Защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 18:02, реферат

Описание

Цель исследования – определение мер по усовершенствованию деятельности организаций по защите прав потребителей в городе и районе.

Задачи исследования – определить направления деятельности отдела по защите прав потребителей и общественной организации по защите потребительских прав и меры по усовершенствованию их деятельности на территории муниципального образования.

Работа состоит из  1 файл

Защита прав потребителей 123.docx

— 70.80 Кб (Скачать документ)

     В соответствии со ст. 27 Федерального закона «Об общественных объединениях» (в  ред. 17.05.97) общественное объединение  граждан имеет право:

     - свободно распространять информацию  о своей деятельности;

     - участвовать в выработке решений  органов государственной власти  и органов местного самоуправления;

     - выступать с инициативами по  различным вопросам общественной  жизни, вносить предложения в  органы государственной власти;

     - представлять и защищать свои  права, законные интересы своих  членов и участников, а также  других граждан в органах государственной  власти, органах местного самоуправления  и общественных объединениях.

     В дополнение к этим полномочиям Закон  РФ «О защите прав потребителей» предоставляет  потребительским организациям дополнительные полномочия. Рассмотрим некоторые из них.

     Закон предоставляет потребительским  организациям право проводить экспертизу качества и безопасности товаров (работ, услуг). Для реализации этого права  общественные объединения потребителей могут учреждать собственные  испытательные лаборатории, заключать  договоры с уже действующими лабораториями. Многие потребительские организации  активно используют это право  и проводят испытании различных  товаров, чтобы предоставить потребителям достоверную информацию о свойствах  испытываемых товаров. Одно из достоинств потребительских испытаний –  их независимость. Информируя о своём  продукте, продавец или производитель  старается предоставить лишь ту информацию, которая будет способствовать росту  покупательского спроса. Задача же потребительских организаций –  сравнить рекламируемый товар с аналогичными по характеристикам товарами других фирм и предоставить потребителю возможность осознанного выбора.

     Еще одно право общественного объединения  потребителей – это проверка соблюдения прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, участие по поручению  потребителей в проведении экспертиз  по фактам нарушения прав потребителей. Потребительские организации вправе самостоятельно или вместе с уполномоченными  государственными органами проводить  проверки соблюдения прав потребителей, соблюдения требований законодательства при продаже товаров и оказании услуг. Проводить проверку могут  только уполномоченные представители  общественного объединения. Они  должны в обязательном порядке составить  акт проверки, указав в нём все  обнаруженные правонарушения. Если по результатам проверки составлен  протокол об административном правонарушении, то общественное объединение обязано  передать его в органы местной  власти, а при серьёзных нарушениях – и в прокуратуру для принятия мер к нарушителю.

     Главное отличие общества потребителей от государственного органа по защите прав потребителей –  независимость. От государства, от политики, от бизнеса. К примеру, глава администрации  города выносит постановление, ущемляющее права потребителей. В этом случае отдел при администрации вряд ли сможет выступить против своего руководителя (который к тому же финансирует работу отдела), а общество потребителей в состоянии это  сделать и добиться отмены незаконного  постановления.

     Кроме того, общества потребителей очень  мобильны. Их деятельность не связывают  никакие инструкции и бюрократические  согласования. Если сотрудник отдела в течение дня столкнулся с  каким-то нарушением потребительских  прав (одного человека или целого города), то уже вечером общество может  начать их защищать. В последние  годы деятельность независимых организаций  потребителей осуществляется в информационном и правозащитном направлениях. Это  легко объяснимо: чем больше людей  через газеты, радио, телевидение  узнают о своих правах, тем труднее  будет их обманывать, продавать им некачественные товары и оказывать  «медвежьи услуги».

     Практически при всех обществах работают юристы, которые готовы помочь гражданам  по широкому кругу вопросов, связанных  с ущемлением их прав как потребителей.

