Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:02, реферат

Описание

Различные типы свободных экономических зон называют "островками" мирового хозяйства, "окнами" для притока в многочисленные регионы и страны зарубежных инвестиций, технологий, управленческих навыков.
Несмотря на то что свободные экономические зоны как территориально-хозяйственные образования существуют с незапамятных времен, проблем, связанных с их функционированием великое множество, а особенности это касается России.

Содержание

1. АНАЛИЗ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ 5
1.1. История создания СЭЗ 5
1.2. Определение свободной экономической зоны 10
1.3. Цели создания СЭЗ 15
1.4. Классификация свободных экономических зон 18
2. ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ 36
3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ 40
3.1. Свободные экономические зоны в странах с рыночной экономикой 40
3.1.1. Ирландия 40
3.1.2. Соединенные Штаты Америки 46
3.1.3. Япония 59
3.2. Свободные экономические зоны стран с переходной экономикой 64
3.2.1. Центральная и Восточная Европа 64
3.2.1.1. Польша 64
3.2.2. Азия 71
3.2.2.1. Китай 71
3.3. Свободные экономические зоны развивающихся стран 84
3.3.1. Бразилия 84
3.3.2. Мексика 86
3.4. Выводы к главе 94
4. ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ В РОССИИ 96
4.1. История создания СЭЗ в России 96
4.2. Свободная экономическая зона "Находка" в Приморском крае 107
4.2.1. Анализ развития СЭЗ "Находка" 107
4.2.2. Оценка влияния СЭЗ "Находка" на экономику 120
4.2.3. Выводы 124
4.3. ОЭЗ "Янтарь" в Калининградской области 127
4.3.1. История развития и особенности режима свободной/особой экономической зоны в Калининградской области 127
4.3.2. Результаты функционирования режима свободной/особой экономической зоны в Калининградской области 132
4.3.3. Перспективы развития особой экономической зоны в Калининградской области 138
4.4. Современное состояние СЭЗ в России и тенденции на будущее 141
5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И РАЗВИТИЮ СЭЗ В РОССИИ 146
5.1. Законодательная база 146
5.2. Льготы 148
5.3. Территория СЭЗ 152
5.4. Порядок пользования землей и недрами 153
5.6. Механизм управления свободными экономическими зонами 153
5.7. Финансирование создания и развития СЭЗ 160
5.8. Контроль за деятельностью СЭЗ 162
5.9. Выводы 163
ВЫВОДЫ 165
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 168
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 169
ПРИЛОЖЕНИЯ 174
АННОТАЦИЯ 189

Работа состоит из  1 файл

Свободные экономические зоны 5.docx

— 276.60 Кб (Скачать документ)
"list-style:disc">
  • рыбный подсектор (рыбная ловля и рыбопереработка);
  • подсектор обработки древесины;
  • строительный подсектор;
  • подсектор электроники и машиностроения;
  • энергетический подсектор.
  • В ближайшие годы должна качественно  изменится функциональная интеграция в СЭЗ "Находка". Уже сейчас развитие СЭЗ ориентировано на 2 полюса роста:

    1. расширение Порта Восточного  в транспортно-транзитный узел,

    2. превращение Российско-Корейского  Промышленного парка в зону  экспортного производства.

    4.2.2. Оценка влияния  СЭЗ "Находка" на экономику

    Приморского края Все свободные экономические зоны имеют множество хозяйственных связей с принимающей страной через систему фискальных и кредитно-финансовых отношений, производственных и коммерческих контактов, отношений в социальной сфере [45]. Влияние СЭЗ на прилегающий регион может быть прямым – путем втягивания других районов страны в производство в СЭЗ (через поставку сырья, полуфабрикатов) и опосредованным (через распространение передовых технологий, опыта научного управления, передачи научно-технической информации, подготовки кадров и т.п.).

    Как правило, на начальной  стадии развития производственных зон  вводятся строгие ограничения на связи с внутренними районами страны. Впоследствии же, при достижении СЭЗ определенного уровня развития, реализуется двойственная направленность свободной экономической зоны (использование не только иностранных, но и внутренних инвестиций, экспорт не только за рубеж, но и во внутрь страны) [48]. Характер воздействия СЭЗ на экономику страны меняется по мере ее развития. Определяющая тенденция здесь заключается в том, что уплотнение связей с принимающим регионом, в конечном счете, может привести к интеграции зонального и национального хозяйственных массивов. Успешное развитие СЭЗ способно:

    Обеспечить рост промышленного  производства в регионе.

