Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 18:02, реферат
Цель исследования – определение мер по усовершенствованию деятельности организаций по защите прав потребителей в городе и районе.
Задачи исследования – определить направления деятельности отдела по защите прав потребителей и общественной организации по защите потребительских прав и меры по усовершенствованию их деятельности на территории муниципального образования.
вносить в органы исполнительной власти РФ и органы местного самоуправления на территории деятельности территориального управления предложения о введении или отмене лицензирования и квот, а также о предоставлении льгот, льготных кредитов и отдельных видов государственной поддержки;
осуществлять полномочия, предусмотренные Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;
направлять нарушителям антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, о защите прав потребителей предписания о прекращении этих нарушений и т.п.;
принимать решения о наложении штрафов за названные нарушения, административных взысканий;
устанавливать
наличие доминирующего
принимать
решения о полном или частичном
приостановлении рекламной
обращаться в суд, арбитражный суд с исками и заявлениями, участвовать при рассмотрении в суде или арбитражном суде дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей и законодательства о рекламе;
направлять
в соответствующие
Совместным
письмом ГАК РФ и Генеральной
прокуратуры РФ от 28 августа 1995 года
территориальным управлениям
2.3. Контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг)
Центральным органом исполнительной власти РФ, осуществляющим государственное регулирование и межотраслевую координацию работ по стандартизации, метрологии и сертификации в настоящее время является Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт РФ).
Закон
РФ «О защите прав потребителей» (статья
42, пункт 3) возлагает на федеральный
орган по стандартизации, метрологии
и сертификации координацию деятельности
федеральных органов
В
соответствии с «Положением о
государственной инспекции по торговле,
качеству товаров и защите прав потребителей
Министерства внешнеэкономических
связей и торговли РФ» [13], утверждённым
Постановлением Правительства от 14
июля 1997 года, Государственная инспекция
по торговле, качеству товаров и
защите прав потребителей Министерства
внешних экономических связей и
торговли Российской Федерации (Госторгинспекция)
– государственный орган, основными
задачами которого являются: государственный
контроль за соблюдением норм и правил
торговли и общественного питания,
порядком применения цен по отдельным
группам товаров, качеством и
безопасностью товаров
Объектами государственного контроля Госторгинспекции в соответствии с возложенными на неё задачами являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, граждане, реализующие, производящие товары или услуги.
Госторгинспекция
в своей деятельности взаимодействует
с Государственным комитетом
Российской Федерации по стандартизации,
метрологии и сертификации, Министерством
здравоохранения Российской Федерации,
Государственным
Госторгинспекция состоит из департамента государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей центрального аппарата Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации в субъектах Российской Федерации.
Территориальные управления Госторгинспекции выполняют следующие функции:
проводят проверки соблюдения правил торговли и качества товаров народного потребления у продавца, а также в соответствии с порядком, согласованным с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, - качества продукции изготовителя;
осуществляют
в установленном порядке
контролируют правильность пользования весовыми и измерительными приборами, торговым, технологическим и дозирующим оборудованием;
принимают
меры по устранению выявленных недостатков
и правонарушений, обеспечивают широкую
гласность результатов
приостанавливают реализацию товаров (и оказываемых при этом услуг), не соответствующих по качеству обязательным требованиям стандартов, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан;
рассматривают в соответствии с законодательством письма, заявления, жалобы граждан на качество товаров, нарушения в работе торговых предприятий, предприятий общественного питания и после соответствующих проверок принимают по ним решения, обязательные для исполнения продавцом, изготовителем (при несогласии с принятым решением продавец, изготовитель, потребитель вправе обратиться в суд, арбитражный суд в установленном порядке, при этом действие решений управлений Госторгинспекций не приостанавливается до решения суда);
представляют
в установленные сроки
3. Отдел защиты прав потребителей администрации муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район
3.1 Структура, задачи, функции отдела
Никакие федеральные органы не могут знать всех проблем, с которыми приходится ежедневно сталкиваться потребителям в каждом конкретном городе или районе. Не будет же ведомство, находящееся в Москве, разбираться с конкретной булочной, нарушающей права потребителей, в Находке или Уссурийске. Невозможно направить представителей федеральных ведомств в каждый регион.
Именно поэтому определённые функции по защите интересов потребителей Закон РФ «О защите прав потребителей» возлагает на городские, районные, областные администрации. Сегодня практически в каждом (даже самом маленьком) населённом пункте есть специалист или группа специалистов, которые занимаются защитой прав потребителей.
Образно говоря, такие отделы по защите прав потребителей при местных администрациях являются передним краем работы государства с потребителем. Каждый человек, у которого есть претензии к конкретному магазину, к качеству товара или услуги, может пожаловаться в отдел по защите прав потребителей и ему обязаны дать консультацию относительно того, как нужно себя вести.
В отличие от федеральных органов, местные органы по защите прав потребителей не наделены никакими контрольными функциями. Практически единственная административная мера, которую могут применить эти организации, - право приостановить реализацию товаров с просроченными сроками годности.
Но отсутствие права карать нарушителей отнюдь не означает ненужность местных органов по защите прав потребителей. Эти органы могут принимать достаточно эффективные меры к нарушителям закона. Во многих отделах по защите прав потребителей созданы «черные списки» магазинов и фирм, в которых обманывают потребителей. Эти списки публикуются в газетах и потребители узнают, с какими фирмами можно иметь дело безбоязненно, а общения с какими фирмами нужно избегать. Специалисты местных органов выявляют нарушения прав потребителей, направляют информацию о нарушениях в соответствующие федеральные органы для принятия мер, обращаются в суд в интересах потребителей.
В соответствии со статьёй 44 Закона РФ «О защите прав потребителей» органы местного самоуправления формируют соответствующие структуры.
В муниципальном образовании г. Уссурийск и Уссурийский район в ноябре 1992 года (вслед за принятием Закона «О защите прав потребителей») был создан отдел по защите прав потребителей, который осуществляет контроль за соблюдением законодательства в области защиты прав потребителей. Отдел является структурным подразделением Управления потребительского рынка товаров и услуг.
В своей деятельности отдел по защите прав потребителей руководствуется действующим законодательством Российской Федерации и Приморского края, Указами Президента РФ и Губернатора края, Уставом муниципального образования, решениями Думы г.Уссурийска и Уссурийского района и распоряжениями глав муниципального образования, а также Положением об отделе по защите прав потребителя.
Отдел возглавляет начальник отдела, который назначается на должность и освобождается от должности распоряжением Главы муниципального образования по согласованию с начальником управления потребительского рынка товаров и услуг. В структурный состав отдела входят следующие специалисты:
начальник отдела - 1;
главный специалист – 1;
ведущие специалисты – 2
Основными задачами деятельности отдела являются:
-
Разработка программ и
-
Работа с жалобами и
-
Контроль за соблюдением
-
Содействие в развитии и
Функции отдела
В процессе своей работы отдел выполняет следующие функции:
1.
Рассматривает жалобы
2.
Консультирует граждан по
3.
Анализирует договоры, заключаемые
продавцами (исполнителями,
4.
Организовывает проверки
5.
Осуществляет контроль за
6.
Информирует федеральные