Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:06, курсовая работа
Целью данной работы было проследить историю формирования внешнего госдолга РФ, проанализировать современную ситуацию на рынке госдолга и рассмотреть возможные пути использования международного опыта управления внешним долгом в России.
1 Понятие, сущность и классификации государственного внешнего долга
1.1 Понятие и сущность государственного внешнего долга и бюджетного дефицита
1.2 Виды государственного внешнего долга
1.3 Методы управления государственным внешним долгом
1.4 Социально-экономические последствия внешнего долга
2 Внешний долг России: анализ динамики ситуации на рынке внешнего долга
2.1 Проблема внешнего долга в условиях СССР
2.2 Государственный внешний долг Российской Федерации
2.3 Анализ динамики и структуры государственного внешнего долга РФ
3 Зарубежный опыт управления внешним государственным долгом и возможности его использования в России
3.1 План Брэйди
3.2 Возможные пути решения проблемы внешней задолженности РФ
3.3 Возможности применения зарубежного опыта по управлению внешним госдолгом в РФ
Заключение
РЕФЕРАТ
Курсовая
работа содержит 50 с., 3 рисунка,
4 таблицы, 15 источников.
Государственный
долг, государственный долг внешний,
ВВП, бюджетный дефицит, капитальный внешний
государственный долг, текущий внешний
государственный долг, реструктуризация,
аннуляция, пролонгация,
секьюритизация, капитализация, конверсия,
план Брэйди, товарообменные сделки «долги
за природу»
Предметом
рассмотрения данной курсовой работы
является внешний госдолг РФ. Целью данной
работы было проследить историю формирования
внешнего госдолга РФ, проанализировать
современную ситуацию на рынке госдолга
и рассмотреть возможные пути использования
международного опыта управления внешним
долгом в России. Актуальность данной
темы обусловлена тем, что в настоящее
время проблема государственного долга
это ключ к макроэкономической стабилизации
в стране. Вопрос управления государственным
долгом находится в разряде первостепенных
для России.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Понятие, сущность и классификации государственного внешнего долга
1.1 Понятие и сущность государственного внешнего долга и бюджетного дефицита
1.2 Виды государственного внешнего долга
1.3 Методы управления государственным внешним долгом
1.4 Социально-
2 Внешний долг России: анализ динамики ситуации на рынке внешнего долга
2.1 Проблема внешнего долга в условиях СССР
2.2 Государственный внешний долг Российской Федерации
2.3
Анализ динамики и структуры
государственного внешнего
3 Зарубежный опыт управления внешним государственным долгом и возможности его использования в России
3.1 План Брэйди
3.2 Возможные пути решения проблемы внешней задолженности РФ
3.3
Возможности применения
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Внешний
долг является глобальной проблемой
всех государств. Крупнейшими должниками
выступают не только развивающиеся страны,
но и развитые, в том числе США, Германия,
Франция, Канада, Австралия.
Практически все страны, проводя экономические
преобразования, прибегают к внешним заимствованиям.
Рациональное использование внешних займов
способствует решению социально-экономических
проблем. Однако ограниченность собственный
финансовых ресурсов, не всегда эффективное
использование внешних заимствований,
нарушение сроков их погашения обусловили
значительный рост долга стран. Причем
в случае накопления большого объема задолженности
обслуживание долга может стать тяжелым
бременем для страны.
Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.
Целью данной работы было проследить историю формирования внешнего госдолга РФ, проанализировать современную ситуацию на рынке госдолга и рассмотреть возможные пути использования международного опыта управления внешним долгом в России.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время проблема государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.
Вопрос
управления государственным долгом
находится в разряде
1 Понятие, сущность и классификации государственного внешнего долга
1.1 Понятие и сущность государственного внешнего долга
Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.
