗ 162
5.9. Выводы 163
ВЫВОДЫ 165
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 168
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 169
ПРИЛОЖЕНИЯ 174
АННОТАЦИЯ 189

Работа состоит из  1 файл

Свободные экономические зоны 5.docx

— 276.60 Кб (Скачать документ)

По проектам ТЭС и ВЭС  еще в 1993 г. была создана целевая  структура – АО "СЭЗ-Энергия", учредителями которой являются АК СЭЗ (51%) и "Дальэнерго" (49%). В отличие  от проекта строительства ВЭС, проект ТЭС более жизнеспособен. Действуя в 1994-1996 гг. за счет уставных (45 млн. руб) и кредитных (2000 млн. руб) ресурсов АО "СЭЗ-Энергия" профинансировало проектные работы (500 млн. руб). Строительство ТЭС не начинается из-за отсутствия источников финансирования.

Таким образом, ДЭС и ТЭС  еще не вступили в стадию реализации, а ВЭС – в стадию проектирования. Следовательно, сохранявшийся в  течение 1990-1996 гг. дефицит электроэнергии в городе Находка (45-70 МВт) с учетом строительства индустриальных комплексов достигнет 200 МВт и более.

Реальных успехов АК СЭЗ  добился лишь в области связи, реконструкции системы водоснабжения и железнодорожной станции "Находка-Восточная". С 1992 года при участии Административного комитета велись работы по реконструкции и расширению городского водовода. В июне 1996 года Государственной комиссией был принят в эксплуатацию водозабор г. Находка.

Реконструкция железнодорожной  станции "Находка-Восточная" позволила увеличить ее перерабатывающую мощность на 8 млн. т к 1997 году. Создана система международной спутниковой связи, обеспечивающая абонентам СЭЗ "Находка" прямой свободный доступ к международным телекоммуникационным сетям.

В целом, в 1990-1997 годах инфраструктура СЭЗ не претерпела кардинальных изменений, что ставит под вопрос жизнеспособность СЭЗ "Находка". Отсутствие экономического эффекта в структурно-инвестиционной политике СЭЗ объясняется локализацией приморского рынка, не конкурентоспособностью продукции и низкой инвестиционной активностью субъектов СЭЗ, качеством менеджмента АК СЭЗ. Последний, делая ставку на централизованные инвестиционные ресурсы, определялся между комплексным развитием территории и конгломератом индустриальных комплексов.

В первом случае большая площадь, во втором – огромное количество индустриальных комплексов предполагает систематическое "распыление" инвестиций и без  того сокращавшихся по причине стагнации  инвестиционной активности в РФ и крае, отсутствия базовых условий привлечения вложений.

Произошли следующие структурные  сдвиги в СЭЗ "Находка" за период 1990-1997 гг. Население увеличилось  на 11%, трудовые ресурсы сократились  на 25%, доля занятых упала с 28% до 18,6%.

Общий объем промышленной продукции в СЭЗ "Находка" составил в 1996 году 1191 млрд. руб. (в действующих  ценах), что составило 78,5% к уровню 1995 года, а в 1999 г. к 1998 г. – 98,1% [26]. Для  свободной экономической зоны характерны устойчивые темпы снижения объемов промышленного производства, которые выше чем в целом по Приморскому краю. В 1995 году объем промышленной продукции в СЭЗ "Находка" составил 7,9% от краевого, а в 1997 г. лишь 6,7% (см. табл.4.4. приложения).

Снижается и доля промышленного  производства в структуре валового регионального продукта зоны. Только с 1995 г. по 1996 г. она уменьшилась на 5,6%.

В структуре промышленного  производства сложилась следующая  ситуация. Удельный вес рыбной отрасли уменьшился с 67% (1990 г) до 55% (1999 г) (см. рис.4.1).


 

Рис.4.1. Структура промышленного  производства СЭЗ "Находка" в 1999 г.,%

Несмотря на то, что средний  срок службы ее флота уже более 18 лет, в 1999 г. там был отмечен рост 21,7%. Без учета рыбной отрасли, объем  производства к 1999 г. сократился на 45%. Доля второй по значимости отрасли СЭЗ "Находка" в структуре производства практически не изменилась – 11% (1990 г) и 12% (1999 г).

Произошли институциональные  изменения: количество предприятий  увеличилось с 1524 (1994 г) до 4013 единиц (1999 г), т.е. за 5 лет количество хозяйственных  субъектов возросло в 2,6 раза. Результатом  приватизации стало более чем 10-кратное сокращение госсектора в структуре предприятий по формам собственности с 89,5% (1994 г) до 9,5% (1999 г). Сформирована инвестиционная инфраструктура – порядка 15 банковских учреждений, более 10 инвестиционных структур и т.п.

