Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:22, курсовая работа
В России наиболее широкое распространение получают холдинговые группы. Как правило, такие структуры образуются или выделением дочерних предприятий из уже существующей компании, или приобретением контроля над другими компаниями путём покупки акций (долей) или заключения корпоративных соглашений.
Образование холдинговых групп продиктовано многопрофильностью бизнеса средних и крупных компаний и территориальной разобщённостью из производственных структур.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Методические подходы к учёту внутрихолдинговых расчётов……..5
1.1. Экономическая сущность холдинга и особенности организации учёта…………………………………………………………...............5
1.2. Нормативное регулирование и принципы составления консолидированной финансовой отчётности по российским и международным стандартам…………………………………………8
Глава 2. Экономическая характеристика филиала ОАО «Пивоваренной компании «Балтика» - «Балтика-Самара»…………………………………….16
Глава 3. Особенности организации учёта внутрихолдинговых расчётов в филиале ОАО «Пивоваренной Компании «Балтика»-«Балтика-Самара»…...26
Глава 4. Основные пути совершенствования организации учёта внутрихолдинговых расчётов в ОАО «Пивоваренной Компании «Балтика».34
Выводы и предложения ………………………………………………………...43
Список использованной литературы…………………………………………...47
Приложение………………………………………………………………………49
использованные методы определения цен по каждому виду операций с ним.
Информация об аффилированных лицах, предусмотренная настоящим Положением, включается в пояснительную записку, входящую в состав бухгалтерской отчётности, в виде отдельного раздела.
В связи с переходом на международные стандарты, в последнее время в нашей стране появилось много положений по бухгалтерскому учёту, разработанных с учётом МСФО. Положения стандартов в них значительно упрощаются и изменяются с учётом российской специфики и национальных традиций.
В международных стандартах финансовой отчётности вопросам отражения процессов консолидации и результатов деятельности групп консолидированных предприятий в учёте, посвящены разделы, в которых определены основные принципы формирования консолидированной финансовой отчётности. Национальные системы консолидированной отчётности многих стран создаются именно на основе этих принципов.
Расхождения между российской системой бухгалтерского учёта и международной приводят к значительным различиям между финансовой отчётностью, составляемой в России и в западных странах. По причине этих различий многое российские предприятия, развивающие деловые международные отношения, в настоящее время нуждаются в том, что их финансовая отчётность была подготовлена с учётом международных стандартов финансовой отчётности.
Валюта отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО – российский рубль. На протяжении долгого времени отчетности по международным стандартам ассоциировалась с отчетностью, подготовленной в иностранной валюте (как правило, в долларах).Это одно из наиболее распространенных заблуждений в отношении международных стандартов. На самом деле подавляющее большинство российских компаний должны готовить отчетность в национальной валюте – российских рублях. В соответствии с МСФО отчетность в долларах или иной валюте возможна лишь в ограниченном количестве случаев. Например, это отчетность компаний, которые осуществляют продажи продукции и закупку основных ресурсов в валюте, отличной от российского рубля.
В соответствии с МСФО отчетность должна быть подготовлена в денежных единицах одинаковой покупательской способности. Это означает, что стоимость всех немонетарных статей (основных средств, запасов, статей капитала) пересчитывается с учетом роста цен. Кроме того, для целей сопоставимости информации пересчитываются данные статей отчета о прибылях и убытках. В результате всех этих процедур в отчетности рассчитывается показатель «прибыль (убыток) по чистой денежной позиции», который отражает прибыль (убыток) организации, обусловленный политикой компании в условиях инфляции.
Оценка активов является важным, но далеко не единственным отличием между данными российской отчетности и отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО. Хотя в российских стандартах и декларируется соблюдение тех же принципов подготовки отчетности, что и в международных, на практике нередко их не соблюдают. Например, вопрос признания активов и обязательств в российских правилах бухгалтерского учета даже не рассматривается. Поэтому в составе активов в российском балансе могут числиться объекты, которые никогда не будут приносить экономических выгод.
В итоге, как правило, в отчетности по МСФО российские компании имеют меньше активов, чем по данным российского учета.
Проблема признания активов и обязательств имеет и другой ракурс. В российском учете операции отражаются лишь после того, как они найдут своё документальное отражение в виде счетов-фактур, решений судебных органов и т.п. При подготовке отчетности в соответствии с МСФО необходимо признать в отчетном периоде и те расходы, которые имеют место в компании, но не имеют документального подтверждения. В итоге в международной отчетности расходы и, соответственно, обязательства признаются раньше, чем в российской.
Ещё одной особенностью российского учёта жёстких требований по документированию является строгое соблюдение принципов учета активов и обязательств по исторической стоимости, то есть по стоимости приобретения. Международные стандарты в большей степени ориентированы на рыночную оценку активов и обязательств и требует уточнения оценки элементов финансовой отчетности в том случае, если «первоначальная стоимость» выше «справедливой» (рыночной).