    Увеличить объем внешнеэкономической  деятельности принимающего района.

    Оказать модернизирующее  влияние на экономику региона.

    Повысить занятость.

    Поднять уровень управления в регионе.

    При создании СЭЗ "Находка" предполагалось, что она будет  выполнять функцию стимулятора  и организатора комплексного развития прилегающего региона. Возлагались  надежды на стимулирование с ее помощью  региональной экономики, структурную перестройку, преодоление сырьевой направленности, интеграцию Дальневосточного экономического региона в экономику Азиатско-Тихоокеанского региона. При этом не учитывался тот факт, что, по крайней мере, в среднесрочной перспективе лишь сырьевой сектор может стать реальной базой для стабилизации экономической ситуации и накопления средств для более значительных структурных преобразований. Это подтверждает и анализ отраслевой структуры действующих в Приморском крае предприятий с иностранным капиталом: зарубежных партнеров в первую очередь привлекают отрасли с наиболее быстрым оборотом средств, а также сырьевые отрасли (лесная и рыбная), ориентированные на добычу продукции, частичную ее переработку и экспорт. Сырьевые отрасли лидируют по объемам иностранных капиталовложений и в СЭЗ "Находка".

    В целом результаты влияния  СЭЗ "Находка" на структурную перестройку экономики Приморского края нельзя назвать положительным. Об этом ясно свидетельствует динамика ее удельного веса по основным показателям в объеме Приморского края (см. табл.4.8. приложения). Удельный вес свободной экономической зоны "Находка" по основным показателям в общем объеме Приморского края не только не увеличился, но и уменьшился.

    Таким образом, доля СЭЗ "Находка" в общем объеме края с 1991 по 1999 гг. упала:

    По основным фондам с 11,4 до 8,4%;

    По объему промышленной продукции  с 10,5 до 9,8%;

    По улову рыбы с 28,8 до 22,9%;

    По производству товарной пищевой продукции с 27,1 до 24,7%;

    По инвестициям в основной капитал с 11,6 до 7,3%.

    Не способствовала СЭЗ  и усилению экспортного потенциала, в том числе совершенствованию  его структуры и повышению  уровня конкурентоспособности.

    Наблюдается постепенное  падение доли СЭЗ "Находка" в  общем объеме иностранных инвестиций в Приморский край. В 1994 г. на свободную экономическую зону "Находка" приходилось 20% от общего объема иностранных капиталовложений в Приморский край, а в 1999 г. лишь 1,1%.

    Лишь в производстве товаров  народного потребления наметилась тенденция повышения доли свободной экономической зоны в Приморском крае соответственно 9,3% (1991 г) до 10,1% (1999 г) [10].

    Однако прогресс в области  производства товаров народного  потребления в СЭЗ "Находка" весьма слабо отразился на развитии производства в других районах Приморья, так как в данной отрасли свободной экономической зоны преобладают сборочные производства на основе импортных компонентов.

    Крайне низки темпы  ввода в строй индустриальных парков. Так в южно-корейском технопарке сейчас еще только создается внешняя инфраструктура; на территории промышленного комплекса "Пасифик Индастриал" выполнено лишь 35%. Проект создания лесопильного завода в индустриальном комплексе "Сергеевский" находится пока в стадии бизнес-плана. Строительство водохранилищ на реке Ольга и Водопадная находится лишь в стадии подготовительных работ, а ведь они должны обеспечить водой строящиеся технопарки. Несмотря на инвестиционные заделы 1993 г. и 1996 г., доля СЭЗ в инвестиционном процессе края за 1991-1999 гг. в среднем составила 4,5%. Тем более что неуклонно падали среднегодовые темпы ввода в строй основных фондов (см. табл.4.8. приложения).

    При этом темпы сокращения капитального строительства в СЭЗ  опережали уменьшение ввода основных фондов по РФ в 1990-1992 гг. – в 1,1 раза, в 1993-1994 гг. – в 1,76, в 1995-1996 гг. – в 2,3 раза, 1997-1999 гг. – в 1,8. Если учитывать, что на СЭЗ приходится 6,2% вложений и 11% ввода основных фондов края, и она за истекшие годы имеет худшие результаты в инвестиционной деятельности, чем Приморье в целом, то можно вполне твердо судить о провале процесса строительства СЭЗ. Именно отсутствие серьезных примеров активизации деятельности СЭЗ "Находка" свидетельствует о закреплении глубокой депрессии хозяйственного комплекса края в инвестиционной сфере с 1992 г. и в производственной – с 1993 г.

