Учет холдинговых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:22, курсовая работа

Описание

В России наиболее широкое распространение получают холдинговые группы. Как правило, такие структуры образуются или выделением дочерних предприятий из уже существующей компании, или приобретением контроля над другими компаниями путём покупки акций (долей) или заключения корпоративных соглашений.
Образование холдинговых групп продиктовано многопрофильностью бизнеса средних и крупных компаний и территориальной разобщённостью из производственных структур.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Методические подходы к учёту внутрихолдинговых расчётов……..5
1.1. Экономическая сущность холдинга и особенности организации учёта…………………………………………………………...............5
1.2. Нормативное регулирование и принципы составления консолидированной финансовой отчётности по российским и международным стандартам…………………………………………8

Глава 2. Экономическая характеристика филиала ОАО «Пивоваренной компании «Балтика» - «Балтика-Самара»…………………………………….16

Глава 3. Особенности организации учёта внутрихолдинговых расчётов в филиале ОАО «Пивоваренной Компании «Балтика»-«Балтика-Самара»…...26

Глава 4. Основные пути совершенствования организации учёта внутрихолдинговых расчётов в ОАО «Пивоваренной Компании «Балтика».34

Выводы и предложения ………………………………………………………...43

Список использованной литературы…………………………………………...47

Приложение………………………………………………………………………49

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Балтика Ирина.doc

— 360.00 Кб (Скачать документ)


                                         Содержание.

 

 

 

Введение………………………………………………………………………….3

 

Глава 1. Методические подходы к учёту внутрихолдинговых расчётов……..5

1.1.           Экономическая сущность холдинга и особенности организации                                учёта…………………………………………………………...............5

1.2.           Нормативное регулирование и принципы составления консолидированной финансовой отчётности по российским и международным стандартам…………………………………………8

 

Глава 2. Экономическая характеристика филиала ОАО «Пивоваренной           компании «Балтика» - «Балтика-Самара»…………………………………….16

 

Глава 3. Особенности организации учёта внутрихолдинговых расчётов в      филиале ОАО «Пивоваренной Компании «Балтика»-«Балтика-Самара»…...26

 

Глава 4. Основные пути совершенствования организации учёта внутрихолдинговых расчётов в ОАО «Пивоваренной Компании «Балтика».34

 

Выводы и предложения ………………………………………………………...43

 

Список использованной литературы…………………………………………...47

 

Приложение………………………………………………………………………49

 

 

 

 

 

 

                               Введение

 

В России наиболее широкое распространение получают холдинговые группы. Как правило, такие структуры образуются или выделением дочерних предприятий из уже существующей компании, или приобретением контроля над другими компаниями путём покупки акций (долей) или заключения корпоративных соглашений.

              Образование холдинговых групп продиктовано многопрофильностью бизнеса средних и крупных компаний и территориальной разобщённостью из производственных структур.

              В свою очередь функционирование таких разветвлённых организационных бизнес-форм требует внутреннего и внешнего контроля с помощью специфической методики бухгалтерского учёта и отчётности.

              Методика бухгалтерского учёта холдинговых групп должна базироваться на принципах внутрихозяйственного учёта для целей управления внутри группы (без налогообложения) и свободного (консолидированного) учёта для целей налогообложения и внешних пользователей.

              Главная компания разрабатывает стратегию группы, управляет инвестициями, формирует фонды, ведёт бюджетное планирование, формирует консолидированную отчётность.[3, с.42]

              Консолидированная отчётность, в отличии от индивидуальной отчётности юридического лица, даёт объёмное представление о том , как работают деньги инвестора или акционера, как менеджмент холдинга распоряжается предоставленными ему ресурсами. Именно в такой отчётности отражается финансовое положение и результат деятельности холдинга.

              А каждое дочернее общество (филиал) производит продукцию и управляет собственным производством в рамках, определённых системой управления холдинговой группы.

              Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что существует своя специфика организации учёта внутри холдинга. Актуальность данной проблемы рассматривается на базе ОАО «Пивоваренной компании «Балтика», которая первой в России начала создавать свой холдинг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

К УЧЁТУ ВНУТРИХОЛДИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

 

1.1. Экономическая сущность холдинга организации учёта.