Существует дополнительные требования и в отношении отдельных статей финансовой отчетности, например, запасов. Последние оцениваются по наименьшей из двух величин – себестоимости и возможной цены реализации.
При подготовке отчетности в соответствии с МСФО возрастает роль профессионального суждения бухгалтера. В отличие от российского бухгалтерского учета, где всё регламентировано, и бухгалтер действует просто как счетовод, при подготовке международной отчетности оценки финансово- экономических служб имеют очень большое значение. На практике большинство российских компаний до сих пор используют нормы амортизационных отчислений. Они не всегда соответствуют реальным срокам эксплуатации активов и, следовательно, не всегда верно отражают расходы компаний в части амортизационных отчислений. То же относится и к оценке дебиторской задолжности. Если в российском учете само создание резервов не обязательно и является элементом учетной политики, то по МСФО резервы создаются не только по просроченной, но и по текущей задолжности. При этом именно финансово-экономические службы компании определяют, в каком размере создаётся такой резерв.
Реформирование системы учёта и отчетности сегодня требует, во-первых, установление механизма введение МСФО в правое поле России, и, во-вторых, придания официальногг7ог статуса такому виду бухгалтерской отчетности российских организаций, как консолидированная финансовая отчетность.
Эту задачу призван решить законопроект «О консолидированной финансовой отчетности», в 2004 году внесенный в Государственную Думу».
В законопроекте определяются общие требования к составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности. Принятие этого закона должно сделать крупнейшие российские компании столь прозрачными, чтобы они стали привлекательными для дополнительных инвестиций в российскую экономику.
Консолидированная отчетность, в отличие от индивидуальной отчетности юридического лица, дает объемное представление о том, как работают деньги инвестора или акционера, как менеджмента компании распоряжается предоставленными ему ресурсами. Именно в такой отчетности отражается финансовое положение и результат деятельности компании и всех контролируемых ею организаций. При этом все они рассматриваются как единое хозяйственное образование.
Многие российские компании сейчас составляют консолидированную финансовую отчетность по МСФО, как правило, исключительно для контактов с западными инвесторами и партнерами. Российские же акционеры, инвесторы, партнеры не имеют доступ к этой отчетности, которая, по существу, является единственным источником надежной финансовой информации для важнейших экономических решений.
Правильное применение МСФО предполагает четкое понимание того, что они представляют собой, из каких документов состоит, что является объектом стандартизации, какой текст стандартов имеет официальный статус, в отношении какой отчетности они применяются.
Ключевым принципом МСФО является прозрачность отчетности. Фактически стандарты обязывают хозяйствующих субъектов сообщать о себе всю информацию, которая может быть полезна пользователям. Однако следует иметь в виду, даже российские правила составления отчетности многими бухгалтерами не соблюдаются, прежде всего, это вызвано нежеланием руководителей и менеджеров демонстрировать подлинную картину деятельности управляемых ими предприятий. А, кроме того, квалификация многих бухгалтеров недостаточна. Международные стандарты сами по себе едва ли делают отчетность более четкой и прозрачной, они лишь рекомендуют правила отражения событий в учете, но не гарантируют полную адекватность реальности написанного в отчетах.
Применению МСФО препятствует политика налоговых органов в отношении бухгалтерского учета и отчетности. Какие бы решения в отношении применения МСФО ни принимались, организации вынуждены постоянно оглядываться на налоговые органы, вести учет и составлять бухгалтерскую отчетность по методике, привычной для налогового ведомства. А финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, должна быть нацелена на отражение реальной картины происходящего, а не на минимизацию налогов, к чему тяготеет российская отчетность.
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛИАЛА ОАО
«ПК «БАЛТИКА» - «БАЛТИКА-САМАРА»
В конце 70-х годов было начато строительство нового ленинградского пивоваренного завода с красивым названием «Балтика». Изначально «Балтика» должна была представлять собой стандартный чешский завод мощностью 100 млн.л. Однако строительство завода затянулось в результате экономических преобразований в стране (антиалкогольная компания 1985 года, общий спад производства в России). Первая партия пива была выпущена заводом «Балтика» только в ноябре 1990 года.
Первые годы своего существования «Балтика» производила сорта пива, предусмотренные ГОСТом – «Рижское», «Московское», «Адмиралтейское», «Праздничное» и др.
В 1992 году предприятие было приватизировано и реорганизовано в открытое акционерное общество. Крупнейший акционер Компании – консорциум англоскандинавских пивоваренных компаний «Балтик Беверджиз Холдинг» (ВВН). Совладельцами холдинга ВВН являются британская пивоваренная Компания Scottsh&Newcastle и пивной концерн Carlsberg.
