Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:49, контрольная работа
Речи адвоката в судебном процессе придается важное значение в деле защиты обвиняемого. В любом правовом обществе классический образ адвоката ассоциируется прежде всего с его речью. Завершающим актом участия адвоката в судебном процессе является его выступление в прениях с судебной речью. Nascuntur poetae, fiunt oratores - поэтами рождаются, а ораторами становятся1. Поэтому для того, чтобы выиграть дело в суде, кроме представления доказательств, выбора правильной тактики и прочее, необходимо еще и убедить суд своим красноречием. Основные требования без соблюдения, которых речь в суде просто не достигнет своей цели просты, но в то же время требуют навыков применения и постоянного контроля: правильность, точность, понятность, чистота.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..………..3
Глава 1. Понятие и значение судебной речи адвоката…..……………………..4
1.1. Речь адвоката в судебных прениях…………………………………….5
1.2. Структура защитительной речи……..………………………….………6
Глава 2. Построение убедительной защитительной речи как разновидность аргументационной деятельности………………………………………8
2.1. Различные логические и внелогические способы убеждающего воздействия…………………………………………………………….10
2.2. Логические ошибки в судебной речи…………………………………11
2.3 Критика и опровержение, и их сочетание с эмоциональным убеждением……………………………………………………………..12
2.4 Убеждение в форме дискуссии………………………………………..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …….………………………………………………………….......15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………….....18
Убедительность выступления зависит не только от доказательности речи, но и от эффективного решения других задач аргументации (убеждения, склонения слушателей присоединиться к мнению аргументатора, чтобы они стали его единомышленниками по всем обсуждаемым им вопросам). Эти задачи сформулировал еще Цицерон: "Все построение убедительной судебной речи основано на трех вещах: доказать правоту того, что мы защищаем, расположить к себе слушателей, направить их мысли в нужную для дела сторону".
Для эффективного решения этих взаимосвязанных задач в процессе аргументации наряду с логическими способами применяются речевые, эмоционально-психологические и другие внелогические способы убеждающего воздействия. Различные способы убеждающего воздействия изучаются в логике, психологии, лингвистике, психолингвистике, риторике и других науках. Совместное изучение многообразных способов убеждения аудитории с помощью речевого воздействия является предметом особой отрасли знания - теории аргументации, представляющей собой комплексное учение о наиболее эффективных в коммуникативном процессе логических и внелогических способах (методах и приемах) убеждающего воздействия. Теория аргументации анализирует и объясняет скрытые механизмы "незаметного искусства" речевого воздействия в рамках самых различных коммуникативных систем. Влиять на убеждения слушателей или зрителей можно не только с помощью речи и словесно выраженных доводов, но и многими другими способами: жестом, мимикой, наглядными образами и т.п. Даже молчание в определенных случаях оказывается достаточно веским аргументом10.
2.1. Различные логические и внелогические способы убеждающего воздействия
Различные логические и внелогические
способы убеждающего
Логическое убеждение
Для обеспечения убеждающего
тезис и аргументы (доводы) должны быть ясными, четкими, точно определенными;
тезис должен оставаться тождественным, т.е. одним и тем же, на протяжении всего доказательства (обоснования);
доводы, приводимые в подтверждение тезиса, не должны противоречить друг другу;
обоснование истинного тезиса требует использования истинных аргументов;
истинность доводов должна быть установлена (доказана) независимо от тезиса;
доводы (аргументы) должны служить достаточным основанием для данного тезиса;
в ходе доказательства (обоснования) необходимо соблюдать формы умозаключений (дедукция, индукция и аналогия) и логические законы мышления: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания11.
2.2. Логические ошибки в судебной речи
Нарушение этих правил ведет к логическим ошибкам, которые порой имеют место и в судебной речи. Наиболее распространенные из них:
ложное основание, или основное заблуждение, когда обосновываемый тезис пытаются вывести из ложных посылок;
предвосхищение основания, или недоказанное основание, когда тезис пытаются вывести из таких посылок, которые сами нуждаются в подтверждении их истинности;
порочный круг, когда тезис выводится из посылок, а те, в свою очередь, - из тезиса;
полная подмена тезиса, или отступление от тезиса, проявляется в том, что, выдвинув в качестве тезиса определенное положение, аргументатор фактически обосновывает нечто другое, близкое или сходное с тезисом положение, и тем самым подменяет основную идею другой;
частичная подмена тезиса выражается в том, что в ходе выступления аргументатор пытается видоизменить собственный тезис, сужая или смягчая свое первоначально слишком общее, преувеличенное либо слишком резкое утверждение. Так, первоначальное утверждение, о том, что "все участники преступления действовали умышленно", видоизменяется до утверждения "большинство из них действовали умышленно";
чрезмерное доказательство по принципу "чем больше аргументов, тем лучше"; аргументация в таком случае будет чрезмерной или нелогичной, особенно когда незаметно для себя аргументатор использует явно противоречащие друг другу доводы12;
смешение причинной
связи с простой
ложное следование, когда в подтверждение тезиса переходят от сказанного в определенном отношении к сказанному безотносительно;
поспешное обобщение, когда аргументом, подтверждающим лишь часть тезиса, обосновывают весь тезис;
ошибка в демонстрации,
когда отсутствует логическая связь
между аргументами и
Подобные логические ошибки вызывают критическое отношение к позиции судебного оратора со стороны его процессуального противника и слушателей. В таких случаях в процессе полемики для убеждения и переубеждения друг друга, завоевания, привлечения на свою сторону слушателей судебные ораторы применяют еще два способа логической аргументации: критику и опровержение13.
