Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:06, курсовая работа
Целью данной работы было проследить историю формирования внешнего госдолга РФ, проанализировать современную ситуацию на рынке госдолга и рассмотреть возможные пути использования международного опыта управления внешним долгом в России.
1 Понятие, сущность и классификации государственного внешнего долга
1.1 Понятие и сущность государственного внешнего долга и бюджетного дефицита
1.2 Виды государственного внешнего долга
1.3 Методы управления государственным внешним долгом
1.4 Социально-экономические последствия внешнего долга
2 Внешний долг России: анализ динамики ситуации на рынке внешнего долга
2.1 Проблема внешнего долга в условиях СССР
2.2 Государственный внешний долг Российской Федерации
2.3 Анализ динамики и структуры государственного внешнего долга РФ
3 Зарубежный опыт управления внешним государственным долгом и возможности его использования в России
3.1 План Брэйди
3.2 Возможные пути решения проблемы внешней задолженности РФ
3.3 Возможности применения зарубежного опыта по управлению внешним госдолгом в РФ
Заключение
Хотя эти меры дали странам-заемщикам небольшую временную отсрочку, но не смогли кардинально изменить ситуацию16.
10 марта 1989 г. министр финансов США Н. Брэйди выступил с планом реструктуризации задолженности развивающихся стран, послужившим основой нового полхода к урегулированию этой проблемы. Впервые внешняя задолженность рассматривалась как следствие структурного кризиса, поразившего экономику страны-должника. Обслуживание государственного долга, став одной из крупных расходных статей бюджета, препятствовало нормальному осуществлению экономических реформ. План Брэйди основывался на предпосылке, что развивающиеся страны никогда не смогут выплатить свой внешний долг полностью, и предполагал значительные льготы (списание основного долга на 35%, отсрочку погашения до 30 лет и льготный период) для стран, выполняющих рекомендации МВФ при проведении валютной и кредитной политики. В отличие от предыдущих программ реструктуризации, план Брэйди был рыночно ориентированным: банки-кредиторы изначально подключались к переговорному процессу, соглашались на частичное списание задолженности, фиксируя при этом значительные убытки, но получая взамен просроченного долга ликвидные облигации с высокой вероятностью его погашения, включая проценты.
В
соответствии с планом внешняя задолженность
перед банками
Первой страной, осуществившей реструктуризацию внешнего долга в рамках плана Брэйди, стала Мексика в 1490 г., за ней последовали еще 18 стран.
Применение плана Брэйди позволило странам преобразовать просроченную задолженность в текущую на выгодных для них условиях, избавляя их от постоянной угрозы платежного кризиса. Кроме того, структура внешней задолженности была коренным образом изменена: низколиквидные банковские кредиты уступили место облигациям. Этот тип реструктуризации позволил поднять финансовый рейтинг стран, став этапом перехода к привлечению новых иностранных инвестиций, прежде всего еврооблигационных займов. Заимствования на рынке еврооблигаций дают ряд преимуществ эмитентам. Во-первых, позволяют расширить круг инвесторов за счет небанковских структур (страховые компании, инвестиционные фонды, частные инвесторы, не имеющие доступа к рынку синдицированных кредитов). Во-вторых, дают возможность заимствовать среднесрочные и долгосрочные валютные ресурсы в больших объемах. В-третьих, в большинстве случаев стоимость заимствования значительно ниже по сравнению с внутренним рынком долговых обязательств. Помимо этого, выпуск еврооблигаций способствует повышению международного престижа эмитента, рекламе его имени среди инвесторов17.
В свою очередь, инвесторы также предпочитают эмиссию еврооблигаций, так как они дают более свободный доступ к рынку заемщика и позволяют создать диверсифицированный и гибкий портфель вложений.
Таким
образом, облигационное оформление
реструктуризации долга
развивающихся стран, впервые предложенное
в рамках плана Брэйди, в
корне изменило структуру рынка долговых
обязательств. Жесткие условия
евроблигационных займов способствовали
повышению ответственности
заемщиков и снизили число неплатежей,
в то время как страны, применявшие другие
способы реструктуризации (в т.ч. Россия),
не всегда соблюдали платежную дисциплину
и оказались отрезанными от новых источников
заимствований. План Брэйди не смог окончательно
решить проблему внешнего долга развивающихся
стран, но дал им возможность
получить постоянный доступ на мировой
рынок частных капиталов.