Несмотря на падение за период с 1997 по 1999 гг. количества предприятий с иностранными инвестициями до 399 единиц, в СЭЗ "Находка" были сосредоточены 21% предприятий с иностранными инвестициями ДВЭР и 50% предприятий с иностранными инвестициями края. Это составило 30% объема иностранных капиталовложений ДВЭР и 31% иностранных инвестиций Приморья. В 1999 г. общий объем иностранных инвестиций в зону составил около 94 млн. долл. [39]. Столь глубокое проникновение иностранного капитала в экономику СЭЗ обеспечило: повышение его удельного веса в капитальном строительстве до 13,56% в 1999 г. против 6% по России. Но несмотря на это, наблюдается постепенное падение доли СЭЗ "Находка" в общем объеме иностранных инвестиций в Приморский край (см. табл.12).

В 1995 г. на СЭЗ "Находка" приходилось 20% от общего объема иностранных капиталовложений в Приморский край, а в 1998 г. лишь 3,3%. При этом большая часть инвестиций направлялась в непроизводственную сферу. В 1995 г. на прямые инвестиции приходилось только 21% иностранных капиталовложений. В 1997 году из 1439 тыс. долларов иностранных инвестиций в СЭЗ "Находка" только 15 тыс. долларов приходилось на промышленность, на коммерческую же деятельность – 635 тыс. долларов (см. табл.4.5. приложения). Если в 1997 году на коммерческую деятельность приходилось 44,1% от общего объема иностранных капиталовложений в зону, то в 1998 году уже 46%. Таким образом, иностранные инвесторы не рискуют идти в обрабатывающую промышленность зоны, т. к. она гораздо больше интересует их, как рынок сбыта и источник дешевого сырья.

Среди иностранных инвесторов в 1998 г. лидирующее положение занимали Республика Корея и Япония на которые приходилось соответственно 53% и 30% от общего объема иностранных капиталовложений (см. рис.4.2).


Рис.4.2. Структура иностранных  инвестиций в СЭЗ по происхождению  в 1998 г.,%

В 1999 г. предприятиями с  иностранными инвестициями произведено  продукции на сумму 453,03 млрд. рублей, на внутреннем рынке реализовано  услуг на сумму 184,9 млрд. рублей. Экспорт  составил – 40,46 млн. долл., импорт – 26,9 млн. долл. [29].

Структура экспорта СЭЗ "Находка" в 1995, 1996 и 1999 гг. носила явно сырьевой характер, на сырье приходилось 99, 96,4 и 97,6% экспорта соответственно. В 1999 г. экспортировались древесина, нефтепродукты, цветные металлы, рыба и морепродукты (см. рис.4.3).


 

Рис.4.3. Состав экспорта СЭЗ "Находка" в 1999 г.,%

Большой интерес представляет структура экспорта и импорта  по направлениям (см. рис.4.4), особенно динамика долей Китая, Японии и Республики Корея (см. табл.4.6).


 

Рис.4. Структура экспорта СЭЗ "Находка" в 1999 г.,%

Динамика долей Китая, Японии и Республики Корея в структуре  экспорта и импорта СЭЗ "Находка",%

Таблица 4.6

Страна

Экспорт

Импорт

1992

1996

1999

1992

1996

1999

Китай

61

8

7

37

15

16

Япония

34

68

68

57,5

44

43

Республика  Корея

0,16

11

10

0,3

15

16


 

Источник: [25, 82]

За время развития СЭЗ "Находка" доля экспорта КНР в  ее внешнеторговом обороте упала с 61% (1992 г) до 7% (1999 г), а Японии и Республики Корея выросла соответственно с 34% и 0,16% (1992 г) до 68% и 10% (1999 г). Это является следствием ориентации внешнеэкономической деятельности СЭЗ на: импорт металлов, активной части основных фондов, автомобилей из Японии и Республики Корея и экспорт древесины, минерального топлива (в Японию), нефти и нефтепродуктов, руд, шлаков (в Республику Корея).

Внешнеэкономическая деятельность СЭЗ за время ее существования  не отличалась стабильностью, но в целом  не претерпела кардинальных изменений.

Действительно, объем внешнеэкономической  деятельности СЭЗ в 1999 г. составил 604,2% уровня 1995 г., но менее 20% показателя 1997 г. Учитывая сырьевой характер экспорта, а следовательно его большую  грузоемкость, нежели импорта преимущественно продукции обрабатывающих отраслей, небезынтересно изучить экспортный поток в количественном выражении.

Так, за 1993-1999 гг. поток экспорта предприятий СЭЗ составил чуть более 1,2 млн. тонн. Из них на 1994 г. приходится 23,7%; 1995-1997 гг. – 15,4%; 1998 г. – 32,6% и на 1999 г. – 28,3%. Причем прирост экспорта к 1994 г. (100%) достиг в: 1995 г. – 30,4%; 1996 г. – 16,6%; 1997 г. – 18%; 1998 г. – 137% и в 1999 г. – 118,6%. Отличительной чертой экспорта за 1999 г. (339 тыс. тонн) является его уменьшение на 13,7% к 1998 г. и его превышение в 1,7 раза среднегодового параметра 1994-1999 гг. [26].

