Устная и письменная речь на уроках литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:30, реферат

Описание

Культура устной и письменной речи должна быть основной задачей всей школы, так как нет ни одной школьной дисциплины, в которой учащиеся в той или иной степени не пользовались бы устным или письменным словом. Каждый преподаватель должен заботиться о том, чтобы ученики во всех своих устных ответах и письменных работах по его предмету говорили правильным литературным языком. Словеснику в этой работе принадлежит особая и очень ответственная роль. На занятиях по русскому языку и литературе делается установка на слово как выражение мысли. На уроках ученик, читая и анализируя текст, неизбежно обращаешься к слову как к средству выявления образов и идейного смысла произведения.

Работа состоит из  1 файл

педагогическая риторика.docx

— 122.45 Кб (Скачать документ)

Беседа не монолог, а диалог, т.е. двустороннее общение, целью которого является либо стремление лучше понять характер возникшей проблемы, либо воздействие на одного из собеседников с учетом  его интересов и мнения по обсуждаемому вопросу. Поэтому необходимо так формулировать вопросы, определения, оценки, чтобы они прямо или косвенно приглашали собеседника высказывать свое отношение к изложенному мнению.

Разговор - это словесный обмен  мнениями, сведениями. Разговор часто  употребляется как синоним к  слову беседа. Разговор, беседа, обсуждение предполагают наличие 2-х или нескольких участников, которые в непринужденной обстановке высказывают свои мнения, соображения по тому или иному  поводу. Обсуждение ведется по какой-либо определенной теме и каждый участник высказывает свою точку зрения. Участники разговора задают друг другу вопросы, чтобы узнать точку зрения собеседника или прояснить непонятные моменты обсуждения. Беседа особенно эффективна в том случае, если возникает необходимость разъяснить какой-либо вопрос, осветить проблему. Собеседование - специально организованная беседа на общественные, научные темы.

2) Спор, дискуссия, полемика, прения, дебаты, диспут, диалог - синонимы. Павлова  Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М.: Просвещение, 1998. Механизм везде  один. Различаются они по целям,  организации, правилам поведения  собеседников, средствам словесного  противоборства.

Слово спор служит для обозначения  процесса обмена противоположными мнениями. Под спором понимается всякое столкновение мнений, разногласия в точках зрения по какому либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.

Слово диспут пришло к нам из латинского (disputar - рассуждать, disputatio - прение) и первоначально обозначало публичную защиту научного сочинения, написанного для получения ученой степени. Сегодня в этом значении слово диспут не употребляется. В тех ситуациях, когда речь идет о диспуте, имеется в виду коллективное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных, профессиональных и других проблем, которые не имеют общепринятого, однозначного решения. В процессе диспута его участники высказывают различные суждения, точки зрения, оценки на те или иные события, проблемы.

Слово дискуссия происходит от латинского слова diskussio- рассмотрение, исследование - это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого, а по возможности и общезначимого ее решения. Его целью являются выяснение и сопоставления разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.

Дискуссия - это обмен мнениями по вопросам в соответствии с более  или менее определенными правилами  процедуры и с участием всех или  только некоторых присутствующих на собрании. При массовой дискуссии  все члены, за исключением председателя, находятся в равном положении. Здесь  не выделяют особых докладчиков и  все присутствуют не только в качестве слушателей. Специальный вопрос обсуждается  в определенном порядке, обычно в  соответствии со строгим или несколько  видоизмененным регламентом и под  председательством должностного лица.

Как правило, участниками дискуссии  являются лица, которые обладают необходимыми знаниями по обсуждаемым вопросами  имеют полномочное право принимать  решение или рекомендовать принять  то или иное решение.

Дискуссия представляет собой последовательную серию высказываний ее участников относительно одного и того же вопроса, что обеспечивает необходимую связанность обсуждения. В большинстве случаев тема дискуссии  формируется до ее начала, что дает возможность ее участникам подготовится к ней более основательно.

От других видов спора, прежде всего полемики, дискуссия отличается своей целенаправленностью и используемыми средствами. Цель любой дискуссии достижение максимальной возможной  в данных условиях степени согласия ее участников по обсуждаемой проблеме. Очевидно, что дискуссия содержит в себе известную долю компромисса, т.к. она в большей мере ориентирована на поиск и утверждение истины или оптимального решения, чем на торжество определенной позиции. Истина или оптимальное решение является сплавом, синтезом необходимых, взаимосвязанных элементов, которые обычно содержатся в различных точках зрения, высказанных участниками дискуссии. Средства используемые в дискуссии, должны признаваться всеми ее участниками. Применение иных средств не допускается.

Итог дискуссии не должен сводится к сумме высказанных точек зрения относительно обсуждаемого предмета. Он должен представлять собой синтез объективных и необходимых черт, присущих дискутируемому предмету. Другими словами, результат дискуссии должен выражаться в более или менее объективном суждении, поддерживаемом всеми участниками дискуссии или большинством. Таким образом, в дискуссии выявляемся более четкая и ясная формулировка решения проблемы, снимается, устраняется до известного предела момент субъективности: убеждение одного человека или группы людей получая, других и тем самым объективируются, обретая определенную обоснованность.

