Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:06, курсовая работа
Целью данной работы было проследить историю формирования внешнего госдолга РФ, проанализировать современную ситуацию на рынке госдолга и рассмотреть возможные пути использования международного опыта управления внешним долгом в России.
1 Понятие, сущность и классификации государственного внешнего долга
1.1 Понятие и сущность государственного внешнего долга и бюджетного дефицита
1.2 Виды государственного внешнего долга
1.3 Методы управления государственным внешним долгом
1.4 Социально-экономические последствия внешнего долга
2 Внешний долг России: анализ динамики ситуации на рынке внешнего долга
2.1 Проблема внешнего долга в условиях СССР
2.2 Государственный внешний долг Российской Федерации
2.3 Анализ динамики и структуры государственного внешнего долга РФ
3 Зарубежный опыт управления внешним государственным долгом и возможности его использования в России
3.1 План Брэйди
3.2 Возможные пути решения проблемы внешней задолженности РФ
3.3 Возможности применения зарубежного опыта по управлению внешним госдолгом в РФ
Заключение
Государственный долг может быть следствием экономической политики государства. Идея привлечения займов для решения различных социально-экономических задач не редкость. Практически все страны мира прибегают к внешним источникам финансирования. Подавляющее их число имеет дефицитные бюджеты и испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, проведения социально-экономических преобразований, выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Хронический дефицит текущего платежного баланса характерен для Швеции, Испании, Австралии, Новой Зеландии и других государств.
Вместе с тем, бюджетный дефицит может также отражать кризисные явления в экономике – неэффективность экономической инфраструктуры, финансово-кредитных связей, денежно-кредитной, банковской и бюджетно-налоговой политики. В таких случаях требуется принятие срочных и действенных экономических мер по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства, а зачастую и соответствующих политических решений5.
Согласно статье 98 «Структура государственного долга Российской Федерации, виды и срочность долговых обязательств Российской Федерации» Бюджетного кодекса РФ в объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
1)
номинальная сумма долга по
государственным ценным
2)
объем основного долга по
3)
объем обязательств по
Существует
несколько классификаций
Государственный долг подразделяется
на капитальный и текущий.
Капитальный внешний государственный долг – внешний государственный долг, по которому срок платежа еще не наступил.
Текущий внешний государственный долг – внешний государственный долг, по которому срок уплаты наступает в текущем или ближайшем бюджетном году.
1.3 Методы управления государственным внешним долгом
Внешний долг – то есть долговые обязательства государства перед иностранными гражданами и институтами – действительно представляет собой экономическое бремя для страны. Эта часть государственного долга не является «задолженностью самим себе», и фактически выплата процентов и основной суммы такого долга требует передачи части реального продукта страны другим государствам.
Поэтому управление государственным долгом в последние годы в центре внимания российской экономической дискуссии. Основные методы управления представлены ниже.
Основной, традиционный метод – выплата долгов за счет золотовалютных резервов, что, конечно, ведет к обеднению страны, так как уменьшается золотой запас государства.
Другой метод – это реструктуризация, система мер по изменению условий кредитов: сроков, объемов, стоимости (процентов), что дает время государству для накопления и увеличения средств, предназначенных к выплате.
Аннуляция подразумевает полную отмену долга (применяется лишь в случае полного банкротства государства как должника).
Пролонгация — это удлинение сроков долга и погашения процентов.
Секьюритизация — это перепродажа облигаций госзаймов на открытом рынке (фондовой бирже).
Капитализация — это реструктурирование гособлигаций в частные акции через их перепродажу на бирже.
Допустим вариант выкупа долга с привлечением третьих стран – должников России, с последующим зачетом российских долговых обязательств за их задолженность.
Еще один метод управления госдолгом – конверсия, т.е. превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике недвижимость, участие в капитале. Так как Россия согласилась взять на себя обязательства по долгам СССР в обмен на признание ее прав на все его финансовые активы, то соответственно у СССР были страны-должники, которые задолжали около 50 млрд. долларов. Поэтому вполне резонно начать переговоры с зарубежными кредиторами о конверсии российских долгов советской эпохи в активы СССР. Такие переговоры особенно актуальны в связи с тем, что на Западе давно говорят о 100-процентном списании межгосударственных долгов беднейших стран мира, в число которых попадают многие должники России7.
1.4 Социально-экономические последствия внешнего долга
Многие экономисты считают, что основная тяжесть долга состоит именно в необходимости ежегодно отчислять процентные платежи, возникающие как результат государственного долга. При достижении определенного уровня платежей по обслуживанию государственного долга по отношению к ВНП государство теряет возможность дальнейшего экономического роста.
В целом же последствия государственного долга приводят к существенному сокращению возможностей роста потребления для населения данной страны, а также увеличению налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов.
Государственный долг может послужить источником реального экономического бремени для грядущих поколений, в частности потому, что под воздействием долга будущие поколения наследуют меньший запас инвестиционных товаров (средств производства), то есть меньшую "национальную фабрику". Такое событие связано с эффектом вытеснения, который заключается в том, что дефицитное финансирование приводит к росту процентных ставок и сокращению частных инвестиционных расходов. Если это происходит, то будущим поколениям достается экономика, обладающая меньшим производственным потенциалом, и, при прочих равных условиях, их уровень жизни окажется ниже, чем в ином случае.
