Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:30, реферат
Культура устной и письменной речи должна быть основной задачей всей школы, так как нет ни одной школьной дисциплины, в которой учащиеся в той или иной степени не пользовались бы устным или письменным словом. Каждый преподаватель должен заботиться о том, чтобы ученики во всех своих устных ответах и письменных работах по его предмету говорили правильным литературным языком. Словеснику в этой работе принадлежит особая и очень ответственная роль. На занятиях по русскому языку и литературе делается установка на слово как выражение мысли. На уроках ученик, читая и анализируя текст, неизбежно обращаешься к слову как к средству выявления образов и идейного смысла произведения.
Целью написания курсовой работы является - дать понятие и охарактеризовать разновидности устной речи.
В соответствии с поставленной целью в работе были определены и решены следующие задачи:
- Дано понятие о языке и речи.
- Приведена характеристика
- Рассмотрены разновидности
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Общий объём работы 40 страниц, библиографический список включает в себя 22 источника.
1. ПОНЯТИЕ О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ
Слова «язык» и «речь» многозначны, иногда они соотносятся как синонимы. По представлениям современной лингвистики, речь связана с языком, но не отождествляется с ним.
Язык - это система знаков, объективное,
исторически сложившееся
В отличие от этих искусственных систем, язык способен передавать сообщения любого, ничем не ограниченного содержания, то есть он универсален. Жестикуляция и мимика - системы невербального общения - придают звучащей речи лишь добавочные эмоциональные и смысловые оттенки.
Язык служит средством общения, познания, хранения и передачи национального самосознания, традиций культуры и истории народа. Язык обнаруживает себя только в речи и только через нее выполняет свое главное, коммуникативное, назначение.
Речь - это форма существования языка, его воплощения, реализация. Под речью понимают использование человеком языковых богатств в жизненных ситуациях, результат процесса формулирования и передачи мысли средствами языка. Речь отдельного говорящего обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. Таким образом, речь конкретна и индивидуальна.
Можно выделить следующие функции речи:
- выражение (отношение к тому, о чем говорится);
- воздействие (побуждение
- сообщения (обмен мыслями и информацией при помощи слов)
- обозначение (название
- обобщение (слово обозначает не только данный предмет, но и группу сходных предметов и то общее, что присуще им). Если функция обозначения устанавливает связь слова со всеми образами сознания, то обобщение выражает тесную связь речи с мышлением.
Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.
1.1 Виды речи
Внешняя
Внутренняя
Письменная
Устная
Монологическая
Диалогическая
Мысль начинает формироваться во внутренней речи. Ее механизм был исследован в начале XX века психологом Л.С. Выготским. Эта речь беззвучна, непроизносима, включает образы, отличается от внешней степенью языковой сформированности: опускается большинство второстепенных членов предложения, в словах русского языка выпадают гласные, не несущие смысловой нагрузки.
Вся духовная жизнь человека - его
размышления, планы, споры с самим
собой, переработка увиденного и
услышанного протекают в
Внешняя речь существует в устной и письменной формах. Различия между ними определяются:
1. Способами кодирования. Устная речь - произносимая, звучащая, слышимая - выражена звуками (акустическим кодом), а письменная - видимая, написанная - буквами (графическим кодом).
2. Механизмами порождения. Письменный
текст, как правило, - подготовленный,
- записывается на черновиках, подвергается
редактированию, совершенствованию.
Устная речь не имеет таких
возможностей, она спонтанна, т.
е. создается в момент
3. Механизмами восприятия. Устная
речь должна восприниматься
4. Грамматическими и
5. Видами норм. Только к устной речи предъявляются орфоэпические требования, и только к письменной - орфографические, пунктуационные и каллиграфические.
6. Выразительными возможностями.
Устная речь обладает
7. Характером адресата. Устная речь
зависит от того, как ее воспринимают,
потому что, как правило,
Органическую связь между
Устная речь может быть записана, а письменная - произнесена. Например, письменный текст при «озвучивании» приобретет некоторые особенности устной речи (интонационную окраску, ритм), но будет характеризоваться как письменная речь в устной форме.
При подготовке и в процессе публичного
выступления возникает
В жизни обычно преобладает устная речь, поэтому ее считают первичной, ведущей. По словам В.Г.Костомарова, в наше время устная речь «приобрела перед письменной важное преимущество - моментальность, что крайне важно для стремительных темпов и ритмов XX века. А также ... другое качество: способность фиксироваться, консервироваться, сохраняться и воспроизводиться». Костомаров В.Г. О разграничении терминов «устный» и «разговорный», «письменный», и «книжный»//Проблемы современной филологии. - М. , 1995.