В рамках данного плана была осуществлена глобальная реструктуризация задолженности в облигационной форме, создавшая базу для развития нового рынка финансовых инструментов.
В настоящее время развитие еврооблигацийнных рынков и новые подходы к решению проблем внешнего долга приводят к снижению роли облигаций Брэйди.
Однако основное наследие плана Брэйди – тенденция к многостороннему и комплексному подходу к решению проблем внешнего долга – особенно актуальна для России.
3.2 Возможные пути решения проблемы внешней задолженности РФ
Выполнять свои обязательства в полном объеме перед иностранными заемщиками Россия сможет, если темп экономического роста составит примерно 3-4% в год, а выплаты по долгам не превысят 3-4 млрд. долл. в год. Более значительные ежегодные выплаты долгов будут негативно влиять на экономику.
Смягчить решение проблемы внешней задолженности может частичное списание долгое, преимущественно советских, а также новая реструктуризация обязательств России в рамках Парижского клуба на условиях заключенного соглашения с Лондонским клубом. Однако даже основательная реструктуризация внешней задолженности России не меняет кардинально ситуацию, а лишь откладывает решение серьезной проблемы на более длительный срок.
В
выработке общей стратегии
Возможна конверсия части долга в инвестиции, то есть долевое участие инвесторов в акциях российских компаний, а также передача других активов, включая российскую собственность за рубежом.
Представляет интерес первая программа капитализации внешнего долга, разработанная в Бразилии в 1983 г. Иностранным кредиторам было разрешено проводить обменные операции типа «долг-акции» в рамках национальной системы регулирования иностранной инвестиций. В соответствии с этой программой внешняя задолженность Бразилии - 1,8 млрд. долл. – была обменена на акции промышленных компания и финансовых организаций. Большая часть этих операция пришлась на конверсию межфирменного долга бразильских филиалов западных ТНК в прямые инвестиции. В 1986 г. была разработана программа капитализации внешней задолженности Мексики. К концу 80-х гг. было проведено свыше 300 операций по конверсии внешней задолженности на сумму более З-4 млрд. долл. Конверсионные операции распространялись и на частные долга национальных инвесторов. Программа капитализации внешнего долга Аргентины, разработанная в 1992 г. предусматривала обмен долговых обязательств на акции на сумму в 1,9 млрд. долл.
Как показал опыт отдельных стран Латинской Америки, капитализация внешнего долга имеет ряд положительных моментов. В частности, сокращается отток финансово средств в счет оплаты основной части долга и процентов, привлекаются иностранные инвесторы, происходит структурная перестройка национальной финансовой системы и др.
К нетрадиционным методам решения проблемы внешней задолженности можно отнести товарообменные сделки "долги за природу". Суть их состоит в том, что Всемирный банк или заинтересованная группа защитников природы выкупает у кредитора по существенно сниженной стоимости (либо получает безвозмездно) часть внешнего долга, который страна выплатить не в состоянии. Затем данная сумма передается в центральный банк заемщика и конвертируется в национальную валюту или в ценные бумаги, номинированные в ней. Получаемые средства используются на проведение природоохранных мероприятий в стране-должнике, и соответственно списывается часть внешней задолженности.
В счет погашения части внешнего долга может быть использована передача части национальной квоты по снижению выбросов е атмосферу парниковых газов. На 3-й Международной конференции по глобальному потеплению, которая состоялась в декабре 1997 г. в Японии (Киото), было достигнуто международное соглашение по сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов. В соответствии с этим соглашением к 2012 гг. развитые страны обязаны сократить эти выбросы (особенно СО2) до уровня 1990 г.: страны ЕС – на 8%, США – на 7%, Япония – на 6%.
