Видение развития и миссия предприятия как основа для генерального целевого планирования деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 01:06, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – подробно изучить проблемы генерального целевого планирования и выявить взаимосвязь целей генерального планирования с миссией предприятия, его развитием.
Задачи курсовой работы:
Рассмотреть теоретические вопросы, связанные с генеральным целевым планированием на предприятии;
Выявление проблем генерального целевого планирования;
Провести анализ процесса планирования на примере предприятия ОАО «Газпром».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3
Раздел 1: Теоретическая часть…………………………………………………………………..5
I Стратегическое (генеральное) управление………………………………………………….5
Продукт генерального целевого (стратегического) управления……………………...5
Объект генерального целевого управления в организации…………………………...8
Проблемы организации, относящиеся к сфере стратегического управления………. 9
Этапов стратегического управления…………………………………………………..10
Суть процесса формирования стратегии организации……………………………….13
II Видение, миссия и цели организации……………………………………………………..15
Какова роль стратегического видения в формировании……………………………15
стратегии организации
В чем отличие понятий «миссия», «стратегические установки»,
«цели» и «задачи» в стратегическом управлении…………………………………...16
Какую роль миссия организации играет в ее деятельности и развитии…………...17
Как формируется миссия организации………………………………………………18
Зачем и как в организации вырабатываются стратегические установки………….19
Как формируются стратегические цели организации………………………………20
Каким образом обеспечивается единство миссии, целей и стратегии
организации и их непротиворечивость……………………………………………...22
Какие методы используются при формировании системы
стратегических целей организации………………………………………………….23

Раздел 2: Практическая часть: анализ стратегии развития и
генерального планирования ОАО « Газпром»………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………………35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по планированию.docx

— 122.32 Кб (Скачать документ)

     Метод дельфи (метод Дельфийского оракула) — один из стареющих экспертных методов, применяемых в истории человеческой цивилизации. Его основы, как показывает название, были заложены еще в Античной Греции. Метод основан на вынесении вердикта по какой-либо конкретной проблеме независимыми экспертами. Современные компьютерные технологии существенно упростили процедуру проведения экспертизы, однако принципы ее проведения остаются неизменными в течение столетий. Экспертиза проводится в виде анонимного письменного ответа на вопросы по какой-либо проблеме: каждый эксперт, изолированный от других и нередко даже не подозревающий о численности и составе экспертной группы, высказывает свое суждение; затем все суждения обобщаются и обрабатываются таким образом, чтобы полностью лишить индивидуальных особенностей стиля конкретных экспертов; результаты обработки раз даются экспертам для ознакомления, после чего они снова отвечают на поставленные ранее вопросы. Процедура повторяется до тех пор, пока все эксперты не придут к единому мнению. Как показывает практика, как привило, консенсус достигается через 3—4 итерации либо мнения экспертов поляризуются вокруг двух противоположных то чек зрения. В обоих случаях экспертизу прекращают, а на ее основе принимают то или иное решение. Метод дельфи используется в стратегическом управлении при формулировании миссии организации, разработке конкурентных стратегий, проведении стратегического анализа (особенно в условиях ограниченности информации или не достаточной транспарентности рынка) и др.

     Метод «сценарии будущего» в  стратегическом управлении занимает  особое место. Однако в открытой  литературе он встречается редко,  так как практические сценарии  содержат много конфиденциальной  информации и организации стараются  их не публиковать. Его сущность  состоит в разработке и анализе  возможных сценариев раз вития  организации и/или условий осуществлению  возможных стратегий.[10]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Практическая часть

Анализ  развития и генерального планирования на примере предприятия

ОАО «Газпром»

1. Стратегическое планирование ОАО « Газпром»

1.1. Характеристика организации ОАО «Газпром»

 

Термин ОАО «Газпром» относится  к головной компании Группы Газпром - Открытому акционерному обществу «Газпром». Под Группой Газпром, Группой или Газпромом следует  понимать совокупность компаний, состоящую  из ОАО «Газпром» и его дочерних обществ. Специфика «Газпрома» заключается  в том, что он одновременно является и производителем, и поставщиком  энергоресурсов, располагая мощной ресурсной  базой и разветвленной газотранспортной инфраструктурой. Благодаря географическому  положению России у «Газпрома» есть возможность стать энергетическим мостом между рынками Европы и  Азии, осуществляя поставки собственного газа и оказывая услуги по транзиту газа других производителей.

«Газпром» может выступить связующим  звеном между поставщиками и потребителями  углеводородного сырья не только европейского, но и азиатского рынков, способен учитывать мнения всех заинтересованных сторон, содействовать поиску баланса  интересов участников глобального  энергетического взаимодействия.