     4.2. Деятельность общественной  организация по  защите прав потребителей  г. Уссурийска  и Уссурийского  района

     Общественная  организация по защите прав потребителей г. Уссурийска и Уссурийского района (далее Организация) создана в 1997 году и в своих действиях руководствуется  Гражданским кодексом РФ [3], [5] , Законом  РФ «Об общественных объединениях» [10], Законом РФ «О защите прав потребителей»  и иными законодательными и нормативными актами РФ и международными соглашениями, Уставом Общества. 10 октября 1997 года организация была зарегистрирована в Управлении юстиции Приморского  края [Приложение 7].

     Общественная  организация защиты прав потребителей г. Уссурийска и Уссурийского района является полноправным членом и представителем интересов Ассоциации общественных объединений потребителей Приморского  края (далее Ассоциация), в которую  входят общественные организации по защите прав потребителей городов Владивостока, Артёма, Лесозаводска, Уссурийска. В  соответствии с сертификатом, выданным Ассоциацией [Приложение 8], организация  готова вносить посильный вклад  в развитие данной организации путём  создания наиболее благоприятных условий  для деятельности её членов, содействия органам власти, общественным организациям и иным организациям в осуществлении мер по защите прав потребителей, а также проведения исследований, участия в проектах и программах, связанных с развитием рынка товаров, работ и услуг для населения.

     Организация оказывает помощь не только жителям  г. Уссурийска и Уссурийского района в защите потребительских прав. В  Уссурийскую организацию обращаются за помощью, консультациями жители Михайловского, Надеждинского, Пограничного, Октябрьского районов. В настоящее время Организация  работает над проектом создания в  г.Уссурийске базового филиала Ассоциации общественных объединений потребителей Приморского края.

     Штатные сотрудники организации – активные участники потребительского движения, их на сегодняшний день 10 человек. Всего  в организации более 100 членов. Они  приглашаются для участия в деятельности общественной организации (проведения рейдов, участия в качестве представителя  истца в суде, участия в независимой  экспертизе) по мере необходимости. Внештатные сотрудники общественной организации  по защите прав потребителей уплачивают членские взносы, имеют удостоверения  общества и активно участвуют  в пропаганде Закона РФ «О защите прав потребителей».

     В соответствии со ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» общественная организация  по защите прав потребителей г. Уссурийска и Уссурийского района имеет право:

     - проверять соблюдение прав потребителей  и правил торгового, бытового  и иных видов обслуживания  потребителей, составлять акты о  выявленных правонарушениях и  направлять указанные акты для  рассмотрения в уполномоченные  органы государственной власти, участвовать по поручению потребителей  при проведении экспертиз по  фактам нарушения прав потребителей;

     - вносить в органы прокуратуры  и федеральные органы исполнительной  власти материалы о привлечении  к ответственности лиц, виновных  в выпуске и реализации товаров  (выполнении работ, оказании услуг), не соответствующих установленным  требованиям и качеству товаров  (работ, услуг), а также в нарушении  прав потребителей, установленных  Законами или иными правовыми  актами РФ;

     - обращаться в органы прокуратуры  с просьбами принести протесты  о признании недействительными  актов федеральных органов исполнительной  власти, актов органов исполнительной  власти субъектов РФ и актов  органов местного самоуправления, противоречащих законам, регулирующим  отношения в области защиты  прав потребителей.

     За  время деятельности организации  проделана большая работа по защите потребительских прав, пропаганде законодательства о защите прав потребителей. Только в 2002 году общественной организацией:

     - в досудебном порядке было  рассмотрено более 100 обращений,  из них по письменным заявлениям  – 58 обращений. В том числе  по вопросам нарушения прав  потребителей:

     жилищно-коммунальными  службами -18 обращений (ремонт кровель, залив квартир, некачественные услуги домоуправлений, службы заказчика, отсутствие горячей воды, тепла, энергоснабжения, вышедшее из строя бытовое оборудование из-за перенапряжения в электрических  сетях);

     медицинские услуги – 6 обращений (незаконное требование оплаты за лекарства при стационарном лечении, некачественная услуга зубопротезного кабинета и др.);

     продажа некачественного товара (продовольственных  товаров, промышленных товаров / в основном, обуви /, мебели, сложно-бытовой техники, дискет и пр.) [В Приложении 8 представлено исковое заявление в Уссурийский городской суд по факту продажи некачественной обуви];

     оказание  образовательных услуг – 2 обращения (незаконное требование внесения спонсорских  взносов в учебных заведениях);

     услуги  туристических фирм – 1обращение (нарушение  требований предоставления услуг визы);

     бытовое обслуживание – 4 обращения (парикмахерские услуги, ремонт обуви, услуги химчистки);

     услуги  общественного питания -5 обращений.