В России в связи со значительным спадом промышленного производства ситуация противоположная: по подсчетам специалистов Всемирного банка в 2010 г. эти выбросы на 4% меньше, чем в 1990 г. Россия имеет возможность продать часть неиспользованных квот на выброс парниковых газов (около 250 млн. т. в год). Торговля неиспользованной частью этих квот может обеспечить России от 3 до 10 млрд. долл. Эта сумма может быть предметом переговоров о решении проблемы внешней задолженности России19.
3.3 Возможности применения зарубежного опыта по управлению внешним госдолгом в РФ
Анализ зарубежного опыта управления внешним долгом показывает, что в большинстве развитых стран и ряде развивающихся стран, достигших наибольшего прогресса в облегчении бремени внешнего долга, используется тактика активного управления долгом, которая предполагает непрерывное приспособление параметров долга к складывающейся конъюнктуре на рынке. Это достигается посредством постоянного мониторинга колебаний процентных ставок и курсов валют, а также выбора между различными сегментами рынка.
В то же время, в нашей стране до сих пор используется тактика управления внешним долгом, не предполагающая оперативного приспособления основных параметров заимствований к изменяющимся условиям на мировом кредитном рынке. В настоящий момент нашей страной практически не используются современные инструменты мирового финансового рынка для эффективного управления внешним долгом.
Одной из важнейших задач, стоящих перед управлением внешним долгом, является определение его оптимальной структуры. Опыт внешних заимствований ряда зарубежных стран демонстрирует, что неэффективность структуры долга в части сроков погашения, валюты займа или процентных ставок, а также значительные по размерам и не обеспеченные резервами условные обязательства, являлись основными факторами зарождения и распространения долговых и финансовых кризисов.
Чрезмерная зависимость от долга, выраженного в иностранной валюте, способна привести к давлению на обменный курс и напряженности в денежно-кредитной сфере в том случае, если кредиторы не желают рефинансировать задолженность заемщика в иностранной валюте. Так как налоги взимаются только в национальной валюте, то и риски минимизируются, когда долг выражен в национальной валюте.
Однако в странах со слабым развитием внутренних рынков облигаций, к которым относится Россия, приток капитала из-за рубежа происходит, в основном, в иностранной валюте. Следовательно, данные государства несут крупные риски по долгам в инвалюте.
Эффективное управление долгом невозможно без расчета максимальных размеров внешнего долга, которые может иметь страна без каких-либо серьезных негативных последствий для своей экономики.
Всемирный Банк для определения максимально допустимого уровня внешнего долга конкретной страны предлагает использовать модель предельно допустимого уровня долга.
Данная модель позволяет разрабатывать среднесрочную стратегию страны, исходя из максимально возможного объема привлечения внешних ресурсов, и является базисом для анализа макроэкономического положения страны.
Составляющие данной модели
Рисунок 3 – Модель управления внешним долгом по версии Всемирного банка
В основе этой модели лежит прогноз значений макроэкономических показателей страны в среднесрочной перспективе, включая темпы роста ВВП на ближайшие 3-5 лет. Совмещение этих переменных с прогнозируемым состоянием платежного баланса дает представление о размерах потребностей во внешних заимствованиях. Включение таких факторов, как доля национального дохода, которая может быть потрачена на выплаты по долгу, кредитоспособность страны, взаимоотношения с международными финансовыми организациями и частными кредиторами, позволяет определить объемы новых займов, на которые может рассчитывать государство. Вместе с другими, не образующими внешний долг финансовыми потоками, такими как прямые иностранные инвестиции и портфельные инвестиции, внешних финансовых ресурсов должно быть достаточно, чтобы ликвидировать финансовый дефицит.
Вообще, развитие ситуации должно рассматриваться на основании нескольких сценариев. Данные сценарии должны основываться на различных значениях макроэкономических показателей страны и экономического климата в мире. Денежные потоки по активам и пассивам в рамках текущей стратегии управления долгом проецируются не менее чем на 10 лет вперед.
Следующим шагом является оценка реальной стоимости заимствований. Здесь должны быть учтены следующие факторы: номинальная процентная ставка (внутренняя и международная); уровень инфляции (внутренний и международный), а также темпы обесценивания национальной валюты против определенного бенчмарка (как правило, доллара США или корзины валют).