Таким образом, деятельность предприятий с участием иностранного капитала в СЭЗ "Находка" не смогла обеспечить оптимизацию структуры  экспорта, стабильный рост экспортного  потока в стоимостном и количественном выражении.

Не смогла СЭЗ "Находка" и остановить падение грузоперевозок на ее территории (см. табл.4.7).

Объем перевозок грузов транспортом  общего пользования (морской и автомобильный), млн. тонн Таблица 4.7

 

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

Объем перевозок

8,1

6,1

5,5

4,7

4,8

3,9

2,6

6,9

2,1


 

Источник: [25, 83]

В целом же сдвиги 1990-1996 гг. в трудоресурсной, производственной и институциональных сферах назвать  положительными нельзя. Растет безработица, падает производственная активность, под предлогом создания конкурентной среды теряется управляемость и динамизм экономики СЭЗ.

Низкие темпы развития СЭЗ "Находка" объясняются кризисным  состояние российской экономики и финансов, политической и правовой нестабильностью в стране и как следствие резким ухудшением инвестиционного климата в регионе. Устранение федерального бюджета из регионального инвестиционного процесса послужило затуханию инвестиционной и производственной деятельности в крае. В свою очередь снижение доли краевого бюджета в структуре капвложений региона по источникам инвестирования с 8% (1995 г) до 5% (1999 г) явилось основным фактором депрессии инвестирования в СЭЗ.

Наиболее серьезным препятствием на пути развития СЭЗ является неблагоприятная "юридическая сфера", а в частности:

  • неадекватное целям и условиям функционирования СЭЗ российское законодательство,
  • недостаточная система льгот, которую необходимо превратить в конкурентоспособную подобным режимам Азиатско-Тихоокеанского региона.

Неустойчивость преференциального  режима в СЭЗ "Находка" и недостаток государственных капвложений в ее еще далеко не развитую инфраструктуру сильно снизили активность иностранных инвесторов, и темпы ввода в строй индустриальных комплексов. Большую роль в снижении притока прямых инвестиций в свободную зону стал энергетический кризис в Приморском крае.

Неблагоприятные для инвесторов факторы сводят пока на нет выгодное экономико-географическое положение СЭЗ "Находка". Иностранный капитал не рискует идти в обрабатывающую промышленность свободной зоны, ограничиваясь минимальными капиталовложениями. СЭЗ "Находка" сегодня интересует его, прежде всего как рынок сбыта и источник дешевого сырья.

Успешное развитие СЭЗ "Находка" важно не только для Российской Федерации, но и для экономического развития и стабильности всего региона  Северо-Восточной Азии. Наиболее важным в этом контексте становится реализация следующих программ:

  • "Концепция Японского моря" с привлечением префектуры Ниигаты;
  • проект развития реки Туманган.

В сложившейся ситуации, когда  на федеральном уровне сознательно  задерживается решение вопроса  о предоставлении СЭЗ "Находка" реальных преференций развитие этой свободной зоны будет по-видимому концентрироваться на усилении функции транспортно-перевалочного узла. Действительно, территория СЭЗ "Находка" весьма привлекательна для Северного Китая в плане перевалки грузов, так как порт Восточный лежит всего на расстоянии 400 км, тогда как до ближайшего китайского порта Далянь 140 тыс. км. Параллельно с реализацией транзитно-транспортных функций продолжатся работы по развитию инфраструктуры (подача и распределение электроэнергии и воды, очистные сооружения, строительство и реконструкция дорог и аэропорта) и созданию промышленных парков в форме зон экспортного производства.

Главная тенденция развития СЭЗ "Находка" – ее постепенная  трансформация из производственной в "зону транспортного обслуживания". Поэтому в ближайшей перспективе большое внимание будет уделено, несомненно, созданию надлежащей транспортной структуры для перевозки экспортно-импортных грузов, совершенствованию комплекса транзитно-транспортной инфраструктуры, а также для накопления управленческого опыта в сфере транспортных услуг и созданию гарантий безопасности, страховки транзитных грузов.

В финансовой сфере в ближайшее  десятилетие АК СЭЗ необходимо переориентироваться  на кредитные линии международных  банков развития.

Экономический кризис 1998 г. и  другие неблагоприятные факторы  привели к дальнейшему сокращению объемов производства и продукции  основных экономических секторов. Очевидно, что в ближайшее годы нельзя рассчитывать на сколько-нибудь заметный экономический прирост в СЭЗ "Находка".

В ближайшее время по-прежнему будет сохраняться структурный  дисбаланс производственного сектора в свободной зоне по причине отсутствия:

  • жизнедеятельной базы малых и средних предприятий, которая бы позволила субподряд;
  • современных навыков управления.

По-видимому, произойдет реструктуризация существующих в СЭЗ "Находка" производственных секторов на базе местного сырья. Самыми главными претендентами на реструктуризацию являются:

Информация о работе Свободные экономические зоны