Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:30, реферат
Культура устной и письменной речи должна быть основной задачей всей школы, так как нет ни одной школьной дисциплины, в которой учащиеся в той или иной степени не пользовались бы устным или письменным словом. Каждый преподаватель должен заботиться о том, чтобы ученики во всех своих устных ответах и письменных работах по его предмету говорили правильным литературным языком. Словеснику в этой работе принадлежит особая и очень ответственная роль. На занятиях по русскому языку и литературе делается установка на слово как выражение мысли. На уроках ученик, читая и анализируя текст, неизбежно обращаешься к слову как к средству выявления образов и идейного смысла произведения.
Будучи первичной формой коммуникации,
диалог представляет собой неподготовленный,
спонтанный тип речи. Это утверждение
касается в первую очередь сферы
разговорной речи, где тематика диалога
может произвольно меняться в
ходе его развертывания. Но даже в
научной, публицистической и официально-деловой
речи при возможной подготовке реплик
(прежде всего вопросных) развертывание
диалога будет спонтанным, поскольку
в абсолютном большинстве случаев
реплики-реакции собеседника
В диалогической речи наиболее ярко проявляется так называемый универсальный принцип экономии средств словесного выражения. Это значит, что участники диалога в конкретной ситуации используют минимум словесных, или вербальных, средств, восполняя не выражаемую словесно информацию за счет невербальных средств общения - интонации, мимики, телодвижений, жестов.
Например, идя на прием к руководителю и находясь в приемной, сотрудник фирмы не будет обращаться к секретарю с вопросом типа «Николай Владимирович Петров, директор нашей фирмы, находится сейчас у себя в кабинете?», а может ограничиться кивком головы по направлению к двери кабинета и репликой «У себя?». При письменном воспроизведении диалога такая ситуация обязательно развертывается, показывается автором, пишущим ремарки, комментарии.
Для существования диалога, с одной стороны, необходима общая исходная информационная база его участников, а с другой - исходный минимальный разрыв в знаниях участников диалога. В противном случае участники диалога не будут сообщать друг другу новую информацию по предмету речи, а, следовательно, он не будет продуктивным.
Таким образом, неинформативность отрицательно сказывается на продуктивности диалогической речи. Этот фактор может возникать не только при низкой коммуникативной компетенции участников диалога, но и при отсутствии желания у собеседников вступать в диалог или продолжать его. Диалог, состоящий только из одних форм речевого этикета, так называемых этикетных форм, имеет формальный смысл, неинформативен, потребность в получении информации отсутствует, но он является общепринятым в определенного рода ситуациях (при встречах в общественных местах).
Необходимым условием существования диалогов, направленных на получение новой информации, является такой фактор, как потребность в общении, возникающая вследствие потенциального разрыва в знаниях.
Тематически направленный диалог называется беседой. Целью беседы может быть выяснение уровня знаний, воздействие на слушателей: убеждение, внушающее воздействие. Направленность такой беседы и ее результаты в значительной степени определяются высказываниями ее участников, их репликами, замечаниями, одобрением или возражением. Но иногда беседу организуют специально, чтобы выяснить определенный вопрос, тогда она носит целенаправленный характер (например, ответ ученика на вопросы учителя).
Диалогическая речь, как правило, предъявляет
меньше требований к построению связного
и развернутого высказывания, чем
речь монологическая или письменная;
здесь не нужна специальная подготовка.
Объясняется это тем, что собеседники
находятся в одинаковой ситуации,
воспринимают одни и те же факты
и явления и поэтому
Диалог предполагает свободное владение речью, способность отличать искренние ответы от уклончивых. В основе диалога - умение задавать вопрос себе и другим. Вместо того, чтобы произносить безапелляционные монологи, гораздо эффективнее преобразовать свои идеи в форму вопросов, апробировать их в беседе с коллегами, посмотреть, поддерживаются они или нет. Уже сам факт вопроса демонстрирует желание участвовать в общении, обеспечивает его дальнейшее течение и углубление.
Основными разновидностями диалога являются бытовой разговор, деловая беседа, переговоры.
Для бытового диалога характерны:
- незапланированность;
- большое разнообразие
- частые отклонения от темы, перескакивание с одной темы на другую;
- отсутствие, как правило, целевых
установок и необходимости
- самопрезентация личности;
- разговорный стиль речи.
Деловая беседа имеет следующие характерные особенности:
- дифференцированный подход к
предмету обсуждения с учетом
коммуникативной цели и
- быстрота реагирования на
- критическая оценка мнений, предложений и возражений партнеров;
- аналитический подход к учету
и оценке всех факторов
- ощущение собственной
- ощущение сопричастности и
ответственности в решении
Переговоры по многим характеристикам сходны с деловой беседой. Дополнительными признаками переговоров являются различия в исходных знаниях и установках при необходимости принятия совместного решения и равноправии сторон.
2. Монолог можно определить как
развернутое высказывание
Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре. Монологическая речь в практике общения людей занимает большое место и проявляется в самых разнообразных устных и письменных выступлениях.
Психолого-педагогической особенностью монологической речи является то, что реакция слушателей угадывается, жесты и мимика играют меньшую роль, чем при диалоге.