 

Наиболее сложной организационной структурой и механизмами внутренней координации хозяйственной деятельности обладают холдинговые группы.

Холдинг, холдинговая компания – это корпорация, компания, головное предприятие, управляющее деятельностью или контролирующее деятельность других предприятий, компаний. В зарубежной практике холдинговые компании занимают ведущее положение благодаря обладанию пакетом акций контролируемых ими предприятий, фирм. При этом холдинговая компания может не владеть собственным производственным потенциалом и не заниматься производственной деятельностью.

Финансовой холдинговой компанией признаётся холдинговая компания, более 50 % капитала которой составляют ценные бумаги других эмитентов и иные финансовые активы.

Основное общество осуществляет управление холдинговой группой и не занимается никакой производственной деятельностью. Каждый филиал (дочернее общество) производит продукцию (выполняет работы, оказывает услуги) и управляет собственным производством в рамках своей организации. Такое разделение управленческих функций не случайно и вполне экономически оправданно, так как чем крупнее и разнообразнее бизнес, тем сложнее совмещать стратегическое и тактическое управление, управление различными видами деятельности  и формами применения капитала. В общем, это можно сформулировать как управление инвестициями и использование инвестиций.

Первым должен заниматься финансовый холдинг (головная компания), а вторым – его филиалы (дочерние общества), зависимые и другие организации, где имеются инвестиции данного общества. Финансовый холдинг (штаб квартира) разрабатывает стратегию группы, управляет инвестициями, финансами, формируют фонды, ведёт бюджетное планирование, формирует консолидированную отчётность. Подконтрольные финансовому холдингу (головной компании)организации занимается исключительно производственной деятельностью, уровень их управленческой самостоятельности определяется общей системой управления холдинговой группой и для каждой группы индивидуален.

В этом случае основными видами деятельности холдинга являются участие в уставных капиталах других организаций инвестиционная деятельность)  и управление холдинговой группой.

Таким образом, все поступления от подконтрольных организаций аккумулируются на счёте «Продажи», а не на счёте «Прочие доходы и расходы». Учёт расчётов по формированию централизованных фондов и финансированию расходов по управлению холдинговой группой введётся на счёте «Расчёты по причитающимся дивидендам и другим доходам», «Формирование и использование централизованных фондов холдинговой группы» и «Расчёты по финансированию расходов по управлению холдинговой группой».

В большинстве случаев компании образуют холдинговые группы по производственно-технологическому принципу, когда весь производственный цикл распределён между организациями, входящими в группу. Несколько таких организаций производят незавершённое производство, полуфабрикаты, комплектующие, запасные части, и, как правило, только одна организация выпускает готовую продукцию.

Это порождает внутренние расчёты между организациями-членами холдинговой группы и дополнительное налогообложение оборотов корпорации, так как не связано с реальной реализации товара (работ, услуг) и не сопровождается фактическим притоком средств, которые можно было бы трактовать как доход группы.

И так, обобщим всё выше сказанное, то есть обозначим, какие финансово-экономические операции характерны именно для холдинговых групп:

      формирование и участие в уставных капиталах других организациях;

      выплата и получение дивидендов, получение других доходов от участия в уставных капиталах других организаций;

      передача имущества и денежных средств между основными и дочерними обществами (филиалами);

      взаимное инвестирование внутри группы;

      формирование и использование централизованных фондов;

      формирование расходов по управлению холдинговой группой и финансирование этих расходов;

      внутрихозяйственные расчёты.

Действующий план счетов бухгалтерского учёта предусматривает для отражения таких операций следующие счета:

      «Финансовые вложения», субсчёт «Паи и акции»;

      «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами», субсчёт «Расчёты по причитающимся дивидендам и другим доходам»;

      «Внутрихозяйственные расчёты»;

      «Расчёты с учредителями»;

      «Уставный капитал»;

      «Целевое финансирование»;

      «Продажи»;

      «Прочие доходы и расходы».

Разработка и применение регистров аналитического корпоративного учёта полностью находятся в ведении самих и являются их собственной прерогативой.

