Видение развития и миссия предприятия как основа для генерального целевого планирования деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 01:06, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – подробно изучить проблемы генерального целевого планирования и выявить взаимосвязь целей генерального планирования с миссией предприятия, его развитием.
Задачи курсовой работы:
Рассмотреть теоретические вопросы, связанные с генеральным целевым планированием на предприятии;
Выявление проблем генерального целевого планирования;
Провести анализ процесса планирования на примере предприятия ОАО «Газпром».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3
Раздел 1: Теоретическая часть…………………………………………………………………..5
I Стратегическое (генеральное) управление………………………………………………….5
Продукт генерального целевого (стратегического) управления……………………...5
Объект генерального целевого управления в организации…………………………...8
Проблемы организации, относящиеся к сфере стратегического управления………. 9
Этапов стратегического управления…………………………………………………..10
Суть процесса формирования стратегии организации……………………………….13
II Видение, миссия и цели организации……………………………………………………..15
Какова роль стратегического видения в формировании……………………………15
стратегии организации
В чем отличие понятий «миссия», «стратегические установки»,
«цели» и «задачи» в стратегическом управлении…………………………………...16
Какую роль миссия организации играет в ее деятельности и развитии…………...17
Как формируется миссия организации………………………………………………18
Зачем и как в организации вырабатываются стратегические установки………….19
Как формируются стратегические цели организации………………………………20
Каким образом обеспечивается единство миссии, целей и стратегии
организации и их непротиворечивость……………………………………………...22
Какие методы используются при формировании системы
стратегических целей организации………………………………………………….23

Раздел 2: Практическая часть: анализ стратегии развития и
генерального планирования ОАО « Газпром»………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………………35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по планированию.docx

— 122.32 Кб (Скачать документ)

• бизнес (виды бизнеса), в котором  организация хотела бы находиться, и рыночная позиция, которую хотела бы контролировать;

• потребности покупателей и группы потребителей, которые организация  хотела бы обслуживать (целевая группа);

• конкретные результаты, которых хотела бы достичь организация?

     З. Как организация может достичь  желаемого руководством состояния,  что необходимо предпринять, чтобы  соответствовать стратегическому  идеалу?

     Ответ на эти три основных  вопроса составляет основное  содержание деятельности по стратегическому  управлению организацией, что позволяет  в дальнейшем принять следующие  стратегически важные решения:

• создать «путеводитель» развития компании: важные этапы и альтернативы реализации стратегических целей, критерии эффективности  развития и текущей деятельности организации, предполагаемые угрозы и  возможности в долгосрочной перспективе, сценарии развития отдельных бизнес-единиц и организации в целом;

• определить, какие позиции бизнеса  на рынке собирается контролировать организация в долгосрочной перспективе: усиление или сохранение текущих  рыночных позиций, определение неперспективных  видов бизнеса и подготовка к  выходу из них, добавление новых привлекательных  видов деятельности;

• мотивировать следование персонала  долгосрочным принципам развития;

• придать ярко выраженную индивидуальность организации.

     Формирование стратегии базируется на развитии стратегического видения и миссии организации, что включает в себя назначение на ключевые должности людей, обладающих не только глубокими теоретическими знаниями и/или богатым практическим опытом в своей профессиональной области, но способных интуитивно определять рыночные тенденции конъюнктурной динамики и приоритеты  внутреннего развития организации, а также находить творческие, нестандартные и неожиданные конкурентные решения. Формирование команды единомышленников, обладающих общим стратегическим видением, позволяет организации разработать непротиворечивую миссию организации, сформулировать генеральную цель организации в соответствии с ее миссией, выработать согласованные стратегические установки, определить стратегические задачи соответствующих хозяйственных подразделений - т. е. выстроить всю стратегическую вертикаль управления.

     Формирование стратегии логически  предопределяется теми стратегическими  целями и задачами, которые поставлены  перед организацией с целью  развития стратегического видения  и миссии. Если цели и задачи  определяют результаты производственно-хозяйственной  и коммерческой деятельности  организации, то стратегия - методы, формы и условия достижения стратегических ориентиров. Следует иметь в виду, что в отличие от миссии, целей и задач, которые остаются стабильными в долгосрочной перспективе, стратегии сочетают в себе общее стратегическое направление и адаптивную реакцию на изменение внешних условий. Таким образом, стратегии представляют собой гибкий инструмент текущей реализации стратегических целей и задач. Обеспечение стратегической гибкости достигается разработкой нескольких вариантов  сценариев развития организации - стратегических альтернатив, из которых реализуется та из них, которая в наибольшей степени соответствует текущей ситуации, а также состоянию внутренней и внешней среды организации. Кроме того, реальная стратегия организации дополняется оперативными решениями, которые принимаются в случае возникновения непредвиденных ситуаций. Таким образом, стратегия организации отличается определенной динамичностью (относительно стратегического видения, миссии, целей и задач): в нее вносятся изменения по мере развития внутренней и внешней среды на основе фактических результатов реализации запланированных действий.