Группа располагает одной из крупнейших в мире систем газопроводов и обеспечивает основную часть добычи природного газа и его транспортировку  по трубопроводам высокого давления в Российской Федерации. Также она  является крупнейшим экспортером природного газа в европейские страны, осуществляет добычу нефти и производство нефтепродуктов.

В 2010 г. среднесписочная численность  работников Группы достигла 436,1 тыс. человек. При этом среднесписочная численность  работников основных обществ Группы Газпром по добыче, транспортировке, подземному хранению и переработке газа в 2010 г. составила 224,8 тыс. человек, Газпром нефти - 44,4 тыс. человек, Сибур Холдинга - 81,2 тыс. человек

 

Система непрерывного фирменного профессионального  образования персонала, которую  проводит Газпром, способствует повышению  эффективности выполнения производственных задач трудовыми коллективами. Обучение руководителей и специалистов проводится на базе 18 образовательных учреждений, обучение рабочих - в образовательных  подразделениях по подготовке кадров, действующих в составе 22 основных газодобывающих и газотранспортных обществ.

Газпром позиционируется как вертикально  интегрированная компания, которая  предполагает объединение в рамках одной компании производства исходных компонентов производственного  цикла, их переработку, распределение, продажу продуктов переработки  и другие мероприятия.

Данный тип организационной  структуры управления означает деятельность во всем цикле продукта - от разведки и разработки нефтяных и газовых  месторождений, транспортировки жидкой и газообразной продукции, комплексной  переработки продукта до его реализации конечным потребителям. В Газпроме все это сопровождается научными исследованиями и инновационным процессом, поэтому можно сделать вывод, что данная структура соответствует технологии. Общее количество принадлежащих Газпрому патентов составило 1 497, годовой экономический эффект от их использования превысил 2 млрд. руб.

ОАО «Газпром» уже несколько  лет проводит внутреннюю реформу, направленную на рост эффективности работы Общества. Основные задачи первого этапа реформы  выполнены. Усовершенствована структура  управления, более мобильными стали  регламентные процедуры, внедрены системы  бюджетирования.

Современное состояние объекта  и системы управления можно охарактеризовать как прочное и стабильное. В 2010 году капитализация ОАО «Газпром»  выросла на 21,18% и составила на конец года 329,563 млрд. долларов США, благодаря чему Газпром вошел  в тройку крупнейших энергетических компаний мира, уступая только китайской  PetroChina и американской ExxonMobil.

Газпром видит свою миссию в максимально  эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, выполнении с высокой  степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа.

Более подробно можно выделить следующие  основные цели Газпрома:

1. Наращивание объемов добычи  газа.

На Газпром приходится около 20% мировой и около 85% российской добычи газа. Добыча природного газа в 2010 году, по оперативной информации, составила 508,6 млрд. м3.

2. Своевременная поставка газа  российским и зарубежным потребителям.

3. Диверсификация маршрутов и  укрепление энергетической безопасности  Европы. Ведется подготовка к  реализации проекта освоения  Штокмановского месторождения на шельфе Баренцева моря, которое станет ресурсной базой для экспорта российского газа в Европу через «Северный поток». В июле 2010 года Газпром выбрал французскую компанию Total партнером для реализации первой фазы освоения Штокмановского месторождения.

4. Диверсификация рынков и продуктов.

Развитие нефтяного бизнеса - одна из стратегических целей Газпрома на пути становления глобальной энергетической компании. Приобретение «Сибнефти» позволило  компании стать одним из наиболее влиятельных игроков на нефтяном рынке России.

Масштабы деятельности ОАО «Газпром»  таковы, что имеют стратегическое значение для развития всей экономики  страны, затрагивают интересы огромного  количества людей. Отсюда вытекает ряд  важнейших принципов в деятельности Группы Газпром - относиться внимательно  к интересам общества, всецело  содействовать социально-экономическому развитию российских регионов, созданию в них благоприятного делового климата, поддержанию достойных условий  труда, социального и духовного  благополучия людей.

В этой связи Компания стремится  обеспечить устойчивое развитие своего бизнеса, уделяя повышенное внимание не только экономической, но и социальной составляющей. Газпром неуклонно  следует принципам социальной ответственности, которыми являются: газификация регионов страны, создание новых рабочих мест, реализация социальных программ для  персонала, спонсорство и благотворительность, проведение экологических и образовательных  акций, уплата налогов и др.

Таким образом, «Газпром» - не только один из важнейших участников мировых  энергетических рынков, способных внести значительный вклад в их стабилизацию и обеспечение глобальной энергетической безопасности, но и организация, чья  деятельность имеет большое социальное значение для огромного количества людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Стратегия  развития ОАО «Газпром»

 

Стратегической целью организации, ее структурных подразделений и  функциональных подсистем является становление ОАО «Газпром» как  лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых  рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.

Основной целью Газпром является повышение реализации продукции  не только на внутреннем рынке, но и  на международных рынках Дальнего зарубежья, СНГ и Балтии.

