Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ управления ценовой политикой предприятия на примере ООО «Тонус».
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
1. Ввести понятие ценовой политики предприятия, обозначить цели ценовой политики предприятия;
2. Описать ценовые стратегии и методы ценообразования;
Введение.
Одним из наиболее сложных и трудно
формализуемых элементов
В условиях рыночной экономики успех
любого предприятия или
Но за последнее время получили широкое развитие иные, неценовые факторы конкуренции. Тем не менее, цена сохраняет свои позиции как традиционный элемент конкурентной политики и оказывает очень большое влияние на рыночное положение и прибыль предприятия.
Сейчас уже сложно найти компании, недооценивающей преимущества грамотного ценообразования. Большинство компаний уже давно отошло от практики использования исключительно затратных методов и пользуется всем арсеналом стратегических методов ценообразования. Соответствующие стратегии создаются еще на стадии разработки товара и отлаживаются для всех стадий его жизненного цикла.
Каждая фирма подходит к проблемам ценообразования по-своему. В мелких фирмах цены обычно устанавливаются главным руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования, как правило, занимаются управляющие среднего уровня. Но и здесь высшее руководство дает общие установки, формирует цели политики цен, утверждает цены, предложенные руководителями низших эшелонов.
Целью курсовой работы является анализ управления ценовой политикой предприятия на примере ООО «Тонус».
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
1. Ввести понятие ценовой политики предприятия, обозначить цели ценовой политики предприятия;
2. Описать ценовые стратегии и методы ценообразования;
3. Проанализировать ценовую политику, использующуюся в ООО «Тонус»;
4. Выдвинуть рекомендации по совершенствованию ценовой политики ООО «Тонус».
Для выполнения курсовой работы были использованы работы и труды таких авторов как Ансофф И., Тарасевич В.М., Дойл П., Иванова Н.В., Князева И.В., Котлер Ф., Крейнина М.А., Липсиц И.В., Макконнелл К.Р., Брю С.Л. и др.
Глава 1. Теоретические основы формирования и управления ценовой политикой на предприятии.
В настоящее время в Российской Федерации довольно прочно утвердились рыночные отношения практически во всех отраслях национальной экономики. Началом этого процесса многие экономисты небезосновательно считают введение либерализации цен в 1992 году. Последнее означало, что на смену плановому ценообразованию и жёсткому регулированию цен со стороны государства пришло рыночное конкурентное ценообразование. Такой переход поставил многие предприятия в непривычные для них условия рынка. При этом руководители предприятий лишились основных отработанных десятилетиями рычагов управления и критериев ведения хозяйственной деятельности. В новых условиях именно цена товара оказалась тем рычагом экономического механизма, от которого во многом стало зависеть благополучие предприятия, размеры его доходов и расходов, положение относительно конкурентов и многое другое. Необычным для корпуса высшего менеджмента стало и то, что цена оказалась управляемым параметром.
Однако методология
В условиях действия
рыночных отношений цена является
важнейшей экономической категорией,
оказывающей влияние на экономическое
положение всех субъектов хозяйствования
от отдельных физических лиц
до предприятия и государства
в целом. Без отлаженной системы
цен и ценообразования невозможно
регулирование и
§1. Принципы и цели формирования ценовой политики предприятия. Виды методов ценообразования.
Теоретические
основы ценообразования являются частью
микроэкономики — академической
науки, большинство предпосылок, допущений,
положений и моделей которой
или не отражают всех красок реальной
действительности, в которой функционируют
предприятия, или трудновыполнимы,
а нередко и вообще невыполнимы
на практике. По этой причине микроэкономическая
теория имеет ряд ограничений
при практическом применении. Опираясь
на основные положения этой науки, предприятия
вырабатывают собственные ценовые
решения, ориентируясь на достижение целей,
стоящих перед ними в каждый конкретный
момент времени. Цена является одним
из важнейших элементов
В последние годы разрыв между микроэкономикой и маркетингом стал сокращаться вследствие проведения широких исследований в области цен.
Цена, своего рода, это денежное выражение ценности продукта, услуги, фактора производства в процессе обмена1. Исходя из данного определения цены, следует вывести понятие ценовой политики, трактаций которой существует множество.
Тарасевич В.М. утверждает: «Ценовая политика является составной частью общей политики предприятия на рынке. Слово «политика» означает искусство возможного. Эта характеристика в полной мере относится и к определению ценовой политики. Ценообразование – это искусство, так как оно осуществляется в условиях высокой степени неопределенности»2.
Политика цен предприятия – это деятельность, направленная на максимальное извлечение и использование возможностей, заложенных в сфере ценообразования, для создания успешного потенциала, с которым предприятие может долго преодолевать конкуренцию за покупателя и достигать своих целей3.
Некоторые экономисты придерживаются мнения о том, что ценовая политика – это модель или механизм принятия решений о поведении предприятия на основных типах рынков для достижения поставленных целей хозяйственной деятельности4.
Данные определения имеют различное изложение, но смежный смысл. Объединяя данные понятия в единое целое, следует сделать вывод, что ценовая политика состоит в том, что предприятие устанавливает цены на таком уровне и так изменяет их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы обеспечить достижение кратко- и долгосрочных целей (овладение определенной долей рынка, завоевание лидерства на рынке, получение запланированной суммы прибыли, выживание фирмы и т.д.). При этом она должна корректироваться с учетом жизненного цикла товаров.
