Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:22, курсовая работа
В России наиболее широкое распространение получают холдинговые группы. Как правило, такие структуры образуются или выделением дочерних предприятий из уже существующей компании, или приобретением контроля над другими компаниями путём покупки акций (долей) или заключения корпоративных соглашений.
Образование холдинговых групп продиктовано многопрофильностью бизнеса средних и крупных компаний и территориальной разобщённостью из производственных структур.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Методические подходы к учёту внутрихолдинговых расчётов……..5
1.1. Экономическая сущность холдинга и особенности организации учёта…………………………………………………………...............5
1.2. Нормативное регулирование и принципы составления консолидированной финансовой отчётности по российским и международным стандартам…………………………………………8
Глава 2. Экономическая характеристика филиала ОАО «Пивоваренной компании «Балтика» - «Балтика-Самара»…………………………………….16
Глава 3. Особенности организации учёта внутрихолдинговых расчётов в филиале ОАО «Пивоваренной Компании «Балтика»-«Балтика-Самара»…...26
Глава 4. Основные пути совершенствования организации учёта внутрихолдинговых расчётов в ОАО «Пивоваренной Компании «Балтика».34
Выводы и предложения ………………………………………………………...43
Список использованной литературы…………………………………………...47
Приложение………………………………………………………………………49
1,2 позиции соответствует номеру счета в счетном плане для предприятий согласно законодательству РФ.
3 позиция отвечает за вид расчетов.
1 – Годовая продукция
2 – Тара
3 – Основные средства (капитальные вложения)
4 – ТМЦ
5 – Оплата услуг
6 – Расчеты по продажам
7 – Передача остатков денежных средств
8 – Расчеты филиалов с СБП.
4 позиция для счетов, имеющих 1-5 в третьей позиции, указывает на тип расчетов. Используется следующая кодировка:
0 - Передача активов/обязательств с баланса на баланс,
1 – Централизованные поставки, для счетов, имеющих 6 в третьей позиции, четвертая позиция указывает на подгруппу.
2 – Расчеты по экспортным продажам,
3 – Расчеты по продажам - покупатели,
4 – расчеты по таре – покупатели,
Для счетов, имеющих 9 в третьей позиции, четвертая позиция заполняется девяткой.
5 позиция указывает на вид валюты расчета. Используется следующая кодировка:
1 – рубли,
2 – валюта.
Так как филиалы осуществляют расчеты только в рублях, то второй код, соответственно, филиалами не используется. Все валютные счета открыты только для головного предприятия в Санкт-Петербурге.
Для счетов, имеющих 9 в третьей позиции, пятая позиция заполняется девяткой.
6 позиция указывает на код филиала, по которому возникла задолженность. Используется кодировка, соответствующая кодам филиалов в четвертом сегменте:
0 – Балтика-Санкт-Петербург
4 – Балтика-Ростов
5 – Балтика-Тула
6 – Бальтика-Самара
7 – Балтика-Хабаровск
7 позиция для всех, кроме имеющих 3 в третьей позиции, имеет код 0.
Для счетов, имеющих 3 в третьей позиции, в седьмой позиции используются буквенные коды a и b в качестве дополнительных аналитических признаков.
Сегмент ВВН (второй сегмент) и сегмент «Центр затрат» (третий сегмент) не заполняются. Сегмент «Расположение» (четвертый сегмент).
Коды в этом сегменте указывают на принадлежность \счета балансу того или иного филиала.
Используются следующие коды:
1000 – Балтика-Санкт-Петербург
1040 – Балтика-Ростов
1050 – Балтика-Тула
1060 – Бальтика-Самара
1070 – Балтика-Хабаровск.
Для передачи готовой продукции внутри холдинга, филиалы используют 79 счет «Внутрихозяйственные расчеты», один субсчет «передача готовой продукции».