Слово дебаты французского происхождения  и означает - спор, прения (прения - русское  слово, зафиксированное в лексиконе 17 века).

Другой характер носит полемика. Об этом свидетельствует и этимология данного термина. Древнегреческое  слово polemicos означает «воинственный, враждебный». Полемика-это не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей. Полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.

Полемика отличается от дискуссии  и диспута именно своей целевой  направленностью. Участники дискуссии  и диспута, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к единому  мнению, найти общее решение, установить истину. Цель полемики иная: надо одержать победу над противником, отстоять и  утвердить собственную позицию.

Однако следует иметь ввиду, что подлинно научная полемика ведется не просто ради победы как таковой. Опираясь на принципиальные позиции, полемисты решают социально значимые вопросы, их выступления направлены против всего, что мешает эффективному общественному развитию.

Полемика - это наука убеждать. Она  учит подкреплять мысли убедительными  и неоспоримыми доводами, научными аргументами.

3) Лекция, представляя собой единственное  выступление с последующими вопросами  слушателей и ответами на них  лектора, иногда рассматривается  как дискуссия. Но говорить  о ней более уместно в разделе  о симпозиуме. Лекционная форма  часто находит применение на  занятиях по искусству речи, поскольку  она не связана определенной  формой и временем. Деловая риторика (речевая культура делового общения): Учебное пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 1999.

Лекция - устное изложение учебного предмета или какой то новой темы, а также запись этого изложения. Лекция - позволяет слушателям получить научное представления, о какой либо проблеме или ряде проблем в процессе непосредственного взаимодействия со специалистом. Лекция в массовой аудитории (отличии от вузовской, академической) не ставят собой целью дать полное, системное представление о какой-либо научной области и её взаимосвязи с другими науками. Её задачи более конкретны: направить познавательные интересы аудитории, скорректировать её представления в той или иной сфере, помочь разобраться в интересующем вопросе, дать ему актуальную информацию.

4) Доклад - публичное сообщение  или развернутое изложение, какой-то  новой темы. Например: прочитать  доклад, выступить с докладом, научный  доклад, прения по докладу. Доклад  может быть представлен в виде  устного или письменного сообщения  начальнику о служебном деле. Например: доклад директору, командиру  или явиться с докладом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Речь является полиморфной деятельностью - в своих различных функциональных значениях представлена в разных формах: внешняя, внутренняя, монолог, диалог, письменная, устная и т. д.

- Внешняя - средство общения;

- Внутренняя - средство мышления;

- Письменная - один из способов запоминания информации;

Устная речь - это спонтанная литературная речь, реализуемая в неофициальных  ситуациях при непосредственном участии говорящих с опорой на прагматические  условия общения.

В зависимости от различных условий  общения устная речь приобретает  вид либо диалогической, либо монологической речи.

Диалог - двусторонний обмен информации;

Монолог - процесс рассуждения;

Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями  русского языка. Однако она имеет  несомненное преимущество в разговорно-бытовом  стиле речи: устную научную речь, устную публицистическую речь, виды устной речи в сфере официально-делового общения, художественную и разговорную  речь. Следует сказать, что разговорная  речь оказывает влияние на все  разновидности устной речи.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Водина Н.С., Иванова А.Ю., Клюев В.С. и др. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум. М.: 2004.

2. Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим. М.: Просвещение,1998.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: 1988.

4. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура  русской речи. М.:2000.

5. Деловая риторика (речевая культура  делового общения): Учебное пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 1999.

6. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура  устной речи. Интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. Учебное пособие. Изд.: Флинт. Наука. М.: 2004.

7. Костомаров В.Г. О разграничении терминов «устный» и «разговорный», «письменный», и «книжный»//Проблемы современной филологии. - М.: 1995.

8. Лавриненко В.Н. Социальная психология и этика делового общения. М.: 1999.

9. Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения. Учеб. пособие для студентов./Изд.: Флинт. - М.: 2000.

10. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая  деятельность. - М.: 2002.

11. Ночевник М Н. Человеческое общение. М.: Просвещение,1996.

12. Ожогов С.И., Шведова И.Ю. Толковый  словарь. М.: 1996.

13. Орлов О.М. Русский язык  и культура речи. Учеб.пособие для студентов. Саратовский гос. соц.-экон. университет. - Саратов, 2002.

14. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия,  полемика. М.: Просвещение, 1998.

15. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. Изд. 8-е. Серия «Лингвистическое наследие ХХ века». - М.: 2002.

16. Русский язык и культура  речи. Учеб. для студ. Вузов/Под ред. В.И.Максимова. М.: Гардарики. 2000.

17. Сопер П. Основы искусства речи. М.: 1995.

18. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. Л.:1993.

19. Язык как общественное явление/Под ред. Б.А.Серебренникова. - М.: Наука. 1990.

20. www.bychkov.temator.ru

21. www.gramota.ru

22. www.pedlib.ru


Информация о работе Устная и письменная речь на уроках литературы