     Формирование стратегии включает  в себя разработку стратегического  плана, главным назначением которого  является обеспечение реализации  поставленных стратегических целей  и задач. В стратегическом плане  представлены миссия, цели и задачи  организации, определены принципы  принятия управленческих решений  (операционная политика подразделений), критерии эффективности выполнения  поставленных целей и задач,  закрепление системы ответственности  и распределение всех видов  ресурсов в соответствии со  стратегическими приоритетами. Как  правило, стратегическая программа  (план) разрабатывается на период 1-3 года, однако периодически в  нее вносятся корректировки по  мере развития организации и  изменения внешней среды.

     Определение стратегии организации  предполагает принятие принципиальных  решений по следующим проблемам  организации:

• пути увеличения бизнеса;

• наиболее полное удовлетворение потребителей;

• принятие определенных мер в соответствующих  областях с целью превзойти конкурентов;

• реакция на изменение рыночных условий;

• стратегические цели и задачи каждой функциональной подсистемы и каждого  вида бизнеса, дальнейшее развитие производственных мощностей;

• обеспечение достижения стратегических и финансовых целей.[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Видение, миссия и цели организации

 

1.Какова роль стратегического видения в формировании стратегии организации

 

     Для формулирования генеральной  цели организации основополагающим  является наличие у руководства  организации видения, т. е. представления  о том, чем организация является  в настоящем, какой она должна  стать в будущем, к чему нужно  стремиться, какую пользу она  должна приносить обществу.

Видение - это идеальное представление, желаемый образ организации, комплексное  осмысление событий и стратегической ситуации будущего. Оно мотивирует коллектив сотрудников на достижение желаемого образа организации.

     Стратегическое видение концентрируется  на будущих аспектах бизнеса  фирмы:

• Какой фирма стремится стать?

• Какие потребности потребителей фирма собирается обслуживать?

     Носителем видения является генеральный  менеджер организации: это его  личное представление о будущем  организации и ее положении в окружающей среде. Именно видение расположено в вершине стратегической пирамиды, от него в конечном итоге зависят состав и содержание элементов стратегического выбора. Неслучайно со сменой высшего руководства организации, как правило, во все элементы корпоративной стратегии вносятся существенные коррективы. Известны случаи, когда смена лидера приводила к полному перепрофилированию деятельности компании и выходу из первоначального бизнеса: по сути, под известной маркой создавалась новая компания, соответствующая представлениям высшего руководства об эффективном и стабильном бизнесе.

     Видение во многом субъективно  и неотъемлемо от личности  лидера. Широко распространено мнение, что видение - это особый дар,  талант, индивидуальные ментальные  особенности руководителя. В некоторых  публикациях утверждается, что «видению  нельзя научиться, можно только  совершенствовать свои способности  и повышать эффективность их  применения». Такая позиция позволяет  объяснить феномен успеха даже  в тех организациях, где стратегическое  управление формировалось стихийно  и неформально, без проведенного  по всем правилам стратегического  анализа внутренней и внешней  среды и обоснования выбора  стратегических альтернатив. Подтверждением  субъективности видения является  тот факт, что, получая одно  и то же образование в области  стратегического управления, менеджеры  достигают различных результатов  в своей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

2. В чем отличие понятий «миссия», «стратегические установки», «цели» и «задачи» в стратегическом управлении

 

      Миссия фокусируется на текущей  предпринимательской деятельности  организации и определяет направления  развития компании. Нередко в  миссии не формулируются конкретные  количественные значения важнейших  показателей, определяющих конкурентоспособность  организации. Она представляет  собой констатацию стратегического  видения руководства относительно  конкурентной позиции организации  и характеризует положение и  взаимодействие организации с  внешней средой. Миссия определяет  общее направление развития организации.  Стратегические установки ориентированы  вовнутрь организации, они нацелены  на мобилизацию персонала для  достижения целей и задач. По  сравнению с миссией формулировки  целей более конкретны и имеют  количественные оценки.

     В стратегическом управлении  определение целей складывается  из следующих этапов:

     1. Преобразование видения в специфические  исполнительские цели (как правило,  с помощью  what-if анализа).

     2. Создание критериев контроля  достижения целей в виде конкретно  и однозначно определяемых количественных  и качественных показателей индикаторов  успешности реализации поставленных  целей и задач. При этом следует  иметь в виду, что если не  удается найти конкретных критериев  достижимости цели, возникает необходимость  пересмотра стратегических целей,  уточнение их формулировок и  интерпретации.