2.3. Критика и опровержение, и их сочетание с эмоциональным убеждением.
Критика - это логическая операция, направленная на разрушение ранее состоявшегося процесса аргументации. Если целью аргументации является выработка убеждения в истинности или, по крайней мере, в частичной обоснованности какого-либо положения, то конечной целью критики является разубеждение людей в обоснованности того или иного положения и убеждение их в ложности этого положения. Конечная цель при критике достигается не всегда. Иногда удается лишь установить необоснованность утверждения, а иногда указывается ложность утверждения или низкая степень правдоподобия. Поэтому можно выделить два способа критики: критику аргументации и установление ложности, или малой степени правдоподобия утверждения. В первом случае критика называется контраргументацией, а критикуемое положение - тезисом.
Частным случаем контраргументации является логическое опровержение.
Опровержение - это установление ложности какого-либо положения с использованием логических средств и доказанных положений. Такого рода положения называются аргументами опровержения. По направленности рассуждения выделяют критику тезиса путем обоснования антитезиса и критику, которая называется сведением к абсурду.
Логическое убеждение в форме опровержения, критики и доказательства обычно сочетается с эмоциональным убеждением14.
Эмоциональное убеждение рассчитано на пробуждение, использование в последующих мыслительных процессах убеждаемых соответствующих излагаемым обстоятельствам переживаний, эмоций и чувств. Рациональное логическое убеждение сильнее, когда оно воспринимается в определенном эмоциональном состоянии. Это объясняется тем, что эмоции являются необходимым элементом любого познавательного процесса и в то же время выступают стимулирующим началом, необходимым условием самого познания. Необходимость прибегать в судебной речи к эмоциональному убеждению вытекает из того, что, как установлено проведенными исследованиями, при восприятии речи слушателями высший уровень понимания предмета речи, при котором они не только понимают, о чем говорил оратор (запомнили основную мысль), понимают, что говорилось по этому поводу (помнят главные аргументы), но и сохраняют впечатление, помнят, как оратор говорил, достигается только тогда, когда оратору удалось своим ораторским искусством произвести глубокое впечатление на чувства людей.
2.4. Убеждение в форме дискуссии
Убеждение в форме дискуссии осуществляется путем обмена доводами, утверждениями в целях отстаивания своей точки зрения в процессе полемики. К этой форме убеждения судебные ораторы прибегают, когда после выслушивания речей всех участников прений сторон выступают еще один раз - с репликой. Защитники нередко используют эту форму убеждения при построении защитительной речи для опровержения позиции и доводов, содержащихся в речи государственного обвинителя.
Применение этих форм убеждения предполагает использование и такого способа убеждающего речевого воздействия, как информирование (передача целенаправленно отобранной информации). Сознательно отобранная и целенаправленная информация обладает большой убедительной силой и способна серьезным образом изменить образ мыслей, мнение каждого человека.15
В судебной речи сущность информирования как способа убеждающего речевого воздействия заключается в целенаправленной передаче сообщений о каких-то фактах, сведений об участниках рассматриваемого события, их поведении во время, до и после совершения рассматриваемого деяния и другой имеющей значение по делу информации. Путем передачи заранее подготовленной, отобранной и систематизированной информации судебный оратор оказывает необходимое воздействие на суд и судебную аудиторию: передаваемые сведения повышают психическую активность слушателей, формируют ту или иную направленность их познавательных процессов (восприятия, мышления, воображения), приводят к необходимости переоценки отдельных обстоятельств рассматриваемого дела.
В этой главе мы коротко
рассмотрели способы
Заключение
Таким образом, судебная
речь адвоката в уголовном процессе
- это публичное выступление
адвокат с судебной речью, а точнее, с судебными речами в процессе слушаний по делу может выступать многократно. В частности, это могут быть речи, произнесенные при: заявлении ходатайств; изложении позиции о порядке рассмотрения дела; выражении мнения по заявленному ходатайству сторон уголовного процесса; в других предусмотренных законом случаях.
Однако в настоящей работе были рассмотрены вопросы, касающиеся только защитительной речи адвоката в судебных прениях при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Можно сделать вывод о том, что во-первых, судебная речь - это фактор психологического воздействия на судей;
Во-вторых, судебная
речь - это выступление
Говоря о структуре судебной речи, условно можно определить четыре равнозначных уровня:
структура артикуляционная;
структура грамматическая;
структура постановочная
структура содержательная.
Первый, второй и
третий уровни включают в себя
саму речь как таковую безотнос
степень отчетливости произношения речевых звуков;
моторика;
правила редукции
(выпадение звука, укорочение
звука), постановки ударений, правила
обращения с диалектными
Структуру грамматическую характеризуют степень знания литературного языка, на котором произносится речь (недопустимо смешение падежей, разговорного и литературного компонентов речи и т.д.).
Структуру постановочную характеризуют:
психологичность, учет ментальности слушателей;
артистичность, актерские качества;
интеллигентность манер;
эмоциональная доминанта;
варьирование тембрами, тональностью;
ясность изложения.
Структурируя речь, обращайте внимание на точность и чистоту слога, богатство слов, пристойность, простоту и силу, благозвучие и другие особенности судебной речи. При этом для эффективного убеждения суда советуют пользоваться образностью, метафорами и сравнениями, антитезами, другими риторическими оборотами. Речь, составленная из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей непривычных; она исчезает из памяти присяжных, как только они прошли в совещательную комнату.