     - По распоряжению главы администрации  муниципального образования члены  общественной организации в составе  комиссии (Управления внутренних  дел, Управления потребительского  рынка товаров и услуг, санитарно-эпидемиологической  службы, налоговой инспекции) принимали  участие в совместных рейдах  по проверке торговых точек  города и района.

     - Работа в суде по защите  прав потребителей -23 раза, из них  как представители истца –  8 раз. Вынесено решений в пользу  потребителей - все.

     - Организация ведёт активную работу  по разъяснению и пропаганде  Закона РФ «О защите прав  потребителей»:

     На  базе центральной городской библиотеки с 1999 года работает «Клуб потребителей». Проводятся встречи с жителями города, где члены организации дают консультации по вопросам защиты потребительских  прав. Совместно с работниками  библиотеки проводятся книжные выставки, обзоры журнала «Спрос».

     Председатель  общественной организации Глазунов Ю.Б. выступает на страницах газет  «Уссурийские новости», «Новая», «Жемчужина Приморья» с отчетами о работе организации, консультациями, отвечает на письма, вопросы, поступившие в  адрес организации.

     Члены общественной организации принимали  участие

     в семинаре-совещании с заведующими  отделами и специалистами по защите прав потребителей муниципальных образований  края, руководителями общественных объединений  потребителей;

     в конференции Гражданского форума в  г. Владивостоке.

     Как уже говорилось выше, главное отличие  и преимущество общественных потребительских  организаций - их независимость от государства, политики и, в том числе, от местной  власти.

     В качестве примера можно привести тот факт, что в 2001 году общественная организация по защите прав потребителей г. Уссурийска и Уссурийского района обратилась в суд о признании  недействительным Постановления главы  муниципального образования г. Уссурийск  и Уссурийский район от 30.01.2002 г. № 81 о повышении тарифов по оплате жилья и коммунальных услуг. Отдельные положения постановления  противоречили требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг, а именно:

     - в тексте отсутствовала информация  о проведении в обязательном  порядке независимой экспертизы  экономической обоснованности (экспертной  оценки) вновь вводимых тарифов  и ставок на коммунальные услуги, предоставляемые населению.

     Уссурийская организация по защите прав потребителей обратилась в Приморское территориальное  управление МАП России с жалобой  на незаконное принятие постановления, в прокуратуру г. Уссурийска и  Уссурийского района. Обращение было рассмотрено в вышеуказанных  инстанциях. Было признано, что представленное постановление подпадает под  действие Гражданского Кодекса РФ, Закона РФ «О защите прав потребителей»  и иных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере жилищно-коммунальных услуг [Приложение 9]. Постановление  главы МО было признано недействительным, действие его приостановлено, тарифы пересмотрены в соответствии с экспертной оценкой.

     В 2002 году в общественную организацию  по защите прав потребителей обратился  профсоюзный комитет угольщиков п. Новошахтинский Михайловского района с вопросом о помощи (консультации) при решении возникшего аналогичного прецедента, когда главой муниципального образования Михайловский район  было принято постановление о  повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, тепловое снабжение, водоснабжение  и водоотведение. В результате совместной деятельности общественной организации, профсоюза угольщиков, прокуратуры  Михайловского района выяснилось, что  комиссия по проведению экономической  экспертизы, созданная по распоряжению главы администрации не являлась независимой. В неё вошли заместитель  главы района, заведующий финансовым отделом, специалисты управления экономики  и планирования администрации района. Такой состав нельзя признать независимым, отвечающим требованиям постановления  Госстроя РФ от 21.05.1999 . Решением Михайловского  районного суда постановление главы  администрации было признано незаконным и отменено.

Информация о работе Защита прав потребителей