Высокий уровень внешней задолженности оказывает негативное воздействие на развитие национальной экономики России по нескольким направлениям:
1. Усиливает зависимость РФ от иностранных государств, предоставивших кредиты, при принятии решений в области экономической политики;
2. Происходит сокращение объёма средств, которые могут быть направлены на инвестирование, что серьёзно ограничивает экономический рост или вовсе приводит к стагнации;
3. Ослабляет мотивация к достижению наилучших макроэкономических показателей, которые привлекут за собой требования о современном погашении долга в полном объёме;
4. Сокращение объёма средств, которые могут быть направлены на развитие социальной сферы, усиливается социальная напряженность;
5. Дестабилизируется денежно-кредитная ситуация;
6. Происходит ослабление позиций России на мировых рынках товаров и капиталов.
Совокупность
этих качественных показателей даёт
основания характеризовать экономическую
систему страны как долговую. Это означает,
что принятие большинства экономических
решений на государственном уровне тесно
связано, или даже зависит, от возможностей
по погашению и обслуживанию внешнего
долга. Именно поэтому построение грамотной,
научно обоснованной стратегии и тактики
управления внешней задолженностью и
их увязка с другими направлениями экономической
политики государства является на современном
этапе задачей исключительной важности8.
Для снижения угрозы внешней задолженности национальной экономики России требуется реализация ряда дополнительных мер:
1. Отказ от привлечения международных кредитов на государственном уровне;
2.
Разработка комплексной и ясной нормативной
базы по вопросам внешних заимствований.
2 Внешний долг России: анализ динамики ситуации на рынке внешнего долга
2.1
Проблема внешнего
долга в условиях
СССР
Структура внешнего долга нашей страны с точки зрения истории его возникновения и состава имеет принципиальное, существенное значение, так как к «старому» (унаследованному от СССР) и «новому» (собственно российскому) внешнему долгу со стороны кредиторов применяются разные подходы: реструктурированию (или списанию) подлежит (или может подлежать) только унаследованная от СССР часть внешнего долга, а «новый» (собственно российский) внешний долг не реструктурируется.
Для России проблема внешнего долга не является новой. До революции 1917 г. Российская империя занимала второе место в мире по величине внешнего долга и первое по затратам на его обслуживание. В январе 1918 г. Советское правительство аннулировало внутренние и внешние долги, но кредиторы не согласились с этим решением и Российской Федерации в 90-е годы пришлось вернуться к этому вопросу9.
Бывший СССР в послевоенный период был и крупным кредитором, и практически идеальным заемщиком: свои внешние заимствования он осуществлял умеренными темпами и обслуживал внешний долг строго по графику (и только в период 1985-1991 гг., т.е. в последние годы существования СССР, произошел резкий рост масштабов внешнего долга страны). Следует отметить одновременно с этим, что подлинные фактические данные о размерах внешнего долга СССР и его обслуживании, а также внешних активах страны длительное время были в основном закрыты для объективного анализа и в полной мере были проанализированы только в 90-е гг.
В первые послевоенные годы Советский Союз имел возможность получить значительные финансовые ресурсы, присоединившись к так называемому «плану Маршалла», рассчитанному на поддержку европейских государств, пострадавших в результате Второй мировой войны. Использование этих финансовых ресурсов позволило бы ускорить восстановление разрушенного народного хозяйства страны, однако руководство СССР избегало какой-либо внешней зависимости и ориентировалось на внутренние факторы экономического роста. В течение пяти послевоенных лет СССР получил только два кредита: от США в 1945 г. и от Швеции в 1947 г. Отсутствие внешних заимствований в этот период в определенной степени смягчалось поступлением репарационных платежей из Германии и ее бывших военных союзников.
В 50-е гг. принципиальных изменений в политике СССР в отношении внешних заимствований не произошло. Правительство в относительно небольшом объеме использовало краткосрочные и среднесрочные фирменные кредиты для финансирования импорта, предоставляя со своей стороны банковские кредиты импортерам. Некоторое смягчение международного политического климата и одновременно рост экономического потенциала страны способствовали тому, что с начала 60-х гг. для оплаты импортного оборудования для крупных объектов начали использоваться прямые долгосрочные кредиты банков ведущих промышленно развитых стран. Например, в 1964-1965 гг. Внешторгбанк СССР заключил с английскими, французскими и итальянскими банками девять долгосрочных соглашений о банковских кредитах сроком на 10-15 лет на общую сумму 480 млн. руб. Эти кредиты пошли на оплату поставок оборудования для химической и легкой промышленности, при этом кредиты обеспечивали 85% всех поставок, а остальные 15% СССР оплачивал самостоятельно. Подобная практика получила свое развитие и в дальнейшем, благодаря чему были построены многие крупные промышленные предприятия, игравшие структурообразующую роль в своих отраслях (например, кредиты на оплату товарных поставок и услуг автомобильного концерна «Фиат» для строительства Волжского автомобильного завода в Тольятти).
В этот же период получила свое развитие и постепенно стала приоритетной такая форма сотрудничества, как компенсационные сделки. Их особенность состояла в привлечении инвестиционных целевых кредитов, которые впоследствии, как правило, погашались поставками продукции предприятий, построенных с их помощью. Существенно то, что уже в самой схеме компенсационного кредитования закладывались определенные гарантии возвратности кредита (что не должно было вызвать проблем с погашением задолженности). Если же ввод в эксплуатацию новых предприятий не укладывался в сроки, предусмотренные кредитными договорами (в среднем 10—15 лет), то соответствующие поставки компенсировались за счет действующих предприятий, т.е. задолженности не возникало.