Например, передача готовой продукции от филиала «Балтика-Самара» головному офису в Санкт-Петербург, отражается следующей бухгалтерской записью:
Дебет
7911060ххх000 43
При получении готовой продукции от Санкт-Петербурга в филиале «Балтика-Самара» делают следующую бухгалтерскую запись:
Дебет
43
При этом зеркальном образом проводки делаются и на заводе в Санкт-Петербурге, только с небольшим отличием, 43 счет « Готовая продукция» головная организация ведёт в разрезе аналитических счетов по видам продукции, а каждый филиал устанавливает самостоятельно коды для каждого вида продукции, что значительно усложняет сверку данных.
На филиале ОАО «ПК «Балтика-Самара» используют следующие коды по готовой продукции:
«Самара Легкое» (0,5) – 010;
«Самара Легкое» (1,5) – 011;
«Самара Классическое» (0,5) – 020;
«Самара Классическое» (1,5) – 021;
«Балтика-3» (0,5) – 030;
«Балтика-9» (0,5) – 040;
«Арсенальное Традиционное» (0,5) – 050;
«Арсенальное Традиционное» (1,5) – 051;
«Арсенальное Крепкое» (0,5) – 060;
«Арсенальное Крепкое» (1,5) – 061;
«Жигулевское» (1,5) – 070
При передаче готовой продукции внутри холдинга, филиалы используют накладную-авизо, в которой указывают от кого и кому передается продукция, проставляются соответствующие корреспонденции счетов, указывается наименование продукции, её количество в натуральном и стоимостном выражении, ставятся подпись директора филиала – «передатчика», а так же главного бухгалтера и ответственного исполнителя.
Предъявление накладной-авизо в бухгалтерию осуществляют по мере формирования документов. Данный документ заполняется в трех экземплярах, один прикладывается к папке документов, сопровождающих груз, другой передаёт филиалу – «получателю» по электронной почте в режиме редактирования, а третий остаётся у филиала – «передатчика».
Передачу готовой продукции осуществляется по «общей» себестоимости, которую рассчитывает каждый филиал, затем эти данные поступают в головной офис, где происходит их сверка и обобщение. Расхождений по данному показателю не имеется. Сверка себестоимости продукции происходит 1, 15 и 25 числа каждого месяца.
Передача основных средств между филиалами так же осуществляют на основании авизо, в которой заполняются типовые реквизиты, в том числе, если основные средства не новое, то указывается его первоначальная стоимость и начисленная амортизация. При этом у филиала – «передатчика», например «Балтика-Самара», делают следующие бухгалтерские записи:
Дебет
7931060ххх000 01- на первоначальную стоимость основного средства
02
Внутрихозяйственные расчеты по передаче товарно-материальных ценностей (ТМЦ), осуществляются также с использованием 79 счета «Внутрихозяйственные расчеты», четыре субсчета «Передача ТМЦ», а для передачи тары используют три субсчёт «Передача тары».
Согласно учетной политике Компании поступление ТМЦ отражается на счете 15 «Приобретение ТМЦ». На данном счете ведется учет поступивших материальных ценностей от поставщиков, а также принятых ТМЦ от других филиалов в разрезе соответствующих субсчетов:
15010101501ххх1060 – «Получено от поставщиков сырьё»;
15010201501ххх1060 – «Оприходовано сырьё на склад»;
15010401501ххх1060 – «Оприходована тара на склад»;
1503000ххх1060 – «Передача товаров от Санкт-Петербурга»;
1503040ххх1060 – «Передача товаров из Ростова»;
1503050ххх1060 – «Передача товаров от Тулы»;
1503070ххх1060 – «Передача товаров из Хабаровска»;
1504000ххх1060 – «Передача ТМЦ от Санкт-Петербурга»;
1504040ххх1060 – «Передача ТМЦ от Ростова»;
1504050ххх1060 – «Передача ТМЦ от Тулы»;
1504070ххх1060 – «Передача ТМЦ их Хабаровска»;
При поступлении материальных ценностей от Санкт-Петербурга на филиал «Балтика-Самара» делается следующая бухгалтерская запись:
Дебет
1504000ххх1060 794000ххх1060
Бухгалтер, получивший данный вид ТМЦ делает следующие бухгалтерские записи:
Дебет
794000ххх1060 60 - на сумму полученных ТМЦ
19
Так как передача готовой продукции, основных средств и товарно-материальных ценностей внутри холдинга не подразумевает момент реализации, то НДС в этом случае не уплачивается.