Монолог - это чаще всего публичная речь, адресованная большому количеству людей. Ораторский монолог диалогичен. Выступающий как бы беседует с аудиторией, то есть происходит скрытый диалог. Но возможен и открытый диалог, например, ответы на вопросы присутствующих.
Для монолога типичны значительные по размеру отрезки текста, состоящие из структурно и содержательно связанных между собой высказываний.
Монолог характерен для научного и официального общения, возможен в художественной литературе и публицистической речи. В разговорной речи монолог встречается редко, обычно в общении образованных людей. Монологическая речь состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения.
К монологическим формам речи относятся
лекции, доклады, выступления на собраниях.
Общая и характерная
Цель этой направленности -- достигнуть необходимого воздействия на слушателей, передать им знания, убедить в чем-либо. В связи с этим монологическая речь носит развернутый характер, требует связного изложения мыслей, а, следовательно, предварительной подготовки и планирования.
Его особенности:
- он непрерывен (поэтому активное
экспрессивно-мимическое и
- он должен быть последователен и доказателен;
- в нем должна правильно
В диалогической речи не так заметны обмолвки, незаконченные фразы, неточное употребление слов. Ситуация взаимного общения сглаживает перечисленные недочеты.
Виды монолога:
- устный рассказ (Наиболее
- лекция (в ней дается не только
описание явлений, но и
- доклад и речь (выступление). (Доклад - продуманное устное сообщение по определенному вопросу, основанное на сообщении фактического материала и его обобщении. Например, доклад директора школы об «итогах учебного года», «доклад о результатах проведенного научного эксперимента» и т. д.
Задача речи иная -- она должна пробуждать определенную, мысль и доходить до сердца слушателей. В речи объясняется, разъясняется что-либо по поводу события, случая, торжества. Это, например, речь директора школы в связи с началом учебного года, речь при открытии памятника).
Развитие таких средств
- выступление перед микрофоном и телевизионной камерой.
Монологическая речь во всех ее формах требует подготовки.
Как правило, монологическая речь протекает с известным напряжением. Она требует от говорящего умения логически, последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме, а также умения устанавливать контакт с аудиторией. Для этого говорящий должен следить не только за содержанием своей речи и за ее внешним построением, но и за реакцией слушателей.
Различают два основных типа монолога.
Во-первых, монологическая речь представляет
собой процесс
Во-вторых, монолог - это речь наедине с самим собой, то есть монолог может быть не направлен к непосредственному слушателю (это так называемый «внутренний монолог») и соответственно не рассчитан на ответную реакцию собеседника.
Монологическую речь различают по степени подготовленности и официальности. Ораторская речь всегда представляет собой заранее подготовленный монолог, произносимый в официальной обстановке. Однако в определенной степени монолог - это искусственная форма речи, всегда стремящаяся к диалогу, в связи с этим любой монолог может иметь средства его диалогизации, например обращения, риторические вопросы, вопросно-ответную форму речи, то есть все то, что может свидетельствовать о стремлении говорящего повысить коммуникативную активность собеседника-адресата, вызвать его ответную реакцию.
Следовательно, речь имеет общественно-историческую природу. Люди всегда жили и живут коллективно, в обществе. Общественная жизнь и коллективный труд людей вызывают необходимость постоянно общаться, устанавливать контакт друг с другом, воздействовать друг на друга. Это общение осуществляется при помощи речи. Благодаря речи люди обмениваются мыслями и знаниями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях.
Одна из функций речи - служить
средством общения между
Таким образом, говоря о том, что речевое общение происходит в двух формах - устной и письменной, - надо иметь в виду сходство и различия между ними. Сходство заключается в том, что эти формы речи имеют общую основу - литературный язык - и в практике занимают примерно равное место. Различия сводятся чаще всего к средствам выражения. Устная речь связана с интонацией и мелодикой, невербаликой, в ней используется определенное количество и «своих» языковых средств, она привязана больше к разговорному стилю. Письмо использует буквенные, графические обозначения, чаще книжный язык со всеми его стилями и особенностями, нормированностью и формальной организацией.
Нормирование устной речи. Орлов О.М. Русский язык и культура речи. Учеб.пособие для студентов. Саратовский гос. соц.-экон. университет. - Саратов, 2002.
Устная речь, так же как, и письменная,
нормирована и
Языковые нормы не выдумываются учеными. Они отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке, и поддерживаются речевой практикой. Нормы помогают литературному языку сохранить свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять свою основную функцию - культурную.
Многие так называемые огрехи устной речи - функционирование незаконченных высказываний, слабая структурированность, введение перебивав, авто комментаторов, контакторов, реприз, элементов колебания - является необходимым условием успешности и эффективности устного способа коммуникации.
3. РАЗНОВИДНОСТИ УСТНОЙ РЕЧИ
Общение между людьми может происходить в разных формах. Разговор, диспут с друзьями, коллегами по работе, полемика кандидатов перед выборами, доклад на собрании, дискуссия, лекция в университете - это непосредственное общение между участниками, которое происходит в устной форме.
Рассмотрим более подробно разновидности устной речи: особенности устных высказываний и их различия. Русский язык и культура речи. Учеб. для студ. Вузов/Под ред. В.И.Максимова. М.: Гардарики. 2000.
1) Беседа - это разговор преимущественно
между двумя собеседниками,
Информация о работе Устная и письменная речь на уроках литературы