Внешний долг РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:06, курсовая работа

Описание

Целью данной работы было проследить историю формирования внешнего госдолга РФ, проанализировать современную ситуацию на рынке госдолга и рассмотреть возможные пути использования международного опыта управления внешним долгом в России.

Содержание

1 Понятие, сущность и классификации государственного внешнего долга
1.1 Понятие и сущность государственного внешнего долга и бюджетного дефицита
1.2 Виды государственного внешнего долга
1.3 Методы управления государственным внешним долгом
1.4 Социально-экономические последствия внешнего долга
2 Внешний долг России: анализ динамики ситуации на рынке внешнего долга
2.1 Проблема внешнего долга в условиях СССР
2.2 Государственный внешний долг Российской Федерации
2.3 Анализ динамики и структуры государственного внешнего долга РФ
3 Зарубежный опыт управления внешним государственным долгом и возможности его использования в России
3.1 План Брэйди
3.2 Возможные пути решения проблемы внешней задолженности РФ
3.3 Возможности применения зарубежного опыта по управлению внешним госдолгом в РФ
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Весь.doc

— 342.00 Кб (Скачать документ)

      По  графику отчетливо видно, что  с 2006 года наблюдается ещё большее снижение суммы долга – с 76,5 млрд. долл. до 37,6 млрд. в 2010 году.

      В 2005 году РФ выплатила Парижскому клубу кредиторов около 13 млрд. долл. США в счет досрочного погашения долга. Этим был завершен первый этап досрочного погашения части внешнего долга. В результате досрочного погашения кредитов 11 странам (Австралии, Великобритании, Голландии, Германии, Дании, Италии, Канаде, США, Франции, Финляндии и Швеции) Россия уже в 2005 году сэкономила на процентах 400 млн. долл. США бюджетных средств.

      В целом, планы по досрочному погашению долгов пред Парижским клубом позволят в период до 2020 года, по прогнозу Минфина РФ, сэкономить более 12 млрд. долл. США. А сэкономленные на процентах средства могут быть направлены на решение первоочередных социальных проблем14.

      Таким образом, за десятилетний период Россия уменьшила величину своего внешнего долга более чем в 4 раза. Это связано с выполнением обязательств России перед кредиторами, в первую очередь перед международными финансовыми организациями.

     Однако  весной 2010 года для покрытия дефицита госбюджета была осуществлена эмиссия облигаций внешних облигационных займов. Объем выпуска по номинальной стоимости составил 3500000000 (три миллиарда пятьсот миллионов) долларов США. Дата погашения облигаций –  29 апреля 2020 года.

     Таким образом, на 1 января 2011 года государственный внешний долг РФ равнялся 40 млрд. долл. США.

     Структура государственного внешнего долга РФ определяется исходя из программы государственных  внешних заимствований на соответствующий  финансовый год.

     Государственный внешний долг Российской Федерации по видам задолженности по состоянию на 1 апреля 2011 года приведен в таблице 2.

      Таблица 2 – Государственный внешний долг Российской Федерации по видам задолженности по состоянию на 1 апреля 2011

     млн. долларов США

Категория долга Величина
1 2
Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего Союза  ССР, принятые Российской Федерацией) 38 836,9
В том числе:  
Задолженность перед официальными кредиторами  – членами Парижского клуба, 
не являвшаяся предметом реструктуризации
692,1
Задолженность перед официальными кредиторами  – не членами Парижского клуба 1 608,2
Задолженность перед официальными кредиторами  – бывшими странами СЭВ 1 110,1
Коммерческая  задолженность бывшего СССР 56,2
Задолженность перед международными финансовыми организациями 2 959,3
Задолженность по внешним облигационным займам 29 820,0
     внешний облигационный заем с  погашением в 2015 году 2 000,0
     внешний облигационный заем с  погашением в 2020 году 3 500,0
Продолжение таблицы 2
1 2
     внешний облигационный заем с  погашением в 2018 году 3 466,4
     внешний облигационный заем с  погашением в 2028 году 2 499,9
     внешний облигационный заем с  погашением в 2030 году 18 353,7
Задолженность по ОВГВЗ 1 774,9
     в том числе:  
     ОВГВЗ VII серии 1 750,0
Государственные гарантии Российской Федерации в  иностранной валюте 816,1
 

     Процентное  соотношение по видам займов представлено в таблице 3.