Ценовая политика включает в себя тактико-оперативные акции, информационную систему (инструменты сбора, анализа, модели), организационные решения (структурные и процессуальные аспекты).
Тактико-оперативные акции включают в себя: формирование краткосрочных уровней, структур цен, дифференциацию цен, вариацию цен, политику ценовых линий, продвижение цен. Применение тактико-оперативных акций должно координироваться и следовать стратегическим целям предприятия, чтобы в целом обеспечить его как можно большей действенностью на рынке. Поэтому ценовая политика нуждается в стратегической базе (ценовой стратегии). Без осмысления целей политики цен нет большой пользы от применяемых ценовых стратегий, акций, инструментов.
Анализируя понятие ценовой политики, следует выделить три основные цели ценовой политики: обеспечение выживаемости предприятия, максимизация прибыли и удержание рынка. Обеспечение выживаемости предприятия — главная цель фирмы, осуществляющей свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителей с аналогичными товарами. Важными компонентами данной ценовой политики являются: объем сбыта (продаж) и доля на рынке. Для захвата большей доли рынка и увеличения объема сбыта используются заниженные цены.
К максимизации прибыли стремятся
не только компании, имеющие устойчивое
положение на рынке, но и не уверенные
в своем будущем фирмы, пытающиеся
максимально использовать выгодную
конъюнктуру рынка. В этих условиях
фирма делает оценку спроса и издержек
применительно к разным уровням
цен и останавливается на таких
ценах, которые обеспечивают максимальную
прибыль. Удержание рынка состоит
в сохранении фирмой существующего
положения на рынке или благоприятных
условий для своей деятельности
Собственно для достижения этих основных целей следует соблюдать важнейшие принципы ценообразования, такие как: научная обоснованность цен, непрерывность процесса образования цен, единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен. Рассмотрим названные принципы подробнее.
Принцип научности обоснования цен. Речь идет о необходимости учета объективных экономических законов. Научной обоснованности установления цен способствует тщательный сбор и анализ информации относительно действующих цен, уровня издержек, конъюнктуры рынка, других рыночных факторов. Особое значение приобретает прогнозирование макро- и микроэкономических показателей. Полнота информационного обеспечения процесса ценообразования становится ключевым моментом в обосновании уровня цен.
Принцип целевой направленности цен состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен, например, проблемы социальной защиты населения или проблемы целевой ориентации цен на освоение новой, прогрессивной продукции, повышения ее качества. С этой целью у нас (и за рубежом, например, в США) на определенный период времени допускается установление цен на принципиально новые виды продукции, обеспечивающие максимальную (монопольную) прибыль.
Целевые приоритеты и целевая направленность цен изменяются на каждом этапе развития экономики.
Принцип непрерывности процесса ценообразования проявляется в следующем. Во-первых, в своем движении от сырья до готового изделия продукция проходит ряд этапов, на каждом из которых она имеет свою цену. Во-вторых, в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоением новых. С развитием рыночных отношений и усилением конкуренции этот процесс будет становиться все более динамичным.
Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен состоит в том, что государственные органы обязаны их контролировать. Этот контроль распространяется, прежде всего, на продукцию и услуги тех отраслей, по которым осуществляется государственное регулирование цен. Это – продукция и услуги предприятий и отраслей-монополистов: газ, электроэнергия, услуги транспорта и т.д.
Такой контроль осуществляется
и по тем товарам, в отношении
которых действует режим
В случае нарушения дисциплины цен на предприятии или в организации на виновников налагаются административные и экономические санкции (штрафы и др.)6.
Очевидно, что правильно установленная цена должна полностью возмещать все издержки производства, распределения и сбыта товара, а также обеспечивать получение определенной нормы прибыли. Возможны 2 группы методов ценообразования: затратный и ценностный методы. В свою очередь к первой группе относятся такие методы как метод полных затрат, метод прямых затрат, метод предельных затрат, метод структурной аналогии. Для того чтобы объяснить принцип ценностных методов в данной работе будет последовательно рассмотрен такой метод, как определение цены с ориентацией на полезность продукции.
В отечественной практике затратные методы применяются при установлении цен:
- на принципиально новую продукцию, когда ее невозможно сопоставить с выпускаемой продукцией, и недостаточно известна величина спроса;
- продукцию, производимую по разовым заказам с индивидуальными особенностями производства (строительные, проектные работы, опытные образцы);
- товары и услуги, спрос на которые ограничен платежеспособностью населения (ремонтные услуги, продукты первой необходимости).
Затратные методы достаточно популярны не только в отечественной практике ценообразования, но и в зарубежной. Во-первых, производители всегда лучше осведомлены о своих затратах, чем о потребительском спросе. Поэтому затратные методы считаются достаточно простыми. Во-вторых, они являются наиболее справедливыми по отношению и к продавцам, и к покупателям. При достаточно высоком спросе продавцы не наживаются за счет покупателей и вместе с тем получают необходимую прибыль для нормальной деятельности. Наряду с достоинствами затратные методы имеют и недостатки, связанные с невозможностью учета при установлении цены спроса, потребительских свойств товаров.
Информация о работе Управление ценовой политикой на примере ООО «Тонус»