Среди источников хранения информации доминируют аудитивные, аудиовизуальные: радио, телевидение, телефонная связь. Таким образом, устная речь сегодня существует в совершенно новых разновидностях.
Формы речи и функциональные стили
Формы речи |
|||
устная |
Функциональные стили |
письменная |
|
лекция, доклад, дискуссия |
научный |
диплом, статья, диссертация, монография, книга |
|
стихи, проза. Анекдоты |
художественный |
стихи |
|
речь, дебаты, выступления |
публицистический |
статьи |
|
переговоры, речь в суде, пресс-конференция |
официально-деловой |
договор, приказ |
|
общение |
разговорный |
письмо, пьеса, сценарий |
|
1.2 Речевая деятельность. Культура речевой деятельности
У человека наряду с трудовой, научной, государственной, политической и другими существует самая распространенная - речевая деятельность. Без нее невозможна никакая другая, она предшествует, сопровождает, а иногда формирует, составляет основу деятельности.
Речевая деятельность - это деятельность, имеющая социальный характер, в ходе которой высказывание формируется и используется для достижения определенной цели (общения, сообщения, воздействия). Психолог Л.С. Выготский характеризовал речевую деятельность как процесс материализации мысли, т. е. превращения ее в слово. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: 1988.
Речевая деятельность состоит из речевых действий (актов), которые представляют собой подготовку и реализацию высказывания, целиком, независимо от его объема (это может быть реплика в диалоге, рассказ и т. д.)
В лингвистике наиболее известна схема речевого акта, предложенная Р.О.Якобсоном. Она включает следующие основные компоненты: говорящий (адресант), слушающий (адресат), контекст (обстановка, в которой производится высказывание, допустим, официальное собрание, семейный обед), передаваемая информация (сообщение).
Теория речевой деятельности учитывает, прежде всего, что коммуникация - это не передача информации, а обмен ею между собеседниками. Они поочередно меняются ролями («я» - коммуникатор, «ты» - перципиент), высказываясь об общем предмете разговора.
Речемыслительный механизм необыкновенно сложен и до настоящего дня до конца не изучен. Выделяют 3 ступени речевого акта: подготовка и исполнение высказывания, его восприятие и понимание, обратная связь.
Культура речевой деятельности
- это культура владения словом, обмен
сообщениями с наивысшей
Различают четыре вида речевой деятельности: два из них производят текст - говорение, письмо, а другие - слушание (аудирование) и чтение - осуществляют восприятие. Таковы составляющие системы нашего «языкового существования», при этом их распределение в потоке жизни неравномерно: меньше всего мы пишем (если это не связано с профессиональной деятельностью), больше всего слушаем или говорим (это может зависеть от личных свойств человека).
1.3 Классификация видов речи
Речь людей в зависимости от различных условий приобретает своеобразные особенности. Соответственно этому выделяют разные виды речи. Прежде всего, различают внешнюю и внутреннюю речь. Орлов О.М. Русский язык и культура речи. Учеб.пособие для студентов. Саратовский гос. соц.-экон. университет. - Саратов, 2002.
Внутренняя речь -- это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. Внутренняя речь -- словесная оболочка мышления. Внутренняя речь своеобразна. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Часто целые фразы сокращаются до одного слова (подлежащего или сказуемого). Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен и поэтому не требует от него развернутых словесных формулировок.
Внутренняя речь не направлена на общение с другими людьми. Внутренняя речь -- разговор человека с самим собой. Во внутренней речи протекает мышление, возникают намерения и планируются действия.
Основным признаком внутренней речи является ее непроизносимость, она беззвучна. Внутреннюю речь разделяют на внутреннее проговорившие и собственно внутреннюю речь.
Внутренняя речь отличается по структуре от внешней речи тем, что она свернута, в ней опускается большинство второстепенных членов предложения.
Внутренняя речь, как и внешняя, существует как кинестезический, слуховой или зрительный образ.
В отличие от собственно внутренней речи внутреннее проговаривание совпадает по структуре с внешней речью. Внутренняя речь формируется на основе внешней.
К помощи развернутой внутренней речи прибегают, как правило, в тех случаях, когда испытывают затруднения в процессе мышления. Трудности, которые переживает иногда человек, пытаясь объяснить другому понятную ему самому мысль, часто объясняются трудностью перехода от сокращенной внутренней речи, понятной для себя, к развернутой внешней речи, понятной для других.
Внешняя речь служит общению (хотя в
отдельных случаях человек
Информация о работе Устная и письменная речь на уроках литературы