В 1996 году предприятие достигло небывалой мощи, какой не достигал ни один пивоваренный завод России. Стремясь сделать свою продукцию доступной всем российским потребителям, «Балтика» первой в России начала создавать собственный холдинг, приобретя в 1997 году контрольный пакет акций завода «Донское пиво», позже, в 1999 году – контрольный пакет ОАО «Пивоваренная компания «Тульское пиво» и сразу преступила к реконструкции и модернизации предприятий.
Инвестиции в «Балтику» явились одним из крупнейших в пищевом комплексе России. За период с 1996 по 2002 год объем инвестиций составил 600 млн. долларов.
На данный момент в составе Компании 5 заводов (в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Туле, Самаре и Хабаровске), дочернее предприятие в Москве (ОАО «Балтика-Москва») и 32 сбытовых подразделений в крупных городах России.
В январе 2003 года Компания завершила реализацию уникального инвестиционного проекта – закончила строительство современнейшего в пивоваренной отрасли завода «Балтика-Самара». Всего за 14 месяцев с нулевого цикла был построен самый современный пивоваренный и завод в Европе, занимающий участок площадью 12,8га. За 2 года работы здесь было выпущено 253млн. литров пива. Важно отметить, что марку «Самара» в других городах любители пива знают и уважают, несмотря на региональную привязку названия. Только пива «Самара» за 2009-2011 года было 35 млн. литров. Марка, разработанная Компанией «Балтика» специально для региона, активно продаётся уже в 30% торговых центров всего Поволжья и в 96% - Самарской области. Каждый пятый взрослый житель Поволжья из всех сортов пива выбирает «Самару». Сегодня завод «Балтика-Самара» - один из лидеров пищевой промышленности Приволжского Федерального Округа.
Филиал ОАО «Пивоваренной Компании «Балтика» - «Балтика-Самара» является структурным подразделением и выступает в роли регионального склада для хранения и распределения продукции по сбытовым подразделениям Поволжского региона и Сибири, а также для отгрузки продукции на экспорт в страны ближнего зарубежья: Казахстан, Узбекистан и другие.
Распределение по сегментам рынка реализации продукции представлено в диаграмме 1.
На заводе в Самаре работает 500 человек. Средний возраст сотрудников 34 года.
Архитектура завода выдержана в корпоративном стандарте. Все заводы одинаковы. Именно про «Балтику» можно сказать, что она использует высокие технологии в повседневной жизни.
Структура филиала ОАО «Пивоваренной Компании «Балтика»-«Балтика-Самара» представлена в приложении 1, из которого видно, что директору филиала подчиняются: служба логистики, главный пивовар и служба главного инженера.
Служба логистики, во главе которой находится заместитель директора по логистике, включая экономиста, транспортный участок, участок железнодорожных перевозок, участок по ремонту транспорта, склад готовой продукции и тары, группы координации отгрузок.
Главному пивовару подчинены цех пивопроизводства и цех розлива.
Служба главного инженера включает следующие звенья: инженеры DUS (АСУП), строительная группа, техническая и энергетическая службы.
Также в непосредственном подчинении у директора филиала находятся технический секретариат, главный экономист, главный юрисконсульт, отдел ИТ, производственная лаборатория, группа закупок и таможенного оформления, бухгалтерия, отдел по работе с персоналом и центральный материальный склад.
Для отражения результатов деятельности предприятия приведены ниже следующие таблицы.
Таблица 1
Структура товарной продукции за 2009-2011 г.г.
Сорта пива | Отчет 2009 год | Отчет 2010 год | Отчет 2011 год | |||
тыс.руб. | % | тыс.руб. | % | тыс.руб. | % | |
Балтика-3 | 603725 | 37,2 | 1840455 | 68,8 | 474932 | 37,6 |
Балтика-9 | 444488 | 27,4 | 493767 | 18,4 | 172346 | 13,6 |
Арсенальное классическое | 755545 | 4,7 | 7910 | 0,3 | - | - |
Арсенальное традиционное | 174859 | 10,8 | 93903 | 3,5 | 209293 | 16,6 |
Арсенальное крепкое | 108131 | 6,7 | 65081 | 2,4 | 49995 | 4,0 |
Самара легкое | 57106 | 3,5 | 52052 | 1,9 | 66261 | 5,3 |
Самара классическое | 130440 | 8,0 | 124497 | 4,7 | 179588 | 14,2 |
Красноярское | 8810 | 0,5 | - | - | - | - |
Свердловское | 5081 | 0,3 | - | - | - | - |
Тюменское | 5875 | 0,4 | - | - | - | - |
Пермское | 4420 | 0,3 | - | - | - | - |
Новосибирское | 4758 | 0,3 | - | - | - | - |
Жигулевское | - | - | - | - | 110287 | 8,7 |
Итого | 1623238 | 100 | 2677665 | 100 | 1262702 | 100 |