Внешний долг РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:06, курсовая работа

Описание

Целью данной работы было проследить историю формирования внешнего госдолга РФ, проанализировать современную ситуацию на рынке госдолга и рассмотреть возможные пути использования международного опыта управления внешним долгом в России.

Содержание

1 Понятие, сущность и классификации государственного внешнего долга
1.1 Понятие и сущность государственного внешнего долга и бюджетного дефицита
1.2 Виды государственного внешнего долга
1.3 Методы управления государственным внешним долгом
1.4 Социально-экономические последствия внешнего долга
2 Внешний долг России: анализ динамики ситуации на рынке внешнего долга
2.1 Проблема внешнего долга в условиях СССР
2.2 Государственный внешний долг Российской Федерации
2.3 Анализ динамики и структуры государственного внешнего долга РФ
3 Зарубежный опыт управления внешним государственным долгом и возможности его использования в России
3.1 План Брэйди
3.2 Возможные пути решения проблемы внешней задолженности РФ
3.3 Возможности применения зарубежного опыта по управлению внешним госдолгом в РФ
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Весь.doc

— 342.00 Кб (Скачать документ)

      Принятие  окончательного решения об объемах внешних заимствований должно вестись на основе реального обменного курса, так как может оказаться, что для покрытия недостающих финансовых ресурсов правительству выгоднее прибегнуть к внутренним заимствованиям, чем к внешним, и наоборот. Существует риск образования эффекта «перенасыщения», возникающего вследствие избыточных государственных заимствований и приводящего к вытеснению частных заимствований и инвестиций на рынке. Данный вопрос является довольно актуальным и для России, в связи с наметившейся в последнее время тенденцией по росту внешней задолженности нефинансовых и кредитных организаций.

      Смягчение ситуации в этой сфере е нашей стране вполне могло быть достигнуто путем наделения Центрального банка полномочиями на выдачу разрешений негосударственным заемщикам на осуществление заимствований за рубежом и регулирования их распределения среди всех отраслей экономики страны. Это позволило бы избежать заимствований с неоправданно высокой процентной ставкой, которые создают условия для правонарушений и лают неправильный сигнал на рынке, ухудшая условия заимствований других заемщиков. Такая система хорошо зарекомендовала себя в ряде зарубежных государств, например в Дании.

      Важной  составляющей управления внешним долгом является планирование условий привлечения внешних заимствований. Здесь возможны два следующих подхода21.

      Первый  подход, получивший название минимального риска подразумевает, что риск может быть минимизирован с помощью системы бенчмарков. На практике, это будет означать привязку долговых параметров насколько это возможно близко к параметрам дохода заемщика. Например, если оплата экспорта страны осуществляется в основном в долларах США, то валютный риск может быть минимизирован путем номинирования внешнего долга в эту же валюту. В результате этой привязки колебаниями процентной ставки и обменного курса можно пренебречь, так как они не будут оказывать существенного влияния на способность обслуживать, и выплачивать внешний долг, основываясь на потоке доходов.

      Второй  подход, получивший название минимальных издержек, основывается на сокращении издержек при обслуживании внешнего долга, Он включает в себя не только выбор валюты, но и прогноз колебания процентной ставки и обменного курса. Исходя из этого прогноза, заемщик должен иметь финансовый резерв, достаточный для обеспечения беспрерывных платежей по обслуживанию и выплате внешнего долга Объем этого резерва будет зависеть от финансового положения страны, структуры экспорта страны, стабильности обменного курса и других факторов.

      Сравнивая достоинства и недостатки обоих подходов можно отметить, что первый подход является более подходящим для долгосрочного периода, в то время как второй эффективен в кратко и среднесрочной перспективе.

      Одной из важных характеристик внешнего долга является средняя продолжительность займов. Значительные колебания в значении этого параметра в различных странах объясняется разностью целей стоящих перед управлением внешнего долга конкретной страны. Некоторые страны (Ирландия, Новая Зеландии) при определении продолжительности займов исходят из целей минимизации процентный платежей, в то время как другие исходят из целей сокращения колебаний процентных ставок.

      Интересным  представляется факт, что вместе с  уменьшением долгосрочных процентных ставок, происходившим в 90-х годах, в тот период наблюдался также рост доли долгосрочных займов в общей структуре внешнего долга таких стран, как Великобритания, Франция, Италия, Канада и Швеция. Вместе с тем в отдельных странах (Аргентина и Бразилия) на выбор долгосрочности заимствований большую роль оказывает позиция кредиторов, которые исходят из необходимости диверсификации структуры долга. Различные исследования показали, что заимствования в различных валютах и на различных рынках позволяют существенно сократить валютный риск и снизить стоимость обслуживания. А выход на международный рынок капитала позволяет многим странам существенно улучшить условия заимствований.

      В целом, анализируя изменения, произошедшие в сфере управления внешним долгом за последние десятилетия, можно отметить значимость осуществленных реформ и внедренных новаций. Современный набор финансовых инструментов и накопленный на национальном и международном уровне опыт позволяют странам эффективно управлять портфелем внешних заимствований.

      В то же время, степень проведенных  реформ в этом направлении в нашей  стране была ничтожно мала. Даже несмотря на то, что Россия в последние несколько лег исправно выплачивала свой внешний долг, сложившаяся сырьевая структура экономики и зависимость размеров поступлений валютный ресурсов в страну от мировой конъюнктуры цен на энергоресурсы, не позволяет гарантировать, что трудности с обслуживанием внешнего долга не возникнут в будущем вновь.