Таблица 3 – Структура внешнего госдолга РФ

процентов

Категория долга Величина
Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего Союза  ССР, принятые Российской Федерацией) 100,0
В том числе:
Задолженность перед официальными кредиторами - членами  Парижского клуба 1,8
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба 4,1
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими  странами СЭВ 2,9
Коммерческая  задолженность бывшего СССР 0,1
Задолженность перед международными финансовыми  организациями 7,6
Задолженность по внешним облигационным займам 76,8
Задолженность по ОВГВЗ 4,6
Государственные гарантии Российской Федерации в  иностранной валюте 2,1
 

      Исходя  из приведенных данных, основную сумму  задолженности составляют внешние облигационные займы – 76,8%.  Их объем на рассматриваемую дату равняется более чем 28 млрд. долл. США. В состав входят внешние облигационные займы с погашением в 2015, 2018, 2020, 2028, 2030 годах, причем большая часть (более 18 млрд., или 61,5% всех облигационных займов) будет погашена только к 2030 году.

      Второе  место в объеме общего внешнего госдолга принадлежит задолженности перед международными финансовыми организациями – почти 3 млрд., или 7,6%.

      Примерно  равны доли задолженности по ОВГВЗ  и задолженности перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба – соответственно 4,6% и 4,1%.

      Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими  странами СЭВ равняется 1 110,1 млн. долл. США, что составляет 2,9%.

      Доля  государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте составляет 2,1%.

      Объем задолженности перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба на 1 апреля 2011 года равняется 692,1, что составляет менее чем 2% от общей суммы российского долга. Следует отметить, что ещё в 2005 году долг перед Парижским клубом составлял наибольшую часть (41,6% ) совокупного внешнего госдолга и равнялся 47,5 млрд. долл. США.

      Коммерческая  задолженность СССР составляет лишь 0,1 % или 56,2 млн. долл. США, в то время как в 2005 году её значение достигало 1,9 млрд. долл. США.

      Распределение  составляющих  внешнего  госдолга РФ  показано  на рисунке 2.

      

 

Рисунок 2 – Структура внешнего госдолга РФ 
 

     Как отмечалось выше, для объективной  и более точной оценки внешнего долга  его размеры необходимо соизмерять с ВВП. Если внешний долг превышает 60% ВВП, то положение считается опасным.

     Рассчитаем  долю внешнего госдолга РФ в объеме ВВП страны в динамике за 2003-2011 года. Данные приведены в таблице 4.

Таблица 4 – Доля внешнего госдолга в ВВП страны

Дата ВВП, в текущих  ценах, млрд. руб. Курс доллара США к российскому рублю, по курсу ЦБ РФ, руб. ВВП, млрд. долл. США Внешний госдолг, млрд долл. США Доля внешнего госдолга в ВВП страны, процентов
2003, 1 января 10819,2 31,7844 340,393786 125,7 36,9
2004, 1 января 13208,2 29,4545 448,4283821 121,7 27,1
2005, 1 января 17027,2 27,7511 613,5681418 114,1 18,6
2006, 1 января 21609,8 28,7825 750,7952919 76,5 10,2
2007, 1 января 26917,2 26,3311 1022,258902 52 5,1
2008, 1 января 33247,5 24,5462 1354,48718 44,9 3,3
2009, 1 января 41276,8 29,3916 1404,375712 40,6 2,9
2010, 1 января 38786,4 30,1851 1284,950925 37,6 2,9
2011, 1 января 44939,2 30,3505 1480,672573 40 2,7
 

     Основываясь на проведенных вычислениях, можно  сделать вывод, что размер внешнего госдолга РФ удовлетворяет критическим  значениям. Более того, доля его в  ВВП страны достаточно мала – менее 3 % за последние 3 года. На конец 2010 года уровень внешнего госдолга по отношению к ВВП сократился более чем в 13 раз по сравнению со значением 2003 года.

     На  протяжении 2000-2011 годов наблюдалось  сокращение внешнего госдолга РФ, что связано с выполнением обязательств страны перед кредиторами, в первую очередь перед участниками Парижского клуба и международными финансовыми организациями. Таким образом, можно сказать, что внешний долг России имеет положительную тенденцию к снижению, что оказывает благотворное влияние на экономику в целом. Поскольку внешний долг ложится на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определённые услуги, что бы оплатить проценты по долгу и сам долг.

     Россия  активно использовала возможности  досрочного погашения задолженности. По оценкам, экономия составит более 12 млрд. долл. США, или почти 10% от её государственного долга.