    Деятельность предприятий  с участием иностранного капитала в  СЭЗ "Находка" не смогла обеспечить оптимизацию структуры экспорта, стабильный рост экспортного потока в стоимостном и количественном выражении. В целом иностранные инвестиции, направленные в СЭЗ Находка не только не способствуют развитию обрабатывающей промышленности, как в СЭЗ, так и в Приморском крае, но и усиливают его сырьевую специализацию. Практически СЭЗ "Находка" становится окном, через которое российское сырье и ресурсы перекачиваются за рубеж. Крупнейшие индустриальные комплексы свободной экономической зоны "Находка" "Козьмино", "Сергеевский" и "Дальинтермет" имеют типичную экспортно-сырьевую направленность (см. табл.4.3. приложения). Успешное их развитие не принесет увеличение занятости или промышленного производства в Приморском крае.

    4.2.3. Выводы

    Для России, в отличие от Китая, где национальная промышленность еще далека от мирового уровня, непригоден принцип анклавного функционирования свободных зон. СЭЗ страны, подобно бразильским, должны быть интегрированы в национальную экономику, находясь в тесном взаимодействии с внутренним рынком [3]. Поэтому хотя бы на уровне местного законодательства в СЭЗ "Находка" необходимо установить, что чем выше доля национальных частей и узлов в готовой продукции предприятий свободной зоны, тем большие налоговые льготы им представляются. Применение закона о "национализации" готовой продукции обеспечит непосредственную зависимость между развитием промышленности в свободной экономической зоне "Находка" и работой предприятий, поставляющих части, узлы, полуфабрикаты и сырье из других районов приморского края, Дальнего Востока и страны, которые должны замещать товары, импортируемые в зону. Очевидно, что эти изделия должны отвечать требованиям технологических процессов применяемых в СЭЗ.

    За время функционирования свободной экономической зоны "Находка" налоговые льготы не являлись средством  структурного регулирования, а представляли собой эксклюзивные льготы местной  промышленной элите. Для этого в  СЭЗ были созданы двенадцать индустриально-промышленных комплексов, с льготами в режиме "таможенный склад" в состав которых  вошли все "гиганты" местной индустрии.

    Система налоговых льгот, являясь гибкой и мобильной, получила широкое распространение в СЭЗ мира, как средство структурно-инвестиционной политики. К примеру, СЭЗ США активно манипулируют ставками местных налогов по различным отраслям для привлечения частного капитала лишь в наиболее перспективные для местных условиях производства. В СЭЗ "Находка" же нет дифференциации ставок местных и тем более федеральных налогов в зависимости от типа производства. Между тем СЭЗ – это, прежде всего отраслевой анклав экономического роста государств-реципиентов. Поэтому одно из важнейших направлений развития СЭЗ – улучшение инвестиционного климата путем предоставления комплекса преференций. Именно адресно-целевое наложение преференциального режима позволяет при адекватном качестве управления достичь определенного инвестиционного эффекта. Представляется, что отраслевой преференциальный режим целесообразен, прежде всего, для рыбной отрасли и транспортной составляющей СЭЗ. На этих двух направлениях необходимо сфокусировать инвестиции путем, прежде всего, косвенного регулирования. Сначала хотя бы на уровне местного налогообложения, причем приоритет следует отдавать рыбной отрасли.

    Влияние СЭЗ "Находка" на экономику края неоднозначно. Немногочисленные положительные моменты: развитие контактов с зарубежными партнерами, подвижки в некоторых отраслях производства перекрываются весьма низкой капиталоотдачей в свободной зоне. Аккумулируя в себе государственные капиталовложения, в которых так нуждается Приморский край, свободная экономическая зона, как было показано выше, отнюдь не способствует повышению темпов его экономического роста и совершенствованию территориальной структуры хозяйства, а наоборот способствует усилению сырьевой специализации региона.

    Сегодня инвестиционная политика складывается не в пользу России: насыщение  рынка региона товарами массового  спроса за счет наращивания их производства в странах АТР обойдется дешевле, чем вкладывать деньги в перестройку  нашего производства.