      Схемы, используемые для урегулирования долга в России, должны  быть прозрачны и понятны. Открытость при проведении своей политики в области внешних заимствований, а также обеспечение кредиторов соответствующей информацией позволит значительно снизить стоимость обслуживания.

      Для более эффективного управления внешним долгом необходимо внести существенные изменения в систему управления внешним долгом России, основываясь на наиболее удачный зарубежный опыт. Однако зарубежные модели управления долгом не должны полностью копироваться в отношении России. Несмотря на то, что применение западного опыта представляется вполне естественным процессом, он требует прогнозирования возможных последствий его применения и обдуманной адаптации к российским условиям. 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      В данной курсовой работе были рассмотрены вопросы, касающиеся внешнего государственного долга РФ.

      В мировой экономике проблема внешнего долга является одной из наиболее острых и сложных проблем мировой экономики начала XXI века. Многие исследователи относят ее к глобальным проблемам современной мировой экономики

      Для России данная проблема столь же актуальна, так как после распада СССР нашей стране досталась большая часть советского долга, плюс к которому успела накопиться значительная сумма непосредственно российского долга.

      Эффективность управления долгом находится в прямой зависимости от использования рыночных долговых инструментов. Однако в структуре российского суверенного долга на долю внешних облигационных займов приходится около 1/3 его общей суммы.

      Однако  на современном этапе размер внешнего госдолга РФ удовлетворяет критическим значениям. За десятилетний период Россия уменьшила величину своего внешнего долга более чем в 4 раза. Это связано с выполнением обязательств России перед кредиторами, в первую очередь перед международными финансовыми организациями. Россия активно использовала возможности досрочного погашения задолженности. Основываясь на данных фактах, можно отметить улучшение ситуации вокруг государственного внешнего долга Российской Федерации.

      Однако, несмотря на то, что Россия в последние несколько лет исправно выплачивала свой внешний долг, сложившаяся сырьевая структура экономики и зависимость размеров поступлений валютный ресурсов в страну от мировой конъюнктуры цен на энергоресурсы, не позволяет гарантировать, что трудности с обслуживанием внешнего долга не возникнут в будущем вновь.

      В России пока не сформирована даже институциональная  структура такого управления долгом. В большинстве стран долгом управляют специальные долговые агентства, в России управление государственным долгом возложено на Внешэкономбанк.

      Анализ  зарубежного опыта управления внешним  долгом показывает, что в большинстве развитых стран и ряде развивающихся стран, достигших наибольшего прогресса в облегчении бремени внешнего долга, используется тактика активного управления долгом, которая предполагает непрерывное приспособление параметров долга к складывающейся конъюнктуре на рынке.

      Для более эффективного управления внешним  долгом необходимо внести существенные изменения в систему управления внешним долгом России, основываясь на наиболее удачный зарубежный опыт. Однако зарубежные модели управления долгом не должны полностью копироваться в отношении России. Несмотря на то, что применение западного опыта представляется вполне естественным процессом, он требует прогнозирования возможных последствий его применения и обдуманной адаптации к российским условиям 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 
 

      1 Бюджетный кодекс РФ № 145-ФЗ [Электронный ресурс] : доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

      2 Захаров Д.Ю. Анализ полученных  и выданных кредитов РФ / Захаров Д.Ю. // Финансы и кредит.– 2007.– № 4.– С. 12-17.

      3 Кобахидзе А.Г. Мировая практика урегулирования внешнего долга: итоги плана Брейди / Кобахидзе А.Г. // Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований.– 2005.– С. 104 -113.

      4 Красавина Л.Н. Международные  валютно-кредитные  финансовые  отношения: Учебник / Красавина Л.Н.  – М.: Финансы и статистика, 2007.– 438 с.

      5 Макаревич Л.Н. Инструменты урегулирования внешнего долга / Макаревич Л.Н. // Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований.– 2005.– С. 83-87.

      6 Мовсесян А.Г. Международные валютно-кредитные  отношения: Учебник / Мовсесян А.Г. – М.: ИНФРА-М, 2005.– 312 с.

      7 Платежный баланс и внешний  долг РФ в 2010 году // БИКИ.– 2011.– № 9.– С. 2.

      8 Платонова И.Н. К вопросу об управлении внешним долгом России / Платонова И.Н. // Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований.– 2005.– С. 28-33.

      9 Рогова О. Эффективность заимствования – системная проблема / Рогова О. // Экономист.– 2010.– № 4.– С. 79-83.

      10 Смитиенко Б.М. Международные  экономические отношения: Учебник / Смитиенко Б.М.  – М.: ИНФРА-М, 2009.– 528 с.

      11 Ситников Р.И. Зарубежный опыт управления внешним долгом и возможности его использования в России / Ситников Р.И. // Российский внешнеэкономический вестник.– 2010.– № 4.– С. 32-38.

      13 Современный финансово-кредитный словарь / Под ред. М. Г. Лапусты - М.:ИНФРА-М, 2002, -432 с.

      14 Хейфец Б.А. О стратегии управления  внешним долгом/ Хейфец Б.А.// Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований.– 2005.– С. 121 -123.

      15 Ярыгина И.З. Мировой опыт управления внешним долгом / Ярыгина И.З.  // Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований.– 2005.– С. 114 -120. 

Информация о работе Внешний долг РФ