     Основываясь на приведённых выше данных, в заключение можно отметить качественное улучшение ситуации вокруг государственного внешнего долга Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3 Зарубежный опыт управления внешним государственным долгом и возможности его использования в России 

      3.1 План Брэйди

      В течение 90-х гг. План Брэйди стал основой нового  подхода к решению проблемы внешней задолженности и оставался одной из базовых моделей реструктуризации внешнего долга развивающихся стран15.

      Проблема  внешней задолженности развивающихся  стран впервые потребовала решения в середине 50-х гг. В 1956 г. Аргентина оказалась на грани банкротства и стала первой страной, получившей помощь Парижского клуба. Вскоре ее примеру последовали и другие страны. Однако первые программы рассрочки погашения внешней задолженности не принесли ожидаемых результатов.

      В начале 70-х гг. финансовое положение  развивающихся стран слегка улучшилось за счет притока средств коммерческих банков. На мировых кредитных рынках отмечался избыток ликвидных средств, вызванный отменой валютных ограничений в развитых странах в связи с распадом Бреттон-Вудской системы и необходимостью размещения нефтедолларов. Кроме того, высокий уровень инфляции в развитых странах (особенно в США) подталкивал крупные банки искать новые кредитные рынки с высокой маржой: ввиду роста номинальных процентных ставок процентные платежи по ранее предоставленным кредитам не покрывали операционные расходы. Кредитование развивающихся стран, особенно Латинской Америки, казалось беспроигрышным способом одновременно компенсировать потери по операциям на внутреннем рынке и завоевать новые рынки. Этому способствовало повышение экспортных цен на сырье в тот период и высокие темпы роста ВВП. Большинство кредитов были предоставлены государственным организациям развивающихся  стран,   а  источником  их  погашения должны   служить бюджетные средства.

      Во  второй половине 70-х гг. ситуация ухудшилась. Падение цен на сырье (включая нефть и нефтепродукты) привело к росту дефицитов торгового и платежного баланса развивающихся стран. Кроме того, антикризисная политика некоторых стран (блокирование процентных ставок на низком уровне и завышение курсов национальных валют), вызвала массовое «бегство» капитала, достигавшее порой половины суммы предоставленных им кредитов. Ситуация усугублялась тем, что на этот период приходились значительные выплаты по кредитам.

      Во-первых, закончились льготные периоды, и наступил срок погашения основного долга. Во-вторых, почти вдвое возрос объем процентных платежей. Это было обусловлено тем, что большинство кредитов предоставлялось в долларах США на условиях ставки ЛИБОР, которая выросла с 5,6% в 1975 г. до 16,4% в 1981 г.

      Страны-должники были вынуждены рефинансировать свои обязательства с помощью краткосрочных синдицированных кредитов на невыгодных условиях. К началу 1982 г. долг развивающихся стран перед коммерческими банками составил 362,7 млрд. долл., из них 44,1% приходилось на страны «большой четверки» – Аргентину, Бразилию, Венесуэлу и Мексику. В августе 1982 г.  Мексика (занимавшая второе  место  по объему внешнего долга) объявила мораторий на процентные платежи по коммерческой   задолженности,   положив   начало   глобальному   кризису внешней задолженности. В течение года еще 24 развивающиеся страны признали сбою неспособность своевременно обслуживать внешний долг. До конца 1983 г, были подписаны соглашения о краткосрочной отсрочке платежей по коммерческой задолженности более 40 стран.

      Одновременно возникла реальная угроза цепных банкротств американских банков, в том числе крупнейших, вложивших значительные суммы (более чем вдвое превышающие их собственные средства) в кредиты развивающимся странам.

      К середине 80-х гг. для решения проблемы просроченной задолженности развивающихся стран потребовался комплекс мер, охватывающий все категории кредиторов (МВФ, МБРР, Парижский клуб, банки и фирмы). Первой попыткой объединить их усилия стал план Бейкера (1985 г). Он предусматривал крупномасштабную реструктуризацию платежей по обслуживанию внешнего долга 15 крупнейших развивающихся стран в 1986-1988 гг. Программа включала отсрочку платежей на 10-20 лет и кредит странам-должникам в 47 млрд. долл.

      Характерной чертой плана Бейкера являлось продолжение навязывания развивающимся странам дефляционной модели выхода из кризиса без учета их интересов в целях бесперебойного обслуживания внешнего долга в ущерб национальным программам образования, здравоохранения и социального обеспечения. На практике единственной страной, эффективно реструктуризировавшей свой внешний долг в рамках плана Бейкера, стала Мексика, получившая 20-летнюю отсрочку платежей с семилетним льготным периодом и новый кредит свыше 12 млрд. долл.

Информация о работе Внешний долг РФ