То есть, балансовая оценка материальных ценностей остается неизменной при их перемещении между филиалами группы. НДС, начисленных материнской компанией, и НДС, принятый к возмещению филиалом, взаимоисключаются и не влияют на расчеты с бюджетом в целом по консолидированной группе.
Дебет
68
Оприходование ТМЦ осуществляется на счет 10 «Материалы»:
10 Материалы
101 Сырье и материалы
10101 Сырьевые материалы
10102 Комплектующие материалы
10103 Топливо
10104 Тара
10105 Вспомогательные материалы
10106 Хозяйственный инвентарь и инструмент
10107 Запасные части
10109 Прочие материалы
102 Тара залоговая
10201 Тара залоговая, бутылки
10202 Тара залоговая, ящики
10203 Тара залоговая, поддоны
10204 Тара залоговая, кеги
При этом делается следующая бухгалтерская запись:
Дебет
10104 1504040ххх1060 – оприходована тара, полученная
Документом, на основании которого осуществляется передвижение ТМЦ внутри холдинга, является так же авизо (приложение1), в которой помимо филиала – «передатчика» и филиала – «получателя» указывается поставщик того или иного вида сырья, и ли материалов.
Данные документа авизо сводятся в журнал ордер по 79 счету (приложение 2), который так и называется «Внутрихозяйственные расчеты». Данный журнал ведется в компьютеризированном виде в программе «МОНОЛИТ». В этом документе содержится: дата и номер авизо, указывается какой - филиал выступает в роли «передатчика», а какой – в роли «получателя», ставится соответствующая проводка, а так же дата оплаты авизо, сумма всего продаж (покупок), то есть с НДС, и стоимость проданных (приобретенных) ценностей без НДС.
Использование счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты» облегчает консолидацию сводной бухгалтерской отчетности холдинговой группы, так как в данном случае обеспечивается группировка внутренних оборотов, исключаемых в процессе консолидации.
4. ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ВНУТРИХОЛДИНГОВЫХ РАСЧЕТОВ
В ОАО «ПК «БАЛТИКА»
Так как ОАО «ПК «Балтика» является холдингом, то для такой организационной структуры, со свойственной ей спецификой, огромное значение в бухгалтерском учете имеет план счетов.
План счетов Компании «Балтика» строится в комплексе МОНОЛИТ-SQL с помощью модуля «Главная книга» и используется всеми другими подсистемами для формирования проводок хозяйственных операций.
Для каждого счета плана счетов соблюдается ряд правил:
- каждый сегмент имеет иерархическую структуру (по принципу «счет-субсчет - аналитический счет-…) с количеством вложенных уровней, ограниченным только длиной кода сегмента.
- любой счет в обязательном порядке включает все сегменты. Сегменты пронумерованы, их последовательность в любом счете одинакова и задается при создании плана счетов.
- сегменты независимы один от другого, каждый из них имеет фиксированную длину и кодирует индивидуально.
- другие.
Так как все хозяйственные операции, связанные с расчетами внутри холдинга, не зависимо от места их совершения (т.е. не важно на каком из структурных подразделений они имели место) зеркальным образом отражаются в учетной системе головной организации, тог возникает необходимость об идентичности плана счетов в разрезе аналитических счетов.
При построении унифицированного плана счетов использовались следующие основные принципы:
- унификация первого сегмента (субсчета российского плана счетов). За основу взят план счетов Балтики-СПб.
- унификации второго сегмента. За основу взяты строки финансовой отчетности ВВН.
- согласование структуры центров стоимости и перечни расходов для всех типов центров стоимости.
- согласованная методика трансформации Российской финансовой отчетности в форматы отчетности ВВН и GААР.
- утвержденная методика использования четвертого сегмента плана счетов («Расположение») для отражения в учете данных объеденной компании:
- разделение учетных операций филиала в консолидированной базе данных.