Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:30, реферат
Культура устной и письменной речи должна быть основной задачей всей школы, так как нет ни одной школьной дисциплины, в которой учащиеся в той или иной степени не пользовались бы устным или письменным словом. Каждый преподаватель должен заботиться о том, чтобы ученики во всех своих устных ответах и письменных работах по его предмету говорили правильным литературным языком. Словеснику в этой работе принадлежит особая и очень ответственная роль. На занятиях по русскому языку и литературе делается установка на слово как выражение мысли. На уроках ученик, читая и анализируя текст, неизбежно обращаешься к слову как к средству выявления образов и идейного смысла произведения.
Устная и письменная речь на уроках литературы
«Слово хорошо только тогда, когда оно верно выражает мысль, а верно оно выражает мысль тогда, когда вырастает из неё, как кожа из организма, а не надевается, как перчатка, сшитая из чужой кожи»
К. Д. Ушинский
Культура устной и письменной
речи должна быть основной
задачей всей школы, так как
нет ни одной школьной
Воспитание языковых навыков
у школьников прослеживается
двумя параллельными путями: средствами
устной и письменной речи. В
чем сходство и различие этих
путей? Существуют требования, в
одинаковой степени применимые
и к письменной, и к устной
речи. От любого высказывания
или ответа учащегося учитель
должен добиваться
Поэтому устная и письменная
речь тесно взаимосвязаны:
Однако между этими двумя
В устной речи этот процесс
совершенствуется быстро и в
окончательной форме, а в
К тому же, устная речь обращена к слушателям, что отражается и на лексике, и на синтаксисе, и на общем построении речи. В ней больше взволнованности, эмоций, значимую роль играет интонация, жесты, мимика. Ничего этого нет в письменной речи. Пишущий остается наедине с собой. Он должен представить себе читателя (т. е. учителя) и изложить свои мысли только словами, с предельной полнотой, ясностью и обстоятельностью.
Эти особенности устной и письменной речи настолько существенны, что в школе необходимо обучать и той и другой форме выражения мысли, так как они ставят перед собой наряду с общими и особые задачи.
Культура письменной речи
Культура устной речи должна
давать навыки словесной
В работе учителя над устной
речью ученика есть еще одна
тонкость, обойти вниманием которую
нельзя. Это просторечие, принесенное
детьми в класс из дома. Оно
привито им с детских лет
и поэтому очень стойкое,
Основное, определяющее условие
правильно организованной
Чаще всего неясность,
Так, например, учитель закончил
лекцию о жизни и творчестве
писателя. На очереди – анализ
основных программных
Поэтому, прежде чем начинать
разбор, необходимо добиться того,
чтобы все ученики в классе
были достаточно знакомы с
текстом, и, кроме того, провести
подготовку учеников, чтобы сделать
предстоящий разбор глубоким
и интересным. Для этого надо
часть урока или урок отдать
ориентировочным занятиям.
Формы предварительной ориентировки могут быть разнообразны:
а) чтение в классе начала произведения, сопровождение беседой, комментарием;
б) выделение эпизодов, наиболее существенных;
в) группировка действующих лиц;
г) выделение основных частей произведения или сюжетных линий: и т. д.
Причем 1 – й прием целесообразен именно в 9 классе, т к. учащиеся еще не имеют навыка текстуального анализа больших произведений.
В 10 классе этот прием допустим только к некоторым произведениям (например, «Гроза»). Большинство произведений, вошедших в программу 10 класса, требует иной системы изучения: разбора текста во всем единстве составляющих его частей.
Так, на подготовительном, ориентировочном уроке к роману «Отцы и дети» можно предложить:
а) назвать действующих лиц, которых они считают главными;
б) назвать сцены, особенно важные для выяснения взглядов и характера Базарова;
в) выделить описания или сцены, показывающие отношение Тургенева к своим героям.
Цель этой беседы – поставить вопросы и навести учеников на правильное решение, для того чтобы заинтересовать их и побудить с большим вниманием отнестись к изучению романа.
При изучении романа «Что
Вводя таким способом учащихся
в проблематику романа, учитель
вооружает их для более
Все эти приемы способствуют
четкой и быстрой ориентировке
учащихся в материале
Художественная литература, отражая
самые различные явления жизни,
Специфика занятий по
Все эти слова нуждаются в
уточнении, даже в словарной
работе. Хорошо, если учащиеся научатся
находить среди них антонимы
и синонимы, т.е. противопоставлять
одни свойства характера
Это поможет им в работе
над сравнительной
Актуальный Ушинский. 1: Ум, знание, опыт
Не уметь хорошо
выражать своих мыслей — недостаток.
Но не иметь самостоятельных мыслей
— недостаток намного больший. Самостоятельные
же мысли возникают только из самостоятельно
же приобретаемых знаний.
Сколько глубоких идей пропадает теперь
даром именно потому, что человек заучивает
их прежде, чем бывает в состоянии их понять.
Он приучается употреблять их так ложно
и бессмысленно, что потом редко добирается
до их истинного смысла.
Не оттого ли и самый язык современной
литературы уступает в точности и выразительности
языку древних, что мы учимся говорить
почти единственно из книг и пробавляемся
чужими фразами? Тогда как слово древнего
писателя вырастало из его собственной
мысли, а мысль — из непосредственного
наблюдения над природой, другими людьми
и самим собой.
Слово хорошо тогда, когда оно верно выражает
мысль. А верно оно выражает мысль тогда,
когда вырастает из нее, как кожа из организма,
а не надевается, как перчатка, сшитая
из чужой кожи.
Язык, конечно, есть один из могущественнейших
воспитателей человека. Но он не может
заменить собой знаний, извлекаемых прямо
из наблюдений и опытов.
Тема. 51. Реферат
по истории педагогики
тема «История педагогической риторики»
автор-составитель:
Новосельцева Г.А.
соискатель ИПКК УрГУ
научный руководитель:
д.филол.н., профессор
Акимова О.Б.
Екатеринбург
2008
Содержание
Введение
1. История педагогико-
1.1 Риторика как наука и учебная дисциплина
1.2 Этапы становления и
1.3 Особенности русского
2. Категориальная и
2.1 Современное состояние
2.2 Современные риторизированные технологии
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В эпоху стремительно развивающихся рыночных отношений в России и в связи с новизной социальных условий и потребностей проблема овладения свободным, подлинно культурным словом для любого члена общества, пожалуй, как никогда актуальна. Особенно важно это для педагогов, чья речь не только главное орудие профессиональной деятельности, но и образец, сознательно или бессознательно усваиваемый обучающимися, а значит, неизбежно «тиражируемый» ими в речевой среде.
Проблема профессионально-
Информация о работе Устная и письменная речь на уроках литературы