Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 18:02, реферат
Цель исследования – определение мер по усовершенствованию деятельности организаций по защите прав потребителей в городе и районе.
Задачи исследования – определить направления деятельности отдела по защите прав потребителей и общественной организации по защите потребительских прав и меры по усовершенствованию их деятельности на территории муниципального образования.
Исполнитель – организация, независимо от её формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;
Продавец – организация, независимо от её формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли – продажи;
Стандарт – государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг);
Недостаток товара (работы, услуги) – несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара (работы, услуги);
Существенный недостаток товара (работы, услуги) – недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым назначением, либо который не может быть устранён, либо который вновь проявился после устранения, либо для устранения которого требуются большие затраты, либо вследствие которого потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора;
Безопасность
товара (работы, услуги) – безопасность
товара (работы, услуги) для жизни, здоровья,
имущества потребителя и
1.3 Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей
Потребительское
законодательство не исчерпывается
одним только Законом «О защите прав
потребителей». Это целая группа
нормативных актов (законов и
постановлений Правительства), регулирующих
отдельные отрасли
Нормы потребительского законодательства содержатся в различных отраслях права. Перечень нормативных актов открывает Конституция Российской Федерации [1] , которая закрепляет право граждан на отдых, охрану здоровья, жилище, образование и т. д., а также устанавливает гарантии осуществления этих прав. От наиболее существенных нарушений потребителей защищают нормы административного и уголовного законодательства. В Уголовном кодексе Российской Федерации [6] недавно появилась статья, которая устанавливает ответственность за обман потребителей. Нормы, предусматривающие ответственность за нарушение прав потребителей, содержатся и в Кодексе об административных правонарушениях [7].
Основное
регулирование отношений с
Кроме ГК РФ и Закона РФ «О защите прав потребителей», в сфере потребительского законодательства действует несколько законов, напрямую затрагивающих интересы потребителей. Прежде всего, это законы РФ «О страховании», «О сертификации», «О естественных монополиях», а также Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» и другие нормативные акты.
Там,
где действуют несколько
Основное требование к другим нормативным актам, затрагивающим интересы потребителей, заключается в том, что эти документы не должны содержать норм, противоречащих Закону РФ «О защите прав потребителей» Нормы, содержащиеся в международных договорах, имеют приоритет перед внутренним законодательством государства. Это правило закреплено п.4 ст.15 Конституции Российской Федерации: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Наиболее
известным и часто применяемым
международным договором в
Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей
«Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» [2], принятые 9.04.85 г. Генеральной Ассамблеей ООН и подписанные Российской Федерацией, возложили на Россию определённые обязательства по закреплению в законодательстве основных прав потребителей, признанных международным сообществом. Практически все эти права нашли отражение в Законе РФ «О защите прав потребителей».
Одним
из восьми общепризнанных прав потребителей
является право на потребительское
образование. Недостаточно предоставить
потребителю права и
В преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей» закреплено право потребителя на просвещение.
Для
реализации права потребителей на просвещение
требуется целая система
На
сегодняшний день можно говорить
о том, что система информирования
и просвещения потребителей через
средства массовой информации сложилась
и успешно развивается. Практически
все наиболее популярные средства массовой
информации имеют постоянно действующие
потребительские рубрики (например,
приложение к газете «Известия» - «Известия
– Экспертиза», рубрика к газете
«Аргументы и факты», приложение к
газете «Комсомольская правда», клуб потребителей
«Привереда» в газете «Куранты»,
телевизионная программа «
Знания законодательства о защите прав потребителей необходимы не только самим потребителям, но и производителям товаров и услуг, в первую очередь, менеджерам, администраторам, руководителям всех уровней, предпринимателям.
2. Государственная защита прав потребителей
Полномочия Федерального антимонопольного органа
С принятием Закона «О защите прав потребителей» в России сложилась система органов, которые призваны осуществлять государственный контроль за соблюдением потребительского законодательства. Полномочия этих органов закрепляются в названном Законе.
Федеральный
антимонопольный орган – это
центральный орган
В
настоящее время таковым
Основными задачами ГАК РФ являются:
содействие
формированию рыночных отношений на
основе развития конкуренции и
предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о защите прав потребителей.
Что может ГАК РФ?
Конкретные полномочия этого органа прописаны в Законах РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О рекламе» и «О защите прав потребителей».
Согласно статье 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» (в
редакции Федерального закона № 2 от 9 января 1996 г.) федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) направляет:
-
предписания изготовителям (
-
материалы о нарушении прав
потребителей в орган,
-
материалы в органы
Государственный
антимонопольный комитет (его территориальные
органы) в случаях обнаружения
нарушений прав потребителей вправе
обращаться в суд для их защиты,
предъявлять иски в суды в интересах
неопределённого круга
Территориальные управления Государственного антимонопольного комитета РФ (ГАК РФ)
Федеральный
антимонопольный орган образует
в субъектах федерации свои территориальные
управления. Их полномочия не могут
превышать полномочий федерального
антимонопольного органа. Они определены
в Положении о территориальном
управлении Государственного комитета
РФ по антимонопольной политике и
поддержке новых экономических
структур (утверждено приказом ГКАП от
13 ноября 1995 г. № 146) . Согласно этому
Положению территориальные
В
Положении подробно прописаны методы
и формы осуществления
Территориальное управление вправе :
направлять в ГАК РФ предложения по совершенствованию соответствующего законодательства, практики его применения;
направлять
обязательные для исполнения предписания
об отмене или изменении принятых
неправомерных актов, о прекращении
нарушений антимонопольного законодательства,
а также о расторжении или
изменении заключённых