     З. Стимулирование организации  к тому, чтобы она могла стать  изобретательной и сфокусированной  при реализации стратегии, т.  е. при неизменности курса стратегического  развития организации ее реальные  стратегии должны быть достаточно  оригинальны, при этом необходимо  обеспечить их соответствие текущей  ситуации на рынке и внутри  организации.

 

     4. Разработка процедур (внутрифирменных  правил принятия решений), направленных  на предотвращение чрезмерного  роста издержек, если цели требуют  гибкости и адаптации к изменению  ситуации.

     Стратегические задачи связаны  с проблемами, которые возникают  как во внешней сфере организации,  так и внутри нее при реализации  выбранной организацией стратегии.

     Стратегическая задача — это  проблема, связанная с предстоящим  событием вне организации или  внутри нее, которое может повлиять  на способность организации достигать  поставленных целей. В литературе  стратегические задачи разделяют  на задачи, связанные с новыми  открывающимися возможностями или  сильными сторонами фирмы, которые  важно использовать, и задачи, связанные  с внешними угрозами или слабыми  сторонами организации.

     Задачи имеют конкретное измерение  и временную привязку. В системе  стратегического контроля по  каждой задаче определяется ответственность,  а за ее исполнение отвечает  конкретный работник или подразделение.

     План-программа - это комплекс  мер, направленный на реализацию  выбранной стратегии или стратегической  задачи, сбалансированный по срокам, исполнителям и ресурсам. Каждая программа включает различные проекты или работы, в ходе которых решается общая задача.

 

3. Какую роль миссия организации играет в ее деятельности и развитии

 

     На вершине иерархической пирамиды  вслед за видением располагается  миссия (генеральная цель) организации.  Она детализирует общественный  статус организации и создает  ориентиры фирмы для определения  целей и стратегий на различных  уровнях управления. В стратегическом  управлении миссия (генеральная  цель) организации не идентична  заданию или плану, какую следует  получить прибыль в течение  10-15 лет, а представляет собой  определение - что надо сделать,  чтобы получить прибыль в запланированном  объеме.

     В современной теории и методологии  стратегического управления нет  однозначного подхода к формулированию  миссии организации. Миссия может  формулироваться в одном из  следующих направлений

• миссия-политика - определяет основополагающие, применяемые в настоящем и сохраняющиеся в перспективе принципы деятельности организации, долгосрочные правила принятия управленческих решений, направления формирования отношений с внешней средой (партнерами, клиентами, стейк-холдерами, государством и общественностью); миссия-политика призвана сформировать имидж организации, ее место и роль в обществе, она наделяет организацию своей собственной индивидуальностью и определяет курс ее развития;

• миссия-ориентация - объединяет цели и задачи организации, выстраивает их в едином направлении; преимущественно миссия-ориентация разрабатывается для определения внутренней деятельности организации, задача ее формулирования - развивать организационную культуру в компании, способствующую стабилизации и усилению конкурентной позиции; миссия-ориентация представляется как методическое обеспечение принятия управленческих решений, совокупность слоганов и лозунгов, побуждающих персонал проявлять лояльность компании и подготовляющих компанию для будущей деятельности;

• миссия-предназначение - характеризует положение организации во внешней среде: конкурентную позицию в отрасли, вклад в развитие экономики страны, региональный статус, влияние на глобальные экономические процессы, значение для общества, социальную роль, имидж, вклад в развитие цивилизации, место в системе экологической безопасности и др.; при формулировании миссии-предназначения перед высшим менеджментом главной является задача идентификации организации во внешней среде, ее восприятие всеми участниками экономической и предпринимательской деятельности;

• бизнес-идея - конкретизирует виды деятельности, которые развивает организация: предпринимательская деятельность, которой придерживается организация  в настоящем и к которой  стремится в будущем, текущая  и будущая рыночные позиции, текущая  и будущая группы потребителей, тип  организации, который стремится  сформировать лидер; для формирования бизнес-идеи необходимо: 1) установить потребности, которые удовлетворяет или собирается удовлетворять организация;2) выделить целевую группу клиентов (потребителей), чьи потребности определяют отрасль деятельности организации; З) создать технико-технологическое обеспечение, позволяющее наиболее эффективно и качественно работать организации в выбранной отрасли и с определенной группой клиентов.

  При формулировании миссии организации  также возможно отражение нескольких  или всех вышеперечисленных ее  аспектов.[5]

 

 

4. Как формируется миссия организации

Информация о работе Видение развития и миссия предприятия как основа для генерального целевого планирования деятельности предприятия