Ведение бухгалтерского учёта в филиалах, дочерних обществах и других структурных подразделениях холдинга определяется согласно приказу «Об учётной политике компании», принятым головным офисом для обеспечения сопоставимости учётной информации.

Филиал – это часть предприятия, организации, представляющая самостоятельное, дочернее общество, отделение, существующее и действующее в другом месте, но сохраняющее тесные связи, экономически зависимое от материнского предприятия.

Информация о фактах хозяйственной жизни филиала должна быть отражена в бухгалтерской отчётности головной компании, то есть в консолидированной отчётности, которая строится на базе локальных данных каждого принадлежащего холдингу филиала (дочернего общества). Обязанность по её предоставлению налоговым органам лежит на налогоплательщике, то есть на штаб-квартире компании, в то время как филиалы лишь исполняют обязанности организации по уплате налогов и сборов, не являясь при этом самостоятельными налогоплательщиками.

 

 

1.2.           Нормативное регулирование и принципы составления   консолидированной финансовой отчётности по российским и международным стандартам.

 

В соответствии  с Законом Российской Федерации «О бухгалтерском учёте» филиал обязан:

      Документировать хозяйственные операции;

      Вести и хранить регистры бухгалтерского учёта;

      Проводить инвентаризацию имущества.

Ведение хозяйственной деятельности любого предприятия любого предприятия влечёт за собой необходимость исчисления и уплаты налогов и сборов, а для корпоративных структур система налогообложения имеет огромное значение для функционирования и перспективного развития компании.

Как правило, головная организация в Положении о филиалах ограничивает права филиалов по осуществлению расходов, которые впоследствии не смогут быть приняты для целей исчисления налога на прибыль. Решение об осуществлении таких расходов, как правило, принимает головная организация.

Это позволяет осуществлять контроль за постоянными разницами и, как следствие, за постоянными налоговыми обязательствами.

В соответствии с п.2 ст. 288 Налогового кодекса РФ уплата налога на прибыль, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, и авансовых платежей по этому налогу производится налогоплательщиками – российскими организациями:

      По месту нахождения организации;

      По месту нахождения каждого из её обособленных подразделений;

      Исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.

В соответствии с п. 20 ПБУ 18/02 «Учёт расчётов по налогу на прибыль», сумма налога прибыль, определяемая исходя из бухгалтерской прибыли (убытка) и отражённая в бухгалтерском учёте независимо от суммы налогооблагаемой прибыли (убытка), является условным расходом (условным доходом) по налогу на прибыль.

Показатель бухгалтерской прибыли филиала содержится в отдельном учёте о прибылях и убытках филиала.

Согласно п. 21 ПБУ 18/02 текущим налогом на прибыль (текущим налоговым убытком) признаётся налог на прибыль для целей налогообложения, определяемый исходя из величины условного расхода (условного дохода), отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства отчётного периода.

Сумма текущего налога на прибыль филиала засчитывается исходя из показателя «Налоговая база» посредством его умножения на ставку налога на прибыль.

Получив данные отдельных отчётов от филиалов, головная структура рассчитывает совокупные показатели этого отчёта в целом по организации, а также применяет механизм перераспределения прибыли, установленный ст.288 НК РФ.

ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах», устанавливает порядок раскрытие информации об аффилированных лицах в бухгалтерской отчётности акционерных обществ.

Данное Положение применяется акционерными обществами (в случае наличия у них дочерних и зависимых обществ) при составлении свободной бухгалтерской отчётности.

Для целей настоящего Положения под аффилированными лицами понимаются юридические и физические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц в соответствии с Законом Российской Федерации от 22.03.91. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Перечень аффилированных лиц для целей свободной бухгалтерской отчётности устанавливает головная организация Группы взаимосвязанных организаций.

Если в отчётном периоде организация проводила операции с аффилированными лицами, то в бухгалтерской отчётности по каждому аффилированному лицу раскрывается как минимум следующая информация:

      характер отношений с ним в соответствии с п. 6 настоящего Положения;

      Виды операций с ним;

      объём операций каждого вида (в абсолютном или относительном выражении);

Информация о работе Учет холдинговых отношений