    Важную роль в развитии хозяйства Дальнего Востока могут  и должны сыграть свободные зоны, перспективы которых определяются:

    • транзитной функцией юга региона;
    • наличием богатых сырьевых ресурсов, прежде всего леса;
    • близостью переживающего экономический бум Китая.

    Высокая капитало - и фондоемкость хозяйственного комплекса дотационного субъекта РФ, локализация местного рынка означают невозможность привлечения централизованных источников для создания и развития даже точечных СЭЗ. Следовательно, сохраняется лишь возможность формирования точечных СЭЗ в единственных самофинансируемых территориях края (Находка, Владивосток) за счет собственных средств предприятий, заемных средств (кредитование под залог ценных бумаг и т.д.) на основе принципов проектного финансирования.

    Представляется, что приоритет  при образовании СЭЗ следует  отдать Владивостоку, тем более что  этот вопрос рассматривался Правительством РФ в 1990-1991 гг. необходимо лишь изменить его постановку: не статус и не режим  франко-порта, а 2-3 точечных зоны.

    Кроме СЭЗ Находка в  Приморском крае необходимо создание еще двух свободных зон в поселках Пограничном и Зарубино [25].

    Главным фактором, который  будет способствовать притоку сюда иностранных инвестиций (прежде всего китайских), является уникальное экономико-географическое положение этих поселков, в местах двух исторически сложившихся транзитно-транспортных коридоров на границе с Китаем. Поселки Зарубино и Пограничный относительно близки к Владивостоку и могут хорошо вписаться в местную территориально-отраслевую структуру хозяйства и эффективно "работать" на развитие экономики края. В этих контактных точках целесообразно создать свободные торговые зоны, главная цель которых на начальном этапе – обеспечение транзита грузов и пассажиров, торговля. Здесь будет производиться погрузка, разгрузка, перегрузка, хранение, маркировка и продажа товаров, выставки товаров и торги, частичная переработка и доработка товаров. Эти территории должны стать территориями с высоким экономическим ростом, сопоставимым с таковым в провинциях сопредельной стороны. Итогом должен стать выход из кризиса, как Приморского края, так и Дальневосточного экономического региона в целом.

    4.3. ОЭЗ "Янтарь" в Калининградской области

    4.3.1. История  развития и особенности режима  свободной/особой экономической  зоны в Калининградской области

    О создании на территории Калининградской  области свободной экономической зоны (СЭЗ "Янтарь") было объявлено решением Верховного Совета Российской Федерации в 1991 г. Из-за экономического кризиса и неопределенности правовой базы процесс организации СЭЗ в области во второй половине 1991 г. и в течение 1992 г. шел крайне медленно. Для его ускорения в конце 1992-1993 гг. вышел ряд указов Президента России и постановлений Правительства РФ, которые фактически определили механизмы функционирования зоны. Цели создания зоны трактовались так:

    • ускорение решения задач социально-экономического развития Калининградской области;
    • повышение жизненного уровня населения в области на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами;
    • обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологий и управленческого опыта, потенциала российских предприятий для увеличения экспортных возможностей региона;
    • развитие производства экспортной и импортозамещающей продукции, трансконтинентального транзита;
    • отработка новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике.

    В соответствии с этими  указами и постановлениями, режим  свободной экономической зоны в  Калининградской области предусматривал целый ряд льгот для отечественных  и иностранных предпринимателей, включая налоговые. Так, предприятиям, в том числе с иностранными инвестициями, зарегистрированными в СЭЗ "Янтарь" и относящимся к сфере материального производства, предоставлялся налоговый кредит на прибыль с момента ее объявления в зависимости от вида деятельности на пять лет и на четыре года. Для предприятий всех видов собственности, работающих на территории Калининградской области, освобождалась от налогообложения часть прибыли, реинвестируемая ими в развитие производственной и социальной сферы. Для предприятий сферы материального производства, в т. ч. с иностранными инвестициями, ставка налога на прибыль снижалась на 50% при условии, что годовой объем экспорта продукции составлял не менее 50% от общего объема производства. При экспорте продукции, произведенной на территории Калининградской области, не взимались таможенные пошлины. С товаров, ввозимых в Калининградскую область для потребления на ее территории, не взимались ввозные пошлины, налог на добавленную стоимость и специальный налог.

    Информация о работе Свободные экономические зоны