Приоритетами стратегии развития внутреннего рынка газа являются:

- переход от регулирования оптовых цен на газ к регулированию тарифов на услуги по его транспортировке при сохранении государственного регулирования цен в секторе поставок газа населению;

- формирование сектора торговли  газом по договорным ценам,  определяемым с использованием  формулы цены. Данный сектор c 2011 г. должен стать основным по объемам реализации газа. В соответствии с решением Правительства России планируется поэтапно довести внутренние цены на газ до уровня, обеспечивающего равную доходность от поставок газа на внешний и внутренний рынки (с учетом стоимости транспортировки и таможенных пошлин);

- расширение электронной и организация  биржевой торговли газом.

Газификация новых областей гарантирует  выполнение задач по обеспечению  надежности поставок российским потребителям и в условиях либерализации газового рынка предоставляет конкурентные преимущества Газпрому.

Маркетинговая стратегия ОАО «Газпром»  на внешних рынках предусматривает  развитие по следующим ключевым направлениям: сохранение достигнутых позиций  на европейском газовом рынке; диверсификация маршрутов и повышение надежности поставок газа в Европу; повышение  эффективности сбыта газа путем  выхода на конечного потребителя  и участия в сегменте производства электроэнергии; географическая диверсификация (выход на рынки Северной Америки  и стран АТР); выход в новые сегменты энергетического бизнеса, включая СПГ, разрешения на выброс СО2 и электроэнергетику. «Газпром» стремится к осуществлению постепенного перехода на экономически обоснованные ценовые уровни со странами региона и увеличению доступа к конечным потребителям путем участия в приватизации энергетических объектов. Это позволит минимизировать транзитные риски Группы.

 

С целью обеспечения возможности  маневра при определении этапов освоения месторождений в новых  газодобывающих регионах на территории России Газпром стремится развивать  сотрудничество в сфере освоения запасов газа, модернизации и развития ГТС в центрально-азиатских странах. Газовые ресурсы Центральной  Азии дают возможность выхода на новые  рынки сбыта при сохранении надежности поставок традиционным потребителям. Помимо основных видов деятельности Газпром реализует на рынке большое  количество продуктов нефтепереработки (масло, мазут и пр.), обладающие высоким  уровнем качества, что повышает их конкурентоспособность и расширяет  возможности выхода на международные  рынки.

Параметры изменения регулируемых оптовых цен на газ определяются Правительством Российской Федерации  как один из показателей прогноза социально-экономического развития России на трехлетний период. В целях поэтапного достижения равной доходности реализации газа на внешний и внутренний рынки в указанном прогнозе предусмотрены следующие параметры изменения цен на газ в расчете на год: на 25 % - в 2011 г., на 19,7 % - в 2012 г., на 27,7 % - в 2013 г. Уровень цен на газ в 2011 г. даже при такой ускоренной индексации только на 66 % будет возмещать потребности в инвестициях, необходимых для обеспечения поставки газа на внутренний рынок.

На внешнем рынке политический элемент в газовом ценообразовании  уходит на второй план, а в некоторых  случаях практически исчезает. Торговля газом со странами дальнего зарубежья  осуществляется по рыночным ценам.

В организации существует система  непрерывного фирменного профессионального  образования персонала ОАО «Газпром»  и его дочерних обществ по добыче, переработке и транспортировке  газа. В 2010 г. прошли обучение 35,6 тыс. руководителей и специалистов, что на 16,7 % больше, чем в 2009 г. По всем видам обучения (профессиональная подготовка, переподготовка, обучение вторым профессиям, повышение квалификации и техническая учеба) в 2010 г. в дочерних обществах по добыче, переработке и транспортировке газа прошли подготовку более 125 тыс. человек (в 2009 г. - 117,6 тыс. человек).

В последнее время ОАО «Газпром»  позиционирует себя как социально  ориентированная компания, однако остается еще ряд очень серьезных нерешенных социальных проблем. Из них наиболее болезненной является отток квалифицированных  кадров в другие организации ТЭКа, что вызвано недостаточным уровнем  благосостояния работников газовой  отрасли, занятых по основным специальностям (операторы, машинисты).

 

Россия обладает крупным потенциалом  на мировом энергетическом рынке. К  настоящему моменту в России открыто  и разведано более 3 тыс. месторождений  углеводородного сырья. Причем, разрабатывается  примерно половина из них. Более половины российской нефтедобычи и более 90% добычи газа сосредоточены в районе Урала и Западной Сибири. Большинство  месторождений этого региона  отличаются высокой степенью выработки, поэтому при сохранении его в  качестве основной углеводородной базы необходимо развивать и альтернативные регионы добычи.

Информация о работе Видение развития и миссия предприятия как основа для генерального целевого планирования деятельности предприятия