Таким образом, в мировой экономике возникает проблема внешнего долга (внешней задолженности), которая является одной из наиболее острых и сложных проблем мировой экономики начала XXI века. Многие исследователи относят ее к глобальным проблемам современной мировой экономики. При этом рассматривается понятие так называемой «долговой экономики» (с учетом и внешнего, и внутреннего долга), основным признаком которой является постепенное приближение объема средств на обслуживание долга (т.е. на погашение текущих платежей и выплату процентов) к объему новых заимствований на внутреннем и внешнем рынке. Данная проблема актуальна и для современной России — в связи со значительными масштабами самого внешнего долга нашей страны, необходимостью отвлечения крупных средств для его обслуживания и сокращения, что существенно ограничивает возможности экономического роста в стране и т.д.
В определении размеров государственного долга существуют различные подходы. Размеры внешнего долга обычно соизмеряют с ВВП страны и объемом экспорта. Если внешний долг превышает 60% ВВП и/или затраты на обслуживание долга превышают 40% экспорта, то положение считается опасным1.
Голая констатация абсолютных размеров долга игнорирует объем ВНП. Можно утверждать, что богатая нация имеет большую возможность выдерживать государственный долг значительных размеров по сравнению с бедной нацией.
Глобальная проблема внешнего долга обострилась в 90-е годы. В 1993 г. сумма внешних долгов всех государств мира равнялась приблизительно 2 трлн. долл. В 1996 г. она уже превысила 3 трлн. долл., а в 2000 г. достигла 5,3 трлн. долл.
Государственный внешний долг выступает в качестве составной части государственного долга вообще, который в широком смысле слова можно охарактеризовать как взятые на себя и непогашенные финансовые обязательства государства и уполномоченных им органов перед резидентами и нерезидентами (юридическими и физическими лицами). Кроме того, есть и частный внешний долг — долговые обязательства частных компаний, банков и местных органов власти, не гарантированные государством2.
Под государственными внешними заимствованиями Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте.
Внешний долг государственный – заимствования, привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций), по которым возникают государственные финансовые обязательства3.
Внешний государственный долг – задолженность правительства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям. Выплата внешнего долга связана с перемещением реальных товаров и услуг за границу и чистым сокращением их потребления внутри страны.
Государственные
внешние заимствования
Право
осуществления государственных
внешних заимствований
Максимальные объемы государственного внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.
Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждается Программа государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата и общего объема заимствований. В ней оговариваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл.
Теория государственного долга неразрывно связана с теорией государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими при рассмотрении государственного долга.
Бюджетный дефицит – это превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Большинство правительств, как в развитых, так и развивающихся стран не могут покрыть доходами своих расходов, сводя госбюджет с дефицитом. Поэтому встает вопрос о допустимом размере дефицита, о его воздействии на экономику в краткосрочном и долгосрочном периоде и о способах его финансирования.
Непосредственным итогом бюджетных дефицитов является их накопленная сумма – государственный долг. Обслуживание государственного долга – это выплаты процентов по нему и выплаты основных сумм долга. Обслуживание долга – одна из форм расходов государственного бюджета. Со временем текущие займы превращаются в последующие налоги. Поэтому государства, имеющие большие долги, вынуждены постоянно к ним прибегать для погашения процентов по долгу. Покрывая старые долги, государство прибегает к еще большим займам. Критическим моментом, угрожающим стабильности экономики и нормальному денежному обращению, считается ситуация, когда задолженность превышает величину годового ВНП.
Государственный долг – неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, ростом предельных издержек, необеспеченной эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т. д.
Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга проявляется в выпуске займов для покрытия бюджетного дефицита, что приводит к последующему нарастанию долговых последствий. Увеличительное влияние на государственной долг оказывает и необходимость выплаты его с процентами.
При обсуждении проблемы государственного долга, прежде всего, необходимо обратить внимание на его качество. Потребность в заемных средствах обусловлена различными причинами. Например, дефицит финансовых ресурсов в бюджете может возникнуть в результате чрезвычайных обстоятельств (войн и локальных конфликтов, террористических актов и техногенных катастроф, крупных стихийных бедствий и т.д.), когда резервных фондов недостаточно и правительству приходится прибегать к дополнительным заимствованиям.